г. Краснодар |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А32-36255/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Тысячный" (ИНН 2329020780, ОГРН 1062329007069) - Ярыш Е.Н. (доверенность от 09.04.2019), заинтересованного лица - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Алексеева С.С. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования Гулькевичский район, администрации Тысячного сельского поселения Гулькевичского района, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А32-36255/2019, установил следующее.
ООО "Агрофирма Тысячный" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными содержащихся в письмах от 13.06.2019 N 52-24046/19-32-12 и от 11.07.2019 N 52-28026/19-32-12 отказов в предоставлении в аренду сроком на 49 лет без проведения торгов земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:06:1401013:3, 23:06:1501005:6, 23:06:1501005:8, 23:06:1501005:7 и возложении на департамент обязанности заключить договоры аренды указанных земельных участков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Гулькевичский район (далее - администрация района), администрация Тысячного сельского поселения Гулькевичского района (далее - администрация поселения).
Определением от 12.10.2020 требования общества о признании незаконными отказов департамента от 13.06.2019 N 52-24046/19-32-12 и от 11.07.2019 N 52-28026/19-32-12 в части предоставления в аренду обществу сроком на 49 лет без проведения торгов земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1501005:8 и обязании департамента в течение месяца с момента вступления в силу судебного акта заключить без проведения торгов сроком на 49 лет договор аренды данного земельного участка, выделены в отдельное производство.
Решением от 05.07.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.10.2021, признаны незаконными решения департамента от 13.06.2019 N 52-24046/19-32-12, от 13.06.2019 N 52-24046/19-32-12, от 11.07.2019 N 52-28026/19-32-12 об отказе в предоставлении обществу в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:1401013:3, 23:06:1501005:6, 23:06:1501005:7 как не соответствующие Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) с возложением на департамент обязанности в месячный срок, с даты вступления в законную силу судебного акта, подготовить и направить в адрес заявителя подписанные проекты договоров аренды указанных земельных участков. Суды исходили из того, что оспариваемые отказы противоречат закону и нарушают права заявителя. Владение обществом спорными земельными участками осуществлялось по воле публичного собственника, прямо выраженной в соответствующих постановлениях и договорах аренды, которые никем не оспаривались, земельные участки из владения заявителя не выбывали, общество исправно на протяжении многих лет вносило арендную плату, не допуская нарушений в использовании земельных участков. Довод департамента о недоказанности тождественности спорных земельных участков, ранее предоставленному СПК колхозу "Тысячный" земельному участку по договору аренды от 22.02.1999 N 45, заключенному на основании постановления главы Гулькевичского района от 26.01.1999 N 179, с учетом постановления главы Гулькевичского района Краснодарского края от 10.04.2001 N 540, опровергается результатами судебной экспертизы. Аргумент заинтересованного лица о расположении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:06:1401013:3 объекта местного значения - недействующего кладбища, в границах функциональных зон - земли сельскохозяйственного назначения, зона специального назначения, связанная с захоронениями, отклонен, поскольку с 08.11.2019 в состав земельного участка с кадастровым номером 23:06:1401013:3 объект кладбище х. Тысячный не входит. Довод о планировании размещения волоконнооптической линии связи в границах спорных земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:1501005:7, 23:06:1501005:6 не нашел подтверждения. Спорные земельные участки расположены в границах муниципального образования сельское поселение Союз Четырех Хуторов, волоконнооптическая линия связи к строительству не планируется. Наличие на земельном участке с кадастровым номером 23:06:1501005:7, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, используемого заявителем (правопредшественником) на условиях аренды с 1999 года для выращивания сельскохозяйственных культур, дорог как территорий общего пользования, не подтверждено. Какие-либо иные документы, указывающие на учет обозначенной департаментом дороги в градостроительной, кадастровой документации, раскрывающие принадлежность дороги на праве собственности, назначение (федеральное, региональное, местное), подтверждающие формирование земельных участков в соответствии с нормативными требованиями эксплуатации дорог, закрепление дороги за определенным органом (организацией), ответственным за ее безопасное использование и обслуживание, отсутствуют. Указание департамента на расположение земельного участка с кадастровым номером 23:06:1501005:7 в границах функциональных зон - сельскохозяйственного использования, улично-дорожной сети, а также в границах территориальных зон - сельскохозяйственного угодий (Сх1), улично-дорожной сети, не лишает права арендатора на заключение договора аренды спорных земельных участков на новый срок, поскольку функциональная зона не определяет правовой режим земель и вид разрешенного использования земельных участков, а лишь устанавливает планируемые способы ее использования в пределах соответствующей территории. Ссылка департамента на то, что граница испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:06:1501005:6 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, отклонена. Земельный участок с кадастровым номером 23:06:1501005:6 поставлен на кадастровый учет 25.05.2004, имеет статус "актуальные, ранее учтенные", зарегистрирован на праве собственности за субъектом Российской Федерации (Краснодарский край), назван в качестве объекта аренды в договоре с обществом, прошедшем государственную регистрацию. Отсутствующие в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведения могут быть восполнены в порядке, определенном статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Условий для возложения обязанности по предоставлению отсутствующих сведений на арендатора земельного участка в данном случае не имеется.
В кассационной жалобе департамент просит отменить решение от 05.07.2021 и апелляционное постановление от 11.10.2021, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорные земельные участки ограничены в обороте и не могут быть предоставлены в аренду. Договоры аренды от 30.06.2008, заключенные администрацией района и обществом, в отношении спорных земельных участков имеют признаки ничтожной сделки ввиду отсутствия информации о соблюдении публичной процедуры при заключении договоров аренды. Не принято во внимание наличие соглашения о расторжении договора аренды от 22.02.1999 N 45. С учетом подписанного 04.09.2021 сторонами и зарегистрированного в установленном порядке соглашения N 612 о расторжении договора аренды от 22.02.1999 N 45 возобновление договора по правилам статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) недопустимо. Суды не исследовали правопреемство от СПК колхоз "Тысячный" к ООО "Агрофирма Тысячный", факт передачи имущества вновь образованной организации не установлен. На основании договора аренды от 22.02.1999 N 45 администрация района предоставила колхозу "Тысячный" в аренду земельные угодья площадью 400 га (пашня) сроком на 5 лет. В соответствии с постановлением главы Гулькевичского района Краснодарского края от 10.04.2001 N 540 "О перераспределении земель в целях предоставления в аренду ООО научно-производственному объединению "КОС-МАИС" из фонда перераспределения Гулькевичского района для производства семян родительских форм гибридов кукурузы" из земель арендуемых колхозом "Тысячный" по договору 1999 года изъято 247,7 га пашни. У колхоза "Тысячный" осталось 152,3 га арендованных земель. В качестве компенсации единым массивом из земель фонда перераспределения колхозу "Тысячный" передавались 159,6 га пашни (при этом договор аренды в отношении указанных земель не заключался, дополнительные соглашения к существующему договору от 22.02.1999 N 45 не заключались). Земли площадью 159,6 га (арендуемые колхозом "Маяк Революции") не оформлялись колхозом "Тысячный" в пользование в виде аренды. Экспертное заключение не отвечает критериям относимости, допустимости, достаточности и достоверности доказательств, следовательно, не может рассматриваться судом в качестве надлежащего доказательства. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также исходя из конфигурации земельных участков, спорные участки обособлены друг от друга, а участок с кадастровым номером 23:06:1401013:3 расположен в другом кадастровом квартале. Конфигурация и местоположение спорных земельных участков, которые должны быть предоставлены в аренду колхозу "Тысячный" после 10.04.2001 значительно отличаются от совокупных границ земельных участков, испрашиваемых в настоящее время. В состав земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:1501005:6, 23:06:1501005:7, 23:06:1501005:8 не входит контур 7 в секции 1 площадью 5,7 га, а в контур 1 секции 1 вместо 23 га расположено 28,7 га. К договору аренды 1999 года (пункт 1.1) прилагается план границ передаваемого в аренду земельного участка, тогда как фактически данный план отсутствует, в связи с чем сопоставить координаты земельного участка, переданного по договору аренды 1999 года, со спорными земельными участками невозможно. Эксперт фактически не мог сопоставить границы земельного участка по договору аренды от 22.02.1999 N 45 с границами спорных земельных участков. Экспертом также не учтено, что на основании постановления главы Гулькевичского района Краснодарского края от 10.04.2001 N 540 в пунктах 1, 13, в том числе указано, что площадь земельного участка изменилась на 311,9 га, а также необходимость расторжения договора 1999 года и заключение нового договора. Доказательства исполнения указанного постановления отсутствуют. Не учтено, что на момент рассмотрения заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:06:1401013:3 департамент располагал актуальной информацией о наличии на участке недействующего кладбища. Информация о том, что кладбище не входит в состав спорного земельного участка появилась после принятия департаментом решения об отказе в предоставлении государственной услуги. По информации администрации в границах земельного участка с кадастровым номером 23:06:1501005:7 расположена дорога обычного типа местного значения (общего пользования). Земельный участок с кадастровым номером 23:06:1501005:7 расположен в границах функциональных зон сельскохозяйственного использования, улично-дорожной сети. Нахождение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах недопустимо. Согласно сведениями ЕГРН в графе особые отметки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:06:1501005:6 указано, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Кроме того, указанный спор не является спором о праве, оспаривается решение государственного органа в предусмотренном процессуальном порядке. Данные правоотношения не основаны на равенстве участников. Департамент реализовывал публично-властные полномочия, выраженные в отказе. В порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законность ненормативного правового акта проверяется судом по состоянию на дату принятия, с учетом тех документов, которыми располагал орган на дату принятия. Новые документы, дополнения могут явиться основанием для повторного обращения к органу за принятием нового решения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции доверителей.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела и установили суды, 11.11.1992 постановлением главы администрации Гулькевичского района Краснодарского края N 770 "О перераспределении земель, находящихся в пользовании колхоза "Тысячный" из земель фонда перераспределения, расположенных на территории Тысячного сельского округа передан земельный участок площадью 1000 га (пашня) Кубанской опытной станции ВИР для сельскохозяйственного использования.
Постановлением главы администрации Гулькевичского района от 29.03.1993 N 223 "О передаче части земель, ранее выделенных Кубанской опытной станции ВИР из земель фонда перераспределения колхозу "Тысячный", осуществлен частичный возврат в фонд перераспределения земель, ранее переданных Кубанской опытной станции ВИР и земельный участок площадью 500 га (пашня) передан в аренду с последующим правом выкупа колхозу "Тысячный" для сельскохозяйственного использования"
Постановлением главы администрации Гулькевичского района от 17.04.1996 N 323 "О выделении земельного участка фирме "КОС-МАИС" из земель фонда перераспределения" предоставлен земельный участок площадью 100 га (пашня) селекционно-семеноводческой фирме "КОС-МАИС" из земель фонда перераспределения, предоставленных в аренду колхозу "Тысячный".
22 февраля 1999 года на основании постановления администрации Гулькевичского района Краснодарского края от 26.01.1999 N 179 между администрацией района (арендодатель) и колхозом "Тысячный" (арендатор) заключен договор N 45 о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 400 га в аренду для сельскохозяйственного использования. В соответствии с пунктом 1.2 указанный договор аренды заключен сроком на 5 лет. Пунктом 4.1 договора установлено, что арендатор имеет право на возобновление договора на аренду земли по истечении срока его действия. Договор зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с постановлением главы Гулькевичского района Краснодарского края от 10.04.2001 N 540 "О перераспределении земель в целях предоставления в аренду ООО Научно-производственному объединению "КОС-МАИС" из фонда перераспределения Гулькевичского района (ФПР) для производства семян родительских форм гибридов кукурузы" земельный участок фонда перераспределения перераспределен следующим образом: НПО "КОС-МАИС" передано 247,7 га пашни единым массивом из 400 га, арендуемых колхозом "Тысячный" на территории Тысячного сельского округа (контур 34 и контур 6 в секции 5 и контур 34 в секции 3 согласно кальки контуров земельных угодий колхоза "Тысячный"); в качестве компенсации колхозу "Тысячный" передано 159,6 га пашни единым массивом из земель фонда перераспределения, арендуемых колхозом "Маяк Революции" на территории сельского округа "Союз 4-х хуторов" (контур 5 в секции 1 - 130,9 га, контур 7 в секции 1 - 5,7 га и в контуре 1 секции 1 - 23 га, согласно кальки контуров земельных угодий колхоза "Маяк Революции").
Дополнительное соглашение об изменении площади арендуемого земельного участка между сторонами не заключалось.
По состоянию на 10.04.2001 фактическая общая площадь арендованных колхозом "Тысячный" земель фонда перераспределения, расположенных на территории Тысячного сельского округа и на территории сельского округа "Союз 4-х хуторов", составила 311,9 га.
24 октября 2002 года колхоз "Тысячный" переименован в СПК колхоз "Тысячный" (свидетельство ИМНС по Гулькевичскому району серия 23 N 003480543 от 24.10.2002).
21 июля 2003 года СПК колхоз "Тысячный" (правопреемник колхоза "Тысячный") и администрация района заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 22.02.1999 N 45, предметом которого стало внесение изменений существующей нумерации договора (присвоен номер 0600000191), изменение расчета и суммы арендной платы. 01.04.2004 в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края N 375-р из состава земельного участка, используемого обществом на основании договора аренды от 22.02.1999 N 45 (с учетом корректировки площади по постановлению главы Гулькевичского района Краснодарского края от 10.04.2001 N 540), образовано четыре земельных участка, а именно: земельный участок с кадастровым номером 23:06:1401013:3 площадью 1 530 000 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 23:06:1501005:6 площадью 1 309 151 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 23:06:1501005:8 площадью 147 084 кв. м; земельный участок с кадастровым номером 23:06:1501005:7 площадью 139 995 кв. м.
Данный факт подтверждается материалами землеустроительного дела по проведению землеустройства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков N 39, 72, 83/1,83/2, 83/3 при разграничении государственной собственности на землю, расположенных на территории Тысячного сельского округа, а также материалами землеустроительного дела по проведению землеустройства и подготовке документов для государственного кадастрового учета земельных участков N 60, 62 - 70, 79, 80, 81 при разграничении государственной собственности на землю фонда перераспределения, расположенного в границах СПК колхоза "Маяк Революции" Гулькевичского района Краснодарского края.
30 июня 2008 года в соответствии с постановлением главы муниципального образования Гулькевичский район от 24.06.2008 N 1139 администрация района и общество заключили следующие договоры аренды: от 30.06.2008 N 8806000020, предметом которого являлся земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1401013:3 общей площадью 1 530 000 кв. м. Право аренды общества в отношении указанного земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке 08.10.2008, о чем в ЕГРН сделана регистрационная запись N 23-2315/020/2008-488; от 30.06.2008 N 8806000023, предметом которого являлся земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1501005:6 общей площадью 1 309 151 кв. м. Право аренды общества в отношении указанного земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке 08.10.2008, о чем в ЕГРН сделана регистрационная запись N 23-2315/020/2008-486;
от 30.06.2008 N 8806000022, предметом которого являлся земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1501005:7 общей площадью 139 995 кв. м. Право аренды общества в отношении указанного земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке 04.09.2008, о чем в ЕГРН сделана регистрационная запись N 23-2315/028/2008-233; от 30.06.2008 N 8806000021, предметом которого являлся земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:06:1501005:8 общей площадью 147 084 кв. м. Право аренды общества в отношении указанного земельного участка зарегистрировано в установленном законом порядке 08.10.2008, о чем в ЕГРН сделана регистрационная запись N 23-2315/020/2008-487.
15 мая 2019 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду на новый срок.
Письмами от 13.06.2019 N 52-24046/19-32-12, от 11.07.2019 N 52-28026/19- 32-12 департамент отказал в предоставлении спорных земельных участков в аренду на новый срок. Отказы мотивированы тем, что договоры аренды земельных участков от 30.06.2008 N 8806000020, от 30.06.2008 N 8806000023, от 30.06.2008 N 8806000022 имеют признаки ничтожной сделки, поскольку не соблюдены нормы законодательства, действовавшие на момент заключения договоров аренды, при этом применение положений статьи 621 Гражданского кодекса к правоотношениям, возникшим в рамках договора о предоставлении земельного участка в аренду от 22.02.1999 N 45, невозможно ввиду не тождественности земельного участка, предоставленного в 1999 года, и земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:1401013:3, 23:06:1501005:7, 23:06:1501005:6.
В границах земельного участка с кадастровым номером 23:06:1401013:3 расположен объект местного значения - недействующее кладбище, земельный участок с кадастровым номером 23:06:1401013:3 расположен в границах функциональных зон - земли сельскохозяйственного назначения, зона специального назначения, связанная с захоронениями. На земельных участках с кадастровыми номерами 23:06:1501005:7, 23:06:1501005:6 проектируется волоконно-оптическая линия связи. В границах земельного участка с кадастровым номером 23:06:1501005:7 расположена дорога обычного типа местного значения (общего пользования). Согласно генеральному плану сельского поселения Союз Четырех Хуторов, утвержденному решением 46 сессии II созыва Совета сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района от 26.11.2012 N 1 (с изменениями от 28.10.2016 N 4), земельный участок с кадастровым номером 23:06:1501005:7 расположен в границах функциональных зон - сельскохозяйственного использования, улично-дорожной сети. Кроме того, в соответствии с правилами землепользования и застройки сельского поселения Союз Четырех Хуторов, утвержденными решением 50 сессии II созыва Совета сельского поселения Союз Четырех Хуторов Гулькевичского района от 21.02.2013 N 4 (с изменениями от 24.11.2017 N 17), земельный участок с кадастровым номером 23:06:1501005:7 расположен в границах территориальных зон - сельскохозяйственного угодий (Сх1), улично-дорожной сети.
Общество, полагая, что решения департамента об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду на новый срок не соответствуют закону и нарушают принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1, 3 статьи 286 Кодекса).
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды не установили обстоятельств, препятствующих предоставлению заявителю испрашиваемых земельных участков в аренду на новый срок (без торгов). Материалы дела подтверждают, что арендатор, надлежаще использующий спорные земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства, предоставленные в аренду, продолжил пользование ими по истечении срока договоров в отсутствие возражений со стороны арендодателя, которым принимались арендные платежи по договорам.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Кассационный суд не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличные от установленных судами предыдущих инстанций, в нарушение своей компетенции (статьи 286, 287 Кодекса).
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2021 по делу N А32-36255/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, если: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 января 2022 г. N Ф08-12998/21 по делу N А32-36255/2019