Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам от 6 декабря 2023 г.
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 492926-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", внесенный сенаторами РФ А.В. Яцкиным, А.Д. Артамоновым, А.В. Двойных, С.Г. Митиным, депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотников, О.А. Ниловым, Н.А. Гончаровым, В.Н. Блоцким, Ю.В. Оглоблиной, С.Ф. Лисовским
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 492926-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", внесенный сенаторами РФ А.В. Яцкиным, А.Д. Артамоновым, А.В. Двойных, С.Г. Митиным, депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотников, О.А. Ниловым, Н.А. Гончаровым, В.Н. Блоцким, Ю.В. Оглоблиной, С.Ф. Лисовским (далее - законопроект).
Законопроект разработан в целях повышения эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, физических лиц, ведущих личное подсобное хозяйство и применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также создания и развития инфраструктуры сбыта фермерской продукции и развития региональных систем продовольственного обеспечения населения продуктами питания.
Законопроектом предлагается к фермерской продукции отнести сельскохозяйственную продукцию (в том числе органическую продукцию, сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с улучшенными характеристиками), а также продукцию ее первичной и последующей (промышленной) переработки, произведённой производителями фермерской продукции.
В соответствии с предложенной нормой 14.1 в Федеральный закон он от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предлагается ввести государственную поддержку сбыта фермерской продукции.
В целях реализации государственной поддержки на развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, в соответствии с законопроектом, субъекты Российской Федерации могут оказывать государственную поддержку производителям фермерской продукции в организации сбыта продукции на территории субъекта Российской Федерации, в приоритетном порядке - производителям фермерской продукции, создающим для указанных целей сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Кроме того, субъекты Российской Федерации могут принимать программы (подпрограммы) по созданию, развитию и поддержке инфраструктуры реализации фермерской продукции, предусматривающие в том числе меры по созданию организаций, основными видами деятельности которых являются закупка такой продукции, ее первичная и последующая (промышленная) переработка, хранение и сбыт (далее - агрегаторы).
Единые требования к организациям, осуществляющим функции агрегаторов фермерской продукции, и правила осуществления функций агрегатора фермерской продукции предлагается установить Правительством Российской Федерации.
При этом, порядок и правила проведения конкурсного отбора организаций для заключения соглашений по осуществлению функций агрегаторов фермерской продукции будут определяться самими субъектами Российской Федерации.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, выполняющие роль агрегатора фермерской продукции, смогут осуществлять указанные функции на основании соглашения с субъектами Российской Федерации вне конкурсного отбора.
Комитет Государственной Думы законопроект поддерживает.
Обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией является одной из стратегических целей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Заметную роль в достижении этой цели играют сельскохозяйственные товаропроизводители, относимые к малым формам хозяйствования.
В то же время товарность производства в малых формах хозяйствования заметно ниже, чем в крупных хозяйствах.
Одной из существенных проблем развития малых форм хозяйствования являются трудности сбыта производимой ими продукции, что, в частности, обусловлено недостаточным уровнем развития сбытовой инфраструктуры.
Традиционно у малых форм хозяйствования есть несколько механизмов сбыта продукции: собственная торговая сеть, прямая продажа населению; договоры с перерабатывающими предприятиями, розничные рынки и ярмарки; организации потребительской кооперации Центросоюза РФ; сельскохозяйственные перерабатывающие и сбытовые кооперативы.
Со стороны государства данные процессы реализации должным образом не координируются, а развитие инфраструктуры сбыта продукции малых форм не выделено в качестве особого направления государственной политики.
Как следствие на агропродовольственном рынке наблюдается ряд неблагоприятных для малых форм явлений. Сокращается сеть розничных рынков: количество универсальных рынков уменьшилось за последние 8 лет на 42%, специализированных сельскохозяйственных рынков - на 42%, сельскохозяйственных кооперативных рынков на 56%. Недостаточно развивается система сельскохозяйственной потребительской кооперации. Увеличивается только количество перерабатывающих кооперативов, а остальных, в том числе и сбытовых, сокращается.
Принятие законопроекта будет способствовать развитию сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования, содействию реализации фермерской продукции в торговых сетях, обеспечению устойчивого снабжения населения доступной и качественной пищевой продукцией, в том числе социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает законопроект N 492926-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.