Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 6 декабря 2023 г. к N 94. п. 2.1
по проекту федерального закона N 482655-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(в части уточнения условий отчуждения публичного имущества)
внесенному сенатором Совета Федерации А.В. Кутеповым, депутатом Государственной Думы В.И. Самокишем
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 482655-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - законопроект) и считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом предлагается сократить до 1 года минимальный срок нахождения в аренде у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП) недвижимого публичного имущества, обуславливающий возникновение у указанных лиц права на его приобретение в собственность на внеконкурсной основе, а также в установленных законом способах приватизации публичного имущества заменить продажу без объявления цены на аукцион с открытой формой заявления цены участниками торгов, сохраняя при этом прежнее название способа.
По мнению авторов законопроекта, проектируемые изменения в части имущественной поддержки субъектов МСП позволят ускорить процесс приватизации публичного имущества, повысить его эффективность, увеличить доходы от приватизации бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сократить расходы МСП на уплату арендной платы, а в части способов приватизации - обеспечить защиту торгов приватизируемым имуществом от недобросовестных покупателей и, как следствие, повысить их результативность.
Следует отметить, что в материалах к законопроекту, в том числе в пояснительной записке, отсутствует обоснование целей принятия законопроекта, анализ возникших проблем и правоприменительной практики, обусловивших необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование, оценка прогнозов социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, прежде всего для субъектов МСП, что не позволяет в полной мере оценить целесообразность указанных изменений законодательства Российской Федерации.
В частности, статьей 4 Федерального закона N 605-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен единый минимальный срок владения и (или) пользования субъектами МСП арендуемым недвижимым имуществом (2 года) в целях реализации преимущественного права на выкуп такого имущества в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, вне зависимости от того, включено ли оно в перечни государственного и муниципального имущества, формируемые в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Перечни).
До вступления в силу указанного Федерального закона минимальный предусмотренный Федеральным законом N 159-ФЗ срок владения и (или) пользования арендуемым недвижимым имуществом, включенным в Перечни, составлял 3 года, а иным арендуемым недвижимым имуществом - 2 года, что порождало неравенство положения субъектов МСП при его выкупе.
Законопроектом предлагается фактически вернуться к состоянию, когда условия реализации субъектами МСП вышеназванного права в части необходимого минимального срока владения и (или) пользования арендуемым недвижимым имуществом снова будут разделены и обусловлены включением или невключением его в Перечни, что нельзя признать обоснованным.
Согласно Закону N 209-ФЗ одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного - независимо от времени обращения - доступа субъектов МСП к получению поддержки (в том числе имущественной) в соответствии с условиями ее предоставления.
В этой связи государственное и муниципальное имущество, включенное в Перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование субъектам МСП на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы). В частности, срок, на который в соответствии с Законом N 209-ФЗ заключаются договоры в отношении включенного в Перечни имущества, не может быть менее 5 лет.
Проектируемое сокращение минимального предусмотренного срока владения и (или) пользования арендуемым недвижимым имуществом, не включенным в Перечни, ставит субъекты МСП в неравное положение в части допуска к выкупу и меняет правовой статус арендованного имущества, тем самым создавая предпосылки для злоупотреблений.
При этом авторами не учитывается, что Закон N 159-ФЗ разработан в целях имущественной поддержки субъектов МСП, обозначенной Законом N 209-ФЗ, и, в традиционном понимании, не является формой приватизации государственного и муниципального имущества, в связи с чем его совершенствование не может обуславливаться необходимостью достижения целей приватизации - пополнения местных бюджетов, ускорения отчуждения публичной собственности и вовлечения имущества в хозяйственный оборот и т.д..
По мнению Комитета, сокращение минимального срока создает риски нарушения стабильности арендных отношений, роста числа случаев злоупотребления правом со стороны субъектов МСП, утраты преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества при инициировании выкупа такого имущества со стороны соответствующих органов публично-правовых образований, а также умышленного ограничения сдачи недвижимого публичного имущества в аренду субъектам МСП.
Предлагаемые законопроектом изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части уточнения отдельных процедур продажи публичного имущества без объявления цены Комитетом в целом поддерживаются.
Вместе с тем при доработке законопроекта ко второму чтению отдельные проектируемые положения нуждаются в уточнении.
Так, согласно законопроекту цена первоначального предложения выставленного на продажу государственного и муниципального имущества все-таки устанавливается - в размере 5 процентов от цены первоначального предложения, указанной в информационном сообщении о продаже имущества посредством публичного предложения, в связи с чем при доработке законопроекта представляется необходимым уточнить наименование данного способа приватизации.
Законопроектом концептуально меняется подход к проведению торгов, в частности вводится возможность подачи их участниками неограниченного количества предложений о повышении цены продаваемого государственного или муниципального имущества. При этом непонятно, каким образом участники торгов будут получать информацию о ходе изменения ценовых предложений в ходе приема заявок? Поскольку механизм новой схемы торгов законопроектом не раскрывается, оценить степень её работоспособности представляется затруднительным.
Также вызывает сомнение действенность предлагаемой законопроектом меры по введению санкции за срыв, уклонение или отказ от заключения договора купли-продажи в виде штрафа в размере начальной цены продаваемого имущества, указанной в информационном сообщении, что в контексте безотзывности подаваемой участниками заявок и недоступности сведений о других участниках торгов может осложнить техническую реализацию продажи и снизить привлекательность такого способа приватизации для покупателей.
Поскольку продажа имущества без объявления цены осуществляется лишь после того как это имущество не было реализовано на аукционе и посредством публичного предложения при отсутствии информации об имеющейся региональной статистики практического применения данного способа приватизации, объективной оценки всех положительных и отрицательных сторон для собственников, организаторов торгов и покупателей имущества сложно сделать вывод об эффективности и целесообразности перехода от продажи публичного имущества без объявления цены к открытому аукциону.
С учетом вышеизложенного, Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям поддерживает концепцию проекта федерального закона N 482655-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и рекомендует Государственной Думе его одобрить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.