Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 305-ЭС23-16912 по делу N А41-84151/2022
Резолютивная часть определения объявлена 6 декабря 2023 г.
Полный текст определения изготовлен 12 декабря 2023 г.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Павловой Н.В.,
судей Завьяловой Т.В., Прониной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пегас-сервис" на решение Арбитражного суда Московской области от 20.01.2023 по делу N А41-84151/2022, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2023 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пегас-сервис" к судебному приставу-исполнителю Красногорского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области о признании незаконным постановления от 13.10.2022 об окончании исполнительного производства от 29.09.2022 N 347475/22/50017-ИП,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Райцентр".
В судебном заседании приняли участие:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пегас-сервис" - Дячок А.А., Сухов Д.Ю.;
- от Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области - Бадаева Т.А., Биченков А.В., Стовицкая А.А.;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Райцентр" - Переездчиков К.А., Прокудин М.Н.
Красногорский районный отдел судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направил, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
согласно вступившему в законную силу решению суда по делу N А41-84679/2020 общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Райцентр" (Московская обл.; далее - ООО "УК "Райцентр") было обязано передать обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пегас-сервис" (Московская обл.; далее - заявитель, ООО "УК "Пегас-сервис") техническую документацию на многоквартирный дом в составе, установленном решением суда.
В Красногорском районном отделе судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области (далее - отдел) на исполнении находилось исполнительное производство от 29.09.2022 N 347475/22/50017-ИП на основании исполнительного листа Арбитражного суда Московской области от 19.08.2022 серии ФС N 029312225 по делу N А41-84679/2020; предмет исполнения: обязать ООО "УК "Райцентр" передать (при отсутствии - восстановить и передать) заявителю в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы.
В рамках указанного исполнительного производства должником судебному приставу представлено нотариальное свидетельство от 03.10.2022 серии 50 АБ 7461515 о направлении документов, подтверждающее, по мнению третьего лица, передачу технической документации на многоквартирный дом.
Данное свидетельство, по мнению судов, содержало отметки о приложении копий направления документов, проверки установления личности представителя заявителя, правоспособности юридического лица и полномочий его представителя. В нем отмечено, что его получение адресатом не подтверждено. Письмо возвращено отправителю в связи с истечением срока хранения.
На основании заявления должника, сославшись на нотариальное свидетельство, судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства от 13.10.2022, посчитав, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
Не согласившись с окончанием исполнительного производства, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства, рассматриваемого в рамках настоящего дела.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.01.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит об отмене судебных актов арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, состоявшихся по делу, ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 14.11.2023 жалоба заявителя вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу третье лицо просит судебные акты, принятые по настоящему делу, оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные акты арбитражных судов первой, апелляционной и кассационной инстанций - отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что мероприятия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, выполнены должником в полном объеме, судебному приставу-исполнителю представлены подтверждающие документы, что и послужило основанием для принятия постановления от 13.10.2022 об окончании исполнительного производства от 29.09.2022 N 347475/22/50017-ИП в порядке статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Суды указали на то, что исполнительный лист Арбитражного суда Московской области от 19.08.2022 серии ФС N 029312225 по делу N А41-84679/2020, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, предусматривал исключительно передачу поименованной в нем документации. При этом, признавая факт направления документов управляющей компанией в адрес общества, суды приняли в качестве доказательства нотариальное свидетельство от 03.10.2022 серии 50 АБ 7461515, которое содержало запись о том, что получение указанного заявления адресатом не подтверждено, письмо возращено отправителю в связи с истечение срока хранения.
Кроме того, суды признали, что действия управляющей компании в виде передачи документов через нотариальное почтовое направление не противоречат положениям законодательства Российской Федерации.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен удостовериться в совершении лицом комплекса действий, направленных на исполнение судебного акта в соответствии с требованиями действующего законодательства, которые привели к эффективному исполнению решения суда.
В настоящем случае, учитывая резолютивную часть решения суда по делу А41-84679/2020 и предмет рассматриваемого спора, фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, означает получение заявителем от третьего лица документации на многоквартирный дом.
Судебный пристав-исполнитель при вынесении оспариваемого предписания исходил из содержания представленного третьим лицом нотариального свидетельства.
Однако в указанном свидетельстве, как следует из его содержания, отсутствуют сведения о получении заявителем документов на многоквартирный дом. После предъявления третьим лицом указанного свидетельства судебный пристав-исполнитель лишь располагал сведениями, согласно которым почтовое отправление не доставлено адресату и возвращено отправителю.
Сведениями о противоправном поведении заявителя и намерении уклониться от получения документов судебный пристав, как следует из судебных актов, также не обладал.
Кроме того, в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации представители третьего лица подтвердили факт нахождения комплекта документов в распоряжении ООО "УК "Райцентр" и в настоящее время.
Таким образом, в настоящем случае судебный пристав-исполнитель при вынесении постановления об окончании исполнительного производства фактически не установил надлежащее исполнение третьим лицом требований исполнительного документа, что, в свою очередь, исключает возможность прекращения исполнительного производства на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона N 229-ФЗ и свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания.
При оценке действий ООО "УК "Райцентр" как соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации в целях исполнения судебного акта судебный пристав-исполнитель должен был учитывать следующее.
Особенности и порядок передачи управляющей компании такой документации установлены нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и иными нормативными актами в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации.
Обязанность управляющей организации по передаче документации, закрепленная в части 10 статьи 162 Жилищного кодекса, следует также из договора управления многоквартирным домом и исполняется после его прекращения, в том числе после расторжения договора (абзац 2 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила N 416).
Разделом V Правил N 416 установлен порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением данным домом.
Согласно пункту 18 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 данных правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом. Документы и сведения передаются по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса (пункт 19 Правил N 416).
В случае отсутствия у организации, ранее управлявшей многоквартирным домом, одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации, иных документов, связанных с управлением домом, такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 данных правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом (пункт 21 Правил N 416).
Передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
В соответствии с пунктом 23 Правил N 416 имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением этим домом документов, технических средств и оборудования, подлежащих передаче, отражаются в акте приема-передачи. Копия акта подлежит направлению в орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля) в течение 3 дней со дня его подписания передающей и принимающей сторонами.
Таким образом, установленный Правилами N 416 порядок передачи документации на многоквартирный дом позволяет определить состав общего имущества дома и его состояние в соответствии с требованиями действующего на момент передачи документов законодательства Российской Федерации, способствует надлежащему управлению многоквартирным домом и качественному содержанию его общего имущества, что обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Однако направление технической документации почтовым отправлением исключает возможность заблаговременно указать дату, время и место передачи документации, а также составить акт приема-передачи с указанием сведений о дате и месте его составления и перечня передаваемых документов, как это предусмотрено пунктом 22 Правил N 416, ровно как и заявить возражения по составу передаваемых документов.
Кроме того, невозможно установить подлинный качественный и количественный состав отправленных по почте документов, такие документы могут быть не получены по причине утраты почтой при пересылке, поэтому законодатель и определил прием технической документации на многоквартирный дом по акту приема-передачи. Обязательность оформления акта приема-передачи вызвана также тем, что именно в данном документе должны быть отражены имеющиеся разногласия по количественному и (или) качественному составу технической документации в силу пункта 23 Правил N 416 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2023 по делу N А45-17777/2021).
Таким образом, с учетом системного толкования указанных выше норм права и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, представление в качестве доказательства нотариально заверенного свидетельства с указанным выше содержанием третьим лицом судебному приставу не может быть признано надлежащим исполнением применительно к положениям Закона N 229-ФЗ и Правил N 416, поскольку такой документ не подтверждает факт получения заявителем документов, а также не свидетельствует о согласии заявителя на подписание акта, об отсутствии у него возражений относительно комплекта документов или об отказе в принятии комплекта документов. Избранный ООО "УК "Райцентр" способ передачи документов на многоквартирный дом не позволяет оценить полноту и достоверность пересылаемой документации, идентифицировать ее соответствие наименованиям документов, указанных в описи вложения, и фактически лишает заявителя возможности представить соответствующие возражения и противоречит положениям Правил N 416.
Следовательно, с учетом указанной выше правовой позиции и системного толкования норм права, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания полагать, что должник исполнил решение суда, а исполнительное производство может быть окончено в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 47 Закон N 229-ФЗ не только в связи с фактом неполучения заявителем документации, как было указано выше, но и в связи с тем, что третье лицо избрало ненадлежащий способ исполнения.
При таком положении Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит, что состоявшиеся по делу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые при существенном нарушении норм материального права, а заявление общества подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.01.2023 по делу N А41-84151/2022, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2023 по тому же делу отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Пегас-сервис" удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава Красногорского районного отдела судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Алхасова З.А. от 13.10.2022 об окончании исполнительного производства от 29.09.2022 N 347475/22/50017-ИП.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общество обратилось в суд, ссылаясь на незаконность окончания исполнительного производства.
Как указало общество, по решению суда УК была обязана передать ему техническую документацию для управления МКД. Однако должник этого не сделал. Тем не менее пристав прекратил исполнительное производство.
ВС РФ поддержал позицию общества.
Пристав исходил из содержания нотариального свидетельства, которое подтверждало отправку документов УК обществу, но не их получение. Более того, имелась запись о том, что письмо возращено отправителю из-за истечения срока хранения. Сведений о том, что общество уклоняется от получения, также не было. Таким образом, пристав фактически не установил надлежащее исполнение решения суда.
Кроме того, документацию для управления МКД должны передавать по акту приема-передачи. В нем указывают сведения о дате и месте его составления, а также перечень передаваемых материалов.
Направление документации почтовым отправлением не позволяет составить упомянутый акт, равно как и заявить возражения. Кроме того, материалы могут быть не получены из-за их утраты при пересылке.
Соответственно, упомянутое нотариальное свидетельство не могло подтверждать надлежащее исполнение решения суда.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 12 декабря 2023 г. N 305-ЭС23-16912 по делу N А41-84151/2022
Опубликование:
-