Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Уржумского муниципального района
от 29.12.2021 N 1016
Муниципальная программа
"Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры на территории Уржумского муниципального района"
1 марта, 8 августа, 2 ноября, 28 декабря 2022 г., 31 марта, 1 августа, 29 сентября, 1 декабря 2023 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Уржумского муниципального района Кировской области от 1 декабря 2023 г. N 1091
Паспорт
муниципальной программы муниципального образования Уржумский муниципальный район Кировской области "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры на территории Уржумского муниципального района"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление по вопросам жизнеобеспечения администрации Уржумского муниципального района |
Соисполнители муниципальной программы |
КОГУП "Облкоммунсервис" (по согласованию), муниципальные учреждения Уржумского муниципального района (по согласованию), муниципальные казенные учреждения Уржумского муниципального района ( по согласованию), руководители организаций коммунального комплекса (по согласованию) |
Наименования подпрограмм |
Отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
Повышение уровня надежности поставки коммунальных ресурсов, комфортности проживания, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при эффективной работе коммунальной инфраструктуры |
Задачи муниципальной программы |
Обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры; повышение комфортности проживания; обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества; обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры; обеспечение контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, с использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности; обеспечение контроля за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений; участие в реализации на территории Уржумского муниципального района муниципальной политики в сфере регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, направленной на сдерживание роста цен и тарифов на товары (услуги), производимые (оказываемые) данными организациями, и обеспечение их доступности для населения, а также надежное и бесперебойное функционирование работы организаций жизнеобеспечения |
Сроки реализации муниципальной программы |
2022 - 2027 годы. Этапы реализации муниципальной программы не выделяются |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть; доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии; количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения; доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи; доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения; доля поселений, входящих в состав Уржумского муниципального района, в которых проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений к общему количеству поселений; доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Уржумского муниципального района; доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления. |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Общий объем финансирования - 39858,962 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 27881,750 тыс. рублей (привлекаются по соглашениям); средства бюджета Уржумского муниципального района - 11977,212 тыс. рублей. |
Справочно: объем налоговых расходов |
Не предусмотрено |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.
Муниципальная программа разработана в целях реализации постановления администрации Уржумского муниципального района от 30.06.2021 N 487 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ Уржумского муниципального района Кировской области".
Муниципальная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Жилищно-коммунальное хозяйство Уржумского муниципального района функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг.
Общая площадь жилищного фонда Уржумского муниципального района составляет 626,7 тыс. кв. метров, 53,3% площади жилищного фонда выполнено в деревянном исполнении, 46,7% площади жилищного фонда - в каменном, кирпичном, панельном, монолитном и блочном исполнении.
Свыше 7% от общего числа жилых домов и многоквартирных домов имеет износ свыше 65%, и 43,4% домов имеет износ от 31% до 65%.
Коммунальное хозяйство Уржумского муниципального района существенно отличается по уровню развития в городском и сельских поселениях, от 80% до 90% коммунальных услуг предоставляются в городском поселении, а в сельских поселениях коммунальными услугами является водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение.
Услуги по теплоснабжению предоставляются 50 котельными, эксплуатируется 25,8 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении, из них 35% сетей нуждаются в замене. При этом доля потерь тепловой энергии за последние три года снизилась с 13,0% в 2018 году до 12,3% в 2020 году (таблица 1) (согласно данных Кировстата по Кировской области с 20,5% до 17,8%).
Водоснабжение населенных пунктов обеспечивают 59 водопроводов, 71 водозаборная скважина и 9 каптажных родников, протяженность водопроводных сетей - 287,9 км, из них 55,2% сетей нуждается в замене. Значительная часть водопроводных сетей была отремонтирована в рамках проекта по поддержке местных инициатив, позволяющего объединить финансовые ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средства физических и юридических лиц. С 2018 по 2020 годы в районе было отремонтировано 7,2 км сетей на общую сумму 4,9 млн. рублей. В 2021 планируется выполнить работы по ремонту 1,5 км и освоить порядка 1,6 млн. рублей. В результате доля утечек и неучтенного расхода воды по итогам реализации муниципальной программы "Развитие коммунальной и жилищной инфраструктуры на территории Уржумского муниципального района" на 2014 - 2020 годы в 2020 году составила 28,4%, в 2018 году этот показатель был равен 29,4%. (таблица 1) (по Кировской области 20,8% и 21,4%)
Таблица 1
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы
Показатели эффективности |
Ед. изм. |
2018 |
2019 |
2020 |
2020 в % к 2018 |
Доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть |
% |
29,4 |
28,9 |
28,4 |
96,6 |
Доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии |
% |
13,0 |
12,9 |
12,3 |
94,6 |
Количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения |
ед. |
0,25 |
0,22 |
0,20 |
80,0 |
Доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи |
% |
8,4 |
8,4 |
8,4 |
100,0 |
Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения |
% |
85,6 |
85,5 |
85,5 |
99,9 |
Доля поселений, входящих в состав Уржумского муниципального района, в которых проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений к общему количеству поселений |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Уржумского муниципального района |
% |
66,7 |
66,7 |
87,0 |
130,4 |
Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления |
% |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Отведение сточных вод осуществляют 3 канализационные системы, 5 канализационных насосных станции, протяженность канализационных сетей 28,6 км, из них 84,3% нуждаются в замене.
Устаревшая система коммунальной инфраструктуры в населенных пунктах Уржумского муниципального района не позволяет обеспечить выполнение требований к качеству поставляемых потребителям коммунальных ресурсов.
Острота проблем качества, надежности и экологической безопасности коммунального обслуживания, их влияние на комфортность проживания населения, улучшение жилищных условий требуют системной разработки и реализации программных мероприятий, поиска новых путей модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Учитывая низкую платежеспособность потребителей, предприятия отрасли оказались в сложном экономическом положении, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не привлекались инвестиции в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:
недостаточное развитие коммунальных систем и неравномерное распределение мощностей, приводящие к неэффективному использованию ресурсов;
низкая ресурсная эффективность коммунальной инфраструктуры (перерасход топливно-энергетических ресурсов);
высокий уровень морального и физического износа коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, который составляет в разрезе муниципальных образований от 60% до 95%;
сверхплановые потери коммунального ресурса в процессе производства и транспортировки до потребителей.
Недостаточность средств, направляемых в модернизацию коммунальной инфраструктуры, ведёт к снижению качества и надежности обслуживания потребителей, ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, а в конечном итоге - к снижению качества и комфортности проживания.
Учитывая комплекс проблем в жилищно-коммунальной сфере и необходимость выработки системного решения, обеспечивающего комфортность проживания, при одновременном повышении ресурсной эффективности производства жилищно-коммунальных услуг, необходимо использовать программно-целевой метод решения указанных проблем.
В результате реализации муниципальной программы планируется стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечить предоставление жилищно-коммунальных услуг нормативного качества при их доступной стоимости.
Раздел 2 изменен. - Постановление Администрации Уржумского муниципального района Кировской области от 28 декабря 2022 г. N 1163
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы.
Муниципальная программа соответствует приоритетам, установленным в программе социально-экономического развития Уржумского муниципального района и направлена на:
модернизацию жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение доступности оплаты коммунальных услуг для потребителей через привлечение субъектов предпринимательства к управлению и инвестированию в развитие системы коммунальной инфраструктуры;
совершенствование тарифной политики и развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
снижение среднего уровня износа системы коммунальной инфраструктуры.
Перечисленные приоритеты муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства отражены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2018 - 2025 годы.
Муниципальная программа базируется на положениях:
Жилищного кодекса Российской Федерации;
Федерального проекта "Чистая вода", разработанным в рамках национального проекта "Экология" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Цель муниципальной программы - повышение уровня надежности поставки коммунальных ресурсов, комфортности проживания, обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при эффективной работе коммунальной инфраструктуры.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
повышение комфортности проживания;
обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества;
обеспечение доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры;
обеспечение контроля за соблюдением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, с использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности;
обеспечение контроля за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений;
участие в реализации на территории Уржумского муниципального района муниципальной политики в сфере регулирования субъектов естественных монополий и организаций коммунального комплекса, направленной на сдерживание роста цен и тарифов на товары (услуги), производимые (оказываемые) данными организациями, и обеспечение их доступности для населения, а также надежное и бесперебойное функционирование работы организаций жизнеобеспечения;
Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы являются:
доля утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть;
доля потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии;
количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения;
доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;
доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения;
доля поселений, входящих в состав Уржумского муниципального района, в которых проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений к общему количеству поселений;
доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории Уржумского муниципального района;
доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы представлены в Приложении N 1 к муниципальной программе.
В рамках реализации муниципальной программы к концу 2027 года планируется достичь следующих конечных результатов:
не превысить долю утечек и неучтенного расхода воды в суммарном объеме воды, поданной в сеть, свыше 26,0%;
не превысить долю потерь тепловой энергии в суммарном объеме отпуска тепловой энергии свыше 9,7%;
не превысить количество аварий и инцидентов в год на 1 км сетей организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения свыше 0,05 единицы;
не превысить долю расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи свыше 8,0%;
увеличить долю сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, до 95,0%;
доля поселений, входящих в состав Уржумского муниципального района, в которых проведены мероприятия по контролю за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений к общему количеству поселений должна составлять 100,0%;
доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо- и электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района) 100%;
доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления 100,0%.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы представлена в Приложении N 2 к муниципальной программе.
Срок реализации муниципальной программы - 2022 - 2027 годы.
Реализация муниципальной программы не предусматривает разделение на этапы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий муниципальной программы
Реализация муниципальной программы осуществляется посредством выполнения следующих мероприятий:
Мероприятия направлены на реформирование правоотношений, развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг, обеспечение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг, содействие самоорганизации населения по эффективному управлению многоквартирными домами.
Мероприятия в области развития водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод направлены на обеспечение населения Уржумского муниципального района питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, рациональное использование водных объектов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Мероприятия по муниципальному контролю за техническим состоянием и эксплуатацией жилищного фонда, за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных отношений.
Раздел 4 изменен. - Постановление Администрации Уржумского муниципального района Кировской области от 1 декабря 2023 г. N 1091
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы на 2022 - 2027 годы составит 39858,962 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 27881,750 тыс. рублей (привлекаются по соглашениям);
средства бюджета Уржумского муниципального района - 11977,212 тыс. рублей;
средства бюджетов поселений - 0,0 тыс. рублей (привлекаются по соглашениям);
внебюджетные источники - 0,0 тыс. рублей, из них собственные (инвестиционные) средства организаций (привлекаются по соглашениям).
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением муниципальной программы за счет бюджета Уржумского муниципального района, устанавливается решением Уржумской Районной Думы на очередной финансовый год и плановый период.
Привлечение денежных средств областного бюджета предусматривается по средствам участия муниципальной программы в областных конкурсах.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представлена в Приложении N 3 к муниципальной программе.
Финансирование муниципальной программы за счет внебюджетных средств планируется за счет привлечения собственных (инвестиционных) средств организаций коммунального комплекса Уржумского муниципального района на реализацию инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Все объемы финансирования на выполнение мероприятий муниципальной программы относятся к капитальным вложениям и прочим расходам, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы финансирования по основным направлениям финансирования муниципальной программы
Основные направления финансирования муниципальной программы |
Объем финансирования муниципальной программы (тыс. рублей) |
||||||
всего |
в том числе |
||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
||
Муниципальная программа Уржумского района - всего, в том числе: |
39858,962 |
17779,436 |
17614,516 |
1658,670 |
1706,340 |
550,000 |
550,000 |
Капитальные вложения |
37672,670 |
17735,609 |
15672,051 |
1608,670 |
1656,340 |
500,000 |
500,000 |
Прочие расходы |
2186,292 |
43,827 |
1942,465 |
50,000 |
50,000 |
50,000 |
50,000 |
При определении объема финансирования мероприятий использовался аналоговый метод оценки затрат.
Аналоговый метод оценки соответствует средней стоимости инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (капитальный ремонт или реконструкция, замена и модернизация, строительство, приобретение технологического оборудования, выполнение проектных работ) с применением индексов-дефляторов для инвестиций в основной капитал, установленных Министерством экономического развития Российской Федерации.
Объем финансирования муниципальной программы будет уточняться ежегодно по итогам оценки эффективности реализации программных мероприятий.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
Факторы риска |
Меры управления рисками |
Изменение федерального и областного законодательства в сфере реализации муниципальной программы |
Проведение регулярного мониторинга планируемых изменений в федеральном и областном законодательстве и своевременная корректировка нормативных правовых актов Уржумского муниципального района |
Недостаточное финансирование мероприятий муниципальной программы за счет средств бюджета Уржумского муниципального района |
Определение приоритетов для первоочередного финансирования; привлечение средств федерального и областного бюджета и внебюджетных источников на поддержку жилищно-коммунального хозяйства |
Существенные отклонения фактических параметров инфляции, в том числе цен на энергоресурсы, от параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации |
Осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства с учетом возможного ухудшения экономической ситуации; предоставление муниципальной поддержки организациям коммунального комплекса за счет изменения доли участия в реализации мероприятий муниципальной программы |
Несоответствие (в сторону уменьшения) фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы запланированным |
Проведение ежегодного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы; анализ причин отклонения фактически достигнутых показателей эффективности реализации муниципальной программы от запланированных; оперативная разработка и реализация комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий муниципальной программы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.