Заключение Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обеспечению жилищных прав граждан от 14 ноября 2023 г. N 28/1
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 441672-8 "О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, С.А. Наумовым, К.М. Панешем, В.С. Селезневым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Регламентом Государственной Думы и Положением о Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обеспечению жилищных прав граждан Комиссией повторно рассмотрен проект федерального закона N 441672-8 "О внесении изменения в статью 20 Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенном депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, С.А. Наумовым, К.М. Панешем, В.С. Селезневым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым (далее - законопроект, проект).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой орган государственного жилищного надзора и орган муниципального жилищного контроля наделены правом обращения в суд с заявлениями по перечню случаев:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;
3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований настоящего Кодекса о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;
4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;
5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным настоящим Кодексом;
6) о понуждении к исполнению предписания.
В соответствии с пояснительной запиской к Законопроекту предлагаемые положения направлены на замену права на вмененную обязанность для органов жилищного надзора обращаться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений многоквартирного дома при условии наличия соответствующих заявлений от пяти процентов собственников помещений в многоквартирном доме, либо членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.
Такая мера действительно освобождает граждан - собственников жилья от необходимости самостоятельного инициирования судебной процедуры и дополнительных материальных затрат, связанных с процессом.
Законопроект снижает издержки граждан по восстановлению нарушенных прав и способствует повышению эффективности межведомственного взаимодействия в целом.
Вместе с тем проектируемые изменения относятся ко всем случаям, указанным в части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо признания недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива.
В этой связи рекомендуется установить такую обязанность лишь для пункта 1) части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, что одновременно будет являться поступательной мерой в отношении установления обязанности для надзорных органов и позволит собрать достаточную статистику правоприменения для последующего принятия решений о расширении позитивной практики на иные пункты в случае квалификации ее как таковой.
Кроме того, к законопроекту имеется Заключение Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 5118-П16. Замечание, касающееся неопределенности механизма принятия пятью процентами от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме либо членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива соответствующих решений, порядка оформления таких решений, а также порядка их обжалования не имеет оснований по причине отсутствия необходимости установления отдельного порядка для юридического действия, по своему содержанию означающего подачу заявления.
Также замечание Правительства Российской Федерации о необходимости увеличения штатной численности надзорных органов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на такое увеличение по причине появления дополнительной функции (обязанности) не достаточно обоснованно, принимая во внимание, что такая функция (но в виде права) у соответствующих органов в настоящее время существует, а обязательная передача дела в суд одновременно исключает необходимость исчерпывающего изучения материалов дела и проведения дополнительных проверочных мероприятий.
Таким образом, проект документа может быть поддержан с учетом конкретизации внесения изменений в пункт 1) части 12 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Т.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.