Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 12 декабря 2023 г. N 5.1-01/3548
по Федеральному закону "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения", принятому Государственной Думой 12 декабря 2023 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 3 ноября 2023 года (N 477168-8) во исполнение подпункта 1 пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 8 августа 2023 года N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения", изданного в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", которым предусмотрено, что действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом приостанавливается действие отдельных положений указанных в нём международных договоров по вопросам налогообложения, заключённых с 38 странами, входящими в перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (далее - договоры): с государствами-членами Европейского союза (кроме Нидерландов, Латвии и Эстонии, поскольку с Нидерландами и Латвией договоры были денонсированы Российской Федерацией, а договор с Эстонией Российской Федерацией не был ратифицирован), а также с США, Канадой, Великобританией, Албанией, Швейцарией, Норвегией, Македонией (в настоящее время Северная Македония), Исландией, Японией, Австралией, Новой Зеландией, Кореей, Сингапуром. Кроме того, в отношении Черногории предусмотрено приостановление действия соответствующего договора с Союзным Правительством Союзной Республики Югославии (Черногория является правопреемником данного государства наряду с Сербией).
Согласно Федеральному закону действие отдельных положений договоров приостанавливается до устранения такими государствами допущенных ими нарушений законных экономических и иных интересов Российской Федерации, прав её граждан и юридических лиц или до прекращения действия в отношении Российской Федерации договоров.
Положениями договоров, действие которых приостанавливается в соответствии с Федеральным законом, регулируются, в том числе, такие вопросы, как: определение размеров и порядка налогообложения доходов резидентов Договаривающихся Государств от предпринимательской деятельности на территории другого Договаривающегося Государства, доходов от недвижимого имущества, от продажи движимого и недвижимого имущества, прибыли от международных перевозок, дивидендов, процентов, лицензионных платежей (включая роялти), доходов от независимых личных услуг, от работы по найму, доходов артистов и спортсменов, гонораров директоров, а также деятельность постоянных представительств.
В соответствии с Федеральным законом остаются в силе общие и заключительные положения договоров, включающие, в том числе, вопросы терминологии, порядка обмена информацией и проведения взаимосогласительных процедур между компетентными органами Договаривающихся Государств, положения об устранении двойного налогообложения, о налоговых привилегиях сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений.
Решение о приостановлении действия отдельных положений договоров подлежит принятию в форме федерального закона, поскольку согласие на обязательность договоров для Российской Федерации было выражено в форме федеральных законов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пунктам "б" и "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации и пункту 3 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 26 декабря 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.