Постановление Правительства Республики Дагестан от 11 декабря 2023 г. N 489
"О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан"
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые акты Правительства Республики Дагестан.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Дагестан от 24 декабря 2021 г. N 352 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2021, 30 декабря, N 05002008281);
постановление Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2022 г. N 406 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2022, 25 ноября, N 05002010098).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
А. Абдулмуслимов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 11 декабря 2023 г. N 489
Изменения,
которые вносятся в некоторые акты Правительства Республики Дагестан
1. Внести в постановление Правительства Республики Дагестан от 28 ноября 2013 г. N 619 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 24 (раздел III), ст. 1667; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 17 мая, N 05002000930; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 4 июля, N 0500201607040006; 7 ноября, N 0500201611070012; 2017, 20 января, N 0500201701200001; 2 марта, N 0500201703020007; 18 апреля, N 0500201704180009; 2018, 19 сентября, N 0500201809190003; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 3 апреля, N 05002004016; 2020, 30 мая, N 05002005629; 2021, 13 сентября, N 05002007666; 2022, 11 апреля, N 05002008705; 16 сентября, N 05002009634; 20 сентября, N 05002009653; 2023, 23 марта, N 05002010851) следующие изменения:
2) государственную программу Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 28 ноября 2013 г. N 619
(в редакции постановления Правительства
Республики Дагестан
от 11 декабря 2023 г. N 489)
Государственная программа
Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан"
Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
Социальная защита населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан.
В последние годы в республике приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан. Развивается законодательная основа социальной поддержки, совершенствуется ее организация, укрепляются материально-техническая, информационная и кадровая базы, осуществляется индексация социальных выплат с учетом динамики инфляции и т.д.
Система социальной поддержки граждан направлена на улучшение качества жизни различных категорий граждан и их материального положения.
Предоставление гражданам мер социальной поддержки в денежной форме является одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В этом качестве такие меры выступают одним из инструментов предотвращения бедности в регионе.
Современную систему социальной поддержки и социального обслуживания граждан в Республике Дагестан характеризуют следующие важнейшие тенденции и показатели:
1. Распределение полномочий между Российской Федерацией и Республикой Дагестан, между различными органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях. Региональные нормативные правовые акты направлены на обеспечение отдельным категориям граждан гарантированных государством правовых, экономических, организационных и иных мер, объединенных единой системой в виде социальной поддержки населения.
2. Преимущественно заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в учреждение социальной защиты населения или социального обслуживания о предоставлении мер социальной поддержки или услуг.
3. Дифференциация подходов к предоставлению мер социальной поддержки граждан, учитывающая особенности контингента получателей, в том числе:
а) адресный подход, при котором меры социальной поддержки гражданам (семьям) независимо от их категориальной или профессиональной принадлежности предоставляются с учетом их экономического потенциала (доходов, имущества) путем предоставления государственной социальной помощи, субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг и др.;
б) категориальный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются гражданам с учетом особых заслуг перед государством (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы, ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица и другие), в связи с последствиями политических репрессий, попаданием в трудную жизненную ситуацию (инвалидность, сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства и определенных занятий и другое).
4. Дифференциация сроков и периодичности предоставления мер социальной поддержки и услуг - постоянная, на определенный срок либо разовая.
Важнейшей количественной характеристикой современной системы социальной поддержки населения в Республике Дагестан является значительное количество категорий и число граждан, которым меры социальной поддержки предоставляются в денежной форме.
Ежемесячные денежные выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан получают граждане более чем пятнадцати категорий (преимущественно ветераны труда и инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий, малоимущие и другие категории граждан, имеющие право на получение мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Дагестан).
Реализуются меры по государственной поддержке семей с детьми, наиболее важными из которых являются выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции.
Одним из инструментов усиления адресности и эффективности государственной поддержки является применение практики заключения социального контракта. На территории региона государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется с 2021 года.
Также с 2021 года предусмотрено предоставление для малоимущих многодетных семей, имеющих десять и более детей, - автотранспорта (микроавтобуса) за счет средств республиканского бюджета.
В 2022 году введена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, предоставление которой осуществлялось в том числе за счет субвенции из регионального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (с 2023 года осуществляется за счет субвенции из регионального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
В целях выстраивания единой целостной системы поддержки семей с детьми законодательством Российской Федерации с 1 января 2023 года введено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием детей, которое объединило ряд действующих мер социальной поддержки и осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе за счет субвенции из республиканского бюджета Республики Дагестан.
на 31.12.2022 г.
N п/п |
Основные социальные выплаты по линии Министерства труда и социального развития Республики Дагестан |
Размеры выплат, руб. |
Численность получателей, чел. |
1. |
Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение: |
|
63 |
участникам Великой Отечественной войны |
20 000 |
23 |
|
бывшим несовершеннолетним узникам фашизма |
2 000 |
10 |
|
членам семей инвалидов и ветеранов боевых действий, погибших (умерших) в период прохождения военной службы на территории Афганистана |
10 000 |
30 |
|
2. |
Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан |
7 221 (мин.) 59 863 (макс.) |
1 241 |
3. |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение лицам, имеющим особые заслуги перед Республикой Дагестан |
700 (мин.) 27 820,8 (макс.) |
263 |
4. |
Ежемесячная денежная выплата: |
|
|
ветеранам труда |
584 |
58 562 |
|
труженикам тыла |
881 |
2 151 |
|
реабилитированным лицам |
1 174 |
|
|
лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий |
881 |
5 330 |
|
5. |
Ежемесячная денежная выплата по оплате абонентской платы за телефон участникам Великой Отечественной войны |
- * |
1 |
6. |
Единовременная денежная выплата при рождении ребенка: |
|
1 735 |
|
пятого и каждого последующего ребенка |
20 000 |
1 426 |
|
десятого и каждого последующего ребенка |
300 000 |
15 |
|
одновременно двух детей |
20 000 |
290 |
|
одновременно трех и более детей |
100 000 |
4 |
7. |
Ежемесячная денежная выплата по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (получатели льгот): |
- * |
(за год) 224 385 |
федеральные категории |
|
107 052 |
|
реабилитированные лица и жертвы политических репрессий |
|
2 920 |
|
ветераны труда |
|
35 456 |
|
многодетные семьи |
|
16 421 |
|
специалисты на селе |
|
62 536 |
|
8. |
Ежемесячное пособие на ребенка, из них: |
базовый размер - 223 |
236 342 семьи (на 496 322 ребенка) |
пособие на детей одиноких родителей |
446 |
12 935 |
|
пособие на детей военнослужащих по призыву |
335 |
5 |
|
пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов |
335 |
12 |
|
9. |
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка |
12 649 |
49 096 |
10. |
Ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно |
6 324,5 (мин.) 12 649 (макс.) |
174 360 семей (на 250 814 детей) |
11. |
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет |
6 324,5 (мин.) 12 649 (макс.) |
191 553 семьи (на 328 464 ребенка) (данные ПФР по назначению выплат) |
12. |
Единовременная денежная выплата на детей, поступающих в первый класс, из малоимущих многодетных семей |
2318 |
4 614 семей (на 4718 детей) |
13. |
Ежемесячная денежная компенсация гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений |
1 484,24 |
4 |
14. |
Социальное пособие на погребение умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлись пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, и возмещение стоимости услуг на захоронение указанных категорий умерших граждан, оказываемых специализированными службами по вопросам похоронного дела, в том числе возмещение затрат, связанных с погребением умерших реабилитированных лиц, а также возмещение расходов по погребению умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" |
6 964,67 |
1 510 |
15. |
Ежемесячная денежная компенсация расходов на автомобильное топливо |
5 000 (ср. размер) |
2 |
16. |
Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Дагестан, отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Дагестан |
- * |
1 108 |
17. |
Ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России" |
15 713,84 |
702 |
18. |
Единовременная денежная выплата участникам Великой Отечественной войны в честь празднования Дня Победы |
50 000 |
27 |
19. |
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан |
- * |
6900 контрактов |
------------------------------
* Размеры рассчитываются индивидуально на каждого получателя.
------------------------------
Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания - путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, отстающим в развитии, беженцам и вынужденным переселенцам и другим.
В республике действует сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, разработаны и внедрены стандарты социального обслуживания, применяются новые социальные технологии.
Учреждения социального обслуживания предоставляют широкий спектр социальных услуг нуждающимся категориям граждан в стационарной, полустационарной формах, на дому.
Так, социальным обслуживанием в Республике Дагестан ежегодно охватывается порядка 150 тыс. граждан.
чел.
|
на 01.01.2022 г. |
на 01.01.2023 г. |
Численность обслуженных в стационарных учреждениях социального обслуживания населения (5 учреждений и 5 отделений временного пребывания в КЦСОНах) |
997 |
1 014 |
Численность обслуженных центрами (комплексными центрами) социального обслуживания населения, чел., в том числе: |
133 908 |
134 018 |
обслуженных на дому |
92 376 |
92 508 |
Численность обслуженных в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в том числе: |
10 993 |
10 887 |
беспризорных и безнадзорных детей |
1 380 |
869 |
детей-инвалидов, страдающих ДЦП |
403 |
723 |
детей из малообеспеченных семей |
736 |
538 |
семей с детьми, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (ед.) |
473 |
726 |
В целях модернизации системы социальной защиты населения внедряются новые стационарозамещающие технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (социальное такси, приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов, "школа ухода", "детский сад" для пожилых людей и другие).
В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" приняты и реализуются с 2019 года региональные проекты "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения" ("Старшее поколение") и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
Так, в рамках проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в 2019 - 2022 годах за счет средств федерального бюджета осуществлялась выплата ежемесячного пособия в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
С 2022 года в Республике Дагестан реализуются мероприятия по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Оценка региональной системы реабилитации в Республике Дагестан показала наличие в регионе сформированного комплексного подхода к организации региональной системы, которая формируется с учетом совокупности взаимоувязанных мероприятий, охватывающих основные направления реабилитации и абилитации инвалидов, направленных на устранение или полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Однако был выявлен и ряд проблем, в том числе необходимость обновления и укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов), подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов (детей-инвалидов).
Решение задач по обеспечению комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов, что возможно при использовании программно-целевого метода как наиболее эффективного в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.
В целях расширения участия негосударственных организаций в решении социальных вопросов населения реализуются мероприятия по государственной финансовой поддержке социальных проектов, а также по выплате компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг за оказанные услуги.
С 2015 года в рамках Программы обеспечивается государственная поддержка решения жилищной проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
К приоритетным направлениям и целям социальной политики отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;
развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;
повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения нуждающихся качественными реабилитационными услугами.
С учетом приоритетов социальной политики целями государственной программы Республики Дагестан "Социальная поддержка граждан" являются:
повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости;
повышение доступности социального обслуживания для населения и сохранение на уровне 100 проц.;
повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 проц. нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2026 году.
3. Сведения и взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены исходя из Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Закона Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года".
Структурные элементы Программы с учетом задач соотнесены с национальной целью развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной указом о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года, путем реализации комплекса мероприятий, предусмотренного Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, направленного на достижение показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателями 2017 года", в рамках фактора "Повышение уровня социального обеспечения и адресности мер социальной поддержки".
Меры социальной поддержки Программы, в рамках которых предоставляется государственная социальная помощь в форме социального контракта, оказывается государственная поддержка семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, иным категориям граждан, оказывают непосредственное влияние на данный показатель.
Кроме того, Программа направлена на достижение соответствующих целей и показателей государственных программ Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296, и "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 363.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
1. Для достижения цели Программы "Повышение уровня социального обеспечения граждан - получателей мер социальной поддержки, государственных гарантий, направленного на рост их благосостояния, исходя из принципов адресности, справедливости и нуждаемости" решается следующая задача:
выполнение в полном объеме обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан, семьи и детей;
2. Достижение цели Программы "Повышение доступности социального обслуживания для населения и сохранение на уровне 100 проц." будет обеспечиваться посредством реализации следующих задач:
осуществление мер по улучшению качества жизни пожилых людей, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, повышению степени их социальной защищенности, расширению перечня предоставляемых социальных услуг;
развитие сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих социальное обслуживание населения;
оказание финансовой поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
освещение деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
формирование организационных, правовых, финансовых и социально-экономических условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, направленной на решение проблем в социальной сфере.
3. Цель Программы "Повышение качества жизни инвалидов посредством обеспечения 98 процентов нуждающихся качественными реабилитационными услугами к 2026 году" обеспечивается путем реализации задачи по повышению уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Дагестан.
Развитие системы социальной поддержки населения на период до 2030 года будет осуществляться в следующих основных направлениях:
расширение сферы применения механизма адресности, основанного на оценке доходов, при предоставлении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, как в денежной форме, так и в форме услуг;
развитие системы профилактики материального, социального и физического неблагополучия граждан и семей как инструмента повышения эффективности социальной поддержки отдельных категорий граждан, снижающего риски возникновения трудной жизненной ситуации и расходы на преодоление ее последствий.".
2. Внести в постановление Правительства Республики Дагестан от 14 ноября 2013 г. N 587 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, N 22, ст. 1512; 2014, N 15, ст. 866; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.gov.ru), 2016, 27 июня, N 0500201606270005; 2017, 18 апреля, N 0500201704180003; 27 сентября, N 0500201709270002; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2018, 25 декабря, N 05002003527; 2019, 17 мая, N 05002004200; 6 августа, N 05002004494; 2020, 17 января, N 05002005237; 27 мая, N 05002005613; 4 сентября, N 05002005913; 16 ноября, N 05002006257; 2021, 10 августа, N 05002007555; 12 ноября, N 05002007906; 2022, 29 марта, N 05002008600; 6 апреля, N 05002008659; 17 октября, N 05002009804; 31 декабря, N 05002010444; 2023, 28 марта, N 05002010914; 19 июля, N 05002011643) следующие изменения:
2) государственную программу Республики Дагестан "Содействие занятости населения", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 14 ноября 2013 г. N 587
(в редакции
постановления Правительства
Республики Дагестан
от 11 декабря 2023 г. N 489)
Государственная программа
Республики Дагестан "Содействие занятости населения"
Стратегические приоритеты государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Программы
Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены основы государственной политики по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы, а также обеспечение требований охраны труда.
При этом одним из основных направлений деятельности государства в указанной сфере является развитие трудовых ресурсов и повышение их мобильности, поддержка трудовой инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду, являющиеся важным инструментом поддержания социальной стабильности в обществе.
Неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является и охрана труда, поскольку здоровье человека занимает ведущее место в системе социальных ценностей, а профессиональная заболеваемость и производственный травматизм, кроме того, наносят существенный ущерб экономике страны.
В 2022 году ситуация на рынке труда Республики Дагестан характеризовалась как относительно стабильная.
В 2022 году в органы государственной службы занятости населения Республики Дагестан за содействием в поиске подходящей работы обратилось 65,0 тыс. человек.
Для расширения возможностей трудоустройства проведено около 700 ярмарок вакансий. Их посетили 6,5 тыс. человек, из них 3,7 тыс. человек нашли подходящую работу.
Всего при содействии центров занятости населения в 2022 году трудоустроено 44,5 тыс. человек, в том числе на временные рабочие места - 36,0 тыс. человек. Уровень трудоустройства в 2022 году по отношению к обратившимся гражданам составил 68,6 процента.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда организованы профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование около 350 безработных граждан, а также 602 работников 6 промышленных предприятий.
В результате проведенных мероприятий численность граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения Республики Дагестан в качестве безработных, по состоянию на 1 января 2023 года составила 16,2 тыс. чел. против 34,0 тыс. чел. на 1 января 2022 года. При этом уровень зарегистрированной безработицы за 2022 год снизился с 2,6 проц. до 1,2 проц. рабочей силы. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в среднем за 2022 год составил 12,1 проц. (15,1 проц. в среднем за 2021 год).
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, Республика Дагестан по-прежнему продолжает оставаться одним из наиболее трудоизбыточных регионов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, при которой на конец 2022 года на одну заявленную вакансию претендовало около 12 незанятых трудовой деятельностью граждан.
Причиной сохранения такой локализации регионального рынка труда является недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест на фоне низкой территориальной мобильности рабочей силы, препятствующей эффективному использованию трудовых ресурсов.
Одним из приоритетных направлений развития рынка труда является создание комфортных условий труда, в том числе за счет разработки и реализации мер по улучшению условий и охраны труда, снижению риска смертности и травматизма на производстве, профессиональных заболеваний.
За последние годы показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости имеют положительную динамику, вместе с тем ситуация с созданием безопасных условий труда в организациях остается напряженной.
Сложившееся положение дел в области охраны труда обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств и технологий, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты, а также недостаточным вниманием руководителей предприятий и организаций к реконструкции и модернизации производства.
Как показывает анализ, основными причинами возникновения большинства несчастных случаев на производстве являются нарушение трудовой дисциплины, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении безопасным приемам работ, нарушение требований индивидуальной и коллективной защиты.
По оценке, в республике и в дальнейшем будет наблюдаться устойчивая тенденция увеличения численности населения трудоспособного возраста, что приведет к росту численности экономически активного населения и, как следствие, к увеличению предложения трудовых ресурсов. При этом текущее состояние экономики и научно-технического прогресса сохранит влияние существующих факторов, определяющих состояние условий и охраны труда.
В связи с изложенным в республике требуется принятие комплекса мер, направленных на оказание содействия трудоустройству незанятых граждан, в том числе путем улучшения положения на рынке труда категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также на снижение уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий и охраны труда в организациях республики.
Настоящая Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий органов власти всех уровней, работодателей и органов государственной службы занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности, предотвращению роста напряженности на рынке труда и обеспечению конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.
С учетом приоритета государственной политики в сфере содействия занятости населения целями государственной программы Республики Дагестан "Содействие занятости населения" являются:
непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1 процента;
создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
3. Сведения и взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация мероприятий Программы оказывает непосредственное влияние на достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р, в части достижения показателя "Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" за счет осуществления мероприятий, направленных на снижение уровня безработицы (включая мероприятия по снижению напряженности на рынке труда), и осуществления финансовой поддержки граждан, признанных в установленном порядке безработными.
Данный показатель также обозначен как один из основных в сфере содействия занятости населения и определен в соответствии с национальными целями в государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Цель Программы - непревышение к 2030 году значения уровня регистрируемой безработицы более 1,0 процента.
В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель "Уровень регистрируемой безработицы". В рамках достижения данного показателя решаются задачи:
по реализации комплекса мер по созданию условий для стимулирования эффективной занятости населения, обеспечения реализации прав граждан на защиту от безработицы, способствующих повышению жизненного уровня населения;
по обеспечению государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан;
по созданию и развитию системы содействия трудоустройству инвалидов молодого возраста и их адаптации к рынку труда;
по организации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан.
Цель Программы - создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение задачи по созданию условий для снижения уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний, улучшения состояния условий и охраны труда в организациях республики.".
3. В Перечне государственных программ Республики Дагестан, утвержденном постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Дагестан" (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24 (часть I), ст. 1551; 2016, N 4, ст. 196; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (пункты 11 и 53 исключить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 11 декабря 2023 г. N 489 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 14 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 15 декабря 2023 г. N 0500202312150024
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 февраля 2024 г. N 21
Изменения вступают в силу с 20 февраля 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.