Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 3а-250/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре Ивановой С.С.
с участием прокурора Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Красный маяк" о признании недействующими со дня принятия пунктов 325, 326, 327 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 24 декабря 2021 года издан приказ N 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень 2022), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
В пункт 326 Перечня включено здание с кадастровым номером 78:36:0005018:1065, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, дом 4, корпус 2, литера "Е" (далее - Здание 1).
В пункт 325 Перечня включено помещение с кадастровым номером 78:36:0005018:1692, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, дом 4, корпус 2, литера "Е" (далее - Помещение).
В пункт 327 Перечня включено здание с кадастровым номером 78:36:0005018:1088, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, дом 4, корпус 2, литера "З" (далее - Здание 2).
Акционерное общество "Красный маяк" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия пункты 326, 326, 327 приложения к приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п, поскольку указанные в данных пунктах объекты недвижимого имущества не относятся к объектам недвижимого имущества, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2002 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Указывает, что оспариваемые положения нормативного правового акта, возлагают на административного истца как собственника объекта недвижимости излишнее бремя налогообложения.
Представитель административного истца, действующая на основании доверенности ФИО в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, суду пояснила, что наименование здания и вид разрешенного использования земельного участка не могли являться основанием для включения Здания в оспариваемые перечни, обследование с целью установления фактического использования административным ответчиком не проводилось.
Представитель административного ответчика, действующая на основании доверенности ФИО в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым обследование Объектов для определения вида фактического использования с целью включения в Перечень не осуществлялось; Здания и Помещение в одном из них включены в Перечень на основании сведений, представленных Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу, согласно которым Здания имели наименование "Административное (учрежденческое"), что свидетельствовало о наличии достаточного условия, предусмотренного пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для отнесения спорных объектов недвижимости по смыслу статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации к административно-деловому центру.
Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, приходит к следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 г. N 684-96 "О налоге на имущество организаций", согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Абзацем вторым пункта 2 этой же статьи установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 указанной статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 той же статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1 000 кв. м.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п, который официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 28 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом и опубликован в установленном порядке.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров.
Административно-деловым центром в силу пункта 3 этой же статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень 2022 подлежали включению такие административно-деловые центры, которые отвечали хотя бы одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Согласно сведениям Единого государственного реестра принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 78:36:0005018:1065, площадью 1526,9 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, д. 4, корпус 2, литера Е, имеет назначение "нежилое", наименование "административное (учрежденческое)" (л.д.39-48), расположено на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 78:36:0005018:62 с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов". Расположенное в этом здании помещение 1-Н с кадастровым номером 78:36:0005018:1692, площадью 1415,4 кв. м, расположенное на этажах 1, 2, 3 здания, имеет назначение и наименование - "нежилое помещение". На этом же земельном участке находится и принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером 78:36:0005018:1088, площадью 1341,5 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Александра Матросова, д. 4, корпус 2, литера З, которое, согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, имеет назначение "нежилое", наименование "административное (учрежденческое)".
В состав Здания 1 также входят еще 4 помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете, в отношении которых отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, которые имеют назначение - "нежилое помещение", данные о наименовании отсутствуют.
В состав Здания 2 также входят 3 помещения, состоящие на самостоятельном кадастровом учете, в отношении которых отсутствуют сведения о зарегистрированных правах, которые имеют назначение - "нежилое помещение", данные о наименовании отсутствуют.
Технический паспорт на Здание 1, составленный 10 февраля 2011 года Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района, содержит сведения о назначении здания - "нежилое", использование - "Административное (учрежденческое), складское, торговое, общественного питания" (л.д.58-68). Кадастровый паспорт Здания 1 от 04 мая 2011 года содержит сведения о назначении и наименовании объекта недвижимости - нежилое (л.д.69-70). Согласно кадастровой выписке по состоянию на 23 марта 2015 года назначение Здания 1 - "нежилое", наименование - "Административное (учрежденческое)" (л.д.71-75).
Согласно Ведомости помещений и их площадей, составленной 10 февраля 2011 года филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района в отношении Здания 1, в нежилых помещениях Здания имеются части помещений с наименованием: "лестница", "кладовая", "кабинет", "туалет", "тамбур", "умывальная", "подсобное помещение", "коридор", "склад", "зал" (л.д.76-77).
Технический паспорт на Здание 2, составленный 26 февраля 2009 года Филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района, содержит сведения о назначении здания - "нежилое", использование - "административное (учрежденческое)" (л.д.78-87). Кадастровый паспорт Здания 2 от 02 октября 2010 года содержит сведения о назначении - нежилое, наименовании объекта недвижимости - нежилое здание (л.д.88-89).
Согласно Ведомости помещений и их площадей, составленной 26 февраля 2009 года филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района в отношении Здания 2, в нежилых помещениях Здания имеются части помещений с наименованием: "лестница", "кладовая", "кабинет", "туалет", "тамбур", "умывальная", "хозяйственное помещение", "коридор", "зал", "склад", "холл" (л.д.90-91).
Таким образом, из представленных документов следует, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание 1, Здание 2 не предусматривает размещения на нем перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов, в Зданиях отсутствуют помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то есть по указанным характеристикам Здания не могут быть отнесены к объектам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, административно-деловому центру. При этом следует учитывать, что указание в техническом паспорте наименования некоторых помещений как "кабинет" однозначно не свидетельствует об использовании их под офис и сопутствующую офисную инфраструктуру, поскольку понятие "кабинет" и "офис" не являются тождественными.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сведений о разрешенном использовании помещений в Зданиях в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется, то Здание 1, Здание 2 могут быть включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При этом, вопреки доводам административного ответчика, наименование Здания 1, Здания 2 - "Административное (учрежденческое)" не является идентичным наименованию "офисное здание административного назначения" и федеральным налоговым законодательством как условие определение объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 (в редакции от 22.03.2018 года), в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
То обстоятельство, что мероприятия по обследованию Здания 1, Здания 2 с целью определения вида его фактического использования для включения в Перечень не осуществлялись, административным ответчиком не оспаривается.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов помещений в Здании 1, Здании 2 в целях размещения в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры административным ответчиком суду не представлено.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств, подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов помещений в Зданиях, а равно в Помещении административного истца, в целях размещения в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), административным ответчиком суду не представлено.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствия правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие Здания и Помещения условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения Объектов в Перечень, не представлено, что является основанием для удовлетворения для признания недействующими пунктов 325, 326, 327 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербургу от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", как противоречащего положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Акционерного общества "Красный маяк" - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 325, 326, 327 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Акционерного общества "Красный маяк" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четырех тысяч пятьсот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 3а-250/2023
Опубликование:
-