Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 3а-232/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при секретаре Ивановой С.С.
с участием прокурора Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Рубин" о признании недействующими со дня принятия пункта 1846 и пункта 1278 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 29 декабря 2020 года издан приказ N 128-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень), указанный нормативный правовой акт размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 30 декабря 2020 года.
В пункты 1846, 1278 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включены помещения 2-Н и 3-Н с кадастровыми номерами 78:36:0005365:1401 и 78:36:0005365:1418 соответственно, расположенные в здании по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шателена, д. 9, лит. А (далее - Объекты, Помещения).
Общество с ограниченной ответственностью "Рубин" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1846, 1278 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 20 декабря 2020 года N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" мотивируя заявленные требования следующим.
Административный истец является собственником помещений, расположенных в вышеназванном здании - 2-Н с кадастровым номером 78:36:0005365:1401 (площадь 1231 кв. м.), 136-Н с кадастровым номером 78:36:0005365:1717 (площадь 622 кв. м.), 137-Н с кадастровым номером 78:36:0005365:1718 (площадь 441 кв. м.). Помещение 136-Н и 137-Н были сформированы путем раздела ранее существовавшего помещения 3-Н. Заявитель указывает, что Комитет при издании оспариваемого акта нарушен порядок и правила определения вида фактического, поскольку вид фактического использования помещения 2-Н был определен на основании акта обследования за 2019 год, в то время как в 2020 году такого обследования не проводилось. В отношении помещения 3-Н акт обследования не составлялся, кроме того по состоянию на 29 декабря 2020 года помещение 3-Н было разделено на два помещения - 136-Н и 137-Н, что свидетельствует о том что помещение 3-Н не могло быть включено в оспариваемый перечень. Административный истец полагает, что Комитетом при издании оспариваемого приказа были нарушены порядок и правила определения вида фактического использования объектов, оснований для включения объектов в оспариваемый перечень не имелось.
Представитель административного истца ФИО в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям также пояснил, что помещение 2-Н было включено в Перечень на основании акта обследования от 12 сентября 2019 года, что свидетельствует о том, что административным ответчиком нарушен порядок определения вида фактического использования объекта. Помещение 3-Н также было включен в оспариваемый перечень на основании акта обследования от 12 августа 2020 года, вместе с тем фотографий данного помещения в акте не представлено. В акте имеются фотографии объектов, расположенных на 1 этаже, кроме того на фотографии 1 представлено здание, которое не является предметом рассмотрения.
Представитель административного ответчика ФИО в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований, указывая на то, что 20% помещений используются для размещения бытового обслуживания.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, приходит следующему.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
В силу пунктов 2, 7 статьи 378.2 НК РФ перечень объектов имущества организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" на территории Санкт-Петербурга введен налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. Согласно пункту 2 статьи 1-1 названного Закона Санкт-Петербурга налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019 - 2022 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и нежилых помещений, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, при условии, что площадь указанных объектов составляет свыше 1000 кв. м. (в ред. Закона Санкт-Петербурга от 25.11.2021 N 562-121).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год утвержден оспариваемым приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 года N 128-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-коммуникационной сети "Интернет" 30 декабря 2020 года.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным лицом и опубликован в установленном порядке.
Условия, при наличии одного из которых, нежилые здания признаются административно-деловыми или торговыми центрами, определены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно, если здание:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- предназначено для использования в целях размещения перечисленных объектов, то есть если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение названных объектов или фактически используется не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в перечисленных целях.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 103-173) здание с кадастровым номером 78:36:0005365:1339 площадью 13 248,3 кв. м, назначение - нежилое, наименование - данные отсутствуют, состоящее из 10 этажей, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, расположено по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шателена, д. 9, литера А, на земельном участке с кадастровым номером 78:36:0005365:9 земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - для размещения индивидуальных гаражей.
Ведомости помещений их площадей, копии журнала обмеров помещений и поэтажных планов Здания, составленных филиалом ГУП "ГУИОН" ПИБ Выборгского района по состоянию на 05.07.2013 года (т.1 л.д.78-83, т.3 л.д.97-119), содержат сведения о наименованиях частей помещения Здания: "лестница", "тамбур", "тамбур", "лифтовой холл", "водомерный узел", "теплоцентр", "бокс", "кладовая", "коридор", "венткамера", "электрощитовая", "комната охраны", "туалет", "офис" площадью 142 кв. м. Из общей площади Здания площадь гаражей (помещения 2-Н, 3-Н, 7-Н, 8-Н, 133-Н) составляет 9047,5 кв. м, площадь помещений категории "учреждения" (помещения 4-Н, 6-Н, 134-Н) - 153,3 кв. м, прочие (1-Н, 135-Н) - 72,1 кв. м, лестничные клетки (1ЛК) - 3975,4 кв. м.
Принимая во внимание, что вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в том числе, торговых центров, а сведений о таком назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений в Здании в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации) не имеется, то Здание может быть включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, при установлении фактического использования более 20 процентов его общей площади для целей, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, размещения объектов бытового обслуживания.
В состав Здания включены состоящие на отдельном кадастровом учете нежилые помещения N 2-Н, 136-Н и 137-Н, принадлежащие административному истцу, назначением и наименованием - нежилые помещения, вид разрешенного использования которых отсутствует.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной нормы высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737 (в редакции от 22.03.2018 года), в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее 10 октября года, предшествующего очередному налоговому периоду (пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р (в редакции от 10.08.2018 года) "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
Как было указано выше, в пункт 1278 приложения к Приказу включено помещение N 3-Н с кадастровым номером 78:36:0005365:1418.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что помещения 136-Н с кадастровым номером 78:36:0005365:1717 и 137-Н с кадастровым номером 78:36:0005365:1718, образованы путем деления помещения с кадастровым номером 78:36:0005365:1418 (помещение 3-Н), дата присвоения кадастрового номера является 29 декабря 2020 года.
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного ответчика, помещение 3-Н включено Комитетом в Перечень по его фактическому использованию для размещения объектов бытового обслуживания, производственного и иного назначения, на основании акта обследования 12 августа 2020 года N 472-ВФИ/С/2020, согласно которому более 20% общей площади помещения используются под размещение объектов бытового обслуживания, а именно для размещения автосервисов и магазина автозапчастей, в связи с чем помещение соответствует требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона.
Суд находит, что помещение 3-Н не подлежало включению в оспариваемый перечень, поскольку на дату издания приказа данное помещение было разделено с образованием новых помещений 136-Н и 137-Н, указанные сведения были внесены в ЕГРН в установленном порядке, то есть Помещение не могло являться объектом налогообложения по смыслу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таком положении, суд не принимает во внимание ссылки представителя административного ответчика на то, что Помещение было включено в перечень на основании акта обследования 12 августа 2020 года N 472-ВФИ/С/2020.
В Перечень включено также помещение 2-Н в Здании, площадью 1 231,1 кв. м, которое, как следует из выписки из ЕГРН расположено на 1 этаже и подвале, данное помещение было включено на основании результатов обследования, проведенных в 2019 году, то есть акта обследования помещения от 12 сентября 2019 года N 3880-ВФИ/С/2019, согласно которому помещение 2 фактически используется для размещения объектов бытового обслуживания а именно автосервисов.
Представитель административного ответчика Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга также ссылается на то, что работа по формированию Перечня на 2021 год была организована с учетом Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", от 02 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 06.04.2020 N 30-п "О приостановлении проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Санкт-Петербурга" без проведения обследования в 2020 году некоторых объектов в целях определения вида их фактического использования. В связи с чем помещение 2-Н было включено в Перечень Приказа на 2021 год на основании результатов обследования, проведенного в 2019 году.
Оценивая акт обследования Помещения от 12 сентября 2019 года N 3880-ВФИ/С/2019 как основание для включения Помещения в Перечень 2021 следует, учесть, что из положений пункта 4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, пунктов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Порядка проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 02.04.2018 N 7-р следует, что обследование фактического использования объектов недвижимости должно быть осуществлено в год, предшествующий налоговому периоду, на который определяется соответствующий перечень.
Вместе с тем, такого обследования в отношении спорного Помещения в 2020 году с целью включения его в Перечень на 2021 год осуществлено не было, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
Доводы административного ответчика о том, что необходимость включения нежилого помещения в Перечень на 2021 год по результатам проведенного в 2019 году обследования была связана с организационными санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, направленными на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, не могут быть приняты судом, поскольку законодательством не допускается возможность использования для целей налогообложения сведений о виде фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в иной год, чем предшествующий очередному налоговому периоду, в связи с чем, акт обследования помещения от 12 сентября 2019 года N 3880-ВФИ/С/2019 не может являться допустимым доказательством обоснованности включения Помещения в Перечень 2021 года.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня принятия.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов, взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью "Рубин" - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункт 1846 и пункт 1278 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29 декабря 2020 N 128-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год".
Взыскать с Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Рубин" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 сентября 2023 г. по делу N 3а-232/2023
Опубликование:
-