Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минпромторга России
от 26 сентября 2023 г. N 3624
Правила
государственного учета воздушных судов экспериментальной авиации, порядок регистрации наносимых на экспериментальные воздушные суда дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков
I. Общие положения
1. Государственному учету воздушных судов экспериментальной авиации (далее - ЭВС) в соответствии с настоящими Правилами подлежат пилотируемые и беспилотные воздушные суда, используемые для полетов в экспериментальной авиации, которые подразделяются 1 на следующие категории:
а) опытные воздушные суда;
б) модифицированные воздушные суда;
в) модернизированные воздушные суда;
г) воздушные суда, используемые для проведения на них опережающих испытаний и исследований силовых установок, бортовых систем и оборудования (летающие лаборатории) (далее - воздушные суда - летающие лаборатории);
д) проходящие испытания серийные воздушные суда;
е) воздушные суда, используемые для обеспечения деятельности авиационных организаций экспериментальной авиации (вспомогательные воздушные суда) (далее - вспомогательные воздушные суда).
2. ЭВС, учтенные в соответствии с настоящими Правилами, приобретают национальную принадлежность Российской Федерации 2.
Выполнение полетов на ЭВС, не учтенных в соответствии с настоящими Правилами, не допускается 3.
3. Государственный учет ЭВС (далее - государственный учет) осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 4.
По результатам государственного учета оформляется свидетельство о государственном учете ЭВС. В случаях, предусмотренных главой III настоящих Правил, оформляется свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия.
4. По результатам государственного учета ЭВС присваиваются учетные опознавательные знаки 5 (далее - учетные номера) состоящие из пяти или трех арабских цифр, которые наносятся на ЭВС.
Совпадение учетных номеров для воздушных судов одного типа, одновременно состоящих на государственном учете, не допускается.
Пятизначные учетные номера (группы номеров) для ЭВС выделяются Управлением связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления Воздушно-космических сил Министерства обороны Российской Федерации по запросу Департамента авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Департамент). Информация для формирования указанного запроса, включая обоснование необходимости использования пятизначных номеров, представляется организацией - разработчиком воздушных судов, организацией - изготовителем воздушных судов или другими организациями экспериментальной авиации, использующими или планирующими использовать ЭВС.
На ЭВС могут наноситься дополнительные опознавательные знаки, имена собственные, товарные знаки, геральдические знаки и иные знаки, зарегистрированные в порядке, определенном главой V настоящих Правил 6.
При постановке на государственный учет воздушных судов, данные которых были включены в государственные реестры других видов авиации Российской Федерации, им присваиваются учетные номера, соответствующие ранее присвоенным регистрационным опознавательным знакам (номерам), состоящим из пяти арабских цифр.
В случае постановки воздушных судов на государственный учет без исключения их данных из государственных реестров других видов авиации Российской Федерации или государственных реестров иностранных государств государственные, регистрационные опознавательные знаки (номера) и иные дополнительные знаки, ранее нанесенные на воздушные суда, сохраняются.
II. Государственный учет экспериментальных воздушных судов с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС
5. Государственному учету с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС подлежат воздушные суда, указанные в подпунктах "а" - "г", "е" пункта 1 настоящих Правил, использование которых в экспериментальной авиации планируется сроком более 6 месяцев, и не зарегистрированные в государственном реестре государственных воздушных судов Российской Федерации (далее - Реестр государственных воздушных судов), Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации (далее - Реестр гражданских воздушных судов), а также в государственных реестрах иностранных государств 7.
6. Для постановки воздушных судов на государственный учет с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС организацией экспериментальной авиации, которая планирует использовать или использует воздушные суда для полетов (далее - эксплуатант воздушного судна), представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) в отношении опытных воздушных судов, модифицированных воздушных судов и модернизированных воздушных судов с внесенными в типовую конструкцию главными изменениями изделия 8:
заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
копии документов, подтверждающих право собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;
результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный Методическим советом экспериментальной авиации по летным испытаниям при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Методический совет ЭА) 9, включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета (для первого опытного образца воздушного судна);
результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный методическим советом летно-испытательного подразделения авиационной организации экспериментальной авиации (далее - методический совет ЛИП) 10, включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета (для всех последующих опытных образцов воздушного судна);
результат оценки методической готовности воздушного судна,
подготовленный методическим советом ЛИП, включающий сведения о допуске беспилотного воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета (для всех образцов беспилотного воздушного судна, если вопрос методической готовности к первому полету рассматривался методическим советом ЛИП по решению руководителя организации-разработчика беспилотного воздушного судна);
копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);
копия раздела формуляра или вкладыша в формуляр воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным для испытательных полетов (летных испытаний). Вкладыш в формуляр оформляется для опытных образцов модифицированных и модернизированных воздушных судов, созданных путем изменения конструкции базового воздушного судна;
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);
б) в отношении воздушных судов - летающих лабораторий:
заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;
результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный Методическим советом ЭА или методическим советом ЛИП (по согласованию с Методическим советом ЭА), включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета;
копии документов, на основании которых производилось переоборудование воздушного судна в воздушное судно - летающую лабораторию;
копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);
копия раздела формуляра или вкладыша в формуляр воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным для испытательных полетов (летных испытаний). Вкладыш в формуляр оформляется для воздушных судов - летающих лабораторий, созданных путем изменения конструкции базового воздушного судна;
копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна эксплуатанту воздушного судна;
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);
в) в отношении модернизированных воздушных судов с внесенными в типовую конструкцию второстепенными изменениями изделия 11:
заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный методическим советом ЛИП, включающий сведения о допуске воздушного судна к выполнению программы первого испытательного полета;
копии документов, на основании которых производилась модернизация воздушного судна;
копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;
копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);
копия раздела формуляра или вкладыша в формуляр воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным для испытательных полетов (летных испытаний). Вкладыш в формуляр оформляется для опытных образцов модернизированных воздушных судов, созданных путем изменения конструкции базового воздушного судна;
копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна эксплуатанту воздушного судна;
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);
г) в отношении вспомогательных воздушных судов:
заявление о государственном учете воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;
копия свидетельства об исключении из Реестра гражданских воздушных судов, Реестра государственных воздушных судов или государственного реестра иностранного государства (если воздушное судно было ранее зарегистрировано в одном из указанных реестров);
копия раздела формуляра воздушного судна с оформленной записью о приемке воздушного судна и признании его годным к эксплуатации;
копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна эксплуатанту воздушного судна;
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).
7. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
8. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о государственном учете воздушного судна, уведомление о необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков по содержащимся в них сведениям (далее - уведомление об устранении недостатков);
если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 6 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в государственном учете воздушного судна с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
принимается решение о постановке воздушного судна на государственный учет, ему присваивается учетный номер;
оформляется свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна (далее - свидетельство о государственном учете) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам);
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о свидетельстве о государственном учете 12.
9. Свидетельство о государственном учете подписывается уполномоченным должностным лицом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (или лицом, его замещающим) (далее - уполномоченное лицо) и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Свидетельство о государственном учете является бессрочным и подлежит возврату в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в случае снятия воздушного судна с государственного учета или при оформлении на указанное воздушное судно нового свидетельства о государственном учете.
10. Свидетельство о государственном учете выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
11. В случае передачи ЭВС другому эксплуатанту воздушного судна, смены собственника воздушного судна или изменения указанных в свидетельстве о государственном учете данных о воздушном судне использование воздушного судна для полетов допускается после внесения изменений в свидетельство о государственном учете или его замены (на воздушное судно выдается новое свидетельство о государственном учете).
12. При передаче ЭВС другому эксплуатанту в свидетельство о государственном учете вносятся изменения. Для этого в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации новым эксплуатантом воздушного судна представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) заявление о внесении изменений в свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящим Правилам);
б) свидетельство о государственном учете;
в) копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном эксплуатанта воздушного судна;
г) копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна новому эксплуатанту воздушного судна;
д) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).
13. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
14. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о внесении изменений в свидетельство о государственном учете, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 12 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в государственном учете воздушного судна с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу представленных эксплуатантом воздушного судна документов и содержащимся в них сведениям оформляется запись о передаче воздушного судна новому эксплуатанту воздушного судна в разделе "Отметки о передаче воздушного судна" свидетельства о государственном учете. Оформленная запись о передаче воздушного судна новому эксплуатанту воздушного судна подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
15. Свидетельство о государственном учете с внесенными изменениями выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
16. Выданное свидетельство о государственном учете подлежит замене на новое свидетельство о государственном учете в следующих случаях:
а) при смене собственника воздушного судна;
б) при изменении наименования собственника или эксплуатанта воздушного судна;
в) при изменении наименования типа воздушного судна;
г) при изменении назначения воздушного судна;
д) при изменении категории воздушного судна;
е) при изменении учетного номера;
ж) при порче или утрате свидетельства о государственном учете;
з) при отсутствии свободного места в свидетельстве о государственном учете для внесения записи о передаче воздушного судна новому эксплуатанту.
17. Для оформления нового свидетельства о государственном учете в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) в случае смены собственника воздушного судна:
заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);
копии документов, подтверждающих права собственника и эксплуатанта воздушного судна на воздушное судно;
б) при изменении наименования собственника или эксплуатанта воздушного судна:
заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);
копии документов, подтверждающих переименование собственника или эксплуатанта воздушного судна;
копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;
в) при изменении наименования типа воздушного судна, назначения или категории воздушного судна:
заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);
документы в соответствии с подпунктами "а", "б" или "в" пункта 6 настоящих Правил в зависимости от категории воздушного судна 13 (если указанные изменения связаны с изменениями конструкции воздушного судна, его систем, а также состава оборудования и необходимостью проведения наземных и (или) летных испытаний);
г) при изменении учетного номера - заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам);
д) в случае порчи или утраты свидетельства о государственном учете - заявление о замене свидетельства о государственном учете экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам).
Одновременно с документами, указанными в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна представляется ранее выданное свидетельство о государственном учете.
18. Документы, указанные в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 17 настоящих Правил, представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня оформления документов о передаче права собственности новому собственнику, об изменении наименования собственника (эксплуатанта) воздушного судна или выявления факта порчи (утраты) свидетельства о государственном учете соответственно.
Документы, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 17 настоящих Правил, представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при необходимости изменения наименования типа воздушного судна, назначения или категории воздушного судна, или изменения учетного номера воздушного судна соответственно.
19. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
20. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о замене свидетельства о государственном учете, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 17 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в государственном учете воздушного судна с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
оформляется новое свидетельство о государственном учете на это же воздушное судно (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам);
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о новом свидетельстве о государственном учете.
21. Новое свидетельство о государственном учете в соответствии с абзацем четвертым подпункта "в" пункта 20 настоящих Правил выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
22. В случае отсутствия места в свидетельстве о государственном учете для внесения записи о передаче воздушного судна после рассмотрения заявления о внесении изменений в свидетельство о государственном учете и приложенных к нему документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, и при отсутствии замечаний по их составу и содержащимся в них сведениям Департаментом:
а) оформляется новое свидетельство о государственном учете (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам), в котором указывается наименование нового эксплуатанта воздушного судна;
б) вносится в книгу государственного учета ЭВС информация об оформленном новом свидетельстве о государственном учете.
23. Новое свидетельство о государственном учете в соответствии с подпунктом "а" пункта 22 настоящих Правил выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
24. Воздушные суда с оформленными свидетельствами о государственном учете снимаются с государственного учета в следующих случаях:
а) списания воздушного судна;
б) передачи воздушного судна в другой вид авиации Российской Федерации;
в) передачи воздушного судна иностранному заказчику;
г) пропажи воздушного судна без вести.
25. Для снятия воздушных судов с государственного учета в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна в течение 3 рабочих дней со дня оформления документа о списании воздушного судна, приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна или документа, подтверждающего факт пропажи воздушного судна без вести, представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) заявление о снятии воздушного судна с государственного учета экспериментальных воздушных судов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам);
б) копия документа о списании воздушного судна (если причиной его снятия с государственного учета является списание воздушного судна);
в) копия документа, на основании которого воздушное судно передается в организацию государственной авиации, организацию гражданской авиации Российской Федерации или иностранному заказчику (если причиной снятия воздушного судна с государственного учета является его передача в другой вид авиации Российской Федерации или иностранному заказчику);
г) копия приемо-сдаточного акта воздушного судна или другого документа, подтверждающего факт его передачи (если причиной снятия с государственного учета является передача воздушного судна в другой вид авиации Российской Федерации или иностранному заказчику);
д) копия документа, подтверждающего факт пропажи воздушного судна без вести (если причиной снятия с государственного учета является пропажа воздушного судна без вести);
е) свидетельство о государственном учете.
26. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
27. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о снятии воздушного судна с государственного учета, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 25 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в снятии воздушного судна с государственного учета с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
оформляется свидетельство о снятии воздушного судна с государственного учета экспериментальных воздушных судов (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящим Правилам). Свидетельство о снятии воздушного судна с государственного учета подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о снятии воздушного судна с государственного учета.
28. Свидетельство о снятии воздушного судна с государственного учета выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
III. Государственный учет экспериментальных воздушных судов с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия
29. Государственному учету с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия подлежат воздушные суда, используемые организациями экспериментальной авиации и не состоящие на государственном учете в соответствии с главой II настоящих Правил, а также временно переданные организациям экспериментальной авиации воздушные суда из других видов авиации Российской Федерации 14 и поставляемые за рубеж воздушные суда российского производства для проведения опытно-конструкторских работ, летных испытаний (исследований), подготовки летных экипажей заказчика, выполнения демонстрационных полетов, отдельных полетов и перелетов на территории Российской Федерации и за рубежом.
30. Временно переданные организациям экспериментальной авиации воздушные суда из других видов авиации Российской Федерации и иностранные воздушные суда ставятся на государственный учет с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия без исключения их данных из государственных реестров видов авиации, а также государственных реестров иностранных государств. В случае передачи воздушного судна из государственной авиации эксплуатантом воздушного судна представляется согласование с Главным командованием Воздушно-космических сил Министерства обороны Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти, имеющим подразделения государственной авиации, в зависимости от того, в чьем распоряжении находятся государственные воздушные суда.
31. Для постановки воздушных судов на государственный учет с оформлением свидетельств о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия эксплуатантом воздушного судна представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) заявление о государственном учете воздушного судна с оформлением свидетельства о государственном учете с ограниченным сроком действия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящим Правилам);
б) документы, предусмотренные подпунктами "а" - "г" пункта 6 настоящих Правил в соответствии с категорией ЭВС;
в) копия документа, подтверждающего согласование Главного командования Воздушно-космических сил Министерства обороны Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, имеющего подразделения государственной авиации, в зависимости от того, в чьем распоряжении находилось переданное воздушное судно, на постановку воздушного судна на государственный учет без исключения его данных из Реестра государственных воздушных судов.
32. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
33. Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 3 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о государственном учете воздушного судна с оформлением свидетельства о государственном учете с ограниченным сроком действия, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 10 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 31 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в государственном учете воздушного судна с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
принимается решение о постановке воздушного судна на государственный учет, ему присваивается учетный номер;
оформляется свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна с ограниченным сроком действия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к настоящим Правилам);
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о свидетельстве о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия.
34. Свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
35. Свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
36. Срок действия свидетельства о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия не должен превышать 6 месяцев со дня его оформления.
37. Изменения в свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия не вносятся, срок его действия не продлевается.
Свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия подлежит возврату эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней после дня истечения срока его действия.
38. Воздушные суда с оформленными свидетельствами о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия досрочно снимаются с государственного учета в следующих случаях:
а) при передаче воздушного судна другому эксплуатанту воздушного судна;
б) при передаче воздушного судна в другой вид авиации Российской Федерации;
в) при передаче (отгрузке) воздушного судна иностранному заказчику;
г) при смене собственника воздушного судна.
39. Для внесения в книгу государственного учета ЭВС информации о досрочном снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня оформления приемо-сдаточного акта (отгрузки) воздушного судна или смены собственника, эксплуатантом воздушного судна, данные которого содержатся в указанном свидетельстве, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) заявление о досрочном снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете экспериментальных воздушных судов с ограниченным сроком действия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 10 к настоящим Правилам);
б) копия приемо-сдаточного акта воздушного судна (если воздушное судно передано другому эксплуатанту воздушного судна, или воздушное судно передано в другой вид авиации Российской Федерации или иностранному заказчику);
в) копия документа, подтверждающего факт отгрузки воздушного судна иностранному заказчику (если причиной является отгрузка воздушного судна иностранному заказчику);
г) копии документов (выписки из документов), на основании которых произведена передача (отгрузка) воздушного судна;
д) копия документа, подтверждающего факт передачи права собственности на воздушное судно (если произошла смена собственника воздушного судна);
е) свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия.
40. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
41. Департаментом в течение 17 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 3 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о досрочном снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 10 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 39 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в досрочном снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
оформляется и направляется почтовым отправлением в адрес эксплуатанта воздушного судна письмо с информацией о снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия;
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о досрочном снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия.
IV. Особенности государственного учета серийных воздушных судов
42. Серийные воздушные суда, проходящие предъявительские, приемо-сдаточные, периодические, типовые и квалификационные испытания с выполнением полетов в районе аэродрома (вертодрома) базирования организации - изготовителя воздушных судов и прилегающих специальных зонах 15, подлежат на период указанных испытаний учету воздушных судов без оформления и выдачи свидетельств о государственном учете.
Департаментом предоставляются организации - изготовителю воздушных судов учетные номера для нанесения на указанные в настоящем пункте воздушные суда. Указанные учетные номера направляются Департаментом в адрес организации - изготовителя воздушных судов почтовым отправлением.
Сведения о присвоенных учетных номерах воздушных судов, указанных в настоящем пункте, хранятся организацией - изготовителем воздушных судов и представляются организацией - изготовителем воздушных судов в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежеквартально непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением.
43. Датой снятия серийных воздушных судов, указанных в пункте 42 настоящих Правил, с учета является дата оформления записи о приемке воздушного судна в разделе "Сведения о приемке" формуляра воздушного судна.
44. Серийные воздушные суда, проходящие предъявительские, приемосдаточные, периодические, типовые и квалификационные испытания с выполнением полетов за пределами прилегающих к аэродрому (вертодрому) базирования организации - изготовителя воздушных судов специальных зон, перегоняемые на другие базы и используемые для выполнения работ с целью завершения их производства и передачи заказчику, а также выполнения учебно-тренировочных и демонстрационных полетов, подлежат государственному учету с оформлением свидетельства о государственном учете с ограниченным сроком действия в соответствии с пунктами 29, 34 - 37 настоящих Правил.
45. Для постановки воздушных судов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, на государственный учет с оформлением свидетельства о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия организацией - изготовителем (эксплуатантом) воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) заявление о государственном учете воздушного судна с оформлением свидетельства о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящим Правилам);
б) копии документов, подтверждающих права собственности и (или) иное законное основание владения воздушным судном собственника и эксплуатанта воздушного судна;
в) копия вкладыша в формуляр воздушного судна с оформленной записью о признании его годным к проведению летных испытаний, выполнению учебно-тренировочных, демонстрационных полетов или перелетов;
г) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).
46. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
47. Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 3 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о государственном учете воздушного судна с оформлением свидетельства о государственном учете с ограниченным сроком действия, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 10 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 45 настоящих Правил, а также в случае выявления в представленных документах недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в постановке на государственный учет воздушного судна и выдачи свидетельства о государственном учете с ограниченным сроком действия с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
принимается решение о постановке воздушного судна на государственный учет, ему присваивается учетный номер;
оформляется свидетельство о государственном учете экспериментального воздушного судна с ограниченным сроком действия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 9 к настоящим Правилам);
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о свидетельстве о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия.
48. Свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
V. Регистрация наносимых на экспериментальные воздушные суда дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков
49. Регистрация наносимых на ЭВС дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков (далее - дополнительные знаки) осуществляется по заявлению эксплуатанта воздушного судна.
Регистрация наносимых на ЭВС дополнительных знаков производится путем внесения данных о наносимых на ЭВС дополнительных знаках в книгу государственного учета ЭВС.
В случае постановки воздушных судов на государственный учет без исключения их данных из государственных реестров других видов авиации Российской Федерации и государственных реестров иностранных государств наносимые на воздушные суда дополнительные знаки регистрации в соответствии с настоящей главой не подлежат.
50. Для регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляются следующие документы:
а) заявление о регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне;
б) описание дополнительных знаков и обоснование необходимости их нанесения на ЭВС;
в) эскиз воздушного судна с элементами раскраски и изображением наносимых на ЭВС дополнительных знаков.
51. Заявление о регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков и прилагаемые к нему документы, предусмотренные пунктом 50 настоящих Правил, представляются эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением, или в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы "Положением о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Заявление о регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков, направленное в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписывается электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
52. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 50 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
53. Департаментом в течение 2 рабочих дней со дня регистрации заявления о регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков и приложенных к нему документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 50 настоящих Правил:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) если эксплуатантом воздушного судна представлены документы с нарушением пункта 50 настоящих Правил, Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
вносятся в книгу государственного учета ЭВС данные о наносимых на ЭВС дополнительных знаках и их регистрации;
оформляется и направляется эксплуатанту воздушного судна письмо о регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков.
54. В случае выявления эксплуатантом опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков, эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляется заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков.
55. Заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков представляются эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением, или в форме электронных документов (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Заявление об исправлении опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков, направленное в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписывается электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
56. Документы, представленные эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня их регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
57. Департаментом в течение 1 рабочего дня с даты получения заявления об исправлении опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков, представленного эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил:
а) вносятся в книгу государственного учета ЭВС исправленные данные о наносимых на ЭВС дополнительных знаках;
б) оформляется и направляется эксплуатанту воздушного судна письмо об исправлении опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков.
58. В случае выявления Департаментом отсутствия опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков, указанных в представленном эксплуатантом воздушного судна заявлении об исправлении опечаток и (или) ошибок, в адрес эксплуатанта воздушного судна оформляется и направляется почтовым отправлением письмо об отказе в исправлении опечаток и (или) ошибок при регистрации наносимых на ЭВС дополнительных знаков.
------------------------------
1Пункт 12 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916), с изменениями, внесенными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 ноября 2022 г. N 4640 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71176) (далее - Федеральные авиационные правила производства полетов экспериментальной авиации). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 данный акт действует до 1 марта 2029 г.
2Пункты 3 и 4 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.
3Пункт 1 статьи 66, пункт 2 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации; пункт 1 Перечня документов, которые должны иметь на борту экспериментальные воздушные суда, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 марта 2017 г. N 908 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2017 г., регистрационный N 47024).
4Пункт 3 статьи 33 Воздушного кодекса Российской Федерации; пункт 1 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 438 (далее - Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации).
5Пункт 2.2 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации.
6Пункт 2.3 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации.
7Статья 33 Воздушного кодекса Российской Федерации.
8Пункт 21.91А Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851), с изменениями, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 196 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73718) (далее - Федеральные авиационные правила сертификации авиационной техники. Часть 21). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.
9Пункт 26 Федеральных авиационных правил производства полетов экспериментальной авиации.
10Пункт 24 Федеральных авиационных правил производства полетов экспериментальной авиации.
11Пункт 21.91А Федеральных авиационных правил сертификации авиационной техники. Часть 21.
12Подпункт 5.7.3 пункта 5 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.
13Пункт 2 настоящих Правил.
14Статья 20 Воздушного кодекса Российской Федерации.
15Пункт 217 Федеральных авиационных правил производства полетов экспериментальной авиации.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.