Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Минпромторга России
от 26 сентября 2023 г. N 3624
Порядок
допуска к полетам экспериментальных воздушных судов
I. Общие положения
1. Действие настоящего Порядка распространяется на воздушные суда, подлежащие учету в соответствии с Правилами государственного учета экспериментальных воздушных судов, порядком регистрации наносимых на экспериментальные воздушные суда дополнительных опознавательных знаков, имен собственных, товарных знаков, геральдических знаков, содержащимися в приложении N 1 к настоящему приказу (далее - Правила государственного учета ЭВС).
2. Настоящий Порядок определяет процедуры, связанные с допуском к полетам экспериментальных воздушных судов (далее - ЭВС):
а) к выполнению программы первого испытательного полета (далее - первый испытательный полет) и к последующим полетам следующих воздушных судов:
опытных воздушных судов;
модифицированных воздушных судов;
модернизированных воздушных судов;
воздушных судов, используемых для проведения на них опережающих испытаний и исследований силовых установок, бортовых систем и оборудования (летающих лабораторий) (далее - воздушные суда - летающие лаборатории);
б) воздушных судов - летающих лабораторий;
в) к полетам проходящих испытания серийных воздушных судов;
г) к полетам воздушных судов, используемых для обеспечения деятельности авиационных организаций экспериментальной авиации (вспомогательных воздушных судов) (далее - вспомогательные воздушные суда);
д) к полетам ЭВС, у которых истекли сроки службы и выработаны ресурсы;
е) к полетам ЭВС с истекшим сроком действия документа, удостоверяющего годность ЭВС к полетам.
По результатам допуска к полетам ЭВС оформляется документ, удостоверяющий годность ЭВС к полетам 1 (далее - удостоверение о годности к полетам). В случаях, предусмотренных пунктом 44 настоящего Порядка, оформляется документ, удостоверяющий годность ЭВС к полетам с ограниченным сроком действия (далее - временное удостоверение о годности к полетам).
3. Допуск ЭВС к первому испытательному полету, а также к полетам по программам особо сложных и опасных этапов испытаний (исследований) и после выполнения доработок, оказывающих существенное влияние на безопасность полетов, осуществляется после оценки их методической готовности к указанным полетам Методическим советом экспериментальной авиации по летным испытаниям при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Методический совет ЭА) 2 или методическим советом летно-испытательного подразделения организации экспериментальной авиации (далее - методический совет ЛИП) 3 в зависимости от категории воздушного судна и этапа его испытаний в соответствии с пунктами 5 - 7 настоящего Порядка.
4. Решение о допуске ЭВС к испытательным полетам и другим видам полетов принимается руководителем организации экспериментальной авиации, использующей данное воздушное судно для полетов, в соответствии с настоящим Порядком, эксплуатационно-технической документацией на воздушное судно и документами, регламентирующими организацию инженерно-авиационного обеспечения полетов. Допуск к полетам оформляется локальным актом организации экспериментальной авиации, использующей данное воздушное судно для полетов.
II. Организация оценки методической готовности экспериментальных воздушных судов к испытательным полетам Методическим советом экспериментальной авиации по летным испытаниям и методическими советами летно-испытательных подразделений
5. Рассмотрению Методическим советом ЭА подлежат вопросы о методической готовности:
а) к первому испытательному полету первых образцов опытных воздушных судов, модифицированных воздушных судов, модернизированных воздушных судов с внесенными в типовую конструкцию главными изменениями 4 и воздушных судов - летающих лабораторий;
б) к полетам по программам особо сложных и опасных этапов летных испытаний (исследований);
в) к полетам после выполнения доработок, оказывающих существенное влияние на безопасность полетов.
Вопросы о методической готовности к полетам, указанным в подпунктах "а" - "в" настоящего пункта, беспилотных воздушных судов могут быть рассмотрены методическим советом ЛИП по решению руководителя организации - разработчика беспилотного воздушного судна с уведомлением Методического совета ЭА.
6. Рассмотрению методическим советом ЛИП подлежат вопросы о методической готовности:
а) к первому испытательному полету первых образцов модернизированных воздушных судов с внесенными в типовую конструкцию второстепенными изменениями 5 (в организации - разработчике воздушного судна);
б) к первому испытательному полету второго и последующих образцов опытных, модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий (в организации - разработчике воздушного судна);
в) к полетам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящего Порядка, беспилотных воздушных судов с уведомлением Методического совета ЭА (по решению руководителя организации-разработчика беспилотного воздушного судна);
г) к полетам по программам предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых и квалификационных испытаний серийных воздушных судов (в организации - изготовителе воздушного судна).
7. По результатам выполнения первого испытательного полета опытного, модифицированного (модернизированного) воздушного судна и воздушного судна - летающей лаборатории методическим советом ЛИП организации-разработчика определяются:
а) возможность выполнения последующих полетов по программе летных испытаний этого воздушного судна;
б) необходимость корректировки программы летных испытаний воздушного судна и выполнения доводочных полетов по специальной программе для устранения выявленных в первом полете недостатков.
III. Допуск к первому испытательному полету опытных, модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий
8. Допуск к выполнению первого испытательного полета опытных, модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий оформляется локальным актом авиационной организации - разработчика воздушного судна.
9. Основанием для издания локального акта авиационной организации-разработчика воздушного судна о допуске опытных модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий к первому испытательному полету являются следующие документы:
а) результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный Методическим советом ЭА или методическим советом ЛИП организации - разработчика включающий сведения о готовности воздушного судна к первому испытательному полету в соответствии с пунктами 5, 6 настоящего Порядка;
б) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку);
в) документы, подтверждающие ресурсы и сроки службы ЭВС, в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 настоящего Порядка;
г) свидетельство о государственном учете ЭВС;
д) свидетельство о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами 6.
IV. Допуск к последующим испытательным полетам опытных, модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий, допуск воздушных судов - летающих лабораторий к полетам в соответствии с назначением
10. Допуск к выполнению последующих испытательных полетов опытных, модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий оформляется локальным актом авиационной организации - разработчика воздушного судна.
11. Основанием для издания локального акта авиационной организации - разработчика воздушного судна о допуске опытных воздушных судов, модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий к последующим испытательным полетам являются:
а) заключение методического совета ЛИП организации-разработчика (или заключение Методического совета ЭА) о возможности допуска воздушного судна к последующим полетам;
б) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "настоящим Правилам" имеется в виду "настоящему Порядку"
в) документы, подтверждающие сроки службы и ресурсы ЭВС, в частности:
для опытных, модифицированных, модернизированных воздушных судов, воздушных судов - летающих лабораторий:
решения главного (генерального) конструктора организации - разработчика воздушного судна об установлении (продлении) сроков службы и ресурсов конкретного ЭВС и записи в формуляре воздушного судна об установлении (продлении) ему сроков службы и ресурсов;
решения главного (генерального) конструктора организации-разработчика воздушного судна о распространении действия на конкретное ЭВС решений, бюллетеней, указаний об установлении (продлении) сроков службы и ресурсов (далее - ресурсные бюллетени) (для воздушных судов базовой конструкции государственной или гражданской авиации Российской Федерации), ресурсные бюллетени и записи в формуляре воздушного судна об установленных сроках службы и ресурсах (для воздушных судов, переданных организации-разработчику из государственной (гражданской) авиации или организацией-изготовителем для проведения опытно-конструкторских работ по модификации (модернизации) воздушных судов или созданию воздушных судов - летающих лабораторий в случае, когда произведенные конструктивные изменения не влияют на ресурсные показатели);
для серийных воздушных судов, проходящих предъявительские, контрольно-приемные, периодические, квалификационные и типовые испытания, - технические условия на приемку и поставку воздушного судна при его изготовлении и записи в формуляре воздушного судна об установленных ему сроках службы и ресурсах;
для серийных воздушных судов, используемых в экспериментальной авиации в качестве вспомогательных воздушных судов, - ресурсные бюллетени, действующие в государственной или гражданской авиации для воздушных судов данного типа, и записи в формуляре воздушного судна об установленных ему сроках службы и ресурсах;
для ЭВС, указанных в абзацах втором и шестом настоящего подпункта, на которые было распространено действие ресурсных бюллетеней для воздушных судов государственной или гражданской авиации, у которых наработка воздушного судна достигла ресурсных показателей, ранее установленных данными ресурсными бюллетенями, - решения главного (генерального) конструктора организации-разработчика о распространении действия актуальных ресурсных бюллетеней для воздушных судов государственной или гражданской авиации Российской Федерации базовой конструкции на конкретное ЭВС, ресурсные бюллетени и записи в формуляре воздушного судна об установлении (продлении) ему сроков службы и ресурсов;
для ЭВС, прошедших очередной капитальный ремонт, - записи в формуляре воздушного судна о выполнении ремонта и установлении ему межремонтных ресурсов и межремонтных сроков службы.
В случае внесения в конструкцию воздушных судов, указанных в абзаце шестом настоящего подпункта подпункте, изменений, которые осуществляются исключительно по документации организации - разработчика воздушного судна (или по документации, согласованной с организацией-разработчиком), а также влияния условий их эксплуатации в экспериментальной авиации на ресурсные показатели необходимость уточнения ресурсов и сроков службы воздушных судов определяется организацией - разработчиком воздушного судна;
г) свидетельство о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами.
12. Допуск к выполнению полетов воздушных судов - летающих лабораторий к полетам в соответствии с назначением осуществляется после проведения летных испытаний и оформления актов по их результатам.
Допуск указанных в настоящем пункте воздушных судов к полетам в соответствии с назначением оформляется локальным актом авиационной организации экспериментальной авиации, проводившей летные испытания. После оформления указанного локального акта в формуляр воздушного судна - летающей лаборатории вносится запись о его допуске к полетам в соответствии с назначением.
V. Допуск к полетам по программам предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых и квалификационных испытаний серийных воздушных судов
13. Допуск к полетам каждого серийного воздушного судна, изготовленного в организации-изготовителе, осуществляется в соответствии с техническими условиями на приемку и поставку воздушных судов определенного типа.
14. Вопрос о методической готовности к проведению предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых и квалификационных испытаний серийного воздушного судна рассматривается на заседании методического совета ЛИП организации - изготовителя воздушного судна. В случае принятия решения методическим советом ЛИП о готовности к полетам воздушного судна оформляется локальный акт организации-изготовителя о допуске его к испытательным полетам по указанным в настоящем пункте программам испытаний.
VI. Допуск к полетам вспомогательных воздушных судов
15. Основанием для допуска вспомогательных воздушных судов к облету и последующим полетам при поступлении в организацию экспериментальной авиации являются следующие документы:
а) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
б) документы (или их копии), подтверждающие сроки службы и ресурсы ЭВС в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 настоящего Порядка;
в) свидетельство о государственном учете ЭВС;
г) свидетельство о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами.
16. Облет воздушного судна производится в районе аэродрома (вертодрома) и в прилегающих к нему специальных зонах 7, после облета оформляется акт по результатам облета воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).
17. Допуск вспомогательных воздушных судов к облету и последующим полетам оформляется локальным актом авиационной организации экспериментальной авиации, использующей воздушное судно для полетов.
VII. Допуск к полетам экспериментальных воздушных судов, у которых истекли сроки службы и выработаны ресурсы
18. Допуск к полетам ЭВС, у которых истекли сроки службы и выработаны ресурсы, осуществляется после:
а) проведения исследования технического состояния ЭВС и оформления решения главного (генерального) конструктора организации - разработчика воздушного судна об установлении (продлении) сроков службы и ресурсов или выполнения работ, предусмотренных ресурсным бюллетенем, если его действие распространено на данное ЭВС решением главного (генерального) конструктора организации - разработчика воздушного судна;
б) внесения записи в формуляр воздушного судна о продлении (установлении) его ресурсов и сроков службы;
в) оформления акта проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
г) страхования ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами;
д) облета воздушного судна для подтверждения его работоспособности, который должен выполняться в районе аэродрома (вертодрома) и в прилегающих к нему специальных зонах с последующим оформлением акта по результатам облета воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).
19. Допуск ЭВС к выполнению облета и к последующим полетам оформляется локальным актом организации экспериментальной авиации, использующей воздушное судно для полетов.
VIII. Допуск к полетам экспериментальных воздушных судов с истекшим сроком действия (отсутствием) документа, удостоверяющего годность их к полетам
20. В случае истечения срока действия документа, удостоверяющего годность ЭВС к полетам (его отсутствия), и наработке воздушного судна в пределах установленных ресурсов и сроков службы для изменения срока действия (оформления) указанного документа:
а) оформляется акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
б) выполняется облет воздушного судна с целью подтверждения его работоспособности в районе аэродрома (вертодрома) и в прилегающих к нему специальных зонах;
в) оформляется акт по результатам облета воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам).
21. Допуск воздушного судна с истекшим сроком действия (отсутствием) документа, удостоверяющего годность его к полетам, к облету и последующим полетам оформляется локальным актом организации экспериментальной авиации, использующей воздушное судно для полетов.
IX. Оформление документов, удостоверяющих годность экспериментальных воздушных судов к полетам
22. ЭВС допускаются к полетам при наличии действующих документов, удостоверяющих годность их к полетам, за исключением случаев, указанных в пункте 23 настоящего Порядка.
По результатам допуска к полетам ЭВС оформляется документ, удостоверяющий годность ЭВС к полетам:
а) удостоверение о годности к полетам - для воздушного судна, на которое оформлено свидетельство о государственном учете ЭВС без ограничения срока его действия;
б) временное удостоверение о годности к полетам - для воздушного судна, на которое оформлено свидетельство о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия.
23. Оформление (наличие действующих) документов, удостоверяющих годность ЭВС к полетам, не требуется при выполнении:
а) первого испытательного полета опытного, модифицированного (модернизированного) воздушного судна, воздушного судна - летающей лаборатории;
б) полетов серийных воздушных судов по программам предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых и квалификационных испытаний в районе аэродрома (вертодрома) и прилегающих к нему специальных зонах;
в) облета воздушных судов для подтверждения их работоспособности с целью последующего представления акта по результатам облета для оформления или изменения срока действия документа, удостоверяющего годность воздушного судна к полетам.
24. Для оформления удостоверения о годности к полетам организация экспериментальной авиации, использующая воздушное судно для полетов (далее - эксплуатант воздушного судна), представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) в отношении опытных, модифицированных, модернизированных воздушных судов и воздушных судов - летающих лабораторий:
заявление о выдаче удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку);
результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный методическим советом ЛИП организации-разработчика (или результат оценки методической готовности воздушного судна, подготовленный Методическим советом ЭА) о возможности допуска воздушного судна к последующим полетам по итогам анализа результатов первого полета (при оформлении первого удостоверения о годности к полетам для каждого опытного образца);
копию локального акта организации-разработчика о допуске воздушного судна к последующим полетам (при оформлении первого удостоверения о годности к полетам для каждого опытного образца);
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
документы (или их копии), подтверждающие ресурсы и сроки службы ЭВС в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 настоящего Порядка;
копию свидетельства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами;
б) в отношении вспомогательных воздушных судов:
заявление о выдаче удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам);
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
документы (или их копии), подтверждающие ресурсы и сроки службы ЭВС, в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 настоящего Порядка;
акт по результатам облета воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);
копию локального акта организации-эксплуатанта о допуске воздушного судна к последующим полетам (при оформлении удостоверения о годности к полетам после поступления воздушного судна в организацию экспериментальной авиации);
копию свидетельства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами.
25. Документы, поступившие в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
26. Департаментом в течение 35 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче удостоверения о годности к полетам воздушного судна и приложенных к нему документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 24 настоящего Порядка:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о выдаче удостоверения о годности к полетам воздушного судна, уведомление о необходимости представления недостающих документов и (или) устранения недостатков по содержащимся в них сведениям (далее - уведомление об устранении недостатков);
если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы эксплуатантом воздушного судна не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 24 настоящего Порядка, а также в случае выявления в них недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в выдаче удостоверения о годности к полетам с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
оформляется удостоверение о годности к полетам экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку);
вносится в книгу государственного учета ЭВС 8 информация об удостоверении о годности к полетам.
27. Удостоверение о годности к полетам подписывается уполномоченным должностным лицом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (или лицом, его замещающим) (далее - уполномоченное лицо) и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
28. Удостоверение о годности к полетам выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
29. Срок действия удостоверения о годности к полетам устанавливается с учетом существующих для воздушного судна ресурсов, сроков службы и эксплуатационных ограничений, которые установлены эксплуатационной технической документацией.
30. В случае истечения срока действия удостоверения о годности к полетам, смены эксплуатанта воздушного судна или изменения указанных в удостоверении о годности к полетам данных о воздушном судне и двигателях, использование воздушного судна для полетов допускается после внесения изменений в удостоверение о годности к полетам или его замены (на воздушное судно выдается новое удостоверение о годности к полетам).
31. Для внесения изменений в удостоверение о годности к полетам эксплуатант воздушного судна представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) заявление о внесении изменений в удостоверение о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку);
б) акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
в) документы (или их копии), подтверждающие сроки службы и ресурсы ЭВС в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 настоящего Порядка;
г) акт по результатам облета воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);
д) копию локального акта организации-эксплуатанта о допуске воздушного судна к последующим полетам после установления (продления) ему сроков службы (ресурсов) в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка, а также при изменении срока действия удостоверения о годности к полетам в случае истечения ранее установленного срока действия;
е) удостоверение о годности к полетам;
ж) копию свидетельства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами.
32. Документы, поступившие в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
33. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 31 настоящего Порядка:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о внесении изменений в удостоверение о годности к полетам воздушного судна, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы эксплуатантом воздушного судна не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 31 настоящего Порядка, а также в случае выявления в них недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в выдаче удостоверения о годности к полетам с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
оформляется в удостоверении о годности к полетам запись об изменении срока его действия, которая подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации;
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о внесении изменений в удостоверение о годности к полетам.
34. Удостоверение о годности к полетам с записью об изменении срока его действия выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
35. На воздушное судно оформляется новое удостоверение о годности к полетам в следующих случаях:
а) при смене эксплуатанта воздушного судна;
б) при изменении наименования эксплуатанта воздушного судна;
в) при изменении наименования типа воздушного судна;
г) при изменении категории воздушного судна;
д) при изменении назначения воздушного судна;
е) при установке на воздушное судно двигателей с другим наименованием;
ж) при изменении учетного номера;
з) при порче или утрате удостоверения о годности к полетам;
и) при отсутствии свободного места на бланке удостоверения о годности к полетам для внесения записи об изменении срока действия удостоверения о годности к полетам.
36. Для оформления нового удостоверения о годности к полетам в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) в случае смены эксплуатанта воздушного судна:
заявление о замене удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку);
копии документов, подтверждающие права эксплуатанта на воздушное судно;
копия приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна новому эксплуатанту;
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
акт по результатам облета воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);
копия локального акта организации-эксплуатанта о допуске воздушного судна к последующим полетам;
копия свидетельства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами;
б) при изменении наименования эксплуатанта воздушного судна:
заявление о замене удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам);
копии документов, подтверждающих переименование эксплуатанта;
копии документов, подтверждающих права эксплуатанта на воздушное судно;
копия свидетельства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами;
в) при изменении наименования типа, категории, назначения воздушного судна или при установке на воздушное судно двигателей с другим наименованием:
заявление о замене удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам);
документы, представляемые эксплуатантом воздушного судна в соответствии с подпунктом "а" пункта 24 настоящего Порядка, если указанные изменения связаны с изменениями конструкции воздушного судна, его систем, а также состава оборудования и необходимостью проведения наземных и летных испытаний;
г) при изменении учетного номера - заявление о замене удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам);
д) при порче или утрате удостоверения о годности к полетам - заявление о замене удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящим Правилам).
Одновременно с документами, указанными в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации эксплуатантом воздушного судна представляются ранее выданное удостоверение о годности к полетам.
37. Срок представления эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации документов в соответствии с подпунктами "а", "б" и "д" пункта 36 настоящего Порядка - в течение 3 рабочих дней со дня оформления документов о передаче воздушного судна новому эксплуатанту, об изменении наименования эксплуатанта воздушного судна или выявления факта порчи (утраты) удостоверения о годности к полетам соответственно.
Документы в соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 36 настоящего Порядка представляются в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении соответствующих изменений.
38. Документы, поступившие в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 36 настоящего Порядка, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
39. Департаментом в течение 30 рабочих дней со дня регистрации заявления о замене удостоверения о годности к полетам воздушного судна и приложенных к нему документов в соответствии с пунктом 36 настоящего Порядка:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 5 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о замене удостоверения о годности к полетам воздушного судна, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 20 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы эксплуатантом воздушного судна не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 36 настоящего Порядка, а также в случае выявления в них недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в замене удостоверения о годности к полетам с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
оформляется новое удостоверение о годности к полетам на то же воздушное судно (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящим Правилам);
вносится в книгу государственного ЭВС информация о новом удостоверении о годности к полетам.
40. Новое удостоверение о годности к полетам выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
41. В случае отсутствия места на бланке удостоверения о годности к полетам для внесения записи об изменении срока действия удостоверения о годности к полетам после рассмотрения заявления о внесении изменений в удостоверение о годности к полетам воздушного судна и приложенных к нему документов в соответствии с пунктом 33 настоящего Порядка и при отсутствии замечаний по составу указанных документов и содержащимся в них сведениям Департаментом:
оформляется новое удостоверение о годности к полетам на то же воздушное судно с новым сроком действия (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящим Правилам);
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о новом удостоверении о годности к полетам.
42. Новое удостоверение о годности к полетам выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
43. При снятии воздушного судна с государственного учета ЭВС удостоверение о годности к полетам, ранее оформленное на это воздушное судно, подлежит возврату эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли непосредственно на бумажном носителе или почтовым отправлением Российской Федерации одновременно с представлением эксплуатантом воздушного судна заявления о снятии воздушного судна с государственного учета в соответствии с пунктом 25 Правил государственного учета ЭВС.
44. Для оформления временного удостоверения о годности к полетам эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации представляются непосредственно на бумажном носителе или направляются почтовым отправлением:
а) в отношении опытных, модифицированных (модернизированных) воздушных судов, воздушных судов - летающих лабораторий:
заявление о выдаче временного удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящему Порядку);
документы, предусмотренные подпунктом "а" пункта 24 настоящего Порядка в зависимости от категории ЭВС;
б) в отношении вспомогательных воздушных судов:
заявление о выдаче временного удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящим Правилам);
документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 24 настоящего Порядка;
в) в отношении серийных воздушных судов, проходящих предъявительские, приемо-сдаточные, периодические, типовые и квалификационные испытания с выполнением полетов за пределами прилегающих к аэродрому (вертодрому) базирования организации - изготовителя воздушных судов специальных зон, перегоняемые на другие базы и используемые для выполнения работ с целью завершения их производства и передачи заказчику, а также выполнения учебно-тренировочных и демонстрационных полетов:
заявление о выдаче временного удостоверения о годности к полетам воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 7 к настоящим Правилам);
акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам);
документы (или их копии), подтверждающие ресурсы и сроки службы ЭВС, в соответствии с подпунктом "в" пункта 11 настоящего Порядка;
акт по результатам облета воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам);
копия локального акта организации-изготовителя о допуске воздушного судна к проведению предъявительских, приемо-сдаточных, периодических, типовых, квалификационных летных испытаний, учебно-тренировочных, демонстрационных полетов или к выполнению перелетов;
копия свидетельства о страховании ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами.
45. Документы, поступившие в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 44 настоящего Порядка, в течение 1 рабочего дня со дня их представления регистрируются Административным департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и в течение 1 рабочего дня со дня регистрации направляются на рассмотрение в Департамент.
46. Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных эксплуатантом воздушного судна в соответствии с пунктом 44 настоящего Порядка:
а) проверяются комплектность документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащиеся в них сведения;
б) в случае представления эксплуатантом воздушного судна документов не в полном объеме и (или) несоответствия содержащихся сведений в документах, представленных эксплуатантом воздушного судна:
в течение 3 рабочих дней со дня регистрации документов эксплуатанту воздушного судна направляется по электронной почте, указанной эксплуатантом воздушного судна в заявлении о выдаче временного удостоверения о годности к полетам воздушного судна, уведомление об устранении недостатков;
если в течение 10 рабочих дней со дня направления уведомления об устранении недостатков запрашиваемые в нем документы эксплуатантом воздушного судна не представлены или повторно представлены с нарушением пункта 44 настоящего Порядка, а также в случае выявления в них недостоверной информации Департаментом направляется письмо эксплуатанту воздушного судна об отказе в выдаче временного удостоверения о годности к полетам с обоснованием причины отказа;
в) при отсутствии замечаний по составу документов, представленных эксплуатантом воздушного судна, и содержащимся в них сведениям:
оформляется временное удостоверение о годности к полетам экспериментального воздушного судна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 8 к настоящему Порядку);
вносится в книгу государственного учета ЭВС информация о временном удостоверении о годности к полетам;
47. Временное удостоверение о годности к полетам подписывается уполномоченным лицом и заверяется печатью Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Сроки действия временного удостоверения о годности к полетам устанавливаются с учетом существующих для воздушного судна ресурсов, сроков службы и эксплуатационных ограничений, которые установлены эксплуатационной технической документацией, и не должны превышать срок действия свидетельства о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия, выданного на данное воздушное судно.
48. Срок действия временного удостоверения о годности к полетам не продлевается, изменения в него не вносятся.
49. Временное удостоверение о годности к полетам выдается уполномоченным лицом Департамента непосредственно на бумажном носителе представителю эксплуатанта воздушного судна в течение 10 рабочих дней со дня его оформления.
50. Временное удостоверение о годности к полетам подлежит возврату эксплуатантом воздушного судна в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации непосредственно на бумажном носителе или почтовым отправлением в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока его действия.
51. При досрочном снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия временное удостоверение о годности к полетам, оформленное на данное воздушное судно, подлежит возврату в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации одновременно с представлением эксплуатантом воздушного судна заявления о досрочном снятии с государственного учета воздушного судна с оформленным свидетельством о государственном учете ЭВС с ограниченным сроком действия в соответствии с пунктом 39 Правил государственного учета ЭВС.
------------------------------
1Подпункт "б" пункта 1 Перечня документов, которые должны иметь на борту экспериментальные воздушные суда, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 27 марта 2017 г. N 908 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 июня 2017 г., регистрационный N 47024).
2Пункт 26 Федеральных авиационных правил подготовки к полетам воздушных судов экспериментальной авиации и их экипажей, осуществления контроля за их готовностью и выполнения полетов, утвержденных приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 июня 2019 г., регистрационный N 54916), с изменениями, внесенными приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 7 ноября 2022 г. N 4640 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71176) (далее - Федеральные авиационные правила производства полетов экспериментальной авиации). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. N 4855 данный акт действует до 1 марта 2029 г.
3Пункт 24 Федеральных авиационных правил производства полетов экспериментальной авиации.
4Пункт 21.91А Федеральных авиационных правил "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2019 г., регистрационный N 55851), с изменениями, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29 мая 2023 г. N 196 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 2023 г., регистрационный N 73718) (далее - Федеральные авиационные правила сертификации авиационной техники. Часть 21). В соответствии с пунктом 3 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184 данный акт действует до 1 сентября 2029 г.
5Пункт 21.91А Федеральных авиационных правил сертификации авиационной техники. Часть 21.
6Статья 131 Воздушного кодекса Российской Федерации.
7Пункт 217 Федеральных авиационных правил производства полетов экспериментальной авиации.
8Подпункт 5.7.3 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.