г. Краснодар |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А32-16784/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Приходько Данилы Юрьевича (ИНН 231805590581, ОГРНИП 304231818300075) - Приходько Д.Ю. (паспорт), от заинтересованных лиц: администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - Дунько А.В. (доверенность от 18.01.2022), управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - Дунько А.В. (доверенность от 10.01.2021), рассмотрев кассационные жалобы администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А32-16784/2021, установил следующее.
ИП Приходько Д.Ю. (далее - предприниматель, застройщик) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - администрация), управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (далее - управление) о признании незаконными постановления администрации от 15.01.2021 N 37 "Об отмене постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 10.08.2017 N 2795 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства"" (далее - постановление N 37) и приказа управления от 15.01.2021 N 3 "Об отмене правового акта управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик" (разрешения от 04.06.2018 N Ru23303000-357-2018 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в микрорайоне Северный, 20 в г. Геленджике") (далее - приказ N 3).
Решением от 13.08.2021 в удовлетворении ходатайств заинтересованных лиц о привлечении к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, ЖСК "Северный", а также Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края - отказано; заявление предпринимателя оставлено без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что схема планировочной организации земельного участка выполнена на весь земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413073:99, тогда как градостроительный план подготовлен на часть участка. На данном земельном участке расположен существующий 9-этажный многоквартирный жилой дом, следовательно, расчет машино-мест и площадок должен производиться на оба объекта на одном земельном участке. Большая часть машино-мест, а именно: 53 из 84 по расчету для одного проектируемого жилого дома предусмотрена на смежном земельном участке (кадастровый номер 23:40:0413073:208). На земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99 расположен многоквартирный жилой дом (кадастровый номер 23:40:0413073:8), сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) в 2009 году, корректировка сведений ЕГРН в связи с изменениями объекта осуществлена в сентябре 2017 года. Согласно сведениям ЕГРН первичная государственная регистрация прав на 72 квартиры и 2 нежилых помещения, входящих в состав многоквартирного жилого дома (кадастровый номер 23:40:0413073:8), осуществлена за Приходько Д.Ю. на основании решения Геленджикского городского суда от 07.09.2016 по делу N 2-2825/2016. С 2017 года на данные объекты (помещения) осуществлялась государственная регистрация перехода прав к третьим лицам. В силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельный участок, на котором расположен такой дом, возникает в силу закона одновременно с правом на помещения в этом доме. Таким образом, на момент обращения предпринимателя в 2018 году за разрешением на строительство второго многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, данный земельный участок находился в общей долевой собственности собственников помещений дома (кадастровый номер 23:40:0413073:8). Заявитель не предоставил надлежащим образом оформленное решение общего собрания собственников о согласии на строительство второго многоквартирного дома на их земельном участке. Представленный заявителем протокол от 30.03.2018 N 1 общего (внеочередного) собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, мкр. Северный, 20, не соответствует требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр, следовательно, достоверно не подтверждает волеизъявление собственников помещений многоквартирного жилого дома. Машино-места (парковочные места) являются частью проектируемой реконструкции объекта незавершенного строительства и предназначены для кратковременной стоянки автомобилей. В этой связи соблюдение параметров разрешенного строительства относительно одного земельного участка не может быть осуществлено за счет иного земельного участка, в том числе являющегося смежным по отношению к исследуемому. Данный вывод согласуется с содержанием градостроительного плана земельного участка, согласно которому возможность обеспечения соблюдения требований к предельным параметрам разрешенного строительства в части количества парковочных мест за границами земельного участка, в отношении которого выдан план, не предусмотрена.
Постановлением апелляционного суда от 25.11.2021 решение от 13.08.2021 отменено, признаны незаконными постановление N 37 и приказ N 3. Апелляционный суд исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413073:99 находится в территориальной зоне средне-этажной жилой застройки. При обращении в администрацию за выдачей разрешения на отклонение параметров разрешенного строительства (в части высоты и этажности здания с 7 до 9 этажей) заявитель представил соответствующее обоснование с проектной документацией, явившиеся предметом рассмотрения на публичных слушаниях, по результатам которых издано постановление администрации от 10.08.2017 N 2795 "О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства" (далее - постановление N 2795). В данном ненормативном акте отражено, что оно издано на основании рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Геленджик о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства от 16.06.2017, статей 38, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статей 16, 28, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27.07.2010 N 466 "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик", решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 06.06.2012 N 769 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования муниципального образования город-курорт Геленджик", постановления администрации от 30.05.2017 N 1842 "О назначении и проведении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства", заключения о результатах публичных слушаний от 16.06.2017, статей 8, 33, 72 устава муниципального образования город-курорт Геленджик; что при размещении объекта капитального строительства высотой 36 метров будут соблюдены требования технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования; размещение объекта капитального строительства не повлечет за собой нарушение облика застройки. Доказательства тому, что при издании данного постановления нарушены приведенные нормативные акты, отсутствуют. После получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства заявителю выдано разрешение на строительство многоквартирного дома от 04.06.2018 N Ru23303000-357-2018. Апелляционный суд отклонил довод заинтересованных лиц об отсутствии у застройщика на момент обращения за разрешением на строительство правоустанавливающих документов на земельный участок, отметив, что с даты государственной регистрации права на первую квартиру в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером 23:40:0413073:8 земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413073:99 перешел в общую долевую собственность собственников помещений. Несоблюдение требований к оформлению протокола от 30.03.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Геленджик, мкр. Северный, 20, не свидетельствует о его недействительности (протокол общего собрания в установленном порядке не оспорен). Из содержания упомянутого документа следует волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме, подтвержденное их подписями. Ссылки на нарушение при выдаче разрешения на строительство требований пункта 1 статьи 48 Градостроительного кодекса (машино-места расположены за границами земельного участка с кадастровым номером 23:40:0413073:99), не приняты апелляционной инстанцией, поскольку по проекту строительства 53 из 84 машино-мест по расчету для одного жилого проектируемого дома предусмотрены на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:208. Положения статьи 48 Градостроительного кодекса не устанавливают запрет на осуществление строительства на двух и более земельных участках. Доказательств нарушения прав иных лиц проектированием организации парковочных мест на соседнем земельном участке (23:40:0413073:208) материалы дела не содержат. Размещение парковочных мест на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:208 соответствует его разрешенному использованию "земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Согласно генеральному плану муниципального образования город-курорт Геленджик земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413073:99 расположен в зоне застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами, следовательно, возводимый застройщиком 9-этажный многоквартирный дом высотой 36 метров, соответствовал генеральному плану. Отменив разрешение на строительство в отсутствие правовых оснований, управление нарушило имущественные права предпринимателя, создав препятствия завершению строительства и легализации возводимого объекта капитального строительства, переводя его в разряд самовольных построек. Судебные расходы распределены по правилам статьи 110 Кодекса.
В кассационных жалобах администрация и управление просят постановление апелляционного суда от 25.11.2021 отменить, решение от 13.08.2021 оставить в силе, указав, что в целях предоставления разрешения на отклонение параметров разрешенного строительства заявителю необходимо предоставить обоснование, подтверждающее факт наличия неблагоприятных характеристик рассматриваемого земельного участка, а также прямую зависимость таких характеристик с испрашиваемыми отклонениями от предельных параметров (например, что площадь земельного участка, его конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики не позволяют разместить проектируемый объект капитального строительства в испрашиваемых параметрах). При обращении в администрацию за выдачей разрешения на отклонение параметров разрешенного строительства застройщик не представил необходимого обоснования. Схема планировочной организации земельного участка с кадастровым номером 23:40:0413073:99 выполнена на весь участок, тогда как градостроительный план земельного участка подготовлен на часть участка. Расчет машино-мест и площадок должен производиться на оба объекта (существующего и планируемого) на всем земельном участке. Однако расчет произведен только для планируемого объекта капитального строительства, без учета существующего объекта - 9-тиэтажного многоквартирного жилого дома (кадастровый номер 23:40:0413073:8). Большая часть машино-мест, а именно: 53 из 84 по расчету для одного жилого проектируемого дома предусмотрена на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:208. Размещение машино-мест должно быть в границах земельного участка, на котором будет осуществлено строительство, то есть на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, учитывая также, что виды разрешенного использования земельных участков 23:40:0413073:99 и 23:40:0413073:208 не совпадают: земельный участок (23:40:0413073:208) имеет вид разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", 23:40:0413073:99 - "земельные участки, предназначенные для размещения многоэтажных жилых домов". Обратившись в 2018 году за разрешением на строительство второго многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, застройщик не имел правоустанавливающих документов на данный земельный участок, поскольку он находился в общей долевой собственности собственников помещений дома с кадастровым номером 23:40:0413073:8. Заявитель не предоставил надлежащим образом оформленное решение общего собрания собственников упомянутого дома о согласии на строительство второго многоквартирного дома на их земельном участке (протокол от 30.03.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Геленджик, мкр. Северный, 20 правоустанавливающим документом не является). Форма и содержание протокола общего собрания не соответствует требованиям приказа Минстроя Российской Федерации от 25.12.2015 N 937/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - приказ N 937/пр). Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме. В протоколе от 30.03.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отсутствуют согласования собственников квартир N 3, 17, 18, 19, 20, 22, 28, 39, 40, 48, 49, 51, 55, 58, 67, 69, 70, 71, 72, а также собственника нежилого помещения. Разрешение на строительство от 04.06.2018 N 23303000-357-2018 выдано в нарушение требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, при утверждении правил землепользования и застройки (в редакции от 06.10.2017 N 666) не соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. В соответствии с действующим законодательством, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления противоречия закону. Если уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, то прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным. Кроме того, в Геленджикском городском суде рассматривается дело N 2-1059/2021 по иску администрации к гр-ну Приходько Д.Ю. о сносе самовольно возведенного незавершенного строительством объекта - 5-этажного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке 23:40:0413073:99. Предприниматель инициировал настоящий спор после предъявления иска администрации о сносе, в целях воспрепятствования принятию решения по делу N 2-1059/2021.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая его законным и обоснованным. Также в суд округа поступили обращения представителя инициативной группы строителей - Савиной И.П., которая поддерживает застройщика и просит отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
В судебном заседании заявитель по делу и представитель органов местного самоуправления поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационные жалобы подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, муниципальное образование город-курорт Геленджик является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:40:0413073:99 площадью 5700 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, микрорайон Северный, 20, что подтверждается записью в ЕГРН от 16.04.2013 N 23-23-12/048/2013-041.
На основании договора аренды от 10.04.2012 N 4000004345 и договора перенайма от 23.06.2016 данный земельный участок предоставлен на праве аренды Приходько Д.Ю., о чем свидетельствует запись в ЕГРН от 16.08.2019 N 23:40:0413073:99-23/012/2019-7 (т. 1, л. д. 12 - 18).
Согласно правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик, в редакции от 30.11.2017 N 666, действовавшей на момент выдачи разрешения на строительство, земельный участок располагался в территориальной зоне среднеэтажной жилой застройки (Ж-3).
Постановлением N 2795 застройщику предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта в части высоты - с 28 м до 36 м, этажности здания - с 7 до 9 этажей (т. 1, л. д. 35).
4 июня 2018 года управление выдало предпринимателю разрешение N 23303000-357-2018 на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом в микрорайоне Северный, 20 в г. Геленджике" на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, сроком действия до 04.06.2020 (т. 1, л. д. 33, 34).
8 мая 2020 года срок действия разрешения на строительство продлен до 04.06.2022 (т. 1, л. д. 156).
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.09.2020 N 228-р "Об образовании межведомственной рабочей группы по проведению анализа соблюдения градостроительного и земельного законодательства, в том числе в части "точечной застройки", а также сохранения зеленого фонда на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" указано образовать межведомственную рабочую группу по проведению анализа соблюдения градостроительного и земельного законодательства, в том числе в части "точечной застройки", а также сохранения зеленого фонда на территории муниципального образования город-курорт Геленджик и утвердить ее состав согласно приложению к настоящему распоряжению.
По итогам работы названной группы на территории муниципального образования город-курорт Геленджик выявлены следующие замечания: постановление N 2795 издано в нарушение части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса при отсутствии правовых оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства; правообладателем не предоставлено какое-либо обоснование для выдачи запрашиваемых отклонений; схема планировочной организации земельного участка выполнена на весь земельный участок, градостроительный план земельного участка подготовлен на часть участка; на земельном участке расположен существующий 9-этажный многоквартирный жилой дом, расчет машино-мест и площадок должен производиться на оба объекта на одном земельном участке; большая часть машино-мест, а именно: 53 из 84 по расчету для одного жилого проектируемого дома предусмотрена на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:208; на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99 расположен многоквартирный дом с кадастровым номером 23:40:0413073:8, сведения о котором внесены в ЕГРН в 2009 году, корректировка данных сведений в связи с изменениями объекта осуществлялась в сентябре 2017 года. Согласно сведениям ЕГРН первичная государственная регистрация прав на 72 квартиры и 2 нежилых помещения, входящих в состав многоквартирного жилого дома с кадастровым номером 23:40:0413073:8, осуществлена за Приходько Д.Ю. на основании решения Геленджикского городского суда от 07.09.2016 по делу N 2-2825/2016. В дальнейшем по указанным объектам с 2017 года осуществлялась государственная регистрация перехода прав к третьим лицам. Таким образом, Приходько Д.Ю., обратившись в 2018 году за разрешением на строительство второго многоквартирного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, не имел правоустанавливающих документов на данный земельный участок, который находился в общей долевой собственности собственников помещений дома с кадастровым номером 23:40:0413073:8. Разрешение на строительство от 04.06.2018 N 23303000-357-2018 выдано в нарушение требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса, при утверждении правил землепользования и застройки (в редакции от 06.10.2017 N 666) не соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану; части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса, при несоответствии требованиям об осуществлении архитектурно-строительного проектирования объекта капитального строительства в границах одного земельного участка (машино-места расположены за границами определенного земельного участка, на смежном земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:208, разрешенный вид использования которого - "земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств, для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности").
Приказом N 3 разрешение от 04.06.2018 N Ru23303000-357-2018 на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом в микрорайоне Северный, 20 в г. Геленджике" отменено (т. 1, л. д. 36). Постановлением N 37 отменено постановление N 2795 (т. 1, л. д. 37).
Ссылаясь на незаконность приказа N 3 и постановления N 37, заявитель оспорил их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений (действий, бездействия), принятых органами, осуществляющими публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения (действий, бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса предусмотрено, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешения орган.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в данной статье. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса).
В пункте 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса предусмотрено, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
На основании статьи 40 Градостроительного кодекса правообладателям земельных участков предусмотрена возможность обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. При этом отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (пункты 1, 2 данной статьи).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 статьи 39 Градостроительного кодекса рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (пункты 3 - 6 статьи 39 Градостроительного кодекса).
Пунктом 21 статьи 1 Градостроительного кодекса определено, что парковкой (парковочным местом) является специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
В соответствии с общими требованиями градостроительного законодательства, включая СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" проектирование застройки, в том числе парковок и озеленения, должно осуществляться в пределах отведенного земельного участка и соответствовать требованиям градостроительного плана.
В этой связи соблюдение параметров разрешенного строительства относительно земельного участка (23:40:0413073:99) не может быть осуществлено за счет смежного земельного участка (23:40:0413073:208), находящегося у застройщика в аренде.
На основании части 1 статьи 7 и пункта 1 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
В силу статьи 48 Закона N 131-ФЗ органы и должностные лица местного самоуправления, принявшие (издавшие) муниципальный правовой акт, уполномочены на отмену таких актов или приостановление их действия. Такие полномочия основаны на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 26.05.2011 N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Исходя из содержания части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ и разъяснений высших судебных инстанции, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985 и 29.04.2019 N 307-КГ18-21642.
При этом суды должны проверить законность и обоснованность разрешения на строительство, исходя из действовавших на момент его выдачи нормативных правовых актов. Если уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, то прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным (пункт 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно указал, что схема планировочной организации земельного участка выполнена на весь земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413073:99, тогда как градостроительный план подготовлен лишь на часть данного участка. На земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99 расположен существующий 9-этажный многоквартирный жилой дом (кадастровый номер 23:40:0413073:8), следовательно, расчет машино-мест и площадок должен производиться на оба объекта (существующего и строящегося) на одном земельном участке (23:40:0413073:99). Однако, большая часть машино-мест (53 из 84) по расчету для одного проектируемого многоквартирного дома предусмотрена на смежном земельном участке (кадастровый номер 23:40:0413073:208). Возможность обеспечения соблюдения предельных параметров разрешенного строительства в части парковочных мест за границами земельного участка, в отношении которого выдан градостроительный план, не предусмотрена. Кроме того, по сведениям ЕГРН первичная государственная регистрация прав на 72 квартиры и 2 нежилых помещения, входящих в состав многоквартирного жилого дома (кадастровый номер 23:40:0413073:8), осуществлена за Приходько Д.Ю. на основании решения Геленджикского городского суда от 07.09.2016 по делу N 2-2825/2016. С 2017 года на данные объекты (помещения) осуществлялась государственная регистрация перехода прав к третьим лицам. На момент обращения заявителя в 2018 году за разрешением на строительство второго многоквартирного жилого дома, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, данный участок находился в общей долевой собственности собственников помещений дома (кадастровый номер 23:40:0413073:8). Данные обстоятельства установлены в рамках дела N А32-23278/2018. В протоколе от 30.03.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме (на который ссылается предприниматель в подтверждение получения согласия на строительство второго дома) отсутствуют согласования собственников квартир N 3, 17, 18, 19, 20, 22, 28, 39, 40, 48, 49, 51, 55, 58, 67, 69, 70, 71, 72, а также собственника нежилого помещения. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме без согласия всех собственников помещений этого дома недопустимо.
По итогам рассмотрения кассационных жалоб суд округа считает, что выводы суда первой инстанции подтверждены имеющимися в деле доказательствами, вследствие чего у суда второй инстанции не имелось оснований для отмены судебного решения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, его выводы соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства. С учетом изложенного постановление апелляционной коллегии подлежит отмене как принятое при неправильном применении норм права, решение суда первой инстанции - оставлению в силе как законное и обоснованное.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А32-16784/2021 отменить. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2021 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции правомерно указал, что схема планировочной организации земельного участка выполнена на весь земельный участок с кадастровым номером 23:40:0413073:99, тогда как градостроительный план подготовлен лишь на часть данного участка. На земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99 расположен существующий 9-этажный многоквартирный жилой дом (кадастровый номер 23:40:0413073:8), следовательно, расчет машино-мест и площадок должен производиться на оба объекта (существующего и строящегося) на одном земельном участке (23:40:0413073:99). Однако, большая часть машино-мест (53 из 84) по расчету для одного проектируемого многоквартирного дома предусмотрена на смежном земельном участке (кадастровый номер 23:40:0413073:208). Возможность обеспечения соблюдения предельных параметров разрешенного строительства в части парковочных мест за границами земельного участка, в отношении которого выдан градостроительный план, не предусмотрена. Кроме того, по сведениям ЕГРН первичная государственная регистрация прав на 72 квартиры и 2 нежилых помещения, входящих в состав многоквартирного жилого дома (кадастровый номер 23:40:0413073:8), осуществлена за Приходько Д.Ю. на основании решения Геленджикского городского суда от 07.09.2016 по делу N 2-2825/2016. С 2017 года на данные объекты (помещения) осуществлялась государственная регистрация перехода прав к третьим лицам. На момент обращения заявителя в 2018 году за разрешением на строительство второго многоквартирного жилого дома, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 23:40:0413073:99, данный участок находился в общей долевой собственности собственников помещений дома (кадастровый номер 23:40:0413073:8). Данные обстоятельства установлены в рамках дела N А32-23278/2018. В протоколе от 30.03.2018 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме (на который ссылается предприниматель в подтверждение получения согласия на строительство второго дома) отсутствуют согласования собственников квартир N 3, 17, 18, 19, 20, 22, 28, 39, 40, 48, 49, 51, 55, 58, 67, 69, 70, 71, 72, а также собственника нежилого помещения. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме без согласия всех собственников помещений этого дома недопустимо.
...
Согласно пункту 5 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 февраля 2022 г. N Ф08-14594/21 по делу N А32-16784/2021