Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Самарской области
от 14.12.2023 N 1032
Стратегические приоритеты
в сфере реализации Государственной программы
1. Оценка текущего состояния водохозяйственного комплекса Самарской области
Самарская область расположена в среднем течении реки Волги. Гидрографическая сеть представлена Куйбышевским и Саратовским водохранилищами, более 220 реками и малыми водотоками общей протяженностью более 6500 км, а также озерами, водохранилищами (прудами), построенными на местном стоке (далее - поверхностные водные объекты).
В результате хозяйственной деятельности и под воздействием природных и антропогенных факторов на реках и водохранилищах на местном стоке развиваются негативные процессы, такие как абразия берегов, заиление и переформирование донного рельефа, подтопление и затопление населенных пунктов, объектов хозяйственной и иной деятельности и ценных сельскохозяйственных угодий.
За последние десятилетия обострились экологические проблемы, обусловленные мощным антропогенным воздействием на природные системы. Множество технических и социальных факторов приводят к количественным и качественным изменениям природных и техногенных систем, влекущим за собой изменения условий жизнедеятельности человека как в природной среде, так и в социально-экономической сфере.
Таким образом, одним из приоритетных направлений природоохранной политики на территории Самарской области является оздоровление санитарно-экологической обстановки на поверхностных водных объектах. Расчистка поверхностных водных объектов области обеспечит удаление накопленных донных отложений и "живой ток" воды в реках, улучшит качество поверхностных вод.
Улучшение экологического состояния поверхностных водных объектов в Самарской области, восстановление хозяйственного значения и увеличение водности, уменьшение негативного воздействия паводков на прибрежные территории - важные задачи, решение которых необходимо для повышения уровня благосостояния и комфортности проживания населения и создания условий, способствующих стабильному социально-экономическому развитию Самарской области.
При проведении анализа состояния водохозяйственного комплекса Самарской области особое внимание необходимо уделить вопросу эксплуатации гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ и рек.
На территории Самарской области находятся порядка 600 гидротехнических сооружений. В результате длительной эксплуатации гидротехнических сооружений без проведения необходимых ремонтных работ, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, низкого уровня эксплуатации, отсутствия квалифицированного персонала, дефектов при строительстве большое количество сооружений в настоящее время находится в неудовлетворительном техническом состоянии.
Большинство собственников и эксплуатирующих организаций даже крупных прудов и водохранилищ не способны самостоятельно без государственной поддержки выполнять требования, определенные законодательством, в части ведения ремонтных работ и реконструкции, подготовки сооружений к пропуску паводков, оформления деклараций безопасности.
Основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений являются:
преддекларационное обследование гидротехнических сооружений и определение вероятного вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях, расположенных на территории Самарской области;
повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, в том числе путем приведения их в безопасное техническое состояние.
Затопления (подтопления), размыв береговой линии существенно ухудшают экологическую ситуацию близлежащих территорий. Негативное воздействие водохранилищ и рек, в первую очередь, выражается в переработке берегов, нивелировании береговой линии и, в конечном итоге, потере значительного числа сельскохозяйственных, лесных угодий и урбанизированной территории в процессе подтопления земель. При затоплении прибрежных полос, в том числе в период весенних паводков, происходит смыв загрязнений в водоемы, что приводит к ухудшению качества воды и общей экологической обстановки в регионе в целом. Процесс разрушения берегов можно остановить только путем строительства берегоукрепительных сооружений.
Важное значение в решении природоохранных проблем имеет установление водохозяйственных зон и формирование государственного водного реестра.
Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Соблюдение особого режима хозяйственной деятельности в пределах водоохранных зон позволит существенно снизить химическое и микробиологическое загрязнение поверхностных водных объектов за счет ликвидации неорганизованных источников, уменьшения или устранения почвенной эрозии и предотвращения загрязнения склонового стока.
Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности осуществляется путем размещения специальных информационных знаков.
Кроме того, важнейшую роль в области использования и охраны водных объектов, своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, обеспечения разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов выполняет проведение мониторинга водных объектов.
Эффективное решение проблем расчистки поверхностных водных объектов и обеспечения безопасности потенциально опасных гидротехнических сооружений возможно с применением программного метода - комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинг ситуации и достигнутых результатов.
За период с 2014 по 2022 год в рамках Государственной программы были достигнуты следующие результаты:
проведено обследование 420 гидротехнических сооружений и выявлены гидротехнические сооружения, находящиеся в аварийном и предаварийном состоянии;
отремонтированы 2 гидротехнических сооружения, находящихся в неудовлетворительном уровне безопасности;
построены 9 сооружений инженерной защиты и берегоукрепления общей протяженностью 14,031 км;
расчищено 6 участков поверхностных водных объектов протяженностью 20,97 км, а также озеро площадью 5,2 км;
определены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы на водных объектах в пределах Самарской области протяженностью 537,423 км и установлены специальные информационные знаки в количестве 461 единицы;
подготовлены и направлены в Федеральное агентство водных ресурсов предложения об определении границ зон затопления и подтопления водных объектов в пределах населенных пунктов Самарской области протяженностью 222,795 км.
В результате реализации мероприятий Государственной программы обеспечена защита от подтопления и затопления на территории Самарской области и улучшены условия проживания 9634 человек.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Основными целями государственной политики в сфере развития водохозяйственного комплекса являются:
участие в достижении национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474);
гарантированное обеспечение водными ресурсами потребностей населения и отраслей экономики, способствующее социально-экономическому развитию Самарской области. Достижение этой цели позволит обеспечить в долгосрочной перспективе необходимыми водными ресурсами макроэкономическую стабильность и конкурентоспособность экономики Самарской области, а также будет способствовать сбалансированному развитию сараны в целом и поддержанию высокого уровня ее продовольственной, промышленной и энергетической безопасности;
восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. Улучшение качества воды в водных объектах является важнейшим условием достижения высоких стандартов жизни населения, создания комфортных экологических условий и обеспечения защиты интересов будущих поколений жителей региона;
обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод. Обеспечение высокого уровня защищенности территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является необходимым условием стабильного экономического развития региона и снижения размера возможного ущерба от негативного воздействия вод.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация Государственной программы связана с реализацией государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 322, и влияет на достижение показателя "Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.
В целях достижения ключевого параметра вышеуказанной государственной программы Российской Федерации на уровень Самарской области декомпозирован показатель "Количество населения, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Государственной программы
В области использования водных объектов в рамках достижения цели "Обеспечение защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод" на территории Самарской области планируется выполнение задач по повышению защищенности населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, по результатам реализации мероприятий, направленных на снижение рисков и минимизацию ущербов от опасных гидрологических явлений, путем строительства трех сооружений инженерной защиты протяженностью более 2 км, приведения в безопасное техническое состояние одного гидротехнического сооружения, расчистки двух участков русел рек протяженностью 8,45 км, включая проектные работы.
В рамках достижения цели "Экологическое оздоровление и расчистка водных объектов" планируется выполнение задач по охране водных объектов и их частей: реализация мероприятий, связанных с установлением границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, закреплением их на местности специальными информационными знаками, определением гидрологических и морфологических характеристик четырех водных объектов, расчистка водного объекта протяженностью 2 км, капитальный ремонт переливной плотины протяженностью 120 м.
В рамках решения задачи "Сохранение и восстановление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое" запланирована реализация мероприятия федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология" по расчистке 1,8 км реки Сызранки, что существенно улучшит санитарно-экологическое состояние реки и экологические условия проживания вблизи водного объекта для более 0,16 млн человек.
Одним из эффективных способов решения поставленных задач и достижения целей Государственной программы является предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по обеспечению защиты от наводнений и иных негативных воздействий вод и безопасности гидротехнических сооружений.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в Самарской области на проектирование, строительство, капитальный ремонт (реконструкцию) гидротехнических сооружений приведен в приложении 1 к Государственной программе.
Правила предоставления и методика распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Самарской области на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт гидротехнических сооружений приведены в приложении 15 к Государственной программе.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Самарской области от 14 декабря 2023 г. N 1032 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.