г. Краснодар |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А53-13960/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Комитета по управлению имуществом города Таганрога, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А53-13960/2021, установил следующее.
Комитет по управлению имуществом города Таганрога (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление, орган регистрации) об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права, выраженного в уведомлении от 29.03.2021 N КУВД-001/2020-30441475 (л. д. 23).
Решением от 29.09.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.11.2021, признано незаконным решение управления об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54, выраженное в уведомлении от 29.03.2021 N КУВД-001/2020-30441475, как не соответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). На орган регистрации возложена обязанность осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54, площадью 1362 кв. м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4, согласно подготовленному кадастровым инженером Кравченко Н.А. межевому плану от 22.12.2020. Судебные акты мотивированы незаконностью оспариваемого отказа. Отсутствие в постановлении администрации города Таганрога от 13.03.2020 N 473 "Об изъятии для муниципальных нужд части земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54, и помещений в указанном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, грозящим обрушением" (далее - постановление от 13.03.2020 N 473) указания на утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) не свидетельствует о правомерности отказа органа регистрации, при наличии в данном ненормативном правовом акте описания границ образуемого земельного участка, а также представленного на регистрацию межевого плана со схемой расположения земельных участков. При разделе исходного земельного участка новые участки, площадь которых превышает предельные размеры, не образуются; при этом исходный земельный участок сохраняется в измененных границах.
В кассационной жалобе управление просит решение от 29.09.2021 и апелляционное постановление от 16.11.2021 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что при подаче заявления N КУВД-001/2020-30441475 заявитель представил межевой план от 22.12.2020, выполненный в связи с образованием земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4 площадью 3580 кв. м, подготовленный на основании постановления от 13.03.2020 N 473. При проведении правовой экспертизы выявлено отсутствие решения об утверждении схемы расположения земельного участка. Более того, при анализе постановления от 13.03.2020 N 473, указанного в схеме расположения земельного участка (приложенной в электронном виде к межевому плану от 22.12.2020) решения, на основании которого данная схема утверждена, отсутствует информация, обязательная для включения в решение об утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренная требованиями пункта 14 статьи 11.10 Земельного кодекса. Судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам управления об отсутствии в постановлении от 13.03.2020 N 473 сведений о категории земель, к которой относится образуемый земельный участок, тогда как такие сведения обязательны для включения в соответствующий ненормативный правовой акт.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом в силу статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, постановлением администрации от 03.07.2018 N 1252 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54 (литеры А, А1, А2, al, а2) признан аварийным и подлежащим сносу.
На земельном участке с кадастровым номером 61:58:0001130:4 площадью 3580 кв. м (адрес: г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54), помимо многоквартирного жилого дома, подлежащего сносу, расположены иные многоквартирные дома (литеры Б, В).
Постановлением от 13.03.2020 N 473 для муниципальных нужд изъята часть земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4 площадью 3580 кв. м, на котором расположен многоквартирный жилой дом (адрес: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Фрунзе, 54); у собственников изъяты помещения аварийного дома, подлежащего сносу (л. д. 19).
Для постановки на государственный кадастровый учет изъятой части земельного участка кадастровым инженером подготовлен межевой план от 22.12.2020 (л. д. 11 - 18).
23 декабря 2020 года комитет подал заявку на постановку на государственный кадастровый учет вновь образованного земельного участка, приложив постановление от 13.03.2020 N 473 и межевой план от 22.12.2020 (л. д. 8 - 10).
Уведомлением от 29.12.2020 N КУВД-001/2020-60441475/1 орган регистрации указал заявителю о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка до 29.03.2021 (л. д. 41).
Ввиду неустранения причин приостановления, управление отказало комитету в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав (уведомление от 29.03.2021 N КУВД-001/2020-30441475), указав в качестве оснований на отсутствие акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных присваивать адреса земельным участкам; отсутствие документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель; а также акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (л. д. 23 - 26).
Считая решение управления об отказе в государственном кадастровом учете образуемого земельного участка не соответствующим требованиям действующего законодательства, нарушающим права и законные интересы заявителя, комитет обратился в арбитражный суд с заявлением.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
По смыслу норм статей 198, 200 и 201 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. Обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного закона.
Возможность оспаривания заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе;
в форме электронных документов и (или) электронных образов документов.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с данным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Подпунктом 7 пункта 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, среди которых межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи Земельного кодекса.
В целях раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного на праве аренды, уполномоченный орган может на основании заявления заинтересованного лица либо принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, либо обоснованно отказать в этом (пункт 7 статьи 11.4 Земельного кодекса).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Статьей 11.10 Земельного кодекса установлено, что схема представляет собой изображение границ каждого образуемого земельного участка с указанием их площади (пункт 1). Ее подготовка осуществляется с учетом, в том числе документов территориального планирования, местоположения границ земельных участков (пункт 2), обеспечивается уполномоченным органом (пункт 3), а в целях образования участка для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена юридическим лицом (пункт 4). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом (пункт 7).
В решении об утверждении схемы в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии с нею, указываются площадь образуемого участка (подпункт 1 пункта 14). В утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано, если она не соответствует ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункты 1 и 3 пункта 16).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), судебные инстанции обоснованно указали, что представленный на государственную регистрацию межевой план земельного участка (61:58:0001130:4:ЗУ1), образуемого путем раздела земельного участка (61:58:0001130:4), содержит ссылку на постановление от 13.03.2020 N 473, которым земельный участок разделен; общие сведения об образуемом земельном участке; его адресе в соответствии с федеральной информационной адресной системой; категорию земель; вид разрешенного использования; площадь, кадастровые или иные номера объектов недвижимости, расположенных на данном участке. В приложении N 1 к постановлению от 13.03.2020 N 473 содержится описание границ, подлежащей изъятию для муниципальных нужд части земельного участка (61:58:0001130:4), координаты поворотных точек образуемого земельного участка, его адрес. В межевом плане от 22.12.2020 имеется схема расположения выделяемого земельного участка, а также все необходимые характеристики: площадь участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка; описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка, из которого в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок; схема расположения существующего и формируемого участков. При разделе исходного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. Отсутствие в постановлении от 13.03.2020 N 473 указания на утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 56.6 Земельного кодекса не свидетельствует о правомерности отказа органа регистрации, при наличии в данном ненормативном правовом акте описания границ образуемого земельного участка, а также представленного на регистрацию межевого плана со схемой расположения земельных участков. При этом исходный земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса). Исходя из установленных фактических обстоятельств и применимых норм права, суды удовлетворили требования заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании закона с учетом установленных по делу обстоятельств по мотивам, приведенным выше, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Кодекса). Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Кодекса, судом округа не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации управление от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2021 по делу N А53-13960/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), судебные инстанции обоснованно указали, что представленный на государственную регистрацию межевой план земельного участка (61:58:0001130:4:ЗУ1), образуемого путем раздела земельного участка (61:58:0001130:4), содержит ссылку на постановление от 13.03.2020 N 473, которым земельный участок разделен; общие сведения об образуемом земельном участке; его адресе в соответствии с федеральной информационной адресной системой; категорию земель; вид разрешенного использования; площадь, кадастровые или иные номера объектов недвижимости, расположенных на данном участке. В приложении N 1 к постановлению от 13.03.2020 N 473 содержится описание границ, подлежащей изъятию для муниципальных нужд части земельного участка (61:58:0001130:4), координаты поворотных точек образуемого земельного участка, его адрес. В межевом плане от 22.12.2020 имеется схема расположения выделяемого земельного участка, а также все необходимые характеристики: площадь участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка; описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка, из которого в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001130:4; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок; схема расположения существующего и формируемого участков. При разделе исходного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. Отсутствие в постановлении от 13.03.2020 N 473 указания на утверждение схемы расположения земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 56.6 Земельного кодекса не свидетельствует о правомерности отказа органа регистрации, при наличии в данном ненормативном правовом акте описания границ образуемого земельного участка, а также представленного на регистрацию межевого плана со схемой расположения земельных участков. При этом исходный земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса). Исходя из установленных фактических обстоятельств и применимых норм права, суды удовлетворили требования заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции как основанные на неправильном толковании закона с учетом установленных по делу обстоятельств по мотивам, приведенным выше, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Кодекса). Нарушений норм процессуального и материального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 Кодекса, судом округа не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 февраля 2022 г. N Ф08-14451/21 по делу N А53-13960/2021