г. Краснодар |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А61-3659/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (ИНН 1513061265, ОГРН 1161513054890) - Караевой М.Т. (доверенность от 30.12.2021), от ответчика - муниципального унитарного предприятия "Правобережные тепловые сети" (ИНН 1511028181, ОГРН 1191513003263) - Малдиева Э.Д. (доверенность от 21.02.2022), в отсутствие третьего лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Правобережные тепловые сети" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по делу N А61-3659/2020, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Владикавказ" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МУП "Правобережные тепловые сети" (далее - предприятие) о взыскании 13 137 764 рублей 24 копеек задолженности по договорам поставки газа с января по июнь 2020 года и 815 968 рублей 80 копеек пеней с 19.02.2020 по 09.10.2020 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания.
Решением от 17.06.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.10.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 13 137 764 рубля 24 копейки задолженности, 815 968 рублей 80 копеек неустойки с 19.02.2020 по 09.10.2020, а также 147 283 рубля расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 3987 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, суды неправомерно отказали в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы. Ответчик не согласен с примененным к нему тарифом. Приобретенный предприятием газ предназначен для использования в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, поэтому подлежит применению тариф, установленный для категории "население". Предоставление коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению осуществляет исключительно ответчик, к ведению управляющих компаний и товариществ собственников жилья относится лишь обслуживание внутренних инженерных сетей. Суды не учли, что третье лицо, утверждая смету расходов предприятия, связанных с производством тепловой энергии, с октября 2019 года по декабрь 2020 года, установило показатель расхода на приобретение природного газа, исходя из цены, предназначенной для реализации населению.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела и подготовкой позиции по рассматриваемому спору.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд округа отказывает в его удовлетворении, поскольку в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу по материалам, имеющимся в деле в судах первой и апелляционной инстанций; препятствия для рассмотрения жалобы отсутствуют (часть 3 статьи 284 названного Кодекса).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество (поставщик) и предприятие (покупатель) заключили договоры поставки газа от 01.11.2019 N 39-3-15558/20 и 39-3-15558/20Д (далее - договоры), по условиям которых поставщик обязуется с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно поставлять газ горючий природный и (или) газ горючий природный сухой отбензиненный, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, либо газ, добытый независимым поставщиком, не являющимся аффилированным лицом ПАО "Газпром", а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ.
В целях исполнения договорных обязательств общество с 01.01.2020 по 30.06.2020 осуществило поставку газа ответчику в объеме 3555,233 тыс. куб. м на сумму 25 304 296 рублей 34 копейки, что подтверждается сводными актами поданного-принятого газа за спорный период.
Неисполнение предприятием обязательств по оплате стоимости поставленного в спорный период ресурса послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Кодекса).
Суды установили наличие у сторон разногласий о применимых в расчетах тарифах за газ.
Общество исходит из того, что ответчик в спорный период не являлся исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам, проживающим в многоквартирных домах, теплоснабжение и горячее водоснабжение осуществляется не только жилых домов, поэтому при расчете стоимости поставленного ответчику газа надлежит применять тариф, установленный для категории "промышленные предприятия".
По мнению предприятия, поскольку приобретенный газ используется в качестве топлива для котельных, то при расчете его стоимости следует применять тариф, установленный для категории "население".
Поскольку спорным является вопрос о тарифах, применению подлежат Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения N 1021).
Для целей Основных положений N 1021 к категории "население" отнесены физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения; лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах; иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно: исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы); наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Исходя из положений пунктов 1, 3, 41 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), названным нормативным актом регулируются правоотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, при этом абонентом в данных правоотношениях может являться управляющая организация, приобретающая газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Размер платы за газ в указанном случае определяется для данной организации по розничным ценам, установленным для населения.
Из содержания пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также понятия "население", приведенного в пункте 2 Основных положений N 1021, следует, что розничная цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, может применяться в случае приобретения газа исполнителем коммунальных услуг для самостоятельного производства тепловой энергии с помощью котельных и иного оборудования (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В таком случае расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, горячему водоснабжению определяется исполнителем для потребителей исходя из объема газа, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению, и тарифа на газ.
В соответствии с письмом Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 для оплаты доставляемого газа по ценам для населения необходимым условием является использование котельных, являющихся общим имуществом многоквартирных домов.
Однако доказательств, подтверждающих принадлежность котельных собственникам многоквартирных домов, подключенных к данным котельным, в материалах дела не имеется, как и не имеется доказательств, свидетельствующих об использовании предприятием приобретаемого у общества газа в потребительских бытовых целях, а не для производственных нужд.
Между тем по смыслу Правил N 162 в понятие коммунально-бытовых нужд не включается потребление газа ресурсоснабжающими организациями, использующими его для обеспечения населения иными коммунальными ресурсами.
При этом организации, использующие свое оборудование и потребляющие газ при производстве иного коммунального ресурса, как для населения, так и для иных лиц, не отнесены к категории потребителей.
Установив, что в спорных правоотношениях по покупке газа ответчик выступает не в качестве исполнителя коммунальной услуги, а в качестве субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность по производству и продаже тепловой энергии, суды признали обоснованными требования общества о взыскании задолженности с применением тарифа для категории "промышленные предприятия", в связи с чем иск удовлетворен в заявленном размере.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суды признали его неверным. Однако при перерасчете (в случае применения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации 5,5%, вместо примененной истцом 5%) сумма неустойки стала больше, чем предъявленная к взысканию истцом. Поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, суды удовлетворили иск в размере 815 968 рублей 80 копеек неустойки.
Довод о необоснованном отказе в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы не принимается судом кассационной инстанции.
В силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. Признав, что основания для назначения экспертизы отсутствуют, суд с учетом совокупности всех имеющихся в деле доказательств отказал в удовлетворении названного ходатайства.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.06.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021 по делу N А61-3659/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, а также понятия "население", приведенного в пункте 2 Основных положений N 1021, следует, что розничная цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, может применяться в случае приобретения газа исполнителем коммунальных услуг для самостоятельного производства тепловой энергии с помощью котельных и иного оборудования (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
...
В соответствии с письмом Минрегиона России от 28.05.2012 N 12793-АП/14 для оплаты доставляемого газа по ценам для населения необходимым условием является использование котельных, являющихся общим имуществом многоквартирных домов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2022 г. N Ф08-575/22 по делу N А61-3659/2020