г. Краснодар |
|
01 марта 2022 г. |
Дело N А32-9060/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Коржинек Е.Л., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от ответчика - акционерного общества "Тимашевскэлектросеть" (ИНН 2353015862, ОГРН 1022304843956) - Халиулиной Н.А. (доверенность от 17.01.2022), третьего лица - акционерного общества "НЭСК-Электросети" - Халиулиной Н.А. (доверенность от 01.01.2022), в отсутствие истца - Департамента имущественных отношений Краснодарского края, третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, администрации муниципального образования Тимашевский район, государственного казенного общеобразовательного учреждения кадетской школы интернат "Тимашевский казачий кадетский корпус", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А32-9060/2021, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с иском к АО "Тимашевскэлектросеть" (далее - общество) о признании отсутствующим права собственности на трансформаторную подстанцию площадью 22,5 кв. м, с кадастровым номером 23:31:0313039:252, расположенную по адресу: г. Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная.
Определением суда от 16.06.2021 принят к производству встречный иск общества к департаменту о признании отсутствующим зарегистрированного права государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на трансформаторную подстанцию площадью 23,3 кв. м, с кадастровым номером 23:31:0311040:107, расположенную по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная, 29, а также права оперативного управления школы на указанный объект.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее - министерство), АО "НЭСК-Электросети", администрация муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация), государственное казенное общеобразовательное учреждение кадетская школа интернат "Тимашевский казачий кадетский корпус" (далее - школа).
Решением суда от 27.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.11.2021, в удовлетворении первоначальных исковых требований отказано. Встречное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент просит отменить обжалуемые судебные акты, удовлетворить первоначальный иск и отказать в удовлетворении встречного иска. Податель жалобы указывает, что департамент провел мероприятия, направленные на исправление технических ошибок, воспроизведенных в ЕГРН в отношении спорного объекта, в результате которых в соответствии с письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 10.09.2020 исправлена техническая ошибка в сведениях о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект с кадастровым номером 23:31:0311040:107, исключена информация о кадастровом номере 23:31:0311041:32 земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.11.2020. Согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 15.09.2020 N 13339/01-6 в ЕГРН исключен двойной учет сведений об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная. Объекту недвижимости с кадастровым номером 23:31:0311040:85 присвоен статус "архивный". Актуальным кадастровым номером объекта недвижимости является 23:31:0313039:252. При этом в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:31:0313039:252 внесены актуальные характеристики объекта, в том числе о количестве этажей "2". ФГБУ "ФКП Росреестра" также указало, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:31:0311040:107 и 23:31:0313039:252 не являются двойниками, поскольку сведения о площади и литере объектов не идентичны.
В отзыве на жалобу общество проси судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель участвующих в деле лиц высказал свои возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества и АО "НЭСК-Электросети", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа приходит к следующему.
Из материалов дела видно и суды установили, что в соответствии с пунктом 2.3 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" (далее - положение), одной из основных задач департамента является обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 3.2 положения департамент осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
В силу пункта 4.5 положения департамент имеет право обращаться в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суд, арбитражный суд или третейский суд от имени Краснодарского края в защиту его имущественных прав и законных интересов в области имущественных и земельных отношений.
В целях реализации федеральных законов от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) и в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае в системе образования и в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 28.10.2005 N 912-р "Об утверждении перечня муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе" (далее - распоряжение N 912-р), учитывая решение Совета муниципального образования Тимашевский район от 16.11.2005 N 128 "О передаче муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе" в государственную собственность Краснодарского края передано муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Тимашевска (в настоящее время школа).
Данная передача осуществлена в целях реализации части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Согласно пункту 4 распоряжения N 912-р право государственной собственности Краснодарского края на муниципальные образовательные учреждения возникает с момента подписания акта приема-передачи муниципальных образовательных учреждений. Акт приема-передачи подписан сторонами 29.12.2005.
Согласно акту приема-передачи от 29.12.2005 в государственную собственность Краснодарского края передано движимое и недвижимое имущество, в том числе трансформаторная подстанция, литера Л, расположенная по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная, 29.
Трансформаторная подстанция, литера Л, площадью 23,3 кв. м, расположенная по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная, 29, поставлена на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:31:0311040:107.
Право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на нее зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН 21.04.2010 сделана запись регистрации N 23-23-05/023/2010-450. Право оперативного управления учреждения на указанное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН 08.10.2010 сделана запись регистрации N 23-23-05/097/2010-083.
В результате плановой проверки использования государственного имущества Краснодарского края, находящегося в оперативном управлении учреждения, департамент вынес требование об устранении нарушений от 20.12.2017 N 89, в том числе, в части принятия мер, направленных на установление факта "двойного" государственного кадастрового учета "двойной" государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества - трансформаторную подстанцию, расположенную по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная, 29.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН, открыт раздел на объект - трансформаторная подстанция с кадастровым номером 23:31:0313039:252, литера Г, площадью 22,5 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная. В отношении указанного объекта недвижимого имущества 07.07.2005 внесена запись N 23-23-05/016/2005-623 о государственной регистрации права собственности общества на основании решения Тимашевского районного совета депутатов от 21.04.2004 N 455.
В соответствии со справкой об уточнении адреса от 11.12.2009 N 08-27/5290, выданной отделом архитектуры и градостроительства администрации, названный объект имеет адрес: Краснодарский край, Тимашевский район, ул. Красная, 29Д. Данные о расположении объекта на каком-либо земельном участке в выписке отсутствуют.
В целях получения информации о документах, послуживших основанием для осуществления учетных и регистрационных действий, департамент направил в адрес управления запрос от 25.07.2019 N 52-29839/19-26-03 с просьбой разъяснить регистрирующий орган порядок устранения возможного "двойного" кадастрового учета и "двойной" регистрации прав в ЕГРН.
Письмом от 13.08.2019 N 13-172/329/6 управление сообщило о невозможности исключения сведений об одном из вышеуказанных объектов по причине наличия в ЕГРН записей о зарегистрированных правах на объекты недвижимости. В целях исключения факта двойного учета управление рекомендовало обратиться с заявлением о прекращении права в порядке, предусмотренном статьями 14, 15, 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации).
Кроме того, в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения школы от 21.10.2019 об определении дальнейших действий относительно трансформаторной подстанции, которая является объектом городской системы электроснабжения и к процессу уставной деятельности школы не относится, департамент направил письмо в адрес министерства о востребованности трансформаторной подстанции с просьбой выразить мнение относительно необходимости наличия у школы рассматриваемого объекта электроснабжения.
В письме от 16.10.2019 министерство сообщило, что не возражает против проведения мероприятий, направленных на прекращение права собственности Краснодарского края на объект недвижимости, так как трансформаторная подстанция составляет единый электросетевой комплекс с другими объектами электросетевого хозяйства и используется для организации электроснабжения в границах муниципального района.
Кроме того, для определения наличия (отсутствия) "двойного" учета и "двойной" регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции департаментом в адрес государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" (далее - Крайтехинвентаризация), государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль", ЦОАО "Тимашевскэлектросеть" направлены письма о необходимости обследования здания по месту его нахождения совместно с учреждением.
Как следует из содержания письма общества от 22.08.2019 N 33 в адрес начальника земельного контроля и имущественных отношений администрации, трансформаторная подстанция ошибочно включена в перечень имущества учреждения и передана в государственную собственность Краснодарского края, так как на момент передачи уже находилась в собственности общества.
В соответствии с актом обследования объекта от 20.12.2019, подготовленным и подписанным комиссией в составе заместителя директора школы Мамырко В.Ю., главного инженера общества Сергеева P.O., кадастрового инженера Крайтехинвентаризации Павленко О.А., проведено совместное обследование трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Красная, 29, в результате которого комиссия пришла к выводу, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:31:0311040:107 и объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:31:0313039:252 являются одним и тем же объектом. Кадастровый инженер Павленко О.А. изучив инвентарные дела объектов подтвердил, что размеры обследуемого объекта (3,90 м х 4,60 м) полностью соответствуют размерам зданий, указанных в инвентарных делах. Площадь застройки обследуемой трансформаторной подстанции составляет 17,9 кв. м, что также совпадает с площадями объектов. Ситуационные планы в инвентаризационных делах идентичны. Все оборудование трансформаторной подстанции является собственностью обществ и эксплуатируется филиалом АО "НЭСКэлектросети" "Тимашевскэлектросеть" на основании договора аренды движимого имущества от 01.07.2006 N 450. Часть оборудования "Ячейка РУ-0,4 кВ "Школаинтернат", согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 10.04.2017 находится на балансе и эксплуатируется школой. Специалист ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль" Китаев А.С. от подписи в акте обследования объекта воздержался, поскольку не представлены инвентарные дела и технические паспорта объектов.
Согласно сведениям, содержащимся в выписках из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от 25.12.2019, двухэтажная трансформаторная подстанция с кадастровым номером 23:31:0311040:107, площадью 23,3 кв. м расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:31:0311041:32, площадью 675 кв. м, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства". Данные о расположении одноэтажной трансформаторной подстанции с кадастровым номером 23:31:0313039:252, площадью 22,5 кв. м, на каком-либо земельном участке в выписке отсутствуют.
В письме от 10.09.2020 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю сообщил департаменту о том, что исправлена техническая ошибка в сведениях о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект с кадастровым номером 23:31:0311040:107, исключена информация о кадастровом номере 23:31:0311041:32 земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.11.2020.
Согласно письму филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю от 15.09.2020 N 13339/01-6, в ЕГРН исключен двойной учет сведений об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, г. Тимашевск, ул. Красная. Объекту недвижимости с кадастровым номером 23:31:0311040:85 присвоен статус "архивный". Актуальным кадастровым номером объекта недвижимости является 23:31:0313039:252. При этом в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:31:0313039:252 внесены актуальные характеристики объекта, в том числе о количестве этажей "2". Также сообщено, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:31:0311040:107 и 23:31:0313039:252 не являются двойниками в связи с тем, что сведения о площади и о литере объектов не идентичны.
Полагая, что объекты с кадастровыми номерами 123:31:0311040:107 и 23:31:0313039:252 являются одним и тем же объектом и зарегистрированы за разными лицами, департамент обратился с иском в арбитражный суд.
Общество, ссылаясь на то, что открыто и непрерывно владеет спорной трансформаторной подстанцией с 2004 года, несет бремя ее содержания, обратилось со встречным иском о признании отсутствующим зарегистрированного права Краснодарского края на спорный объект.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019).
Требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно. При этом такая регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения (пункт 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018).
В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты нарушенного права является виндикационный иск (статья 301 Гражданского кодекса, пункты 32, 36 постановления N 10/22).
Департамент, заявляя требование о признании отсутствующим права общества на спорный объект, указывает, что трансформаторная подстанция передана в государственную собственность Краснодарского края на основании решения Совета муниципального образования Тимашевский район от 16.11.2005 N 128 "О передаче муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе" (далее - решение от 16.11.2005 N 128).
Идентичность спорной трансформаторной подстанции, на которую одновременно зарегистрировано право государственной собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края и общества, материалами дела подтверждена и сторонами не оспаривается.
Оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и пояснения сторон, установив, что выбранный департаментом способ защиты не восстановит его прав, поскольку департамент не владеет спорным объектом и земельным участком под ним, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из конкретных обстоятельств дела, пришли к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении требования департамента и удовлетворения заявленных обществом встречных требований.
Суды установили, что правовые основания для регистрации права собственности департамента на спорное имущество отсутствовали. Суды указали, что решением Тимашевского районного совета депутатов N 455 от 21.04.2004 принято решение о передаче обществу в собственность муниципального имущества, имеющего полный износ - трансформаторные подстанции и электролинии 10 и 0,4 кВ. В общей сложности передано 175 объектов, из них 59 подстанций, в том числе и ТП-15 в г. Тимашевске по ул. Красная, 08.
Таким образом, на момент вынесения решения от 16.11.2005 N 128 ТП-15 и подписания акта приема-передачи от 29.11.2005 трансформаторная подстанция не являлась государственным имуществом, принадлежала на законном основании обществу и не могла быть передана в собственность кому-либо без решения собственника.
Как верно указали суды, общество является специализированной организацией, фактически владеет спорным имуществом и использует его в своей уставной деятельности, имеет к нему свободный доступ; выполняет работы, связанные с содержанием указанной трансформаторной подстанции, поддержанием ее надлежащего технического состояния, обеспечивающего бесперебойную передачу электрической энергии потребителям.
С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что спорный объект принадлежал обществу на праве собственности ранее, чем был передан в государственную собственность, а также что бремя содержания, обслуживание, ремонта несло общество, департамент спорное имущество не истребовал.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу N А32-9060/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Л. Коржинек |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив по правилам статьи 71 Кодекса, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, доводы и пояснения сторон, установив, что выбранный департаментом способ защиты не восстановит его прав, поскольку департамент не владеет спорным объектом и земельным участком под ним, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из конкретных обстоятельств дела, пришли к выводу о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении требования департамента и удовлетворения заявленных обществом встречных требований.
...
С учетом установленных обстоятельств, суды пришли к выводу о том, что спорный объект принадлежал обществу на праве собственности ранее, чем был передан в государственную собственность, а также что бремя содержания, обслуживание, ремонта несло общество, департамент спорное имущество не истребовал.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 Кодекса не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 марта 2022 г. N Ф08-14645/21 по делу N А32-9060/2021