Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на изменение порядка перевода средств пенсионных накоплений в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений, наделение уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг полномочиями по рассмотрению обращений в отношении договоров долгосрочных сбережений в целях досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг.
Законопроект не противоречит актам более высокой юридической силы, в том числе Договору о Евразийском экономическом союзе.
По законопроекту имеются замечания, изложенные в приложении.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом замечаний.
Приложение: на 4 л.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Замечания к проекту федерального закона N 470798-8 "О внесении изменений в Федеральный закон N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.Б. Сениным, О.Д. Димовым и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, Е.А. Перминовой
В законопроекте не установлены правовые основы деятельности администратора софинансирования, а также не определены его полномочия и ответственность в связи с исполнением предусмотренных законопроектом функций.
Положениями Федерального закона от 10 июля 2023 г. N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 299-ФЗ) определена возможность осуществления негосударственными пенсионными фондами нового вида деятельности по формированию долгосрочных сбережений. В связи с этим требуется внесение изменений в Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ), уточняющих порядок допуска негосударственных пенсионных фондов к осуществлению указанной деятельности.
Законопроект предусматривает установление оснований для отказа негосударственным пенсионным фондом в удовлетворении заявления о единовременном взносе, при этом не представляется возможным однозначно определить, в какие сроки негосударственный пенсионный фонд может отказать в удовлетворении такого заявления.
С учетом того, что в соответствии с абзацем вторым подпункта "б" пункта 17 статьи 3 Федерального закона N 299-ФЗ с 1 января 2024 г. будет прекращено полномочие Банка России по установлению нормативного размера пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами, необходимо также признать утратившим силу подпункт 1 пункта 1 статьи 186.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающий в качестве основания для применения мер по предупреждению банкротства негосударственного пенсионного фонда снижение по итогам квартала нормативного размера пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами ниже размера, предусмотренного Банком России.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в подпункт "д" пункта 17 статьи 3 Федерального закона N 299-ФЗ. При этом в подпункте "д" пункта 17 статьи 3 указанного Федерального закона, которым статья 18 Федерального закона N 75-ФЗ дополняется новыми пунктами 9 и 10, содержится отсылка к отдельным пунктам новой статьи 36.12-1 Федерального закона N 75-ФЗ. Вместе с тем положениями законопроекта вносятся изменения в нумерацию пунктов указанной статьи, в связи с чем необходимо также скорректировать положения абзаца третьего подпункта "д" пункта 17 статьи 3 Федерального закона N 299-ФЗ.
Необходимо исключить из законопроекта подпункт "в" пункта 2 статьи 1, направленный на изменение порядка определения момента получения кредитором уведомления о реорганизации негосударственного пенсионного фонда.
Абзац второй пункта 4 статьи 36.12-1 Федерального закона N 75-ФЗ в редакции законопроекта предусматривает направление негосударственным пенсионным фондом в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - СФР) уведомления о получении заявления о единовременном взносе (уведомления об отказе от перевода средств пенсионных накоплений в состав пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений) с указанием даты такого заявления (уведомления). При этом дата, указанная в заявлении о единовременном взносе, может отличаться от даты получения негосударственным пенсионным фондом такого заявления. В связи с этим в пункте 4 статьи 36.12-1 Федерального закона N 75-ФЗ в редакции законопроекта необходимо предусмотреть уведомление негосударственным пенсионным фондом СФР о дате получения заявления о единовременном взносе (уведомления об отказе от перевода средств пенсионных накоплений в состав пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений), а также порядок действий в случае получения в адрес СФР, негосударственного пенсионного фонда в один и тот же день разных документов, например заявления о единовременном взносе и заявления застрахованного лица о переходе или заявления застрахованного лица о досрочном переходе.
Кроме того, в пункте 5 статьи 36.12-1 Федерального закона N 75-ФЗ в редакции законопроекта в числе случаев, препятствующих удовлетворению негосударственным пенсионным фондом заявления о единовременном взносе, указаны случаи обращения застрахованного лица за выплатами за счет средств пенсионных накоплений и назначение таких выплат. При этом назначение накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты производится страховщиком, у которого гражданин формирует пенсионные накопления. В связи с этим при обращении застрахованного лица за соответствующими выплатами в негосударственный пенсионный фонд первоисточником информации является негосударственный пенсионный фонд. Таким образом, на момент получения СФР от негосударственного пенсионного фонда уведомления о получении заявления о единовременном взносе, СФР может не обладать сведениями об обращении застрахованного лица за выплатами в негосударственный пенсионный фонд, в связи с чем в законопроекте необходимо предусмотреть, что СФР уведомляет негосударственный пенсионный фонд об отсутствии у него информации о наличии обстоятельств, препятствующих удовлетворению заявления о единовременном взносе.
Также необходимо отметить, что из положений пункта 2 статьи 36.44 Федерального закона N 75-ФЗ в редакции законопроекта неясно, будет ли государственная поддержка формирования долгосрочных сбережений осуществляться только один раз за все время участия гражданина в формировании долгосрочных сбережений, либо при заключении гражданином, например, по истечении каждых трех лет нового договора долгосрочных сбережений с новым негосударственным пенсионным фондом соответствующая государственная поддержка будет осуществляться в каждом таком случае, что потребует, возможно, изыскания дополнительных средств на осуществление такой государственной поддержки и источников финансирования такой поддержки. В связи с изложенным соответствующие положения законопроекта требуют доработки.
Кроме того, положения Федерального закона N 299-ФЗ предусматривают возникновение права гражданина на единовременную выплату по договору долгосрочных сбережений в случае, если размер рассчитываемой пожизненной периодической выплаты составил бы менее 10 процентов прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. В связи с этим полагаем целесообразным в законопроекте предусмотреть положения об установлении аналогичных критериев при определении права на единовременную выплату при назначении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
Пунктом 4 статьи 36.12-1 Федерального закона N 75-ФЗ в редакции законопроекта предусматривается обязанность негосударственного пенсионного фонда после поступления заявления о единовременном взносе зарегистрировать информацию о поданном застрахованным лицом заявлении на едином портале государственных и муниципальных услуг. Вместе с тем единый портал государственных и муниципальных услуг не предусматривает возможность регистрации документов организациями. С учетом изложенного необходимо предусмотреть обязанность негосударственного пенсионного фонда направлять информацию о заявлении о единовременном взносе в личный кабинет застрахованного лица на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в целях обеспечения технической реализации взаимодействия указанных субъектов посредством законопроекта необходимо определить ответственного за разработку интерактивных форм заявления о единовременном взносе и уведомления об отказе от перевода средств пенсионных накоплений в состав пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений и сроки такой разработки.
Также законопроектом необходимо предусмотреть внесение изменений в статью 36.12-1 Федерального закона N 75-ФЗ, предусмотрев, что направление с использованием постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 2022 г. N 277 и постановления Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2022 г. N 1555.
Поскольку средства, которые начнут формироваться по договорам долгосрочных сбережений, будут включаться в состав пенсионных резервов и инвестироваться совместно с ними, и это будет требовать применения более сложных подходов для оценки уровня финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов, необходимо предусмотреть полномочие Банка России по установлению требований к расчету актуарного дефицита негосударственного пенсионного фонда.
Положения Федерального закона N 299-ФЗ предусматривают дополнение Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" положением о возможности при переходе застрахованных лиц из СФР в негосударственный пенсионный фонд передачи данному негосударственному пенсионному фонду пенсионных накоплений в виде активов. Поскольку такая передача может привести к нарушению требований к структуре инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию, в законопроекте необходимо предусмотреть внесение изменений в Федеральный закон N 75-ФЗ в части установления срока устранения возникших нарушений.
В условиях недружественных действий иностранных государств негосударственные пенсионные фонды сталкиваются с невозможностью осуществления выплат своим клиентам по заключенным договорам на счета в организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации. В связи с этим необходимо предусмотреть порядок действий негосударственного пенсионного фонда в таких ситуациях, в том числе обязательное информирование клиентов негосударственного пенсионного фонда о невозможности осуществления выплат с указанием возможности выбора иного способа получения выплат, в частности, путем открытия счета в кредитной организации, расположенной на территории Российской Федерации.
В законопроекте необходимо определить срок вступления соответствующего федерального закона в силу с учетом вступления в силу положений Федерального закона N 299-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 29 ноября 2023 г. N 17364-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 470798-8 "О внесении изменений в Федеральный закон N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.Б. Сениным, О.Д. Димовым и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, Е.А. Перминовой"
Опубликование:
-