В целях повышения эффективности реализации мероприятий государственной программы Самарской области "Развитие мировой юстиции в Самарской области на 2014-2025 годы" Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 611 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие мировой юстиции в Самарской области на 2014-2025 годы" следующие изменения:
в наименовании, пункте 1 слова "на 2014-2025 годы" исключить;
пункт 2 признать утратившим силу;
в пункте 4 слово "(Хропова)" исключить;
в государственной программе Самарской области "Развитие мировой юстиции в Самарской области на 2014-2025 годы" (далее - Программа):
в наименовании слова "на 2014-2025 годы" исключить;
паспорт Программы признать утратившим силу;
текст Программы изложить в следующей редакции:
"Стратегические приоритеты Программы
1. Оценка текущего состояния сферы развития мировой юстиции в Самарской области
Российская Федерация в соответствии с Конституцией Российской Федерации провозглашена правовым государством. Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.
Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также является гарантом соблюдения и обеспечения прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, их восстановления и защиты.
Мировые судьи в Российской Федерации отнесены к судам общей юрисдикции, которые, выступая в качестве фундамента всей судебной системы, рассматривают абсолютное большинство гражданских, административных и уголовных дел. При этом мировые судьи являются тем основополагающим инструментом государственной системы, который максимально приближен к населению, призван оперативно и доступно обеспечивать реализацию и защиту конституционных прав граждан, поскольку категории и виды рассматриваемых мировыми судьями дел обусловлены и неразрывно связаны именно с повседневной жизнью людей и взаимоотношениями между ними.
В соответствии с действующим законодательством оплата труда мировых судей осуществляется через федеральное финансирование Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, а материально-техническое обеспечение и оплата труда работников аппарата мировых судей осуществляются за счет бюджетных ассигнований соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Самарской области осуществляют правосудие 162 мировых судьи. Мировые судьи размещены в 44 зданиях (помещениях) в границах муниципальных образований Самарской области. Деятельность по отправлению правосудия мировых судей Самарской области обеспечивается их аппаратами в составе секретарей судебных заседаний, помощников и секретарей мировых судей.
Из общего количества дел, рассмотренных судами общей юрисдикции Самарской области за 2022 год, основная масса уголовных, гражданских и административных дел, как и в прошлые годы, была рассмотрена мировыми судьями.
По итогам анализа сопоставимых статистических данных о нагрузке мировых судей в субъектах Приволжского федерального округа за 2022 год Самарская область находится на 7-м месте среди 14 регионов. Наибольшая среднемесячная нагрузка по рассмотрению всех категорий дел (уголовных, гражданских, административных) в расчете на одного мирового судью зафиксирована в Пермском крае - 763,1 дела, наименьшая нагрузка в Пензенской области - 346,3 дела. В Самарской области нагрузка составила 486,6 дела при среднем показателе по Приволжскому федеральному округу - 478,6 дела.
Чрезмерная загруженность остается одной из ключевых проблем функционирования мировой юстиции, для решения которой требуется комплексный подход с точки зрения как организации работы и применения новых технологий, так и совершенствования процессуального законодательства.
За последние пять лет общее количество дел, рассматриваемых мировыми судьями Самарской области, выросло на 35,6% (с 552 632 дел в 2018 году до 749 538 дел в 2022. году), в том числе по гражданским и административным делам - на 49,7% (с 429 921 в 2018 году до 643 799 в 2022 году). Несоразмерная служебная нагрузка приводит к нехватке численности работников и высокой сменяемости кадрового состава аппарата мировых судей, что негативно отражается на качестве их работы.
Организационное обеспечение деятельности мировых судей Самарской области, включающее мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого, осуществления правосудия, осуществляется службой мировых судей Самарской области.
За годы существования мировой юстиции благодаря консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Самарской области был заложен прочный фундамент для функционирования института мировых судей в Самарской области. С момента учреждения мировой юстиции обеспечение деятельности мировых судей достигло достаточно высокого уровня. Однако на современном этапе судебная система функционирует в условиях осуществления в государстве интенсивных социально-экономических процессов и реформ, что ставит новые задачи и определяет необходимость перехода судов на качественно новый уровень деятельности.
Сохраняется ряд проблем, связанных с качеством отправления правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.
Правильная организация рабочего пространства мирового судьи и работников его аппарата, основанная на современных технологиях, в условиях постоянно растущей нагрузки на мировых судей позволяет в значительной степени снизить временные трудозатраты на выполнение ими технических операций, техническое обеспечение процесса отправления правосудия, что в свою очередь позволяет сконцентрировать внимание на деятельности именно по рассмотрению и разрешению дел и способствует повышению качества отправления правосудия.
В настоящее время все судебные участки мировых судей Самарской области подключены к телекоммуникационной инфраструктуре Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", являющейся основой электронного правосудия. На всех судебных участках организованы оптоволоконные каналы связи, обеспечен доступ в Интернет (на каждом судебном участке имеется 4 точки доступа в расчете на одного мирового судью и трех работников его аппарата) и построена защищенная корпоративная сеть на базе модулей шифрования. Скорость доступа в Интернет увеличена с 5 Мбит/с до 10 Мбит/с в расчете на один судебный участок, но не более 100 Мбит/с на здание. Также организовано непрерывное обеспечение мировых судей услугами связи и снабжение необходимыми материально-техническими ресурсами.
В 2022 году в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" реализовано подключение судебных участков мировых судей Самарской области к сервису электронного взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов России через систему защищенного межведомственного электронного взаимодействия, а также реализованы и функционируют сервисы по направлению электронных запросов в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
В целях осуществления надлежащего электронного взаимодействия мировые судьи Самарской области и все работники их аппаратов обеспечены электронными подписями.
По данным Федеральной службы судебных приставов, в 2022 году Самарская область находилась на 12-м месте среди 84 субъектов Российской Федерации по количеству направленных в электронном виде исполнительных документов в Федеральную службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Используемые авторизированные средства и информационные системы нуждаются в постоянном обновлении в соответствии с требованиями по межведомственному электронному взаимодействию и включению в единое информационное пространство судов и мировых судей.
Внедрение современных информационных технологий в деятельность судов позволяет упростить документооборот с последовательным переходом от электронного к цифровому способу передачи данных, обеспечить безопасное хранение данных, автоматизировать многие процессы в деятельности аппарата мировых судей, повысить доступность и открытость правосудия.
Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию является создание необходимых условий для размещения мировых судей в зданиях (помещениях), отвечающих современным требованиям осуществления правосудия. В этой связи мероприятия по проведению капитального ремонта, приобретению зданий (помещений) для размещения мировых судей, а также по обеспечению зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями, средствами безопасности и охраны являются по-прежнему актуальными.
По итогам 2022 года общая площадь зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями Самарской области, составляет 26 477,46 кв. м, в среднем 163,4 кв. м - на один судебный участок. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14.06.2013 N 257 "Об утверждении типовых норм размещения мировых судей Самарской области и работников их аппаратов" площадь, занимаемая мировым судьей одного судебного участка и работниками его аппарата, должна составлять не менее 207 кв. м. Из 44 зданий (помещений), занимаемых мировыми судьями Самарской области, 15 зданий (помещений) соответствуют установленным нормативам размещения.
Используемое мировыми судьями пространство не в полной мере соответствует современным требованиям, осуществления правосудия ввиду либо недостаточности площадей, либо неудовлетворительного состояния. В целях повышения уровня технической укрепленности, антитеррористической устойчивости, противопожарной безопасности, а также обеспечения доступности сооружений для маломобильных групп населения требуется проведение работ по подбору, оформлению и ремонту зданий и помещений для улучшения условий размещения мировых судей и их аппарата.
Кроме того, сохраняется потребность в увеличении площадей архивных помещений мировых судей в связи с их переполненностью рассмотренными судебными делами, а также в надлежащем оборудовании залов судебных заседаний.
Во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.12.2010 N Пр-3645 необходимо обеспечить каждого мирового, судью залом судебных заседаний. За прошедший период значительно улучшился уровень обеспеченности мировых судей Самарской области залами судебных заседаний, который до 2021 года неизменно составлял 79,6% (для 162 мировых судей было создано 129 залов судебных заседаний), а в 2022 году достиг 82% и по итогам запланированных мероприятий 2023 года составит 86,4% (140 залов судебных заседаний для 162 мировых судей).
Одним из важнейших аспектов качества правосудия является получение дополнительного профессионального образования мировыми судьями и работниками аппарата мировых судей.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года, а судьям, впервые назначенным на должность, необходимо проходить обучение по программе профессиональной переподготовки.
Согласно статье 62 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" сотрудники аппарата мировых судей в рамках получения дополнительного профессионального образования проходят курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Работник аппарата мирового судьи, участвующий в принятии решений (особенно в сфере правосудия), затрагивающих права и интересы как физических, так и юридических лиц, обязан непрерывно совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, владеть методикой поиска необходимой информации, ее обработки и практического применения.
Реализация Программы ориентирована на совершенствование работы аппаратов мировых судей, правильную организацию делопроизводства, которое является одним из важнейших условий надлежащей работы мирового судьи, соблюдение процессуальных норм, своевременное рассмотрение дел, исполнение судебных актов. Для увеличения эффективности деятельности необходимо создать оптимальные условия для работы. Совершенствование делопроизводства мирового судьи должно осуществляться путем эффективной организации труда, передовых форм и методов работы с документами, автоматизации и компьютеризации рабочего места.
Программный подход к реализации Программы позволит:
обеспечить системность мероприятий по развитию мировой юстиции на территории Самарской области;
создать условия и предпосылки для максимально эффективного использования финансовых ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития правосудия.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены на основе следующих документов:
Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";
Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации";
Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации";
Закон Самарской области "О мировых судьях Самарской области";
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации Программы являются:
повышение безопасности мировых судей и граждан, обратившихся к мировым судьям за защитой своих прав и охраняемых законом интересов;
обеспечение открытости, прозрачности и доступности правосудия;
повышение эффективности и качества деятельности мировых судей и работников их аппарата;
обеспечение бесперебойной работы судебных участков мировых судей.
Целью Программы является создание условий для полного и независимого осуществления правосудия мировыми судьями.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
В силу единства судебной системы Российской Федерации приоритетным направлением региональной политики в сфере реализации Программы является развитие мировой юстиции в Самарской области в соответствии с общей концепцией развития судебной системы в Российской Федерации.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400 (далее - Стратегия национальной безопасности), совершенствование и развитие судебной системы является одним из механизмов обеспечения национального приоритета повышения качества жизни российских граждан.
Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать в судебном порядке права и свободы личности находит свое выражение в закреплении порядка формирования корпуса мировых судей, их компетенции, материально-технических и иных гарантий деятельности мировых судей. Зафиксированные в федеральном и региональном законодательстве положения относительно организации и деятельности мировых судей также служат гарантией соблюдения и восстановления прав граждан. Они обеспечивают определенные стандарты в области прав человека и, прежде всего, право на судебную защиту, которое является гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина.
Достижение целей обеспечения государственной и общественной безопасности согласно Стратегии национальной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение задачи повышения доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской Федерации.
Общую концепцию развития судебной системы Российской Федерации, основные направления развития и совершенствования организационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов определяет федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1406. В силу единства статуса судей уровень обеспечения деятельности мировых судей как части судебной системы Российской Федерации должен соответствовать и быть адаптирован к создаваемой на федеральном уровне материально-технической базе, тем самым позволяя организовывать взаимодействие мировых судей с вышестоящими судами.
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Задачами государственного управления в сфере реализации Программы являются:
обеспечение доступности правосудия и безопасности судебной деятельности;
совершенствование кадрового потенциала в сфере мировой юстиции;
укрепление материально-технической базы и обеспечение эффективного функционирования аппарата мировых судей.
Достижение указанных задач планируется осуществить посредством реализации комплекса процессных мероприятий, направленных на создание для мировых судей и граждан максимально удобного, соответствующего требованиям времени и нормам действующего законодательства пространства для отправления правосудия путем улучшения организационного обеспечения деятельности мировых судей Самарской области.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:
повышение уровня безопасности, технической укрепленности и защищенности зданий (помещений) для размещения мировых судей;
улучшение условий доступа граждан к правосудию и к информации о деятельности мировых судей;
создание надлежащих условий для размещения судебных участков мировых судей;
повышение уровня профессиональной компетентности и профессионализма мировых судей и государственных гражданских служащих в штате аппарата мировых судей;
эффективная и бесперебойная работа судебных участков мировых судей вследствие качественного материально-технического обеспечения их деятельности.
Таким образом, реализация Программы в значительной степени будет способствовать улучшению качества отправления правосудия, а также повышению уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций на территории Самарской области.";
приложения 1-4 к Программе признать утратившими силу.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на службу мировых судей Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - |
Н.И. Катина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Самарской области от 15 декабря 2023 г. N 1039 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 611 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие мировой юстиции в Самарской области на 2014-2025 годы"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
официальный сайт Правительства Самарской области (pravo.samregion.ru) 18 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 19 декабря 2023 г. N 6300202312190022
газета "Волжская коммуна" от 20 декабря 2023 г. N 205