г. Краснодар |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А53-19420/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при ведении протокола судебного заседания, проводимого с использованием систем видеоконференц-связи, помощником судьи Зориной А.Л. и участии от ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Жариновой О.В. (доверенность от 22.01.2022), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А53-19420/2021, установил следующее.
ООО "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России (далее - учреждение) о взыскании 369 032 рублей 66 копеек долга и 17 587 рублей 79 копеек неустойки.
Исковые требования мотивированы задолженностью учреждения по оплате расходов на общедомовые нужды в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Промышленная, 21/9.
Решением от 23.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2021, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что он является федеральным казенным учреждением, финансируемым из федерального бюджета, других источников финансирования не имеет. Услуги оказаны истцом в отсутствие государственного контракта. Суды не учли, что оплата коммунальных услуг не входит в полномочия учреждения. Осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации производится ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление".
Помещения переданы в пользование иным лицам. Истец не представил документы, подтверждающие направление ответчику счетов на оплату, поэтому правовые основания для взыскания неустойки отсутствуют.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность решения и постановления и отклонило ее доводы.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 12.11.2018 общество (управляющая организация) и собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Промышленная, 21/9, заключили договор N 0145/18 на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, по условиям которого каждый собственник передает, а управляющая организация принимает на себя полномочия по управлению домом.
Размер платы за содержание и ремонт общего имущества для каждого собственника помещения в МКД определяется как произведение общей площади жилого (нежилого) помещения и размера (тарифа) платы за содержание и ремонт общего имущества, согласованного сторонами в договоре на управление от 12.11.2018 N 0145/18, и дополнительном соглашении от 01.12.2019.
Согласно пункту 4.2.1.4 договора размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения подлежит ежегодной индексации в соответствии с прогнозными показателями инфляции, определяемыми Минэкономразвития России с учетом динамики предыдущего года на основании индекса потребительских цен на платные услуги населению, скорректированного на индекс выпадающих доходов сложившихся из соотношения фактического индекса предыдущего периода и прогнозного индекса на регулируемый период (не ниже уровня фактических индексов потребительских цен предыдущего годового периода).
Договор управления вступает в действие с даты внесения изменений в реестр лицензий Краснодарского края. Договор считается пролонгированным на следующий год в полном объеме, если за месяц до окончания его срока действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении (пункты 7.1, 7.2 и 7.3 договора).
Выпиской из ЕГРН от 02.02.2021 подтверждается, что расположенные в спорном МКД нежилые помещения N 1, 2, 4 - 19, 19/1, 20, 22-29, 31, 31/1, 31/2, 32, 33, 35 - 42, 94 с кадастровым номером 23:43:030202:1730 площадью 620,1 кв. м принадлежат на праве собственности Российской Федерации и с 12.04.2016 переданы в оперативное управление учреждению.
С 01.12.2018 по 28.02.2021 плату за содержание и ремонт общего имущества МКД собственник нежилых помещений не вносил, поэтому его задолженность составила 369 032 рубля 66 копеек.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
При разрешении спора суды применили положения статей 39, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210, 216, 290, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, учли, что согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН право собственности на спорные помещения зарегистрировано за Российской Федерацией, право оперативного управления - зарегистрировано за учреждением с 2016 года.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно статьям 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав лицу во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Суды, удовлетворяя иск, верно указали, что обязанность вносить оплату за содержание общего имущества у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления, возникает с момента регистрации такого права.
Суды также установили, что размеры платы на содержание и ремонт общего имущества утверждались решениями общего собрания собственников помещений МКД. Размер исковых требований определен исходя из площади помещений, принадлежащих учреждению на праве оперативного управления, и утвержденного тарифа на содержание и ремонт общего имущества.
Учреждение, ссылаясь на возложение соответствующих функций на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", не представило доказательств передачи помещений данному учреждению в оперативное управление либо заключения им договора с истцом. Поскольку у общества отсутствует право требования задолженности из договорного обязательства либо из закона с данного лица, оно правомерно предъявило иск к учреждению, обязанному нести бремя содержания имущества.
Суды правильно отклонили ссылку ответчика на то, что помещения переданы в пользование ФГКУ "1002 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Минобороны России, индивидуальному предпринимателю Пономаренко М.В., ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на основании договоров безвозмездного пользования недвижимым имуществом и аренды федерального имущества, поскольку договорные отношения между обществом и указанными лицами отсутствуют; при этом обязанность нести расходы на содержание общего имущества, как указано выше, возложена законом на обладателя права оперативного управления с момента возникновения этого права.
Доводы заявителя жалобы о том, что он не получал платежных документов, не являются основанием для освобождения учреждения ни от несения бремени содержания помещений и общего имущества МКД, ни от ответственности перед истцом.
Невыделение учреждению бюджетных средств на содержание помещений не является основанием освобождения учреждения от несения бремени содержания помещений и общего имущества МКД.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021 по делу N А53-19420/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно статьям 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав лицу во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 марта 2022 г. N Ф08-14189/21 по делу N А53-19420/2021