г. Краснодар |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А53-668/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (ИНН 6164229665 ОГРН 1046164044827), заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Ростовской области (ИНН 6163030517 ОГРН 1026103280060), Отдела N 15 Управления Федерального казначейства по Ростовской области, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отделения службы судебных приставов по Мясниковскому району, Администрации Мясниковского района Ростовской области, Администрации Недвиговского сельского поселения, извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 27219 4, 27218 7, 27217 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А53-668/2021, установил следующее.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области (далее - УФСС) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий отдела N 15 Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее - отдел N 15) по отказу в принятии к исполнению постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с администрации Мясниковского района Ростовской области и администрации Недвиговского сельского поселения исполнительского сбора (письмо от 17.11.2020 N 58-115-40/1053), обязании принять к исполнению постановления.
К участию в рассмотрении дела третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены отделение службы судебных приставов по Мясниковскому району, Администрация Мясниковского района Ростовской области, Администрация Недвиговского сельского поселения.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, действия отдела N 15 признаны незаконными, на управление Федерального казначейства по Ростовской области (далее - УФК) возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, приняв к исполнению постановления. Судебный акт мотивирован тем, что УФСС обоснованно обратилось в УФК с постановлениями по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В кассационной жалобе УФК просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, отказать в удовлетворении требований. Указывает, что исполнение постановлений УФССП не входит в компетенцию УФК, суд не мог установить порядок исполнения постановлений УФССП.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на исполнении в УФССП находятся исполнительные производства (N 10194/16/61062-ИП (должник МУП Большесальского сельского поселения "Коммунальщик"), 4946/17/61062-ИП, 2442/17/61062-ИП (должник администрация Недвиговского сельского поселения Мясниковского района Ростовской области), по которым вынесены постановления от 10.05.2018, 25.07.2017 о взыскании 50 тыс. рублей исполнительского сбора по каждому. Поскольку должники являются бюджетными учреждениями и не имеют счетов, открытых в учреждениях Банка России или в кредитных организациях, УФССП постановления о взыскании исполнительского сбора письмом от 09.11.2020 N 61062/20/345284 направило в отдел N 15 УФК для исполнения. Письмом от 17.11.2020 УФК отказалось исполнять постановления о взыскании исполнительского сбора по мотиву наличия у должников обязанности платежный документ об оплате исполнительского сбора в УФК, направив постановления должникам для дальнейшего исполнения.
Не согласившись с действиями УФК, УФССП обжаловало их в арбитражный суд.
Признавая отказ УФК незаконным, суд обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Частью 1 статьи 5 Закона установлено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. В целях исполнения требований исполнительных документов, а именно в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, судебный пристав-исполнитель вправе применять меры принудительного исполнения, к которым согласно пункту 1 части 3 статьи 68 Закона относится обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (часть 3 статьи 69 Закона).
В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7 Закона).
Частью 2 данной статьи определено, что указанные в части 1 статьи 7 Закона органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 Закона, в установленном им и иными федеральными законами порядке.
Постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами (пункт 7 части 1 статьи 12 Закона).
По общему правилу, принудительное исполнение требований исполнительных документов о взыскании денежных средств в отношении должника по исполнительному производству осуществляется службой судебных приставов-исполнителей посредством обращения взыскания на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что должниками по исполнительному производству являются муниципальное и сельское бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 6 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) дополнен статьей 9.2, пунктом 1 которой бюджетным учреждением признана некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (абзацы первый и второй пункта 6 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N N 83 лицевые счета федеральным бюджетным учреждениям, бюджетным учреждениям субъектов Российской Федерации, муниципальным бюджетным учреждениям для учета операций со средствами, поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации открываются и ведутся, соответственно, в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, финансовых органах муниципальных образований.
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется в порядке, предусмотренном частью 20 статьи 30 Закона N 83, в силу пункта 5 которой исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 настоящей части, в соответствующий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника.
Согласно части 6 статьи 20 Закона N 83-ФЗ, проведение кассовых операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших бюджетным учреждениям.
Такой порядок установлен приказом Казначейства России от 19.07.2013 N 11н "О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений".
В соответствии с частью 1 статьи 242.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), определяющей общие положения исполнения исполнительных документов, исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом (пункт 2 статьи 239 Бюджетного кодекса).
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса).
В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса).
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что должники являются бюджетными учреждениями, не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации, в связи с чем, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника исполнительского сбора, подлежат исполнению органом Федерального казначейства в порядке стаей 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса. Действия казначейства, связанные с отказом в принятии к исполнению спорных постановлений являются незаконными, не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают принцип обязательности постановлений судебного пристава-исполнителя.
Иное толкование заявителем положений бюджетного законодательства и Закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм права. Акты должностных лиц по делам об административных правонарушениях и постановления судебного пристава-исполнителя подпадают под действие Закона, так как признаются исполнительными документами; администрации как должники по исполнительному производству являются учреждениями, финансируемыми из соответствующего бюджета (и в этом смысле бюджетными учреждениями) и не имеет счетов, открытых в учреждениях Банка России или в иной кредитной организации; финансирование их деятельности осуществляется за счет средств краевого бюджета через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.
Поскольку, как установлено судами, постановление судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом, заявление судебным приставом оформлено, то в данном конкретном случае вопросы организационно-технического характера для исполнения требований исполнительного документа, между УФК и должниками причиной для непринятия к исполнению в порядке статей 239, 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса исполнительных документов не является. Сходный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2017 N 301-КГ16-18081, 23.08.2016 N 310-КГ16-10458, 30.08.2018 N 303-КГ18-12385, 26.09.2016 N 308-КГ16-11639).
Всем доводам УФК суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводы суда об установленных обстоятельствах соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам и основаны на правильном применении норм права. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А53-668/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (пункт 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса).
В случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса).
...
Поскольку, как установлено судами, постановление судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом, заявление судебным приставом оформлено, то в данном конкретном случае вопросы организационно-технического характера для исполнения требований исполнительного документа, между УФК и должниками причиной для непринятия к исполнению в порядке статей 239, 242.1, 242.5 Бюджетного кодекса исполнительных документов не является. Сходный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2017 N 301-КГ16-18081, 23.08.2016 N 310-КГ16-10458, 30.08.2018 N 303-КГ18-12385, 26.09.2016 N 308-КГ16-11639)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2022 г. N Ф08-1326/22 по делу N А53-668/2021