г. Краснодар |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А53-23041/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черновым А.В., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы web-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Рыбиной О.С. (доверенность от 10.01.2022 ) и Кикичевой Я.В. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ОКС" (ИНН 9108116455, ОГРН 1179102008293) и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" (ИНН 9102002290, ОГРН 1149102002675), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А53-23041/2021, установил следующее.
ООО "ОКС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков от 28.06.2021 N РНП-61-59/1-ГОЗ.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым".
Решением от 08.10.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2021, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы тем, что управление не обеспечило обществу возможность реализации прав на участие в рассмотрении вопроса, а также на представление пояснений относительно сложившихся обстоятельств, что повлекло односторонний характер рассмотрения вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков и ущемило права заявителя на участие при рассмотрении указанного вопроса антимонопольным органом.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды не дали должную правовую оценку доводам антимонопольного органа о том, что для проведения заседания комиссии управления 28.06.2021 в 15 часов 00 минут обществу была предусмотрена возможность дистанционного участия посредством web-видеоконференции, однако, 28.06.2021 г. в период с 11 часов 40 минут до 16 часов 15 минут, здание, в котором расположено управление, было полностью обесточено. По итогам анализа всех документов, представленных обществом, комиссия управления вынесла правомерное решение во внесении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков и отсутствие возможности участия представителей общества в заседании комиссии управления посредством web-видеоконференции не повлияло на итоговое решение антимонопольного органа. По мнению управления, права и законные интересы общества антимонопольным органом не нарушены.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они являются законными и обоснованными.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей управления, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.01.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" разместило извещение о проведении в рамках государственного оборонного заказа закрытого электронного аукциона для закупки N 895100000821000008, предметом которого являлась поставка цельного сгущенного молока с сахаром, массовая доля жира не менее 8,5%, ГОСТ 31688-2012, в соответствии со спецификацией. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 641 312 рублей. В соответствии с протоколом подведения итогов закрытого аукциона N 0895100000820000008-3 победителем признано общество.
12 февраля 2021 года ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" (заказчик) и общество (поставщик) заключили государственный контракт N 494 (далее - контракт) на поставку цельного сгущенного молока с сахаром, массовая доля жира не менее 8,5%, ГОСТ 31688-2012, в соответствии со спецификацией. Цена контракта составила 545 115 рублей. Согласно спецификации к государственному контракту поставляемый товар Российского производства, производитель товара - ЗАО "Кореновский молочно-консервный комбинат".
Техническим заданием (приложение N 2 к контракту) установлены требования заказчика к сроку и периодичности поставки товара. Согласно техническому заданию, поставка товара осуществляется партиями с момента заключения контракта, по заявкам заказчика. Срок поставки товара не может превышать 10 рабочих дней с даты отправки заявки.
15 февраля 2021 года ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" направило в адрес общества заявку N 21/312/6-2741 на отгрузку товара по контракту.
В связи с невозможностью исполнения заявки, общество 15.02.2021 обратилось к ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" с предложением заменить указанного в государственном контракте производителя поставляемого товара на иного производителя - ЗАО "Нижнекисляйская молочная компания".
Письмом от 20.02.2021 N 21/312/33-3214 ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" отказало обществу в удовлетворении обращения о замене производителя поставляемого товара, и предложило поставщику рассмотреть вопрос о поставке товара с улучшенными характеристиками.
12 марта 2021 года ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" направило обществу заявку N 21/312/6-4197 на отгрузку товара по контракту.
В связи с тем, что исполнить заявку заказчика от 12.03.2021 не удалось, общество 24.03.2021 обратилось к ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" с предложением заменить указанного в контракте производителя поставляемого товара на производителя - ЗАО "Нижнекисляйская молочная компания", указав, что товар данного производителя имеет повышенную энергетическую ценность 338 ккал и 1386 кДж, что, по его мнению, является показателем улучшенных характеристик товара.
Письмом от 01.04.2021 N 21/312/33-5516 ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" отказало обществу в удовлетворении обращения о замене производителя поставляемого товара, в связи с тем, что повышение энергетической ценности не является улучшенным показателем в рамках ГОСТа 31688-2012.
29 апреля 2021 года ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" направило обществу заявку N 21/312/6-4197 на отгрузку товара по контракту, которая также не была исполнена обществом.
Поскольку товар по контракту поставлен не был, ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.05.2021 и направило в управление заявление о рассмотрении вопроса включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения заявления ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" комиссия управления приняла решение от 28.06.2021 N РНП-61-59/1-ГОЗ о включении сведений в отношении общества, а также об учредителе (участнике) юридического лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - Коваль Р.Н., в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и приняли законные и обоснованные судебные акты. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ (часть 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи 104 закона N 44-ФЗ, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, то есть санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона N 44-ФЗ, приведшее к невозможности заключения либо исполнения контракта с этим лицом как победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Данные обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков в рамках установленной процедуры.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 25.11.2013 N 1062 утвердило, действовавшие в спорном периоде, Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1062).
В силу пункта 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку предоставленных информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 12 Правил N 1062 рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил N 1062. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов, проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил N 1062, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Принимая во внимание, что включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру юридической ответственности и влечет за собой негативные последствия для него в виде ограничения права на участие в течение установленного срока в процедурах по осуществление государственных (муниципальных) закупок, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальной проверкой соблюдения заказчиком процедуры расторжения государственного (муниципального) контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства неисполнения (ненадлежащего исполнения) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, определить существенность допущенных нарушений и вину лица и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков.
Судебные инстанции установили, что управление назначило рассмотрение заявления ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных на 25.06.2021 в 14 часов 30 минут. В уведомлении содержалась информация о предоставлении обществу возможности дистанционного участия в рассмотрении дела посредством web-видеоконференции.
25 июня 2021 года в 14 часов 30 минут ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" и общество участие представителей в заседании комиссии управление не обеспечили, в связи с этим заседание перенесено на 28.06.2021 на 15 часов 00 минут. В повторном уведомлении антимонопольный орган также указал на возможность дистанционного участия представителей посредством web-конференции, а также указал адрес электронной почты, на который следовало направить возражения (to61-but@fas.gov.ru).
Вместе с тем суды установили, что заседание комиссии управления 28.06.2021 в 15 часов 00 минут состоялось в обычном режиме, поскольку в этот день в период с 11 часов 40 минут до 16 часов 15 минут здание в котором расположен антимонопольный орган было обесточено, в связи с чем, управление не смогло осуществить подключение общества для участия в заседании посредством web-конференции. Заседание комиссии управления, по результатам которого принято оспариваемое решение, проведено в отсутствие представителей ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" и общества.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что рассмотрение вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков произведено управлением формально.
При этом суды обоснованно отметили, что именно в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта пунктом 12 Правил N 1062 предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием, в том числе лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. Данное положение направлено на возможность реализации лицом, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, своих прав на представление соответствующих пояснений и возражений относительно одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на исключение возможности одностороннего характера рассмотрения представленных заказчиком материалов
Суды исследовали и обоснованно отклонили доводы управления о том, что общество могло обеспечить непосредственное участие представителя в заседании комиссии, поскольку при переносе заседания комиссии с 25.06.2021 на 28.06.2021 управление указало на возможность дистанционного участия представителей посредством web-конференции, в связи с чем у общества имелись разумные ожидания на реализацию права участия при рассмотрении заявления заказчика посредством web-конференции. В данном конкретном случае непринятие мер по личной явке представителя в заседание комиссии управления суды расценили в качестве не свидетельствующего о злоупотреблении обществом своими правами.
Судебные инстанции также установили, что общество направило на указанный управлением адрес электронной почты (to61-but@fas.gov.ru) письмо, в котором уведомило антимонопольный орган о срыве заседания по видеоконференцсвязи и просило перенести заседание на другое время. 28.06.2021 в 14 часов 35 минут представитель общества направил на указанный управлением адрес электронной почты (to61-but@fas.gov.ru) возражения на заявление ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об обществе.
При этом на странице 4 оспариваемого решения управление указало, что общество не воспользовалось своим правом на предоставление возражений, что противоречит обстоятельствам дела.
Указанные обстоятельства суды обоснованно расценили в качестве свидетельствующих о формальности подхода антимонопольного органа к вопросу рассмотрения заявления ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Суды отметили, что в данном случае управление не обеспечило обществу возможность реализовать предоставленное ему право на участие в рассмотрении вопроса, представить пояснения относительно сложившихся обстоятельств, что повлекло односторонний характер рассмотрения вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков и ущемило право заявителя на его участие при рассмотрении указанного вопроса антимонопольным органом.
Доводы управления о том, что правоотношения сторон (заказчика и поставщика) по исполнению контракта были исследованы антимонопольным органом ранее при принятии иного решения от 12.05.2021 N 11434/06, в связи с чем участие общества не могло повлиять на выводы антимонопольного органа, были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 по делу N А53-23041/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебные инстанции установили, что управление назначило рассмотрение заявления ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных на 25.06.2021 в 14 часов 30 минут. В уведомлении содержалась информация о предоставлении обществу возможности дистанционного участия в рассмотрении дела посредством web-видеоконференции.
25 июня 2021 года в 14 часов 30 минут ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" и общество участие представителей в заседании комиссии управление не обеспечили, в связи с этим заседание перенесено на 28.06.2021 на 15 часов 00 минут. В повторном уведомлении антимонопольный орган также указал на возможность дистанционного участия представителей посредством web-конференции, а также указал адрес электронной почты, на который следовало направить возражения (to61-but@fas.gov.ru).
Вместе с тем суды установили, что заседание комиссии управления 28.06.2021 в 15 часов 00 минут состоялось в обычном режиме, поскольку в этот день в период с 11 часов 40 минут до 16 часов 15 минут здание в котором расположен антимонопольный орган было обесточено, в связи с чем, управление не смогло осуществить подключение общества для участия в заседании посредством web-конференции. Заседание комиссии управления, по результатам которого принято оспариваемое решение, проведено в отсутствие представителей ФГКУ "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым" и общества.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что рассмотрение вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков произведено управлением формально.
При этом суды обоснованно отметили, что именно в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения материалов по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта пунктом 12 Правил N 1062 предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием, в том числе лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. Данное положение направлено на возможность реализации лицом, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, своих прав на представление соответствующих пояснений и возражений относительно одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, на исключение возможности одностороннего характера рассмотрения представленных заказчиком материалов"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2022 г. N Ф08-225/22 по делу N А53-23041/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6604/2022
14.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-225/2022
07.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20081/2021
08.10.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-23041/2021
21.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14289/2021