National development goals, national projects (programs) and state programs of the Russian Federation. Methodologies for calculating indicators. General principles and requirements for data used in calculations
УДК 334.02:006.354
ОКС 01.120
Дата введения - 1 января 2024 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральной службой государственной статистики (Росстат) совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 012 "Методология стандартизации"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2023 г. N 1521-ст
4 Введен впервые
Введение
Настоящий стандарт разработан в целях содействия реализации Указа Президента Российской Федерации [1], Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации [2] и направлен на унификацию требований к разработке, построению, изложению и содержанию методик расчета показателей национальных целей развития, национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов и иных документов стратегического планирования, представлению данных, обеспечивающих единообразные подходы, направленные на воспроизводимость и прослеживаемость данных, учет особенностей подходов к расчетам указанных показателей.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт распространяется на методики расчета показателей национальных целей развития, национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов и устанавливает общие положения и требования к применяемым при расчетах данным.
1.2 Настоящий стандарт может быть использован при разработке методик расчета показателей иных документов стратегического планирования.
2 Термины и определения
2.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1.1
административные данные: Используемая при формировании официальной статистической информации документированная информация, получаемая федеральными органами государственной власти, иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными организациями в связи с осуществлением ими разрешительных, регистрационных, контрольно-надзорных и других административных функций, а также иными организациями, на которые осуществление указанных функций возложено законодательством Российской Федерации. |
2.1.2
витрина данных: Комплекс программных и технических средств, обеспечивающий загрузку, хранение и предоставление государственных данных из информационных систем органов и организаций государственного сектора другим органам и организациям государственного сектора с использованием единой информационной платформы и посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также для представления государственных данных в подсистему информационно-аналитического обеспечения единой информационной платформы. |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статья 1" следует читать "пункт 2"
2.1.3 источники данных: Регламентированные места сбора и хранения данных.
Примечание - Например, реестр данных, который ведется в организации на бумажном носителе или в электронном виде.
2.1.4 исходные данные, используемые для расчета показателя (данные): Документированная информация, характеризующаяся отношением к территории или объекту и периоду времени, получаемая из установленного источника данных и используемая в формулах и/или алгоритмах расчета показателя и его компонентов согласно утвержденному алгоритму.
2.1.5 компонент формулы для расчета показателя (компонент): Составляющая формулы, значение которой содержится в наборе данных или является промежуточным результатом расчета на основании сведений из нескольких источников данных.
2.1.6 методика расчета показателя национальной цели развития, национального проекта (программы), государственной программы Российской Федерации и ее структурных элементов (методика расчета показателя): Документированная логическая последовательность взаимосвязанных операций и правил, выполнение которых обеспечивает расчет показателя национальной цели развития, национального проекта, государственной программы Российской Федерации.
2.1.7
набор данных: Исходные данные, представленные в виде идентифицированной совокупности физических записей, организованной одним из установленных в системе обработки данных способов и представляющей файлы или части файлов в среде хранения. [ГОСТ 20886-85, статья 8] |
2.1.8
официальная статистическая информация: Сводная агрегированная документированная информация о количественной стороне массовых социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета в соответствии с официальной статистической методологией. |
2.1.9 показатель: Количественно измеримая величина, характеризующая достижение результата или задачи национальной цели развития, национального проекта (программы), государственной программы Российской Федерации и ее структурных элементов или иных документов стратегического планирования.
2.1.10
субъект официального статистического учета: Федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
3 Общие требования к методикам расчета показателей
3.1 Требования к разработке методики расчета показателя
3.1.1 Методику расчета показателя разрабатывают (корректируют) в цифровом виде в форме электронного документа в государственной информационной системе, определенной соответствующим нормативным правовым актом Российской Федерации.
Исключения составляют методики расчета показателей, содержащие сведения, составляющие государственную тайну и (или) относящиеся к сведениям конфиденциального характера, на которые данное требование не распространяется.
Данное требование распространяется на методики расчета показателей, содержащих сведения, относящиеся к категории "Для служебного пользования", при условии реализации в государственной информационной системе требований и рекомендаций по защите информации, определенных соответствующими нормативными правовыми актами, и наличием контроля за разграничением прав доступа.
3.1.2 В случае подтвержденной в установленном порядке недоступности (сбоя) государственной информационной системы допускается формирование документов на бумажном носителе с обязательным условием перевода в электронный вид после восстановления работоспособности системы.
3.1.3 В методике расчета показателя излагается порядок расчета только одного показателя.
3.2 Требования к изложению и оформлению методики расчета показателя
3.2.1 Методику расчета показателя оформляют с использованием типовых форм методик расчета показателя, приведенных в приложениях А и Б.
Выбор соответствующих форм осуществляется в зависимости от особенностей алгоритма расчета показателя.
3.2.2 В зависимости от особенностей методики расчета показателя ее положения излагают в виде текста, таблиц, графического материала (рисунков, схем, диаграмм) или их сочетаний. Материал, дополняющий основные положения методики расчета показателя, оформляют в виде приложений.
3.2.3 Текст методики расчета показателя должен быть формально определенным, точным, четким и ясным, не допускающим различных толкований, логически последовательным, необходимым и достаточным для использования методики расчета показателя в соответствии с ее областью применения.
3.2.4 По содержанию методика расчета показателя должна соответствовать правилам русского языка.
При подготовке методики расчета показателя должен быть использован официальный стиль изложения, с отсутствием образных сравнений, повествовательных положений, жаргонных и просторечных понятий и определений понятий, не предусмотренных в нормативных правовых актах Российской Федерации.
3.2.5 Текст документа, регламентирующего методику расчета показателя, оформляют машинным способом.
При оформлении методики расчета показателя допускается использовать перенос в словах, кроме заголовков.
3.2.6 Методика расчета показателя и приложения к методике расчета показателя (при наличии) должны иметь единую (сквозную) нумерацию страниц. Нумерацию страниц документа, регламентирующего методику расчета показателя, проставляют арабскими цифрами. Страницы утвержденного документа нумеруются начиная со второй страницы.
3.2.7 Методику расчета показателя подразделяют на пункты, подпункты и абзацы.
Пункты имеют единую (сквозную) нумерацию, которая проставляется арабскими цифрами с точкой.
Пункты могут подразделяться на абзацы, которые начинаются с прописной буквы и отделяются друг от друга точкой, или при наличии обобщающего слова и двоеточия - на абзацы, которые начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой.
Если один пункт подразделяется более чем на два абзаца, которые начинаются со строчной буквы, такие абзацы оформляют в виде подпунктов.
Пункты могут подразделяться на подпункты, которые обозначаются строчными буквами русского алфавита (за исключением букв "ё", "й", "ъ", "ь") с круглой скобкой, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой.
В случае, если подпунктов больше, чем букв русского алфавита, подпункты нумеруются арабскими цифрами с круглой скобкой.
Нумерация подпунктов в методике расчета показателей должна быть единообразной - либо буквами русского алфавита, либо арабскими цифрами.
Подпункты могут подразделяться на абзацы, которые не имеют обозначения, начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой.
Подпункты (абзацы со строчной буквы) должны быть грамматически согласованы соответственно с пунктом (подпунктом) и выражены одной частью речи.
Слова "пункт" и "подпункт" в методике расчета показателей не сокращаются. Подпункт не может вводиться при отсутствии пункта.
Подпункт или абзац может состоять из нескольких предложений.
3.2.8 В большие и сложные по структуре методики расчета показателя, содержащие различные формулы расчета показателя в зависимости от его периодичности, вводятся главы.
3.2.9 Главы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами. Главы могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если в методике расчета показателя выделены главы, то нумерация пунктов в ней должна быть в пределах каждой главы и номер пункта должен состоять из номеров главы и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.
3.2.10 Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.
3.2.11 Если методика расчета показателя подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа.
3.2.12 Главы должны иметь заголовки. Заголовки должны кратко отражать содержание главы.
3.2.13 Методика расчета показателя может содержать сокращения наименований (понятий).
В методике расчета показателя не допускаются такие сокращения, как "РФ", "ФЗ", "ФКЗ", "ООО", "ОАО", "КБ", "НП", "ФП", а также сокращения наименования организаций, включая их организационно-правовую форму.
Сокращение применяется при многократном (три раза и более) упоминании наименования (понятия) в методике расчета показателя.
Сокращение вводится при первом упоминании наименования (понятия) и указывается в скобках. Если наименование (понятие) упоминается несколько раз в пределах пункта (абзацев пункта), повторяющееся наименование (понятие) можно использовать в усеченном виде с помощью слов "указанный", "этот" в соответствующих числе и падеже без ссылки на абзац, в котором оно указано полностью. При применении введенного сокращения наименования (понятия) слово "указанные" не пишется.
Сокращением не является аббревиатура, сложносокращенное слово, сокращенное или усеченное наименование федерального органа исполнительной власти.
Сокращение не должно совпадать со словом, употребляющимся в методике в другом значении или в составе другого понятия.
Если на наименование (понятие) введено сокращение, оно должно соблюдаться по всему тексту и в развернутом виде не использоваться, за исключением случая, если сокращение введено на несколько наименований (понятий). В этом случае возможно при необходимости употребление в тексте отдельно каждого наименования (понятия) полностью.
Наименование федерального органа исполнительной власти можно сокращать до одного слова с прописной буквы (Министерство, Служба, Агентство) в пределах одного абзаца, если в этом абзаце уже использовалось полное наименование этого органа. Сокращение при этом не вводится.
3.2.14 В методике расчета показателя могут быть приведены ссылки на федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативные правовые (правовые) акты федеральных органов исполнительной власти.
При ссылке в методике расчета показателя на акт Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативный правовой (правовой) акт федерального органа исполнительной власти указываются: вид такого акта, его дата, номер и наименование.
При ссылке в методике расчета показателя на документ, утвержденный актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативным правовым (правовым) актом федерального органа исполнительной власти, указываются наименование документа, вид акта, которым он утвержден, дата этого акта, его номер и наименование.
При ссылке в методике расчета показателя на федеральный закон указывается только его наименование (без даты и номера), за исключением случаев, если существует закон с таким же наименованием. Тогда в целях идентификации такого федерального закона указываются его дата и номер.
3.2.15 В методике расчета показателя могут быть приведены ссылки на структурные единицы этой же методики расчета показателя.
Ссылки в методике расчета показателя на структурные единицы этой же методики расчета показателя оформляют с использованием слова "настоящей" в соответствующем падеже.
При ссылке на абзац номер абзаца пишется словами.
3.2.16 При наличии в методике расчета показателя приложения в тексте методики расчета показателя приводят ссылку на него.
Ссылку на приложение при первом его упоминании оформляют при помощи словосочетания "согласно приложению". При повторном упоминании этого же приложения в тексте методики расчета показателя ссылку оформляют с использованием причастного оборота, который начинается со слова "предусмотренные (указанные, приведенные, включенные и т.п.)", либо с использованием придаточного определительного, отыменного предлога "в соответствии". Слово "согласно" не употребляется, а после слова "приложение" в соответствующем падеже обязательно следует словосочетание "к настоящей Методике".
3.2.17 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства представления информации. Как правило, таблицы используют для отражения числовой информации, необходимой для расчета показателя, и выносят в приложение к методике расчета показателя. Наименование таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. При переносе таблицы на другую страницу наименования граф повторяются.
3.3 Структурные элементы методики расчета показателя
3.3.1 В методику расчета показателя в общем случае включают следующие структурные элементы:
- титул методики расчета показателя;
- общие положения;
- описание показателя;
- описание алгоритма и формул расчета показателя;
- описание используемых для расчета показателя наборов данных.
3.3.2 В случае необходимости в методику расчета показателя могут быть включены дополнительные структурные элементы - приложения.
3.4 Требования к структурному элементу "Титул методики расчета показателя"
3.4.1 Титул методики расчета показателя включает гриф ограничения доступа (при наличии), грифы согласования и утверждения, а также наименование методики расчета показателя в соответствии с 3.4.10-3.4.11.
3.4.2 Гриф ограничения доступа проставляется в правом верхнем углу первого листа методики расчета показателя (проекта методики расчета показателя) на границе верхнего поля при наличии в методике расчета показателя информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4.3 Виды используемых грифов ограничения доступа должны соответствовать законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и должны быть закреплены в локальных нормативных актах разработчика методики расчета показателя. В состав грифа ограничения доступа к документу входит ограничительная надпись "Для служебного пользования" или др., которая может дополняться номером экземпляра документа и другими сведениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4.4 Гриф согласования проставляется в методике расчета показателя на первом листе документа (если документ имеет титульный лист - на титульном листе) в левом верхнем углу на уровне грифа утверждения.
3.4.5 В случае, если нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено согласование методики расчета показателя более чем одним органом государственной власти, грифы согласования документа указанными органами проставляются один под другим на первом листе документа в левом верхнем углу, при этом первый гриф согласования располагается на уровне грифа утверждения.
3.4.6 Гриф согласования состоит из слова "СОГЛАСОВАНО", должности лица, которым согласован документ (включая наименование организации), оттиска его электронной подписи, инициалов, фамилии, даты согласования.
3.4.7 Отметка об электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации включает фразу "Документ подписан электронной подписью", номер сертификата ключа электронной подписи, фамилию, имя, отчество владельца сертификата, срок действия сертификата ключа электронной подписи. Отметка об электронной подписи может включать изображение герба, эмблемы органа власти (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4.8 Гриф утверждения документа проставляют в методике расчета показателя на первом листе документа (если документ имеет титульный лист - на титульном листе) в правом верхнем углу, в случае наличия в документе структурного элемента "Гриф ограничения доступа к документу" - под данным структурным элементом.
3.4.9 Гриф согласования состоит из слова "УТВЕРЖДАЮ", должности лица, которым утвержден документ (включая наименование организации), оттиска его электронной подписи, инициалов, фамилии, даты утверждения.
3.4.10 Наименование методики расчета показателя должно соответствовать ее содержанию, отражать суть методики. Одновременно наименование методики расчета показателя не должно быть громоздким, в нем могут содержаться обобщения.
3.4.11 Наименование методики расчета показателя должно начинаться со слов "Методика расчета показателя" и содержать полное наименование показателя, заключенное в кавычки.
Пример - Методика расчета показателя "Доля педагогических работников, использующих сервисы федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды".
Примечание - Наименование показателя в методике расчета показателя должно соответствовать его наименованию в паспорте соответствующей государственной программы Российской Федерации, национального проекта (программы), национальной цели развития или иного документа стратегического планирования.
3.5 Требования к структурному элементу "Общие положения"
3.5.1 Указывают основание разработки и утверждения методики расчета показателя, назначение методики расчета показателя и область ее распространения, наименование и реквизиты нормативного правового акта Российской Федерации (протокола, решения), которым утверждена национальная цель развития, паспорт национального проекта (программы), государственной программы Российской Федерации, иного документа стратегического планирования, при необходимости конкретизируют цель методики расчета показателя.
Примечание - При указании федерального проекта, ведомственного проекта или комплекса процессных мероприятий целесообразно также указывать государственную программу Российской Федерации, структурным элементом которой он является.
3.5.2 При указании назначения и области распространения методики расчета показателя применяют следующие формулировки: "Настоящая методика расчета показателя... разработана в соответствии с...", "Настоящая методика применяется для расчета показателя... в целях мониторинга достижения целей...".
3.6 Требования к структурному элементу "Описание показателя"
Методика расчета показателя в части описания показателя в общем случае должна содержать следующую информацию:
- наименование показателя;
- идентификационный номер показателя в реестре показателей национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов;
- определение показателя, раскрывающее его социально-экономическое содержание;
- наименование субъекта официального статистического учета (федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации), ответственного за формирование (расчет) и предоставление (распространение) официальной статистической информации (информации) по показателю;
- порядок расчета показателя и наименование информационной системы, в которой осуществляется расчет показателя.
Примечание - При указании порядка расчета показателя используют следующую формулировку: "Показатель рассчитывается в ______ информационной системе в соответствии с алгоритмом расчета, приведенным в настоящей Методике, и на основе значений компонентов показателя, представленных в информационную систему в соответствии с настоящей Методикой";
- порядок расчета показателя в случае непредставления в установленный срок наборов данных, необходимых для расчета показателя.
Примечание - В случае отсутствия (невозможности получения) данных в установленный методикой расчета показателя срок по причине более позднего срока предоставления (распространения) данных федеральным органом исполнительной власти и иными организациями, которые являются ответственными за предоставление информации, необходимой для расчета показателя, а также для расчета (агрегирования, формирования) компонентов, участвующих в расчете показателя, на основании соответствующих актов, в методике расчета показателя должна быть отражена данная особенность и описан механизм получения данных из альтернативных источников либо использования для расчета данных за иной период.
Пример - "В случае непредставления для расчета показателя в информационную систему значений компонентов показателя в порядке и в сроки, установленные настоящей Методикой, при расчете значения показателя используются данные прошлого периода (при наличии)";
- уровень агрегирования значений показателя - по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации и по другим разрезам;
- периодичность расчета показателя и сроки предоставления (распространения) официальной статистической информации по показателю.
Примечания
1 При указании периодичности расчета показателя предпочтительно использовать следующую формулировку: "не позднее ______-го числа месяца, следующего за отчетным периодом".
2 Если проектом предусмотрен расчет уточненных годовых данных, в методике расчета показателя необходимо предусмотреть сроки представления (распространения) и сроки расчета уточненных годовых данных.
Пример - "ежегодно - не позднее 10-го января года, следующего за отчетным годом (для уточнения годовых данных - не позднее 10-го апреля года, следующего за отчетным годом)";
- сведения о расчете показателя нарастающим итогом;
- тип показателя (возрастающий, убывающий, константа);
- единица измерения показателя в соответствии с ОКЕИ ОК 015 1) в том числе при необходимости в разрезе уровней агрегирования и периодичностей расчета.
------------------------------
1)ОК 015 (МК 002) Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ).
------------------------------
Пример - Единица измерения показателя - штука (код по Общероссийскому классификатору единиц измерения - 796).
3.7 Требования к структурному элементу "Описание алгоритма и формул расчета показателя"
3.7.1 Методика расчета показателя должна содержать алгоритм формирования показателя и методологические пояснения к нему.
3.7.2 Алгоритм формирования показателя должен учитывать периодичность расчета показателя и уровень агрегирования показателя.
3.7.3 Алгоритм методики расчета показателя должен обеспечивать соблюдение критерия счетности "возможность ежемесячного расчета", если иное не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.7.4 Алгоритм методики расчета показателя должен обеспечивать возможность проведения годового расчета (уточненного годового расчета) показателя до 1 марта года, следующего за отчетным, если иное не предусмотрено нормативными правовыми (правовыми) актами Российской Федерации.
3.7.5 Алгоритм расчета показателя представляется с использованием формул (формулы). Формулы рекомендуется составлять при помощи редактора формул (уравнений).
3.7.6 В одном пункте методики расчета показателя может быть приведена только одна формула расчета показателя.
3.7.7 Пункт методики расчета показателя, содержащий формулу, начинается с текстового описания рассчитываемого показателя и его символьного обозначения в формуле, заключенного в скобки, далее следуют слова "определяют (рассчитывают) по формуле", и с абзаца следует сама формула.
3.7.8 После формулы ставится запятая, далее после слова "где" (пишется с абзаца) следует текстовая расшифровка формулы.
3.7.9 Каждый компонент формулы описывается с нового абзаца. Если после слова "где" следует описание только одного показателя, это описание пишется в одну строчку со словом "где".
3.7.10 Текстовое описание компонента должно содержать:
- наименование и символьное обозначение компонента;
- единицу измерения компонента;
- указание на отношение компонента к территории или объекту;
- временной период значений компонента, используемый в формуле;
- характеристики индексов компонента (при их наличии у компонента).
3.7.11 Обозначения, используемые в одной формуле, для обозначения других показателей в других формулах в пределах одного документа не используются.
Одинаковые обозначения не используются для разных показателей.
3.7.12 Математический текст формулы должен подчиняться правилам обычной грамматики.
3.7.13 Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых математических операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "х".
3.7.14 Индексы в обозначениях показателя и компонентов записывают в редакторе формул подстрочно и обозначают строчными буквами.
3.7.15 Обозначения показателя и компонентов в формуле должны быть по возможности максимально короткими. Нежелательно использование сложных обозначений, содержащих различные знаки типа звездочек, скобок, нижнего подчеркивания и пр. Нежелательно использовать в обозначении показателя и компонентов подстрочные символы, если предусматривается дополнительно использование индексов.
3.7.16 Описания компонентов формулы следует приводить с новой строки в той последовательности, в которой они появляются в формуле. Последними располагаются описания индексов и границ их изменения. Описания должны быть исчерпывающими, не допускающими неоднозначного толкования. Показатель, который рассчитывают по этой формуле, повторно не описывается. Обязательно указывается временной интервал, за который сформирован/рассчитан компонент и единицы измерения.
Пример - Показатель "Уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации за t-й отчетный месяц" () рассчитывают по формуле
,
где YS t-1 - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии за месяц, предшествующий отчетному, единиц;
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации после распределения дотаций за месяц, предшествующий отчетному, единиц.
3.7.17 Единицы измерения указывают в соответствии с ОКЕИ ОК 015. Наименования и обозначения единиц величин должны соответствовать утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации положению о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации [5].
3.7.18 В разделе при необходимости приводят особенности расчета показателя и компонентов.
Примечание - Например, если при описании показателя в случае отсутствия (невозможности получения) данных для расчета показателя методикой расчета показателя предусмотрено использование наборов данных за иные периоды, в данном разделе должны быть приведены сведения, за какие именно временные периоды используются данные, если указанные временные периоды различны между компонентами.
3.8 Требования к структурному элементу "Описание используемых для расчета показателя наборов данных"
3.8.1 В разделе "Описание используемых для расчета показателя наборов данных" должно быть приведено описание наборов данных по всем компонентам, используемым для расчета показателя, типов используемых наборов данных, а также сроков и способов их представления в информационную систему, в которой осуществляется расчет показателя (в зависимости от периодичности и уровней агрегирования показателя); наименования федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов или организаций, ответственных за предоставление наборов данных.
В разделе "Описание используемых для расчета показателя наборов данных" должны быть также приведено описание наборов данных, используемых для расчета (агрегирования, формирования) компонентов, участвующих в расчете показателя, в порядке, предусмотренном для описания наборов данных по компоненту (в случае, если в методике расчета показателя приводятся формулы для расчета компонентов).
3.8.2 Выделяют следующие типы наборов данных в зависимости от источника данных:
- первичные статистические данные;
- административные данные;
- данные бюджетного, бухгалтерского, налогового учета;
- официальная статистическая информация;
- данные информационных ресурсов, реестров, регистров, формирование и ведение которых предусмотрены нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- данные управленческого учета организации.
3.8.3 В случае, если в качестве источника набора данных используются первичные статистические данные, формируемые по формам федерального статистического наблюдения, в описании источника данных приводится следующая информация:
- наименование и номер формы федерального статистического наблюдения;
- реквизиты и наименование нормативного правового акта Российской Федерации, которым утверждена форма федерального статистического наблюдения;
- наименование показателя первичных статистических данных в форме федерального статистического наблюдения;
- период сбора формы федерального статистического наблюдения, соответствующая периоду используемого набора данных.
3.8.4 В случае, если в качестве источника набора данных используются первичные статистические данные, формируемые по показателям, в описании источника данных приводится следующая информация:
- наименование показателя первичных статистических данных;
- реквизиты и наименование нормативного правового акта Российской Федерации, которым утвержден показатель первичных статистических данных.
3.8.5 В случае, если в качестве источника набора данных используются административные данные, в описании источника данных приводится следующая информация:
- наименование показателя административных данных;
- наименование и номер формы, по которой осуществляется сбор административных данных, а также реквизиты и наименование нормативного правового акта Российской Федерации, которым утверждается данная форма (при наличии);
- наименование федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации, которыми осуществляется сбор административных данных;
- реквизиты и наименование нормативного правового акта, которым регламентируется сбор административных данных;
- наименование информационной системы, с использованием которой осуществляется сбор административных данных.
3.8.6 В случае, если в качестве источника набора данных используются данные бухгалтерского, бюджетного, налогового учета, в описании источника данных приводится следующая информация:
- наименование показателя бухгалтерского, бюджетного, налогового учета;
- номер и наименование формы отчетности, содержащей показатель бухгалтерского, бюджетного, налогового учета, а также реквизиты и наименование нормативного правового акта Российской Федерации, утверждающего данную форму отчетности;
- наименование федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, которыми осуществляется сбор данных по показателю бухгалтерского, бюджетного, налогового учета;
- реквизиты и наименование нормативного правового акта, которым регламентируется сбор данных по показателю бухгалтерского, бюджетного, налогового учета;
- наименование информационной системы, с использованием которой осуществляется сбор данных по показателю бухгалтерского, бюджетного, налогового учета.
3.8.7 В случае, если в качестве источника набора данных используется официальная статистическая информация, в описании источника данных приводится следующая информация:
- наименование показателя официальной статистической информации;
- наименование субъекта официального статистического учета по показателю официальной статистической информации.
3.8.8 В случае, если в качестве источника набора данных используются данные информационных ресурсов, реестров, регистров, формирование и ведение которых осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в описании источника данных приводится следующая информация:
- наименование информационного ресурса, реестра, регистра;
- наименование федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, в полномочиях которых предусмотрены формирование и ведение информационного ресурса, реестра, регистра;
- реквизиты и наименование нормативного правового акта, которым регламентированы формирование и ведение информационного ресурса, реестра, регистра;
- наименование информационной системы, в которой осуществляются формирование и ведение информационного ресурса, реестра, регистра.
3.8.9 В случае, если в качестве источника набора данных используются данные управленческого учета, в описании источника данных приводится следующая информация:
- наименование показателя управленческого учета;
- номер и наименование формы отчетности, содержащей показатель управленческого учета, а также реквизиты и наименование нормативного правового (правового) акта, утверждающего данную форму отчетности;
- наименование федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, которыми осуществляется сбор данных по показателю управленческого учета или непосредственное формирование показателя управленческого учета;
- реквизиты и наименование нормативного правового (правового) акта (иного документа), которым регламентируется сбор данных по показателю управленческого учета или формирование данных по показателю управленческого учета;
- наименование информационной системы, с использованием которой осуществляется сбор данных по показателю управленческого учета или формирование данных по показателю управленческого учета.
3.8.10 В случае, если при расчете показателя предусмотрено использование разных наборов данных по компонентам в зависимости от периодичности и (или) уровня агрегирования показателя, источники, сроки и способы получения соответствующих наборов данных приводятся в разрезе соответственно периодичностей и (или) уровней агрегирования показателей.
В случае, если при отсутствии (невозможности получения) данных для расчета показателя в описании показателя в методике расчета показателя предусмотрено использование данных из альтернативных источников, в данном разделе приводятся источники, сроки и способы получения данных по всем используемым альтернативным источникам.
Примечание - При указании сроков представления наборов данных для расчета показателя предпочтительно использовать следующую формулировку: "не позднее ______-го числа месяца, следующего за отчетным периодом".
Пример - "ежегодно - не позднее 10-го января года, следующего за отчетным годом".
3.8.11 Выделяют следующие способы представления наборов данных для расчета показателей:
- посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе витрины данных национальной системы управления данными;
- посредством непосредственного формирования данных в информационной системе, в которой осуществляется расчет показателя;
- посредством организации информационного взаимодействия информационной системы, в которой осуществляется расчет показателя, с информационной системой, в которой осуществляется формирование набора данных для расчета показателя, с использованием технологий прикладного программного интерфейса;
- посредством размещения набора данных на официальном ресурсе федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с последующим отражением соответствующего набора данных в информационной системе, в которой осуществляется расчет показателя.
3.8.12 В случае, если в качестве способа предоставления набора данных используется витрина данных национальной системы управления данными, в методике расчета показателя указывается наименование федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации, витрина данных которых используется для предоставления набора данных.
3.8.13 В случае, если в качестве способа предоставления набора данных используется информационное взаимодействие информационной системы, в которой осуществляется расчет показателя, с информационной системой, в которой осуществляется формирование набора данных для расчета показателя, с использованием технологий прикладного программного интерфейса, в методике расчета показателя приводится наименование информационной системы, в которой осуществляется формирование набора данных для расчета показателя.
3.8.14 В случае, если в качестве способа предоставления набора данных используется последующее отражение в информационной системе, в которой осуществляется расчет показателя, набора данных, размещенного на официальном ресурсе федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, в методике расчета показателя приводится следующая информация:
- наименование официального ресурса федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- реквизиты и наименование нормативного правового акта Российской Федерации, регламентирующего размещение набора данных на официальном ресурсе федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- наименование федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации, ответственных за отражение размещенного на официальном ресурсе федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа, организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет набора данных в информационной системе, в которой осуществляется расчет показателя.
3.8.15 В случае, если в методике расчета показателя необходимо приведение алгоритма расчета компонента, используемого для расчета показателя, в том числе формулы расчета компонента, соответствующая информация формируется в соответствии с 3.7.
3.9 Требования к приложениям
3.9.1 Приложение состоит из нумерационного заголовка, наименования и основной части.
3.9.2 Нумерационный заголовок располагается в правом верхнем углу первого листа приложения с указанием наименования методики расчета показателя. Если приложение единственное, его порядковый номер (N 1) не указывается. При наличии в методике расчета показателя нескольких приложений порядковый номер проставляется на каждом из этих приложений.
3.9.3 Приложения нумеруются и располагаются в порядке ссылок на них в тексте методики расчета показателя.
3.9.4 Наименование приложения должно соответствовать его содержанию, отражать суть приведенной в нем информации.
3.9.5 В приложении может быть приведена информация о том, к какому структурному элементу основной части методики расчета относится данное приложение. Эта информация может быть приведена в скобках после наименования приложения или в сноске к нему.
4 Требования к методикам расчета показателей в части применяемых при расчетах данных
4.1 Методика расчета показателя должна быть разработана с соблюдением критериев счетности.
4.2 В методике расчета показателя указываются источники подтверждения исходных данных для каждого компонента, то есть участвующие в расчете показателя компоненты должны раскладываться до единичных подтвержденных случаев.
4.3 Соблюдение критерия счетности "верификация достоверности данных" обеспечивается в том числе путем указания документов, подтверждающих (идентифицирующих) исходные данные (единичные подтвержденные случаи) по соответствующему параметру, и определения органов (организаций), которые их создают (выдают, выпускают).
4.4 В методике расчета показателя для соответствия критерию счетности "надлежащий охват данных" указываются все категории, отрасли, структурные элементы, на которые направлены показатель и компоненты, задействованные при расчете, с учетом необходимости уровня агрегирования по соответствующим субъектам Российской Федерации.
4.5 При описании источников данных необходимо придерживаться принципа максимальной прозрачности и прослеживаемости данных на всех этапах их получения, предоставления (распространения), расчета (агрегирования) и хранения.
4.6 Прослеживаемость данных обеспечивается представлением информации об исходных данных и процессах (процедурах), связанных с расчетом и формированием показателя.
4.7 Для целей верификации наборов данных федеральным органом исполнительной власти или иной организацией, являющейся ответственной за сбор набора данных в соответствии с методикой расчета показателя, обеспечивается возможность передачи в информационную систему, в которой осуществляется расчет показателя, документов - оснований (или их реквизитов) по каждому значению, включенному в набор данных (в том числе по запросу).
5 Правила пересмотра, отмены и внесения изменений в методики расчета показателей
5.1 Отмену и внесение изменений в методику расчета показателя осуществляют федеральный орган исполнительной власти, иной орган или организация, в полномочиях которых предусмотрено утверждение соответствующей методики расчета показателя в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации.
5.2 Отмена методики расчета показателя осуществляется отдельным документом, утверждаемым в порядке, предусмотренном для утверждения методики расчета показателя, в который включаются сведения о признании утратившей силу методики расчета показателя, наименовании федерального органа исполнительной власти, иного государственного органа или организации, которыми утверждена методика расчета показателя, и дате утверждения методики расчета показателя.
5.3 В случае необходимости внесения изменений в методику расчета показателя утверждается новая методика расчета показателя и отменяется методика расчета показателя, в которую необходимо внести изменения.
5.4 Анализ необходимости пересмотра, отмены или внесения изменений в методики расчета показателя также проводит субъект официального статистического учета, ответственный за расчет (формирование) официальной статистической информации по показателю национального проекта (программы), государственной программы Российской Федерации, национальной цели развития Российской Федерации.
5.5 Основаниями для пересмотра, отмены или внесения изменений в методики расчета показателей могут являться:
- результаты проведенного анализа эффективности реализации национального проекта (программы), государственной программы Российской Федерации и ее структурных элементов, национальной цели развития Российской Федерации;
- изменения, внесенные в национальный проект (программу), государственную программу Российской Федерации и (или) ее структурный элемент, национальную цель развития, иной документ стратегического планирования и государственного (муниципального) управления;
- изменения, внесенные в документы, на которые ссылается методика расчета показателя;
- уточнение показателя, направленное на более высокую объективность его расчета;
- несоответствие методики расчета показателя настоящему стандарту.
Библиография
[1] |
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" |
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" |
[3] |
Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" |
[4] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 773 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "Единая информационная платформа национальной системы управления данными" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "733"
[5] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 г. N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" |
Ключевые слова: национальные проекты (программы), национальные цели развития, государственные программы Российской Федерации, методика расчета показателя, общие положения, требования к применяемым при расчетах данным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 71136-2023 "Национальные цели развития, национальные проекты (программы) и государственные программы Российской Федерации. Методики расчета показателей. Общие положения и требования к применяемым при расчетах данным" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 декабря 2023 г. N 1521-ст)
Опубликование:
Российский институт стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 января 2024 г.