г. Краснодар |
|
22 марта 2022 г. |
Дело N А63-16125/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Герасименко А.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица и заявителя по встречному исковому заявлению - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирины Тимофеевны (ИНН 262511785860, ОГРН 312265104600280) и представителя индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирины Тимофеевны - Зеленчука О.В. (доверенность от 01.03.2022), в отсутствие заявителя и заинтересованного лица по встречному исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирины Тимофеевны - Министерства сельского хозяйства Ставропольского края (ИНН 2634053310, ОГРН 1022601955970), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кузьмина К.А., Правительства Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Каракай Ирины Тимофеевны и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае Кузьмина К.А. на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А63-16125/2018, установил следующее.
Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе КФХ Каракай И.Т. (далее - предприниматель) о взыскании в бюджет Ставропольского края, полученных предпринимателем в рамках реализации программы, средств гранта в размере 21 584 596 рублей 02 копеек.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с встречным исковым заявлением об обязании министерства заключить к Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 дополнительное соглашение о продлении срока исполнения гранта.
Определением суда от 18.12.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне предпринимателя привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае - Кузьмин Кирилл Александрович.
Решением от 10.06.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.09.2019, суд отказал предпринимателю в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по заявлению министерства; отказал в удовлетворении заявленных министерством требований; удовлетворил требование предпринимателя по встречному исковому заявлению, обязав министерство заключить с предпринимателем дополнительное соглашение к Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на пять лет о продлении срока исполнения гранта на три года с момента его подписания.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для взыскания с предпринимателя в бюджет Ставропольского края спорной суммы полученных предпринимателем в рамках реализации программы средств гранта, ввиду того, что отсутствие нецелевого расходования предпринимателем средств гранта, исключает возможность взыскания полученной им ранее суммы. Удовлетворяя заявленное предпринимателем требование, суды указали, что неисполнение предпринимателем в полном объеме обязательства об использовании собственных средств в размере 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг на сумму 14 389 730 рублей 70 копеек, вызвано объективными обстоятельствами, что с учетом норм действующего законодательства и совокупностью установленных по делу обстоятельств, позволяет удовлетворить встречное исковое заявление предпринимателя и возложить на министерство обязанность заключить дополнительное соглашение к соглашению от 04.09.2012 N 173/12 в связи с существенным изменением обстоятельств в целях продления срока исполнения Соглашения.
Постановлением от 28.01.2019 суд кассационной инстанции оставил решение суда от 10.06.2021 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.2019 без изменения в части отказа в удовлетворении ходатайства предпринимателя о прекращении производства по исковому заявлению министерства; в остальной части судебные акты отменил и, в отмененной части, направил дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края, указав на недостаточное исследование обстоятельств, имеющих существенное значение для принятия правильного решения.
Определением от 15.05.2020 N 308-ЭС20-5561 Верховного Суда Российской Федерации предпринимателю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела решением от 21.07.2021 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных министерством требований и удовлетворил требование предпринимателя по встречному исковому заявлению, обязав министерство заключить с предпринимателем дополнительное соглашение к Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе КФХ сроком на пять лет о продлении срока исполнения гранта на три года с момента его подписания. Решение суда мотивировано тем, что предприниматель для подтверждения использования средств гранта, предоставленного по Соглашению от 04.09.2012 N 173/12, представил в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства; средства субсидии освоены предпринимателем в полном объеме на основании соответствующих разрешений, выданных министерством, при этом затраты, произведенные на строительство фермы, ее комплектацию, отражены в отчете, принятом министерством без замечаний; доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств, министерство в материалы дела не представило; цели предоставления гранта в большей части достигнуты; изъятие у предпринимателя бюджетных средств в рассматриваемой ситуации не будет отвечать требованиям соразмерности ответственности за нарушение срока исполнения обязательства.
Постановлением от 30.11.2021 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 21.07.2021, взыскал с предпринимателя в бюджет Ставропольского края средства гранта по Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 в размере 21 584 596 рублей 02 копейки и отказал в удовлетворении заявленного предпринимателем требования. Постановление суда апелляционной инстанции мотивировано тем, что предприниматель нарушил условия предоставления гранта; предприниматель на цели предусмотренные Соглашением использовал только 2 863 526 рублей 28 копеек собственных денежных средств. Средства гранта израсходованы предпринимателем полностью только на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы, на разработку проектной документации, на разработку проектно-сметной документации, на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов по перерабатывающей продукции животноводства, при этом, в том числе за счет средств гранта, крупный рогатый скот предпринимателем не приобретен. До настоящего времени ферма предпринимателя не функционирует, а используется в качестве складского помещения. Предприниматель не выполнил условия бизнес-плана, в соответствии с которым в ноябре - декабре 2013 года планировалось завершение всех работ на объекте, а производство молока и масла должно уже налажено с 01.09.2013. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о необходимости продления срока действия соглашения на три года; требование предпринимателя не может быть исполнено, поскольку средства гранта израсходованы предпринимателем в полном объеме и продление срока исполнения гранта не повлечет правовых последствий. Вывод суда первой инстанции о том, что допущенные предпринимателем нарушения условий предоставления гранта вызваны объективными обстоятельствами, является ошибочным и противоречит представленным в материалы дела доказательствам, поскольку обстоятельства, на которые ссылаются предприниматель и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, не являются уважительными, существовали и до получения гранта предпринимателем, являются составными элементами риска предпринимательской деятельности. Основания для отказа в удовлетворении заявленных министерством требований отсутствуют.
В кассационных жалобах предприниматель и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае просят отменить постановление суда апелляционной инстанции от 30.11.2021, оставить в силе решение суда от 21.07.2021. Податели кассационных жалоб полагают, что суд апелляционной инстанции не дал должную правовую оценку доводам предпринимателя об отсутствии с его стороны каких-либо нарушений условий предоставления гранта. После проверки достоверности представленных документов конкурсной комиссией не выявлены основания для отказа в предоставлении гранта, решение комиссии о выделении гранта в установленном порядке недействительным не признано, результаты конкурса не аннулированы; предприниматель в соответствий с бизнес-планом произвел целевые траты для реализации установленной программы, при этом доказательства расходования выделенных денежных средств на иные, не связанные с целями выделения гранта, и деятельностью предпринимателя цели, в материалах дела отсутствуют. Суд апелляционной инстанции не учел, что предприниматель в целях подтверждения целевого использования средств гранта, полученного по соглашению от 04.09.2012 N 173/12, представил в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства; средства субсидии освоены предпринимателем в полном объеме на основании соответствующих разрешений, выданных министерством, при этом затраты, произведенные на строительство фермы, ее комплектацию, отражены в отчете, принятом министерством без замечаний; изъятие бюджетных средств в рассматриваемой ситуации не будет отвечать требованиям соразмерности ответственности за нарушение срока исполнения обязательства; неисполнение предпринимателем в полном объеме обязательства об использовании собственных средств в размере 40% стоимости каждого наименования, приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг на сумму 14 389 730 рублей 70 копеек, вызвано объективными, не зависящими от предпринимателя обстоятельствами.
Отзывы на кассационные жалобы не поступили.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, выслушав предпринимателя и его представителя, проверив законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции, считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края на проведение мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края, предоставляемых в рамках ведомственной целевой программы "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012 - 2014 годы", утвержденной приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12.04.2012 N 118 (далее - целевая программа).
В соответствии с протоколом от 30.08.2012 N 3 предприниматель включен в состав участников целевой программы по итогам рассмотрения представленного пакета документов на заседании комиссии по проведению конкурсного отбора участников.
По результатам конкурсного отбора министерство и предприниматель заключили Соглашение от 04.09.2012 N 173/12 о развитии на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ставропольского края семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства сроком на пять лет. На реализацию представленного предпринимателем и утвержденного министерством сельского хозяйства бизнес-плана в течение 2012 - 2014 годов министерством перечислены средства гранта в общей сумме 21 584 596 рублей 02 копейки.
В соответствии с заявлением предпринимателя о внесении изменений в план расходов участников целевой программы на заседании конкурсной комиссии от 22.03.2016 по проведению конкурсного отбора принято решение о согласовании переноса срока завершения реализации проекта до 04.09.2017.
В 2015 году Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольского края провело в отношении министерства выездную проверку по вопросам использования средств федерального бюджета, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм, в том числе КФХ Каракай И.Т., по результатам которой составило акт проверки от 16.04.2015, содержащий информацию о выявленном нарушении в части, касающейся несоблюдения предпринимателем условий предоставления гранта по целевой программе.
По результатам проведенной проверки Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольского края направило министерству представление от 03.07.2015 N 68 о принятии мер по устранению причин и условий совершения нарушений, в том числе направленных на возврат ранее выплаченных предпринимателю сумм гранта.
В рамках досудебного порядка урегулирования спора министерство направило предпринимателю претензию от 08.02.2018 с требованием о добровольном возврате сумм гранта, полученного по целевой программе.
Поскольку предприниматель в добровольном порядке не перечислил в бюджет Ставропольского края спорную сумму гранта, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Предприниматель обратился в суд со встречным заявлением об обязании министерства заключить с ним дополнительное соглашение к Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 о продлении срока исполнения гранта на три года с момента его подписания.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 3.2.1, 3.2.6 - 3.2.11 заключенного министерством и предпринимателем Соглашения от 04.09.2012 N 173/12 (далее - Соглашение) предусмотрена обязанность получателя субсидии (гранта) по исполнению Соглашения: в течение 5 лет со дня поступления гранта на расчетный счет осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Ставропольского края и развивать семейную животноводческую ферму согласно бизнес-плану, представленному на конкурсный отбор участников Программы; оплачивать за счет собственных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% от стоимости каждого наименования приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (в качестве собственных средств получатель предъявляет не более 30% не субсидируемых кредитов); использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев со дня поступления средств гранта на расчетный счет; создать дополнительно не менее 3 постоянных рабочих мест; создать собственную или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовую базу; вступить в перерабатывающий сельскохозяйственный потребительский кооператив либо заключить договор с хозяйствующим субъектом для переработки сельскохозяйственной продукции, производимой семейной животноводческой фермой; представлять в министерство отчеты о целевом использовании денежных средств, о реализации соглашения. В соответствии с календарным (организационным) планом расходов на реализацию проекта и графиком реализации проекта строительства фермы по содержанию крупного рогатого скота молочного направления продуктивности с объектом переработки молока должно быть закончено в октябре 2013 года.
Пунктом 5.2 Соглашения предусмотрено, что обязательства, исполнение которых не завершено на дату окончания срока соглашения, должны быть исполнены сторонами в соответствии с условиями Соглашения.
Денежные средства гранта выделены предпринимателю в рамках указанной ведомственной целевой программы на основании Порядка предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 05.06.2012 N 185-П (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 23 Порядка (в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения от 04.09.2012 N 173/12) получатель представляет в министерство ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчет о целевом расходовании средств гранта по форме, утверждаемой министерством; выписку из расчетного счета получателя о движении денежных средств по данному счету, заверенную банком; копии платежных документов, подтверждающих оплату расходов по плану расходов в размере не менее 40 процентов собственных средств получателя, заверенные получателем (представляются по мере реализации плана расходов); копии документов, подтверждающих целевое использование гранта по перечню документов, подтверждающих целевое использование грантов, предоставляемых за счет средств краевого бюджета (далее - перечень) согласно приложению к настоящему Порядку, заверенные получателем (представляются по мере целевого использования гранта).
Пунктом 24 Порядка предусмотрена ответственность получателей за достоверность документов, представляемых ими в соответствии с пунктами 21 и 23 Порядка, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 25 Порядка, возврату в доход краевого бюджета подлежат гранты в случаях неисполнения условий предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий Соглашения; установления факта нецелевого использования гранта. Возврат гранта осуществляется в следующем порядке: министерство в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляет получателю требование о возврате гранта в случаях, предусмотренных настоящим пунктом; получатель производит возврат гранта в течение 60 календарных дней со дня получения от министерства требования о возврате гранта; при нарушении получателем срока возврата гранта министерство принимает меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 78 Бюджетного кодекса, статей 425, 451, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 23, 24, 25 Порядка, отказал в удовлетворении заявленного министерством требования, удовлетворив встречное требование предпринимателя. При этом суд исходил из того, что для подтверждения использования средств гранта предприниматель представил в установленные сроки в министерство всю необходимую отчетную и финансовую документацию, подтверждающую целевое направление средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства; средства субсидии освоены предпринимателем в полном объеме на основании соответствующих разрешений, выданных министерством, при этом затраты, понесенные при строительстве фермы и ее комплектации отражены в отчете, принятом министерством без замечаний; отсутствие фактов нецелевого использования средств гранта подтверждается результатами проверок Контрольно-счетной палаты Ставропольского края и Территориального управлениям Росфиннадзора Ставропольского края в 2013 и 2015 годах; обязательства, исполнение которых не завершено на дату окончания срока соглашения, должны быть исполнены сторонами в соответствии с условиями соглашения, при этом в Соглашении отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по соглашению.
Отклонив довод министерства о наличии безусловной обязанности предпринимателя возвратить в бюджет средства гранта, суд первой инстанции указал, что субсидии в виде грантов предоставляются получателям на безвозмездной основе; доказательства, подтверждающие факт нецелевого использования денежных средств не представлены; цель предоставления гранта в большей части достигнута; изъятие бюджетных средств не будет отвечать требованиям соразмерности ответственности за нарушение срока исполнения обязательства; неисполнение предпринимателем в полном объеме обязательства об использовании собственных средств в размере 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ, оказанных услуг на сумму 14 389 730 рублей 70 копеек, вызвано объективными, не зависящими от предпринимателя обстоятельствами;
Удовлетворив заявленное предпринимателем встречное требование, суд первой инстанции согласился с доводом предпринимателя о необходимости продления Соглашения от 04.09.2012 сроком на три года, учитывая, в частности, представленные предпринимателем предварительные договоры и договоры о намерениях, а также письмо ПАО КБ "Центр-инвест" от 22.01.2021 о готовности рассмотрения вопроса о кредитовании Каракай И. Т. для завершения проекта семейной животноводческой фермы после положительного решения по данному делу.
Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исследовал и оценил, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применил положения статьи 78 Бюджетного кодекса и Порядка и, отменив решение суда первой инстанции от 21.07.2021, обоснованно удовлетворил требование министерства о взыскании с предпринимателя в бюджет Ставропольского края средств гранта по Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 и отказал в удовлетворении требования предпринимателя об обязании министерства заключить дополнительное соглашение о продлении срока исполнения гранта на три года с момента его подписания. При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Проанализировал условия пунктов 3.2.1, 3.2.6 - 3.2.11 Соглашения, заключенного министерством и предпринимателем, относительно принятых предпринимателем обязательств и, установив, что предприниматель на цели предусмотренные Соглашением использовал только 2 863 526 рублей 28 копеек собственных денежных средств (тогда как, согласно условиям предоставления гранта предприниматель должен был за счет собственных средств уплачивать не менее 40% стоимости каждого наименования имущества, приобретаемого за счет средств гранта, работ, услуг, что составляет 14 389 730 рублей 70 копеек), а средства гранта израсходованы полностью только на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы (разрешение от 08.10.2012 N 1), на разработку проектной документации (разрешение от 29.10.2012 N 12), на разработку проектно-сметной документации (разрешение от 08.08.2013 N 41), на строительство, реконструкцию или модернизацию объектов по перерабатывающей продукции животноводства (разрешение от 24.10.2013 N 50), на строительство, реконструкцию или модернизацию фермы (разрешение от 19.03.2014 N 125), при этом крупный рогатый скот за счет средств гранта предпринимателем не приобретен, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении предпринимателем условий предоставления гранта, предусмотренных Соглашением и Порядком.
Установив указанные обстоятельства, а также то, что до настоящего времени ферма не функционирует, а используется в качестве складского помещения, крупный рогатый скот не приобретен (данное обстоятельство подтверждено предпринимателем в судебном заседании кассационной инстанции), предпринимателем не выполнены условия бизнес-плана, в соответствии с которым в ноябре - декабре 2013 года планировалось завершение всех работ на объекте и производство молока и масла с 01.09.2013, не выполнены условия бизнес-плана и после продления министерством срока реализации бизнес-плана - до 04.09.2017, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что предпринимателем не достигнута сама цель предоставления средств гранта - создание высокорентабельного производства с использованием современных инновационных технологий (пункт 2.2 бизнес-плана) и не выполнены задачи по освоению сегмента рынка, увеличению объемов животноводческой продукции, получению прибыли в процессе реализации проекта, созданию новых рабочих мест, увеличению доходной части местного и краевого бюджета за счет налоговых поступлений.
Признав ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что указанные нарушения условий гранта возникли в связи с обстоятельствами, независящими от предпринимателя, в связи с чем, суд первой инстанции не согласился с позицией министерства о нарушении предпринимателем условий предоставления гранта, а также условий, определенных Соглашением, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что допущенные предпринимателем нарушения условий Соглашения не могут расцениваться в качестве обстоятельств, освобождающих предпринимателя от возврата денежных средств в бюджет Ставропольского края, при этом само по себе отсутствие нецелевого расходования денежных средств не исключает возможность взыскания с грантополучателя полученной суммы гранта в соответствии с пунктом 25 Порядка, в случаях неисполнения условий предоставления гранта; установления факта представления ложных сведений в целях получения гранта; установления факта невыполнения условий Соглашения.
Отказав в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств (документов, расчетов), свидетельствующих о необходимости продления срока действия Соглашения на три года, а также указал, что требование предпринимателя не может быть исполнено, поскольку средства гранта израсходованы предпринимателем в полном объеме и продление срока исполнения гранта не повлечет иные правовые последствия относительно исполнения предпринимателем условий Соглашения.
Отклонив доводы предпринимателя и Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае о том, что допущенные предпринимателем нарушения условий Порядка и Соглашения вызваны объективными обстоятельствами, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что обстоятельства, на которые ссылаются предприниматель и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ставропольском крае, не являются уважительными, поскольку существовали до получения гранта предпринимателем, являются составными элементами риска предпринимательской деятельности. При этом суд апелляционной инстанции, исследовав представленные предпринимателем документы, в подтверждение имеющегося у него намерения запустить семейную животноводческую ферму на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе: договор поставки от 18.06.2020 N 11-03/20 с компанией "Биотон" на поставку оборудования; договор о намерениях купли-продажи крупного рогатого скота от 19.06.2020 N 4/1 с ООО "Агроальянс Инвест ЮГ"; финансовую модель инвестиционного проекта от 06.07.2020; договор о намерениях от 30.09.2020 с ООО "Дюна" на поставку молока; договор о намерениях с ИП Газарян М.А. на поставку сливочного масла; предварительные договоры об обязании заключения трудовых договоров на семейную животноводческую ферму с Качура Н.А. (агроном по кормопроизводству), Пожидаевой B.C. (ветеринарный врач) и Кувалиной Л.А. (оператор машинного доения); трудовой договор от 15.12.2020 с Мыльниковым М. М. на должность управляющего МТФ; ответ из банка "Центр-Инвест" о возможности кредитования при положительном решении суда по делу N А63-16125/2018, пришел к выводу о том, что указанные доказательства подтверждают, что предприниматель не выполнил, предусмотренные Соглашением и Порядком, обязательства об использовании собственных средств в размере 40% стоимости каждого наименования приобретаемого за счет средств гранта имущества, выполненных работ; крупный рогатый скот не приобрел; деятельность по производству молока, масла не осуществляет, в связи с чем не выполняет условия о наполнении рынка продукцией животноводства российского производства, содействие реализации политики государства по импортозамещению и поддержке сельскохозяйственных производителей. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что достижение целей и задач гранта не может быть поставлено в зависимость от возможности кредитования предпринимателя ПАО КБ "Центр-Инвест" при положительном решении по данному делу.
На основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае, в связи с несоблюдением предпринимателей условий Соглашения и Порядка, выделение и освоение средств гранта не достигли главной цели - осуществления деятельности КФХ и развития семейной животноводческой фермы (создание высокорентабельного производства с использованием современных инновационных технологий, пункт 2.2 бизнес-плана), увеличения объемов животноводческой продукции.
Доводы предпринимателя, в том числе, заявленные при новом рассмотрении дела, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При этом то обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261).
Доводы кассационных жалоб выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А63-16125/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции исследовал и оценил, в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, правильно применил положения статьи 78 Бюджетного кодекса и Порядка и, отменив решение суда первой инстанции от 21.07.2021, обоснованно удовлетворил требование министерства о взыскании с предпринимателя в бюджет Ставропольского края средств гранта по Соглашению от 04.09.2012 N 173/12 и отказал в удовлетворении требования предпринимателя об обязании министерства заключить дополнительное соглашение о продлении срока исполнения гранта на три года с момента его подписания. При этом суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
...
Доводы предпринимателя, в том числе, заявленные при новом рассмотрении дела, были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При этом то обстоятельство, что в судебном акте не названы какие-либо из имеющихся в деле доказательств либо доводы, не свидетельствует о том, что данные доказательства и доводы судом не оценены (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2016 N 308-КГ15-18261)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 марта 2022 г. N Ф08-1451/22 по делу N А63-16125/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1451/2022
30.11.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
21.07.2021 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11921/19
20.09.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3003/19
10.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-16125/18