Решение Калининградского областного суда от 23 января 2023 г. N 3а-36/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Н.В.Н. к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и на 2022 годы, утвержденных приказами от 16 декабря 2020 года N 177 и от 27 декабря 2021 года N 199 в части включения нежилого помещения с кадастровым N, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N 1, расположенное в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: <данные изъяты> включено соответственно под пунктами 4713 и 2269 в поименованные Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и 2022 годы.
Н.В.Н., являвшаяся в налоговых периодах 2021 и 2022 годов собственником нежилого помещения с кадастровым номером N 1, просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает её права и законные интересы как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере, мотивируя требования тем, что принадлежащий ей объект, по данным ЕГРН, имеет наименование и назначение "нежилое помещение"; находится в здании с назначением "многоквартирный дом", расположенном на земельном участке с видом разрешенного использования "под многоквартирный среднеэтажный жилой дом"; актом осмотра вид фактического использования помещения определен административным ответчиком как "склад", в этой связи включение нежилого помещения с кадастровым N в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по смыслу которой включение нежилых помещений возможно, если их назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель Н.В.Н. - З.А.В. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. просила в административном иске отказать, представив письменные возражения и акт о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым N качестве склада, имеющего выход в торговое помещение магазина.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора М.Г.И., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с подпунктом 2 статьи 15, абзацем первым пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.11.2015 N 362 "Об установлении на территории городского округа "Город Калининград" налога на имущество физических лиц" определены налоговые ставки, которые в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в 2021 году составляли 1,5 процента, в 2022 году и последующие годы - 2 процента, а в отношении прочих объектов налогообложения в 2019 году и в последующие годы - 0,5 процента.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 и от 24 ноября 2021 года N 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 4713 в данный Перечень включен объект с кадастровым N.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 2269 в данный Перечень включен указанный объект с кадастровым N.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
По сведениям ЕГРН 21 июля 2010 года на кадастровый учет поставлено здание с назначением "многоквартирный жилой дом", наименованием "квартирный" с кадастровым номером N 2, года постройки 1960 (ранее присвоенные государственные учетные номера: инвентарный 15208, кадастровый N) по адресу: <данные изъяты>, в котором расположен объект с кадастровым N (л.д. 15).
Многоквартирный жилой дом с кадастровым N расположен на земельном участке с кадастровым N, поставленном на кадастровый учет 11.11.2013 года, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под многоквартирный среднеэтажный дом (л.д. 17).
По сведениям ЕГРН принадлежащий Н.В.Н. с 17.04.2014 года объект с кадастровым N, площадью 141,8 кв. м, поставлен на кадастровый учет 28.01.2013 года, расположен в подвале вышеуказанного многоквартирного дома, имеет внутреннюю высоту помещений 2,15 м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение.
29 сентября 2022 года административный истец обратилась в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области с заявлением об исключении объектов, в том числе и нежилого помещения с кадастровым N, из перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 и на 2022 годы, указав на отсутствие предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ критериев для их включения в перечни (л.д. 34).
27 октября 2022 года Министерством экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области проведено обследование фактического использования нежилого помещения с кадастровым N, согласно составленному по его результатам акту вид фактического использования определен как "склад" (л.д. 37, 38).
Приложенные к акту фотографии, а также объемно - планировочные характеристики нежилого помещения, содержащиеся в его регистрационных данных, не позволяют усомниться в виде фактического использования объекта с кадастровым N.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования объектов нежилого фонда, от 09.11.2022 года в удовлетворении заявления Н.В.Н. отказано, поскольку вход в помещение склада возможно осуществить, в том числе из помещения магазина (л.д. 42).
Из материалов дела следует, что на первом этаже многоквартирного дома с кадастровым N по адресу: <данные изъяты> расположено помещение магазина с кадастровым N, площадью 241,9 кв. м, вход в который осуществляется со стороны улицы <данные изъяты>.
В подвале того же дома, под указанным магазином, расположено нежилое помещение с кадастровым номером N 1, об исключении которого из перечней заявлены административные исковые требования.
Из кадастрового паспорта данного нежилого помещения с кадастровым N, представленных в материалы дела фотографий (л.д. 19-33) следует, что вход в это помещение осуществляется с внутренней дворовой территории многоквартирного дома через пристроенный к дому тамбур, оборудованный металлическими складскими воротами (л.д. 21), за которыми расположена лестница, ведущая в подвал дома, где расположен склад (л.д. 23).
Настаивая на законности оспариваемых в части нормативных правовых актов, представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. привела доводы о том, что и помещение магазина, и помещение склада находятся на праве аренды у ФИО10., являющегося генеральным директором и учредителем ООО "П.", основным видом деятельности которого является торговля розничной одеждой в специализированных магазинах, а на складе реально хранится товар, который перемещается как в магазин, расположенный этажом выше, так и в иные торговые точки, находящиеся по другим адресам, соответственно, складское помещение является составной частью магазина.
С такими суждениями согласиться нельзя, поскольку нежилое помещение с кадастровым N является самостоятельным объектом кадастрового учета и объектом зарегистрированного права.
Суд находит несостоятельными ссылки стороны административного ответчика на п. 38 ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", согласно которому магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения, а также на п. 20 того же Национального стандарта, которым к торговым предприятиям отнесен имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров или оказания услуг торговли.
Основанные на приведенном Национальном стандарте суждения о том, что магазин может включать в себя различные помещения, в том числе торговые залы и складские помещения, последние могут располагаться и вне торгового объекта, а, соответственно, помещение склада с кадастровым N правомерно включено оспариваемыми нормативными правовыми актами в перечни, определяющие налоговую базу на 2021 и на 2022 годы как кадастровую стоимость, противоречит подпункту 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Названный ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" не предназначен регулировать установление или исчисление налога на имущество физических лиц и другие отношения между казной и налогоплательщиком. Фискальные обязательства, включая налоговую базу по конкретному налогу, определяет прежде всего налоговый закон.
Упомянутый "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденный Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, устанавливает термины, которые рекомендуются для применения во всех видах документации и торговле, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
По мнению суда, для целей подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ указанный Национальный стандарт Российской Федерации не применим.
Суд также отмечает, что фактическое использование нежилого помещения с кадастровым N на начало налоговых периодов в установленном порядке не определялось, предназначение здания, в котором оно расположено, не предполагает, а его фактическое использование не свидетельствует об использовании более 20% общей площади здания под размещение офисов, объектов торговли, бытового обслуживания, общественного питания.
При таком положении основания для включения нежилого помещения с кадастровым N в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022 годы отсутствовали.
На основании изложенного суд считает подлежащими удовлетворению административные исковые требования Н.В.Н. о признании не действующими с даты принятия пункта 4713 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, и пункта 2269 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования Н.В.Н. удовлетворить.
Признать не действующими с даты принятия пункт 4713 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177, пункт 2269 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, утвержденного приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 06 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 23 января 2023 г. N 3а-36/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании