г. Краснодар |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А32-39267/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Рассвет" (ИНН 2356045713, ОГРН 1062356005337) - Кирсановой О.В. (доверенность от 21.07.2021), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 30.12.2021), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Динской район, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А32-39267/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Рассвет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным изложенного в письме от 22.05.2019 N 52-20245/19-32-12 решения об отказе в предоставлении в аренду на новый двадцатилетний срок земельных участков площадью 927 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:888, площадью 8274 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:890, площадью 332 325 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:899, площадью 15 133 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:902, площадью 10 184 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:904, площадью 10 912 кв. м с кадастровым номером 23:07:0202000:907, площадью 4946 кв. м с кадастровым номером 23:07:0000000:2855, расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет" участок N 14, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные участки), о понуждении к подготовке, подписанию и направлению обществу проектов договоров аренды земельных участков на срок не более 20 лет до принятия уполномоченным органом решения о строительстве на них в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения Динского района (далее - сельское поселение).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление Росимущества), администрация муниципального образования Динской район (далее - администрация района).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2020, в удовлетворении заявления отказано в связи с тем, что на части земельных участков планируется размещение объектов местного значения, а их другая часть расположена в границах территории общего пользования.
Отменяя решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.04.2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2020 и направляя дело на новое рассмотрение, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095 указала на отсутствие в материалах дела доказательств реализации генерального плана сельского поселения в части запланированного на земельных участках строительства объектов местного значения. Утверждение генерального плана сельского поселения само по себе не повлекло изменение правового режима земельных участков. Запланированное в долгосрочной перспективе размещение объектов местного значения в границах земельных участков не препятствует их предоставлению в аренду до начала такого строительства, а в случае резервирования земельных участков - на срок резервирования. Позиция департамента не способствует достижению цели рационального и эффективного использования земельных участков для сельскохозяйственного производства. Департамент не подтвердил изменение правового режима (видов разрешенного использования) всех земельных участков, не допускающее их дальнейшее использование в целях сельскохозяйственного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021, оспариваемое решение департамента признано незаконным.
На департамент возложена обязанность по подготовке, подписанию и направлению обществу проектов договоров аренды земельных участков со сроком до принятия решения о дальнейшей судьбе этих участков. Судебные акты мотивированы следующим. Генеральный план сельского поселения в части размещения на земельных участках объектов местного значения не реализован. Его утверждение (изменение) не повлекло изменение правового режима земельных участков. Решение о резервировании земельных участков для публичных нужд не принималось. Необходимость уточнения описания местоположения границ земельных участков и наличие в их границах водных объектов не подтверждены. Опоры воздушных линий электропередачи не препятствуют предоставлению земельных участков в аренду для сельскохозяйственного производства.
Департамент, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привел следующие основания проверки законности судебных актов. Часть земельных участков отнесена к землям населенных пунктов, не предназначенным для сельскохозяйственного производства. Сведения о местоположении границ земельных участков подлежат уточнению. Земельные участки частично расположены в границах территории общего пользования, а также в зоне интенсивной коммерческой и жилой застройки. На смежных земельных участках ведется строительство. В отношении части земельных участков разработаны проекты планировки территории, утверждены зоны жилищного строительства. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств. Обжалуемые судебные акты не исполнимы.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на отсутствие у уполномоченных органов намерения на строительство на земельных участках объектов местного значения, сохранение правового режима земельных участков, определенность местоположения их границ и предназначение земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор от 11.07.1997 N 1135 аренды исходного земельного участка площадью 2018 га с кадастровым номером 23:07:0702000:305, расположенного по адресу: Краснодарский край, Динской район в границах ФГК СП МО РФ "Рассвет", на 22 года для ведения сельскохозяйственного производства. Государственная регистрация договора осуществлена 28.10.2011. Исходный земельный участок разделен на земельные участки (с кадастровыми номерами 23:07:0202000:888, 23:07:0202000:890, 23:07:0202000:899, 23:07:0202000:902, 23:07:0202000:904, 23:07:0202000:907, 23:07:0000000:2855).
Общество обратилось в департамент с заявлениями от 08.04.2019 о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов. Письмом от 22.05.2019 N 52-20245/19-32-12 департамент известил заявителя о принятом решении об отказе в заключении договоров аренды земельных участков без проведения торгов.
Решение обосновано тем, что по данным генерального плана сельского поселения, утвержденного решением Совета Новотитаровского сельского поселения от 19.12.2012 N 212-67-02 в редакции решения от 15.09.2017 N 287-28/03, правил землепользования и застройки территории сельского поселения, утвержденных решением Совета Новотитаровского сельского поселения от 27.11.2013 N 266-55/02 в редакции решения от 15.09.2017 N 286-28/03, земельные участки расположены на территориях проектируемой автомобильной дороги местного значения (с кадастровым номером 23:07:0202000:902), зеленых насаждений санитарно-защитного назначения и общего пользования (с кадастровым номером 23:07:0202000:890), проектируемых улиц жилой застройки, требующей проведения специальных мероприятий по улучшению санитарно-экологического состояния (с кадастровым номером 23:07:0202000:888), прогнозируемой жилой застройки, учреждений образования, общественной застройки, проектируемых улиц, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения (с кадастровым номером 23:07:0202000:899), санитарно-защитного назначения (с кадастровым номером 23:07:0202000:907), улицы в жилой застройке (с кадастровым номером 23607:0000000:2855), в границах территориальных зон озеленения специального назначения (с кадастровыми номерами 23:07:0202000:890, 23:07:0202000:902, 23:07:0202000:907), застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы (с кадастровыми номерами 23:07:0202000:888, 23:07:0202000:899, 23:07:0000000:2855), обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах (с кадастровым номером 23607:0202000:904), в границах притока реки Понура (с кадастровым номером 23:07:0202000:890).
Выполнение работ по строительству или реконструкции автомобильных дорог, расположенных в непосредственной близости к земельным участкам, не предусмотрено (письма Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 02.08.2019, 25.11.2019). Объекты местного значения на земельных участках не запроектированы (сообщения администрации сельского поселения от 22.10.2019). Водные объекты общего пользования в границах земельных участков не обнаружены (письмо Кубанского бассейнового водного управления от 12.11.2019 N 03-06/6667).
На земельных участках установлены промежуточные опоры воздушных линий электропередачи (сведения Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, акты обследования земельных участков от 29.08.2019, 23.06.2021).
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса, указания Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело. В определении от 28.01.2016 N 130-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя обжалуемые судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, указывает в постановлении на те действия, которые должны быть выполнены вновь рассматривающим дело арбитражным судом. Такие постановления арбитражного суда кассационной инстанции являются обязательными для нижестоящих арбитражных судов.
Согласно нормам Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов такой договор заключается в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании такого участка. При этом заявление о заключении нового договора аренды должно быть подано до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого участка (подпункт 31 пункта 2 статьи 39.6).
Определяющим условием заключения такого договора является разрешенное использование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства, но не относимость к определенной категории земель (пункт 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).
Уполномоченному органу предписано принять решение об отказе в предоставлении без проведения торгов земельного участка, находящегося в публичной собственности, в случае, если такой участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения и с заявлением о его предоставлении обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в установленном земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности порядке (статья 8 Земельного кодекса, часть 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, а также осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (статья 2). Установление или изменение границ населенных пунктов осуществляется путем утверждения или изменения в установленном законодательством порядке генерального плана поселения (статьи 9, 18, 23, 24, 25). Утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон само по себе не влечет изменение правового режима земель в границах этих зон (часть 12 статьи 9).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения соответствующей документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для публичных нужд и о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, создания на основании документации по планировке территории объектов федерального, регионального местного значения (часть 1 статьи 26 Градостроительного кодекса). При реализации генерального плана поселения (городского округа) выполняются мероприятия, предусмотренные утвержденными местной администрацией и осуществляемыми за счет средств местного бюджета программами комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, инвестиционными программами организаций коммунального комплекса (часть 5 статьи 26 Градостроительного кодекса).
Правила землепользования и застройки, разрабатываемые в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, включают в себя градостроительные регламенты. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков (статья 30, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса).
По смыслу приведенных норм изменение правового режима земельного участка (категории земель и вида разрешенного использования), не предусматривающее дальнейшее использование земельного участка в целях сельскохозяйственного производства, препятствует заключению нового договора аренды этого участка в названных целях. В отсутствие доказательств реализации документов территориального планирования утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа само по себе не влечет изменение правового режима земельных участков и не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду для сельскохозяйственного производства. В таком случае срок аренды может быть ограничен началом предусмотренного документами территориального планирования строительства объектов федерального, регионального или местного значения.
Испрашиваемые обществом земельные участки не изъяты из оборота.
В их границах отсутствуют объекты, препятствующие осуществлению сельскохозяйственного производства. В отношении земельных участков не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Запланированное в долгосрочной перспективе размещение на земельных участках объектов местного значения не начато (доказательства обратного департамент не представил). Соответствующие планы не могли служить единственной причиной отказа в предоставлении земельных участков обществу в аренду в целях осуществления сельскохозяйственного производства.
Общество не препятствует неопределенному кругу лиц в проходе или проезде по имеющимся на земельных участках гравийным (грунтовым) дорогам. В договоры аренды могут быт включены условия о запрете их распашки и воспрепятствования в использовании иными лицами. В случае резервирования земельных участков в целях реализации документов территориального планирования срок аренды должен быть ограничен сроком резервирования. Договорами аренды также мог быть согласован односторонний порядок их расторжения по инициативе арендодателя в случае начала реализации документов территориального планирования, строительства (возведения) объектов местного значения. Избранная департаментом позиция препятствует достижению цели рационального и эффективного использования земельных участков для сельскохозяйственного производства.
Суды первой и апелляционной инстанций выполнили указания Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, данные в определении от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095. Отказ суда апелляционной инстанции в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств не привел и не мог привести к принятию неправильных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2021 по делу N А32-39267/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций выполнили указания Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, данные в определении от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095. Отказ суда апелляционной инстанции в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств не привел и не мог привести к принятию неправильных судебных актов.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть приведение иных по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводов относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 марта 2022 г. N Ф08-7219/20 по делу N А32-39267/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7219/20
02.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20239/2021
27.09.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39267/19
06.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7219/20
17.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-7449/20
13.04.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39267/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39267/19