Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 15 декабря 2023 г. N 851-п
Государственная программа
Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
Стратегические приоритеты государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
1. Оценка текущего состояния сферы конкурентоспособности экономики Тюменской области
Повышение конкурентоспособности экономики является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ, созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и экспорта, формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
Необходимость обеспечения технологического суверенитета открывает для компаний региона новые перспективы, обеспечивает рост и технологическое развитие. Переход на отечественный продукт для предприятий ключевых отраслей особо важен. Это один из приоритетов развития государственной политики, возможность стремительного экономического роста.
Необходимость развития отечественных производств для удовлетворения потребностей населения и бизнеса на сегодняшний день стоит особо остро. Путем решения вопроса на ряду с созданием новых производств и поиском инвесторов является повышение производительности труда существующих предприятий и расширение производства, диверсификация производства. Повышение производительности труда - это один из ключевых факторов конкурентоспособности экономики, чтобы повысить эффективность использования ресурсов и снизить затраты на производство товаров и услуг.
За предыдущие периоды реализации программы в Тюменской области в рамках Национального проекта "Производительность труда" реализовано 66 проектов на предприятиях различных сфер производства. В рамках регионального проекта реализовано 40 проектов, в том числе не только на производственных предприятиях, но и в органах власти и предприятиях сферы услуг. Обеспечивает реализацию проектов Региональный центр компетенций (РЦК). Региональный центр компетенций в сфере производительности труда (далее - РЦК) создан и функционирует на базе ГАУ ТО "Западно-Сибирский инновационный центр" с февраля 2018 года. В своей текущей деятельности РЦК оказывает комплекс услуг по повышению производительности труда, организовывает стажировки для ознакомления с практиками внедрения подходов повышения производительности труда, а также оказывает методологическую поддержку при реализации проектов.
Для развития человеческого потенциала в рамках программы реализуется мероприятие Обучение специалистов предприятий в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации (далее - Программа подготовки). Основная цель Программы подготовки - обеспечение организаций народного хозяйства РФ высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающими современным требованиям экономики, способными эффективно работать в рыночных условиях, знакомыми с управленческой культурой и опытом ведущих зарубежных стран. Программа подготовки реализуется в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 23.07.1997 N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации" и с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 142 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Для экономики региона экспорт имеет большое значение, а для компаний является дополнительной возможностью развиваться, увеличивать потенциал и выходить на новые рынки сбыта.
Предприятия при содействии инфраструктуры поддержки бизнеса проводят работу по поиску новых партнеров, в т.ч. на внутреннем рынке, и перестройке логистических цепочек, используя действующие региональные и федеральные механизмы поддержки промышленных предприятий.
Отраслями с наибольшей долей экспортных поставок в объеме отгруженной продукции являются:
- производство химических веществ и химических продуктов,
- минеральные продукты и товары топливно-энергетического комплекса,
- продовольственные товары.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Тюменской области
Инвестиционная политика Тюменской области нацелена на создание благоприятных условий для инвестиционной, предпринимательской, инновационной деятельности. Система механизмов и стимулов развития инвестиционной деятельности - один из важнейших факторов повышения конкурентоспособности экономики.
Повышение конкурентоспособности товаров местных производителей, устойчивый рост числа малых и средних предприятий приведет к увеличению экспорта продукции высокой степени переработки, изменению структуры регионального экспорта, увеличению числа участников внешнеэкономической деятельности и их инвестиционной активности.
Содействие технологической модернизации и расширению производственных мощностей субъектов деятельности в сфере промышленности, повышению технологического уровня, продвижению промышленной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Данное направление обеспечивает повышение конкурентоспособности экономики, в том числе за счет усиления инновационной активности предприятий, а также развития и сохранения трудового потенциала. Внедрение современных технологий и техники, в свою очередь, потребует соответствующего развития промышленного сервиса, инженерных кадров и деловой инфраструктуры;
- диверсификация промышленного комплекса Тюменской области, направленная на снижение зависимости промышленного комплекса от сферы нефтедобычи, обеспечив появление новых отраслей, ранее не представленных в структуре промышленности области;
- повышение конкурентоспособности промышленных предприятий Тюменской области на российском и международном рынках за счет повышения производительности труда, увеличения выпуска востребованной конкурентоспособной импортозамещающей продукции;
Государственная программа Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
- Государственной программой Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316;
- Стратегией социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года, утвержденная Законом Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года" (далее - Стратегия СЭР ТО).
Реализация мероприятий Программы оказывает влияние на достижение целевых показателей "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" и "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" национальной цели развития Российской Федерации "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В соответствии со Стратегией СЭР ТО до 2030 года стратегическая цель: устойчивый рост уровня и качества жизни населения на основе инновационного развития экономики и эффективного использования природно-экономического, производственного, научно-технического, кадрового потенциала и конкурентных преимуществ, совершенствования пространственной организации региона.
Выделяется три стратегических приоритета развития Тюменской области, каждый из которых находит свое отражение в более конкретных целях и задачах, два из которых играют ключевую роль при планировании и разработке Программы:
- приоритет 2: Экономика и устойчивое экономическое развитие.
Цель 2.1. Развитие производства и сервиса. Развитие производственного и сервисного секторов экономики, малого и среднего предпринимательства.
Задачи:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.1.2. Конкурентоспособная промышленность. Обеспечение устойчивых темпов роста и повышение конкурентоспособности промышленности.
2.1.4. Агропромышленный комплекс. развитие агропромышленного комплекса.
2.1.6. Малое и среднее предпринимательство. развитие малого и среднего предпринимательства.
- приоритет 3: Пространство и сбалансированное пространственное развитие.
Цель 3.2. Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей.
Интеграция в межрегиональные и глобальные социально-экономические отношения
Задачи:
3.2.2. Внешнеэкономические связи. экспортная стратегия. развитие внешнеэкономических связей. Стратегия в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности.
Система целеполагания Программы включает в себя:
Цель N 1. "Повышение конкурентоспособности предприятий региона".
Цель N 2. "Сохранение доли несырьевого неэнергетического экспорта товаров на уровне не менее 70 процентов от общего объема экспорта к 2030 году".
3. Задачи государственного управления в сфере реализации Программы
Система целеполагания и задачи Программы сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р и отражены в паспорте Программы.
Приложение N 1
к государственной программе
Тюменской области "Повышение
конкурентоспособности экономики"
Паспорт
государственной программы Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики"
1. Основные положения
Куратор государственной программы Тюменской области |
Пантелеев Андрей Вадимович - Заместитель Губернатора Тюменской области |
Ответственный исполнитель государственной программы Тюменской области |
Горлатов Александр Сергеевич - начальник управления инвестиций, продвижения и внешних связей Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Период реализации государственной программы Тюменской области |
Этап I: 2019 - 2023 г. Этап II: 2024 - 2030 г. |
Цели государственной программы Тюменской области |
Цель 1. Повышение конкурентоспособности предприятий региона. |
Цель 2. Сохранение доли несырьевого неэнергетического экспорта товаров на уровне не менее 70 процентов от общего объема экспорта к 2030 году. | |
Направления (подпрограммы) государственной программы Тюменской области |
- |
Объемы финансового обеспечения за весь период реализации |
156 369,4 тысяч рублей |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственными программами Российской Федерации |
Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство / Показатель "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности"; Показатель "Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" / Государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" |
2. Показатели государственной программы Тюменской области
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателя |
Признак возрастания/ убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей |
Признак "Участие муниципального образования" |
Информационная система |
|||||||
значение |
год |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
Цель 1. "Повышение конкурентоспособности предприятий региона" | ||||||||||||||||||
1. |
Количество органов власти, учреждений и предприятий регионального сегмента - участников мероприятий по повышению производительности труда |
"ГП ТО" |
Возрастающий |
Единиц |
40 |
2022 |
45 |
49 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
- |
Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности |
- |
- |
2. |
Количество предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию националь ного проекта "Производительность труда" |
"ГП ТО" |
Возрастающий |
Единиц |
68 |
2022 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
76 |
- |
Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности |
- |
- |
Цель 2. "Сохранение доли несырьевого неэнергетического экспорта товаров на уровне не менее 70 процентов от общего объема экспорта к 2030 году" | ||||||||||||||||||
1. |
Доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта (не менее) |
"ГП ТО" |
Возрастающий |
Процент |
70 |
2022 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
70 |
Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р |
Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года |
- |
- |
3. Структура государственной программы Тюменской области
N п/п |
Задачи структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
1. |
Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (Пантелеев Андрей Вадимович - Куратор) |
||||||
|
Ответственный за реализацию: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Срок реализации 2019 - 2024 |
|||||
1.1. |
Задача 1. Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков |
Центром поддержки экспорта при содействии АО "РЭЦ" организовано оказание комплексных услуг субъектам МСП, осуществляющим экспортную деятельность, с целью заключения экспортных контрактов. В 2024 году количество субъектов МСП, заключивших экспортные контракты при поддержке центра поддержки экспорта составит 14 ед. |
Доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта. |
||||
2. |
Региональный проект "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" в рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" (Пантелеев Андрей Вадимович - Куратор) |
||||||
|
Ответственный за реализацию: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Срок реализации 2019 - 2024 |
|||||
2.1 |
Задача 1. Реализуется комплекс институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта |
Внедрен региональный экспортный стандарт 2.0 в Тюменской области. |
Доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта. |
||||
3. |
Региональный проект "Системные меры по повышению производительности труда" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда" (Пантелеев Андрей Вадимович - Куратор) |
||||||
|
Ответственный за реализацию: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Срок реализации 2019 - 2024 |
|||||
3.1. |
Задача 1. Комплексная поддержка предприятий - участников национального проекта |
Проведен конкурс лучших практик наставничества среди предприятий - участников национального проекта. К 2024 году 18 руководителей, обучено по программе управленческих навыков для повышения производительности труда. |
Количество органов власти, учреждений и предприятий регионального сегмента - участников мероприятий по повышению производительности труда. |
||||
4. |
Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда" (Пантелеев Андрей Вадимович - Куратор) |
||||||
|
Ответственный за реализацию: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
Срок реализации 2019 - 2024 |
|||||
4.1. |
Задача 1. Предприятиям предоставлена возможность по внедрению лучших практик (типовых решений) и получению услуг по повышению производительности труда посредством специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровне |
Реализованы проекты по повышению производительности труда на предприятиях-участниках национального проекта по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда. |
Количество предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию националь ного проекта "Производительность труда". Количество органов власти, учреждений и предприятий регионального сегмента - участников мероприятий по повышению производительности труда. |
||||
5. |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение международного экономического сотрудничества" |
||||||
|
Ответственный за реализацию: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
- |
|||||
5.1. |
Задача 1. Расширено международное экономическое сотрудничество, в том числе посредством организации бизнес-миссий, экспозиций, выставочно-ярмарочных мероприятий и участие в них |
Обеспечено регулярное взаимодействие с международными рынками в целях расширения экономического сотрудничества. Ежегодное проведение межрегиональных форумов и конференций по вопросам развития международного экономического сотрудничества. |
Доля несырьевого неэнергетического экспорта в общем объеме экспорта. |
||||
6. |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение создания условий для стимулирования развития конкуренции" |
||||||
|
Ответственный за реализацию: Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области |
- |
|||||
6.1. |
Задача 1. Обеспечена работа инфраструктуры, сопровождающей проекты по повышению производительности труда |
Реализованы проекты по повышению производительности труда на предприятиях. |
Количество предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию националь ного проекта "Производительность труда". Количество органов власти, учреждений и предприятий регионального сегмента - участников мероприятий по повышению производительности труда. |
||||
6.2 |
Задача 2. Обеспечено участие специалистов предприятий в обучении в рамках Программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации |
Организации обеспечены высококвалифицированными специалистами в области управления и организации производства, отвечающих современным требованиям экономики, способными эффективно работать в рыночных условиях, знакомыми с управленческой культурой и опытом ведущих зарубежных стран. |
Количество предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию националь ного проекта "Производительность труда". Количество органов власти, учреждений и предприятий регионального сегмента - участников мероприятий по повышению производительности труда. |
4. Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области
Наименование государственной программы Тюменской области, структурного элемента / источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам, тыс. рублей |
|||||||
|
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Всего |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Государственная программа Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики" (всего), в том числе: |
49 823,1 |
18 402,2 |
18 320,0 |
18 320,0 |
18 320,0 |
18 320,0 |
18 320,0 |
159 825,1 |
Бюджет Тюменской области, из них |
49 329,4 |
17 908,5 |
17 826,3 |
17 826,3 |
17 826,3 |
17 826,3 |
17 826,3 |
156 369,4 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета (справочно) |
9 687,3 |
273,9 |
191,7 |
191,7 |
191,7 |
191,7 |
191,7 |
10 919,7 |
Внебюджетные источники |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
3 455,8 |
Объем налоговых расходов Тюменской области (справочно) |
не предусмотрены |
|||||||
Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" |
26 256,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
26 256,7 |
Бюджет Тюменской области, из них |
26 256,7 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
26 256,7 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета (справочно) |
7 089,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7 089,3 |
Региональный проект "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях" в рамках реализации национального проекта "Производительность труда" |
8 548,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8 548,1 |
Бюджет Тюменской области, из них |
8 548,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8 548,1 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета (справочно) |
2 308,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 308,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение международного экономического сотрудничества" |
11 810,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
43 310,0 |
Бюджет Тюменской области |
11 810,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
5 250,0 |
43 310,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Обеспечение создания условий для стимулирования развития конкуренции" |
3 208,3 |
13 152,2 |
13 070,0 |
13 070,0 |
13 070,0 |
13 070,0 |
13 070,0 |
81 710,4 |
Бюджет Тюменской области, из них |
2 714,6 |
12 658,5 |
12 576,3 |
12 576,3 |
12 576,3 |
12 576,3 |
12 576,3 |
78 254,6 |
в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета (справочно) |
290,0 |
273,9 |
191,7 |
191,7 |
191,7 |
191,7 |
191,7 |
1 522,4 |
Внебюджетные источники |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
493,7 |
3 455,8 |
Приложение N 2
к государственной программе
Тюменской области "Повышение
конкурентоспособности экономики"
Экспертная поддержка
предприятий в повышении производительности труда
Предприятиям предоставляется экспертная поддержка путем оказания содействия в разработке и сопровождении реализации программ по повышению производительности труда силами Регионального центра компетенций в сфере производительности труда, сформированного на базе АНО "Агентство инноваций" (далее - РЦК), и/или привлеченных им консультантов.
Количество предприятий, которым оказывается поддержка в рамках национального проекта "Производительность труда" (далее - национальный проект), определяется значением показателя N 2 государственной программы Тюменской области.
Для участия в национальном проекте между Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области и предприятием заключается соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда".
Предприятие для заключения соглашения направляет в Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области заявку, в которой декларирует соблюдение условий для заключения соглашения.
Соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта заключается с предприятием при соблюдении базовых требований, установленных в Приложении N 1 Методических рекомендаций по отбору предприятий для участия в федеральном проекте "Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях", утвержденных АНО "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда", размещенных на официальном сайте АНО "ФЦК" в сети Интернет - производительность.рф.
Заявка на участие в национальном проекте должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
В целях создания условий для роста производительности труда в базовых несырьевых отраслях экономики и охвата полного круга организаций экспертная поддержка предоставляется предприятиям регионального сегмента - участникам мероприятий по повышению производительности труда, не отвечающим всем базовым требованиям участия в национальном проекте.
Количество предприятий регионального сегмента, которым оказывается поддержка, определяется значением показателя N 1 государственной программы Тюменской области.
Для участия в мероприятиях по повышению производительности труда заключается соглашение между предприятием и АНО "Агентство инноваций".
Предприятие регионального сегмента должно отвечать следующим критериям:
1. Предприятие должно быть зарегистрировано на территории Тюменской области.
2. Основной или дополнительный вид экономической деятельности предприятия (по данным ЕГРЮЛ) должен соответствовать следующим видам деятельности (согласно ОКВЭД2):
Вид деятельности |
Раздел, класс, подкласс, группа |
|
1 |
Сельское хозяйство |
01.1, 01.2, 01.3, 01.4, 01.5 |
2 |
Обрабатывающие производства, кроме производства табачных изделий и производства кокса и нефтепродуктов |
Раздел C, кроме кодов 12 и 19 |
3 |
Строительство |
Раздел F |
4 |
Торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
46 |
5 |
Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
47 |
6 |
Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки и деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.1 + 49.3 |
7 |
Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки |
49.2 |
8 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
49.4 |
9 |
Деятельность морского пассажирского транспорта |
50.1 |
10 |
Деятельность морского грузового транспорта |
50.2 |
11 |
Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта |
50.3 |
12 |
Деятельность внутреннего водного грузового транспорта |
50.4 |
13 |
Деятельность пассажирского воздушного транспорта |
51.1 |
14 |
Деятельность грузового воздушного транспорта |
51.21 |
15 |
Деятельность в сфере телекоммуникаций |
61 |
16 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
81.1, 81.21, 81.22, 81.29, 35.13, 35.14, 35.22, 35.23, 35.30.2, 35.30.3, 35.30.4, 35.30.5, 36.00, 37.0, 38.11, 38.32. |
3. Заявка на участие должна быть подписана руководителем организации или лицом, его замещающим.
Приложение N 3
к государственной программе
Тюменской области "Повышение
конкурентоспособности экономики"
Стратегия
в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности
Стратегия по обеспечению благоприятных условий для развития экспортной деятельности в Тюменской области (далее - Экспортная стратегия) разработана с учетом долгосрочных задач социально-экономического развития Российской Федерации и Тюменской области, а также задач, определенных национальным проектом "Международная кооперация и экспорт", утвержденным 24.12.2018 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
Развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей является одним из важнейших факторов экономического роста региона. Модернизация предприятий региона, ориентация на ускоренный рост и структурные изменения, связанные с выходом на новые рынки и повышением уровня конкурентоспособности, усиливают в перспективе роль экспортной деятельности. Возрастает спрос на иностранный капитал, технологии и рабочую силу для целей модернизации и структурной перестройки хозяйственного комплекса. Появляется необходимость выхода на новые рынки и в общем увеличении экспортного предложения. Интенсификация интеграционных взаимодействий предполагает достижение нескольких важнейших целей в ряде направлений.
1. Текущее состояние экспортной деятельности
Внешнеторговый оборот Тюменской области (без автономных округов) с учетом взаимной торговли со странами ЕАЭС в 2015 - 2021 годах представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Внешнеторговый оборот и объем экспорта Тюменской области
Наименование показателя |
Годы |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
|
Объем внешнеторгового оборота, млн долл. США |
2 555,1 |
2 590,2 |
4 769,4 |
5 279,7 |
3 777,7 |
2 077,8 |
2 651,6 |
Объем экспорта, млн долл. США |
2 128,4 |
2 052,6 |
2 940,3 |
3 761,5 |
1 807,2 |
476,3 |
1 507,5 |
Развитию экспортной деятельности способствует фактор выгодного географического расположения Тюменской области между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным Уралом; кроме этого, большую роль играет соседство с Казахстаном, относительная близость к Центрально-Азиатскому региону и Китаю.
Лидирующие позиции в структуре экспорта Тюменской области на протяжении последних лет занимают товары топливно-энергетического комплекса и продукция химической промышленности.
Так, товары топливно-энергетического комплекса - нефть и нефтепродукты (в основном дизельное топливо, сжиженные углеводородные газы) в 2021 году в стоимостном выражении составили 141,8 млн долл. США (9,4% от общего объема экспорта), в 2020 году - 129,1 млн долл. США (27,1%), в 2019 году - 1098,3 млн долл. США (60,8%), в 2018 году - 2535,6 млн долл. США (67,4%), в 2017 году - 2004,3 млн долл. США (68,2%), в 2016 году - 1256,5 млн долл. США (61,2%), в 2015 году - 1309,4 млн долл. США (61,5%).
Продукция химической промышленности (прежде всего органические химические соединения и полипропилен) в 2021 году экспортирована на сумму 1 144,1 млн долл. США (75,9% от всего экспорта), в 2020 году на сумм - 214,0 млн долл. США (44,9% от), в 2019 году - 563,4 млн долл. США (31,2%), в 2018 году - 1102,6 млн долл. США (29,3%), в 2017 году - 828,5 млн долл. США (28,2%), в 2016 году - 683,1 млн долл. США (33,3%), в 2015 году - 642,6 млн долл. США (30,2%).
Доля экспорта продукции деревообработки, машин, оборудования и транспортных средств, а также металлов и изделий из них по итогам 2021 года составила 11,6% от общего объема.
Таблица 2 - Объем экспорта Тюменской области, млн долл. США
Коды ТН ВЭД |
Наименование товарной группы |
Годы |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||
01-24 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) |
20,5 |
18,3 |
20,3 |
14,9 |
24,5 |
22,5 |
34,4 |
25-27 |
Минеральные продукты, в том числе: |
1309,4 |
1256,5 |
2004,3 |
2535,6 |
1098,3 |
129,1 |
142,0 |
27 |
топливно-энергетические товары |
1309,4 |
1256,4 |
2004,0 |
2534,7 |
1098,0 |
129,1 |
141,8 |
28-40 |
Продукция химической промышленности, каучук |
642,6 |
683,1 |
828,5 |
1102,6 |
563,4 |
214,0 |
1144,1 |
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
- |
0,02 |
0,01 |
0,002 |
0,004 |
0,001 |
0,003 |
44-49 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
1,6 |
35,7 |
48,1 |
46,5 |
28,1 |
36,0 |
65,1 |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
0,002 |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,6 |
1,0 |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
63,9 |
19,1 |
6,5 |
8,7 |
7,3 |
13,5 |
31,7 |
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
44,3 |
26,2 |
23,8 |
46,1 |
77,1 |
54,6 |
78,5 |
68-71, 91-97 |
Другие товары |
15,7 |
13,3 |
8,3 |
6,7 |
8,1 |
6,1 |
10,7 |
|
Всего |
2128,4 |
2052,6 |
2940,3 |
3761,5 |
1807,2 |
476,3 |
1507,5 |
В 2015 году хозяйствующие субъекты Тюменской области осуществляли экспортные поставки товаров в 77 стран мира, основными из которых являлись Нидерланды - 839,7 млн долл. США, Бельгия - 218,3 млн долл. США, Турция - 164,5 млн долл. США, Германия - 158,6 млн долл. США, Финляндия - 124,5 млн долл. США, Узбекистан - 95,7 млн долл. США, Китай - 78,8 млн долл. США, Великобритания - 62,6 млн долл. США.
В 2016 году экспортные поставки товаров осуществлялись в 85 стран. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 615,4 млн долл. США, Великобритания - 192,4 млн долл. США, Бельгия - 173,8 млн долл. США, Турция - 139,7 млн долл. США, Финляндия - 137,9 млн долл. США, Швеция - 132,5 млн долл. США, Франция - 125,3 млн долл. США, Германия - 102,7 млн долл. США, Польша - 85,3 млн долл. США, Казахстан - 65,5 млн долл. США.
В 2017 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в 76 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 817,2 млн долл. США, Бельгия - 354,8 млн долл. США, Франция - 264,9 млн долл. США, Великобритания - 213,5 млн долл. США, Швеция - 178,3 млн долл. США, Латвия - 155,9 млн долл. США, Белоруссия - 143,2 млн долл. США, Финляндия - 117,1 млн долл. США, Турция - 99,2 млн долл. США, Германия - 92,5 млн долл. США, Казахстан - 86,4 млн долл. США.
В 2018 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в более чем 90 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 882,7 млн долл. США, Франция - 500,6 млн долл. США, Великобритания - 327,3 млн долл. США, Швеция - 320,0 млн долл. США, Польша - 270,8 млн долл. США, Бельгия - 231,8 млн долл. США, Финляндия - 194,6 млн долл. США, Германия - 178,8 млн долл. США, Белоруссия - 161,8 млн долл. США, США - 140,8 млн долл. США, Латвия - 123,9 млн долл. США, Казахстан - 81,9 млн долл. США, Турция - 52,7 млн долл. США.
В 2019 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в 100 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 327,3 млн долл. США, Великобритания - 165,9 млн долл. США, Польша - 165,9 млн долл. США, Швеция - 151,6 млн долл. США, Бельгия - 144,8 млн долл. США, Финляндия - 125,4 млн долл. США, Франция - 118,4 млн долл. США, Германия - 111,1 млн долл. США, Эстония - 81,7 млн долл. США, Латвия - 67,7 млн долл. США, США - 60,1 млн долл. США, Казахстан - 53,1 млн долл. США.
В 2020 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в более чем 90 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Нидерланды - 95,3 млн долл. США, Польша - 91,5 млн долл. США, Финляндия - 56,5 млн долл. США, Казахстан - 50,9 млн долл. США, Германия - 36,6 млн долл. США, Бельгия - 25,7 млн долл. США, Швеция - 16,0 млн долл. США, Узбекистан - 14,8 млн долл. США, США - 12,1 млн долл. США, Объединенные Арабские Эмираты - 9,6 млн долл. США.
В 2021 году основные экспортные поставки товаров осуществлялись в более чем 100 стран ближнего и дальнего зарубежья. Основные страны-контрагенты: Китай - 236,0 млн долл. США, Турция - 186,3 млн долл. США, Бельгия - 185,5 млн долл. США, Польша - 148,6 млн долл. США, Нидерланды - 109,5 млн долл. США, Казахстан - 96,6 млн долл. США, Германия - 74,6 млн долл. США, Италия - 49,6 млн долл. США, Южная Африка - 32,4 млн долл. США, Марокко - 34,4 млн долл. США, Финляндия - 30,3 млн долл. США, США - 25,4 млн долл. США, Узбекистан - 25,0 млн долл. США, Норвегия - 24,4 млн долл. США, Вьетнам - 20,9 млн долл. США, Португалия - 18,7 млн долл. США.
Таблица 3 - Основные торговые партнеры в экспорте Тюменской области, % от общего объема экспорта за соответствующий год
2015 |
% |
2016 |
% |
2017 |
% |
2018 |
% |
2019 |
% |
2020 |
% |
2021 |
% |
Нидерланды |
41,8 |
Нидерланды |
30,0 |
Нидерланды |
27,8 |
Нидерланды |
23,5 |
Нидерланды |
18,1 |
Нидерланды |
20,0 |
Китай |
15,7 |
Бельгия |
10,9 |
Великобритания |
9,4 |
Бельгия |
12,1 |
Франция |
13,3 |
Польша |
9,2 |
Польша |
19,2 |
Турция |
12,4 |
Турция |
8,2 |
Бельгия |
8,5 |
Франция |
9,0 |
Великобритания |
8,7 |
Великобритания |
9,2 |
Финляндия |
11,9 |
Бельгия |
12,3 |
Германия |
7,9 |
Турция |
6,8 |
Великобритания |
7,3 |
Швеция |
8,5 |
Швеция |
8,4 |
Казахстан |
10,7 |
Польша |
9,9 |
Финляндия |
6,2 |
Финляндия |
6,7 |
Швеция |
6,1 |
Польша |
7,2 |
Бельгия |
8,0 |
Германия |
7,7 |
Нидерланды |
7,3 |
Узбекистан |
4,8 |
Швеция |
6,5 |
Латвия |
5,3 |
Бельгия |
6,2 |
Финляндия |
7,0 |
Бельгия |
5,4 |
Казахстан |
6,3 |
Китай |
3,9 |
Франция |
6,1 |
Белоруссия |
4,9 |
Финляндия |
5,2 |
Франция |
6,6 |
Швеция |
3,4 |
Германия |
4,9 |
Великобритания |
3,1 |
Германия |
5,0 |
Финляндия |
4,0 |
Германия |
4,8 |
Германия |
6,2 |
Узбекистан |
3,1 |
Италия |
3,3 |
Перспективы внешнеэкономической деятельности Тюменской области связаны с укреплением имеющегося экономического потенциала и развитием отношений с государствами - участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и другими странами СНГ, БРИКС, ШОС и ЕС. Важную роль в развитии сотрудничества играет фактор высокой стабильности региона.
2. Анализ потенциально-перспективных экспортных направлений региона и зарубежных экспортных рынков
В Тюменской области проведена работа по определению приоритетных для региона экспортных направлений, сформирован реестр потенциальных предприятий-экспортеров, с которыми проводится комплексная работа по выходу на зарубежные рынки.
В качестве приоритетных выделены следующие направления:
деревообрабатывающая промышленность;
пищевая промышленность и продукция агропромышленного комплекса;
химическая промышленность (производство изделий из синтетических материалов);
нефтегазовое машиностроение;
образовательные, туристические, медицинские и ИТ-услуги.
По каждой отрасли состоялись рабочие встречи с предпринимателями, проводилась работа по разработке дорожных карт по выводу предприятия на зарубежный рынок, в том числе: маркетинговые исследования по направлению, экономические расчеты, международные контакты, необходимые документы. Для предприятий разработана пошаговая инструкция по экспорту с учетом отраслевой принадлежности товара и страны назначения. По трем отраслям (деревообработка, пищевая промышленность и агропромышленный комплекс, изделия из синтетических материалов) разработано 189 дорожных карт по 27 товарным позициям в разрезе 7 стран.
В качестве приоритетной страны для экспорта тюменских товаров, с учетом отраслевой принадлежности определена Республика Казахстан.
В качестве перспективных стран для экспорта тюменских товаров определены среди стран СНГ Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Киргизия, среди стран дальнего зарубежья - США, Германия, Италия, Швеция, Финляндия, Китай, Вьетнам, Иран, Оман, Саудовская Аравия.
В целях географической и товарной диверсификации экспорта необходимо реализовать комплекс мер, включая:
1. Поддержку инвестиционного процесса, направленного на создание на территории региона экспортно ориентированных предприятий.
В Тюменской области реализуются инвестиционные проекты в сфере промышленности и АПК, целью которых является увеличение выпуска производимых товаров, в том числе увеличение экспорта.
Перечень инвестиционных экспортно ориентированных проектов
п/п |
Наименование отрасли |
Наименования предприятий |
Перечень экспортно ориентированной продукции |
1. |
Нефтегазовое машиностроение |
ЗАО "Тюменский машиностроительный завод" |
Ведомые диски сцепления для грузовых и легковых транспортных средств марок ГАЗ, УАЗ, ЗиЛ, МАЗ, КамАЗ, УРАЛ, КрАЗ, Икарус, тракторов |
АО "ГМС Нефтемаш" |
Нефтегазовое оборудование в блочно-модульном исполнении |
||
2. |
Агропромышленный комплекс |
АО "Протеинсиб" |
Сухой изолят горохового белка, сухой гороховый крахмал |
3. |
Деревообрабатывающая промышленность |
ООО "Свеза-ЛЕС |
Производство фанеры |
ООО "Арго-лес" |
Пиломатериалы, древесный уголь |
||
ООО "Уват Лес" |
Пиломатериалы |
||
ООО "ЛП "ТОБОЛ" |
Пиломатериалы |
2. Формирование региональной системы государственной поддержки экспорта с участием группы Российского экспортного центра.
3. Создание ассоциаций и объединений экспортеров с целью формирования единой ценовой политики и защиты своих интересов.
4. Развитие электронной торговли посредством создания специализированных электронных площадок и выхода на международные товарные электронные площадки.
5. Более активное вовлечение экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в систему поддержки экспорта.
6. Продвижение регионального бренда на внешних рынках.
Учитывая широкое представительство региона на зарубежных рынках, одной из основных задач становится удержание существующих позиций Тюменской области на внешних рынках посредством сохранения (и/или увеличения) объемов экспорта традиционных для региона видов продукции (нефтепродукты, продукция химической промышленности, пиломатериалы, оборудование), последовательного наращивания объемов несырьевого, высокотехнологического экспорта, а также расширение географии поставок.
Основные плановые показатели представлены в разделе 8 "Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году".
3. Анализ основных внутренних и внешних барьеров, с которым сталкиваются экспортеры. Мероприятия по устранению выявленных барьеров
В целях определения основных внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры, ежегодно проводится выборочный опрос предприятий-экспортеров, а также открытое обсуждение в рамках рабочих встреч с предпринимателями. Выявлены следующие барьеры, оказывающие негативное влияние на осуществление экспортной деятельности:
низкий уровень деловой активности предпринимателей, отсутствие необходимых компетенций для реализации экспортной деятельности;
недостаточно развитая транспортная инфраструктура;
недостаточное информирование мирового сообщества об экспортных возможностях Тюменской области в части несырьевой продукции;
низкая конкурентоспособность отечественной продукции, низкий уровень развития технологий, а также ценовая конкуренция со стороны производителей иных стран;
избыточная административная нагрузка при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
несовершенство валютного и таможенного законодательства Российской Федерации;
нестабильная обстановка в мировой политике, введение экономических санкций;
высокие затраты на продвижение продукции (участие в выставках, рекламные мероприятия, выпуск образцов для исследований и демонстраций, проведение маркетинговых исследований);
высокие удельные затраты на омологацию и сертификацию продукции, их необходимость для каждого конкретного рынка сбыта;
высокие затраты на транспортировку продукции до конечного потребителя.
Экспортная стратегия предусматривает мероприятия по устранению барьеров либо минимизации их последствий.
Большое значение придается повышению уровня знаний и компетенций предпринимателей-участников внешнеэкономической деятельности, в последние несколько лет на регулярной основе проводились мероприятия образовательного и информационного характера.
Тюменской областью 29.12.2016 подписано соглашение о сотрудничестве с Российским экспортным центром (РЭЦ).
Совместно с РЭЦ (на основе Соглашения о реализации образовательного проекта АО "Российский экспортный центр" в Тюменской области от 31.01.2017) в регионе реализуется образовательная программа для предпринимателей Тюменской области по ведению экспортной деятельности. Оператором проекта является Торгово-промышленная палата Тюменской области. Образовательный курс доступен безвозмездно для всех экспортно ориентированных субъектов предпринимательства Тюменской области, включая муниципальные образования.
В Тюменской области проводится работа по развитию транспортно-логистической инфраструктуры региона. В начале 2017 года завершена масштабная реконструкция аэровокзального комплекса аэропорта "Рощино", которая позволила существенно улучшить качество обслуживания пассажиров, открыть новые маршруты, повысить инвестиционную привлекательность региона. На 2022 - 2026 годы запланировано проведение работ по дополнительной модернизации международного аэропорта "Рощино", которая предполагает строительство нового терминала и реконструкцию взлетно-посадочной полосы. Кроме того, в 2021 году введен в эксплуатацию новый аэропорт "Ремезов" в г. Тобольске.
Одним из направлений комплексной работы с экспортно ориентированными предприятиями является продвижение информации об экспортных возможностях Тюменской области, создание условий и площадок для установления новых контактов, проведения деловых переговоров с потенциальными партнерами и презентации своей продукции.
Для этого в Тюменской области регулярно проводятся деловые форумы, конференции и биржи контактов. Так, в 2015 - 2021 годах для тюменских предпринимателей организованы биржи контактов с участием белорусских, казахстанских, узбекистанских, французских, венгерских, бельгийских, немецких, итальянских, китайских и японских компаний. В дальнейшем планируется проведение не менее трех крупных международных мероприятий в Тюменской области ежегодно и организация не менее шести площадок для переговоров b2b ("бизнес для бизнеса"), организованных в субъекте и за его пределами ежегодно.
С целью популяризации экспортной деятельности и поощрения активных субъектов предпринимательства, осуществляющих экспортную деятельность с 2017 года проводится конкурс "Лучший экспортер Тюменской области" среди предприятий-экспортеров по различным номинациям. Мероприятия такого характера планируется проводить ежегодно.
Центр поддержки экспорта Тюменской области и Торгово-промышленная палата Тюменской области организуют бизнес-миссии тюменских предпринимателей в иностранные государства, в том числе для участия в международных экономических выставках.
При содействии Центра поддержки экспорта Тюменской области предприятиями малого и среднего бизнеса было заключено в 2015 году 11 контрактов, в 2016 году - 18 контрактов, в 2017 году - 31 контракт, в 2018 году - 66 экспортных контрактов, в 2019 году - 72 экспортных контрактов, в 2020 году - 82 экспортных контракта, в 2021 году - 85 экспортных контрактов.
С целью продвижения региональных компаний создан экспортный каталог товаров, произведенных на территории Тюменской области, на русском и английском языках. Каталог распространяется во время визитов делегаций, участия в международных выставках и через систему торговых представительств Российской Федерации.
В целях снижения влияния внутренних и внешних барьеров, с которыми сталкиваются экспортеры, планируется реализация следующих мероприятий:
обучение начинающих и действующих предприятий-экспортеров. Подготовка специалистов по продажам для работы на предприятиях, ориентированных на экспорт;
в целях совершенствования транспортной инфраструктуры - анализ и разработка наиболее оптимальных логистических систем доставки продукции тюменских товаропроизводителей в иностранные государства, внедрение высоких перевозочных технологий, увеличение складских мощностей для консолидации экспортных партий до уровня, позволяющего обеспечить достижение необходимого объема продукции;
регулярное участие тюменских товаропроизводителей в бизнес-миссиях и выставках за рубежом будет способствовать продвижению товаров на иностранных рынках;
в части снижения избыточной административной нагрузки на предприятия - взаимодействие с федеральными органами власти Российской Федерации в целях усовершенствования таможенных процедур, в том числе формирование и направление на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти предложений по упрощению налоговых, таможенных и иных административных процедур;
в целях упрощения административных процедур на региональном уровне - продолжить практику проведения рабочих встреч экспортно ориентированных субъектов предпринимательства с исполнительными органами государственной власти, представителями таможенных и налоговых служб Тюменской области. Снижение в Тюменской области избыточных административных барьеров, возникающих в международной и внешнеэкономической деятельности, оптимизация налоговых и таможенных процедур будут способствовать сокращению временных и материальных затрат на экспорт, что поможет сделать отечественную продукцию более конкурентоспособной на мировом рынке;
для снижения затрат на продвижение продукции на внешних рынках будет проведен анализ существующих мер государственной поддержки и разработаны механизмы поддержки для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
4. Цель и задачи в части развития экспорта
Цель - развитие экономики Тюменской области через увеличение объема сбыта товаров, работ и услуг тюменских производителей на международных рынках.
Для достижения данной цели потребуется выполнение следующих задач:
выстраивание системы долгосрочных механизмов и инструментов развития экспорта в Тюменской области;
дальнейшее развитие и совершенствование административных процедур в сфере экспортной и предпринимательской деятельности;
совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки предпринимательства;
создание условий для повышения экспортной активности хозяйствующих субъектов;
развитие кадрового потенциала и совершенствование системы подготовки специалистов с ориентацией на экспортную деятельность.
В результате реализации указанных задач, мероприятий и механизмов объем несырьевого неэнергетического экспорта относительно уровня 2020 года увеличится к 2030 году. Основные плановые показатели представлены в разделе 8 "Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году".
5. Формат и принцип взаимодействия органов исполнительной власти с экспортерами региона, отраслевыми ассоциациями экспортеров
В Тюменской области создана комплексная инфраструктура поддержки предприятий, ориентированных на экспорт, субъектами которой являются Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Торгово-промышленная палата Тюменской области, Региональный центр поддержки экспорта.
В регионе формируются следующие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с экспортерами:
повышение самодостаточности и устойчивости функционирования каждого предприятия, ориентированного на экспорт, в том числе за счет повышения квалификации сотрудников, модернизации производства, улучшения качества продукции/услуги;
осуществление планомерного продвижения интересов Тюменской области для достижения устойчивой конкурентоспособности тюменской продукции на внутреннем и внешних рынках;
создание перспективных технологических решений для развития экспортного потенциала региона.
В перспективе планируется развитие существующей инфраструктуры поддержки экспорта, в том числе по следующим направлениям:
усиление роли организационной структуры управления экспортом в регионе - Регионального центра поддержки экспорта. Региональный центр поддержки экспорта призван выполнять функцию "единого окна" для предпринимателей, оказывая комплекс услуг от первичного консультирования до сопровождения экспортного контракта;
комплексное сопровождение экспортных проектов: оказание услуг/ содействие предприятиям-экспортерам в процессе реализации продукции, поиске партнеров, оформлении экспортных сделок в соответствии с Постановлением Правительства Тюменской области от 05.06.2018 N 200-п "Об утверждении Регламента комплексного сопровождения экспортных проектов в Тюменской области";
продолжение работы по исследованию рынков, перспективных для сбыта продукции тюменских предприятий. Формирование экспертных сообществ по итогам исследований и комплексная работа с предприятиями-производителями продукции по выходу на экспорт. Создание ассоциаций и объединений экспортеров с целью формирования единой ценовой политики и защиты своих интересов за рубежом;
разработка новых "дорожных карт" для каждого предприятия на основе аналитических и маркетинговых исследований. Формирование индивидуального плана для предприятия по сбыту продукции на внешних рынках, исходя из потребностей предприятия в доработке продукта, упаковки, маркировки, сертификации и так далее;
организация бизнес-миссий в иностранные государства и в пределах Российской Федерации. Формирование плана выездных мероприятий в соответствии с аналитическим исследованием приоритетных страновых и отраслевых рынков. По итогам выездных мероприятий будет проводиться мониторинг ключевых показателей эффективности (количество экспортных контрактов, рост выручки) в разрезе каждого предприятия;
создание ассоциации экспортеров (экспортного клуба). Ассоциация (клуб) действует как инструмент повышения узнаваемости тюменской продукции за рубежом, формирования наиболее эффективных методов экспортной деятельности, продвижения и закрепления позиций на внешних рынках, обмен опытом действующих экспортеров и, как следствие, увеличения в целом объема экспорта.
6. Механизм реализации политики в области обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности Деятельность Экспортного совета при Губернаторе Тюменской области
В целях создания благоприятных условий для осуществления экспортной деятельности в Тюменской области в декабре 2017 года утвержден состав Экспортного совета при Губернаторе Тюменской области. Экспортный совет при Губернаторе Тюменской области сформирован в целях содействия созданию благоприятного климата для развития экспортной деятельности, формирования эффективной инфраструктуры поддержки экспорта, развития сотрудничества Тюменской области с регионами иностранных государств, решения проблем, возникающих в деятельности предприятий-экспортеров. В состав совета включены представители исполнительных органов власти Тюменской области, институтов развития, субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, руководитель Регионального центра поддержки экспорта, представители общественных организаций и объединений предпринимателей, представители Российского экспортного центра.
Информация о деятельности Совета размещена на Деловом портале Правительства Тюменской области www.tyumen-region.ru.
Деятельность Регионального центра поддержки экспорта
Региональный центр поддержки экспорта осуществляет свою деятельность с 2011 года. К сфере деятельности Регионального центра поддержки экспорта относятся: постоянный мониторинг целевых рынков, сбор статистических данных, анализ рынка и формирование соответствующих рекомендаций в отношении отобранных групп товаров по объему рынка, стоимости продукции на целевом рынке в оптовом и розничном сегментах, конкурентной активности, по существующим на рынке таможенным барьерам, соответствию продукции стандартам контролирующих органов и ожиданиям конечного потребителя, реализации продукции экспортно ориентированных предприятий Тюменской области.
Центр ежегодно проводит конкурс "Лучший экспортер Тюменской области", стимулируя предприятия региона к развитию экспортной деятельности.
В начале 2018 года подписано Соглашение о предоставлении статуса партнерской "точки присутствия" Группы РЭЦ в Тюменской области. В Группу РЭЦ интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО "ЭКСАР") и Государственный специализированный Российский экспортно-импортный банк (АО "РОСЭКСИМБАНК").
В целях достижения наилучших результатов необходимо усилить роль Регионального центра поддержки экспорта в регионе и увеличить штатную численность сотрудников.
Организация официальных и деловых визитов
На регулярной основе организуются официальные и деловые визиты делегаций Тюменской области в иностранные государства, визиты иностранных делегаций в Тюменскую область с участием предпринимательских ассоциаций, союзов, торгово-промышленных палат, руководителей предприятий, а также официальных и дипломатических лиц: послов, генконсулов, уполномоченных сотрудников диппредставительств, представителей правительств регионов и муниципальных образований.
При подготовке визита следует проводить работу по определению наиболее перспективных отраслей экспорта на рынок страны посещения с учетом принятой Экспортной стратегией. Проработка барьеров, с которыми сталкиваются региональные экспортеры на рынке страны визита, позволит увеличить результативность визита.
По итогам визита необходимо внедрить систему проведения анализа достижения результатов (количество заключенных экспортных контрактов, увеличение товарооборота и другое).
В перспективе развития экспортной деятельности на регулярной основе планируется организация бизнес-миссий, в том числе в онлайн-формате, реверсных бизнес-миссий, экспозиций; участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях в ближнем и дальнем зарубежье.
Создание и продвижение регионального бренда на внешних рынках
В целях сбыта готовой продукции в Тюменской области реализуется комплекс мероприятий, направленных на поддержку компаний и поиск партнеров. В регионе реализуется проект "Продаем тюменское", который нацелен на продвижение продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешних рынках, а также на увеличение уровня продаж.
Продвижение данного бренда будет способствовать реализации продукции как на территории России, так и за рубежом.
Ведение реестра экспортеров Тюменской области
В Тюменской области разработан и ежеквартально обновляется электронный реестр экспортеров, который включает наименование, контактные данные компаний, ранжирование по отраслям, деятельности компаний, по кодам ТН ВЭД, странам экспорта, а также стадии развития экспортной деятельности и проблемные вопросы.
В целях продвижения продукции тюменских товаропроизводителей формируется каталог экспортных товаров Тюменской области, который содержит информацию о наименовании, контактных данных компаний, ранжирование по отраслям и описание предлагаемой на экспорт продукции. Каталог имеет публичный доступ, выполнен на русском и английском языках, размещен на Деловом портале Правительства Тюменской области www.tyumen-region.ru. Во время организации визитов делегаций Тюменской области каталог представляется на бумажном носителе.
Каталог должен обновляться не реже одного раза в год.
Создание информационного ресурса, посвященного экспортной деятельности
В настоящее время на Деловом портале Правительства Тюменской области www.tyumen-region.ru создан раздел "Внешнеэкономическая деятельность".
На интернет-портале размещена следующая информация:
экспортная стратегия региона;
планы и итоги по развитию экспортной деятельности;
контактные данные и функции региональных и федеральных подразделений, деятельность которых направлена на развитие экспорта;
существующие меры поддержки экспорта и условия их получения;
аналитические данные по развитию экспорта.
Обучение начинающих экспортеров
Планируется продолжать программу по обучению начинающих экспортеров, а также выстроить систему трехуровнего обучения в регионе:
высшее образование - создание кафедры коммерции и экспорта, кафедры внутренних и внешних рынков на базе Тюменского государственного университета;
среднее профессиональное образование - включение в программы обучения по экономическим направлениям темы "экспортный менеджмент";
краткосрочные курсы (в том числе за счет внебюджетных источников);
проведение тренингов по продажам для действующих и потенциальных экспортеров;
участие в образовательном проекте АО "РЭЦ";
привлечение внешних экспертов-практиков к процессу обучения;
создание единой базы данных для индивидуального обучения.
Развитие экспорта услуг
Развитие экспорта услуг возможно по направлениям: деловой туризм, медицинский туризм и образование.
Медицинский туризм развивается в Тюменской области динамично. Предлагаются туры с индивидуальным сопровождением пациента, трансфером от вокзалов и аэропорта до лечебных учреждений. Предложения медицинских услуг представлены на рынках государств ближнего зарубежья, имеется успешный опыт взаимодействия с приграничными регионами Казахстана. В регионе развивается проект "Медицинский город", который представляет кластер медицинских учреждений.
В целях дальнейшего развития экспорта туристских услуг необходимо:
развитие премиального сегмента туристских услуг, основными элементами которого могут стать деловой, культурный и экстремальный виды туризма на территории региона;
строительство гостиничных комплексов с конференц-залами дифференцированной ценовой категории на территории Тюменской области;
развитие системы сервисного обслуживания в регионе;
развитие санаторно-курортных комплексов, которые осуществляют лечебно-восстановительную деятельность на основе минеральной воды;
возведение торгово-развлекательных комплексов на территории региона;
развитие кооперации с международными ассоциациями делового туризма для выхода на мировой рынок туристских услуг.
В целях развития экспорта образовательных услуг необходимо:
повысить уровень интегрированности региональной системы образования и науки в международное образовательное пространство;
повысить качество образовательных услуг, а также изучить передовой опыт и внедрить наилучшие разработки;
расширить возможности изучения русского языка.
В целях развития информационных технологий необходимо оказание консультационной, информационной и организационной поддержки тюменским компаниям в сфере информационных технологий, в том числе работающих в нефтегазовой отрасли.
В результате реализации указанных мероприятий к 2030 году среднегодовой прирост экспорта услуг относительно уровня 2020 года ожидается на 6%.
Интенсификация межрегионального сотрудничества
Интенсификация межрегионального сотрудничества с регионами Российской Федерации в целях обеспечения ускоренного социально-экономического развития региона, в том числе посредством:
содействия развитию промышленной кооперации между предприятиями региона и других регионов России;
кооперации с предприятиями российских регионов по внедрению передовых технологий и техники, созданию и развитию технопарков, центров инноваций для реализации стратегического курса на новую индустриализацию;
создания благоприятных условий, введения льгот и преференций в целях привлечения инвестиций из других субъектов России для реализации проектов на территории региона;
кооперации с предприятиями российских регионов в целях обеспечения необходимых объемов поставки экспортной продукции и снижения транспортно-логистических издержек.
Развитие и совершенствование системы поддержки экспорта на региональном уровне
В целях развития системы поддержки экспорта на региональном уровне планируется реализация следующих мер:
отработка структуры и механизмов управления экспортной сферой при сосредоточении ключевых функций, компетенций и ответственности в области поддержки экспорта в уполномоченном органе власти, осуществляющем координацию институтов, механизмов и инструментов поддержки экспорта;
определение ответственности региональных органов управления за результаты деятельности в сфере поддержки экспорта путем разработки и закрепления соответствующих показателей (среднегодовые темпы прироста несырьевого экспорта и увеличение числа региональных предприятий-экспортеров);
дальнейшее развитие и расширение охвата региональной инфраструктуры поддержки внешнеэкономической деятельности (усиление роли регионального центра поддержки экспорта);
развитие индустриальных (промышленных) парков Тюменской области с целью создания современных производств формирования оптимальных логистических схем;
развитие экспортной культуры в предпринимательской среде путем формирования позитивного имиджа внешнеторговой деятельности, поощрения на конкурсной основе наиболее результативных компаний-экспортеров, проведения региональных конференций и семинаров, издания специализированных публикаций и региональных бюллетеней внешнеэкономической направленности;
совершенствование статистического учета регионального экспорта для обеспечения полного охвата произведенной на территории Тюменской области и впоследствии вывезенной за рубеж продукции, в том числе через другие регионы;
в целях реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" в декабре 2018 года в Тюменской области разработаны и утверждены региональные проекты "Системные меры развития международной кооперации и экспорта", "Экспорт продукции агропромышленного комплекса Тюменской области" и "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", направленные на создание благоприятной регуляторной среды и стимулирования экспортной деятельности. При реализации региональных проектов планируется применение проектного подхода.
7. Ресурсы, необходимые для реализации Экспортной стратегии
Ресурсы, необходимые для реализации Экспортной стратегии, будут предусматриваться в рамках реализации государственных и региональных программ Тюменской области, в том числе:
государственная программа Тюменской области "Повышение конкурентоспособности экономики";
государственная программа Тюменской области "Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы";
государственная программа "Развитие промышленности и инвестиционной деятельности";
региональная программа "Развитие экспорта Тюменской области" на 2021 - 2025 годы.
Сохранение и постепенное укрепление позиций региональной продукции в мировом экспорте, повышение степени диверсификации экспорта, увеличение в нем доли разнообразных обработанных изделий, рост числа предприятий-экспортеров прежде всего за счет малых и средних компаний, усиление динамики обновления фирменной структуры экспорта благодаря появлению новых экспортеров существенно увеличат потребность в применении мер и инструментов нефинансовой и финансовой поддержки экспорта, главным образом промоутерских на внешних рынках, и, соответственно, вызовут необходимость в дополнительном финансировании на реализацию данных мероприятий.
8. Ожидаемые результаты в части обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности к 2030 году
Таблица 4 - Основные показатели эффективности в Тюменской области по годам реализации до 2030 года
Наименование показателя |
Год реализации |
||||||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
|
Объем экспорта, всего, млн долл. США |
476,3 |
1507,5 |
1747,5 |
1990,0 |
1950,0 |
1990,0 |
1419 |
1440 |
1469 |
1506 |
1551 |
Объем несырьевого неэнергетического экспорта, млн долл. США |
347,2 |
1365,6 |
1666,4 |
1920,0 |
1880,0 |
1920,0 |
1285 |
1304 |
1330 |
1364 |
1404 |
Количество экспортеров, являющихся субъектами МСП |
149 |
197 |
197 |
198 |
200 |
202 |
204 |
206 |
208 |
210 |
212 |
Объем несырьевого экспорта субъектов МСП, млн долл. США |
29,8 |
57,67 |
56,3 |
52,4 |
53 |
53,3 |
53,9 |
54,7 |
55,8 |
57,2 |
58,9 |
Доля несырьевого экспорта субъектов МСП в общем объеме несырьевого экспорта, % |
8,6 |
4,22 |
4,22 |
4,20 |
4,19 |
4,19 |
4,19 |
4,19 |
4,20 |
4,20 |
4,20 |
Классификация сырьевых и несырьевых товаров в соответствии с методикой АО "Российский экспортный центр"
Классификация сырьевых и несырьевых товаров разработана РЭЦ совместно с Всероссийской академией внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации с учетом зарубежного опыта подобных классификаций.
В основе классификации 4-значные товарные позиции ТН ВЭД, идентичные аналогичным позициям международной Гармонизированной системы описания и кодирования товаров. В отдельных случаях 4-значные позиции разбивались на 6-значные субпозиции, при этом применялся принцип размерной целесообразности: если субпозиция, которую логичнее отнести к другой группе, составляет небольшую часть от позиции и/или имеет небольшую величину мировой торговли, она не обосабливается, и позиция включается в группу целиком.
В самом общем виде в товарной структуре экспорта выделяются две группы товаров: сырьевые и несырьевые. Главным критерием для отнесения товара к сырью или несырью является степень участия человека в формировании его принципиальных характеристик. К сырьевым отнесены товары следующих двух основных категорий:
материалы, имеющиеся в природной среде и извлекаемые из нее. Главным образом это полезные ископаемые, а также древесина и некоторые другие природные материалы. Первичная продукция растениеводства (зерно, масличные и текстильные культуры) является результатом длительного приложения труда человека, в природе изначально она отсутствует, поэтому не рассматривается как сырье;
отходы, образующиеся в производственном процессе и используемые в дальнейшем как сырье: металлолом, макулатура, отходы пластмасс, стекла, древесины и другие. Сюда также включены простые отходы производства агропромышленного комплекса, не проходящие особой доработки: высевки, жом, барда и так далее. Лом малых металлов обычно представляет собой отходы обрабатывающих производств, а не извлекается из отслуживших изделий, поэтому классифицируется как несырьевой товар, к тому же исходные материалы технологически сложные, а величина торговли небольшая;
Как обособленная группа выделяются несырьевые энергетические товары - переработанное топливо (нефтепродукты, угольный кокс и другие) и электроэнергия.
Несырьевые неэнергетические товары делятся на 3 группы по степени передела.
Таблица 5 - Классификация товаров
Сырье |
Несырье энергетическое |
Несырье неэнергетическое |
0501, 0502, 0505-0511 1211, 1213 1301 14 1522 1802 2302, 2303, 2307, 2308 2501-2522, 2524-2530 26 2701-2703, 2709, 271111, 271121, 2714 3804, 3825 3915 4001, 4003, 4004 4101-4103, 411520 4301 4401, 4403 4501 4707 5001-5003 5101-5104 5202 5505 6310 7001 710110, 710121, 710210, 710221, 710231, 710310, 7112 7204 7404 7503 7602 7802 7902 8002 |
2704-2708, 2710, 271112-271119, 271129, 2712, 2713, 2715, 2716 |
01-04 0504 06-11 1201-1210, 1212, 1214 1302 1501-1521 16-17 1801, 1803-1806 19-22 2301, 2304-2306, 2309 24 2523 28-37 3801-3803, 3805-3824, 3826 3901-3914, 3916-3926 4002, 4005-4017 4104-4114, 411510 42 4302-4304 4402, 4404-4421 4502-4504 46 4701-4706 48-49 5004-5007 5105-5113 5201, 5203-5212 53-54 5501-5504, 5506-5516 56-62 6301-6309 64-69 7002-7020 710122, 710229, 710239, 710391, 710399, 7104-7111, 7113-7118 7201-7203, 7205-7229 73 7401-7403, 7405-7419 7501, 7502, 7504-7508 7601, 7603-7616 7801, 7804, 7806 7901, 7903-7907 8001, 8003, 8007 81-97 |
Таблица 6 - Неэнергетические несырьевые товары по переделам
Нижние переделы |
Средние переделы |
Верхние переделы |
01 0301-0303, 0306-0308 0409, 0410 06 0701-0709, 0711, 0713, 0714 0801-0810, 0812-0814 090111, 090190, 090220, 090240, 0903-0910 10 1201-1207, 1209, 1210, 1212, 1214 1520, 1521 1703 1801 2207 2301, 2304-2306 2401 2523 2803, 2807, 2809, 2814, 2815, 281820, 281830, 282720, 283311, 2836 2901-2903, 2905, 2907, 2909, 2910, 2915-2917 31 3803, 3807, 382450 4104-4114, 411510 4302 4402, 4404-4408 4502 4701, 4706 5105 5201, 5203 5301-5305 6309 6801-6803, 6814 6904 7003, 7005 710229, 7105-7111 7201-7203, 7205-7207 7401-7403 7501, 7502 7601 7801 7901 8001 810520 8908 |
02 0304, 0305 0401-0404, 0407, 0408 0504 0710, 0712 0811 090112, 090121, 090122, 090210, 090230 11 1208 1302 1501-1516, 1518 1701, 1702 1803-1805 1903 2102 2201, 2209 2403 2801, 2802, 280410-280440, 280469-280480, 280511-280519, 280540, 2806, 2808, 2810-2813, 2816, 2817, 281810, 2819-2826, 282710, 282731-282760, 2828-2832, 283319-283340, 2834, 2835, 2837-2843, 2847-2853 2904, 2906, 2908, 2911-2914, 2918-2927, 2929-2931, 2940, 2942 3201-3203, 3206 3301 3401, 3406 3501-3505 3601, 3602, 3605, 3606 3801, 3802, 3805, 3806, 3816, 3817, 3820, 3823, 382410, 382440, 382460-382490, 3826 3901-3914, 3916, 3917, 3919-3921 4002, 4005-4009, 4012, 4017 4409-4418 4503, 4504 4702-4705 4801-4811 5004-5007 5106-5113 5204-5212 5306-5311 54 5501-5504, 5506-5516 5601-5607 5801-5804, 5806, 5808, 5809, 5811 60 6701, 6703 6804-6812 6901, 6902, 6905-6908 7002, 7004, 7006-7008, 7016, 7019 710399 7208-7229 7301-7307, 7312-7314, 7317 7405-7411, 7413 7504-7507 7603-7608, 7614 7804 7903-7905 8003 810110-810197, 810210-810297, 810411-810430, 810530, 8106, 8107, 810820, 810830, 8110, 8111 |
0405, 0406 1517 16 1704 1806 1901, 1902, 1904, 1905 20 2101, 2103-2106 2202-2206, 2208 2309 2402 280450, 280461, 280490, 280530, 2844-2846 2928, 2932-2939, 2941 30 3204, 3205, 3207-3215 3302-3307 3402-3405, 3407 3506, 3507 3603, 3604 37 3808-3815, 3818, 3819, 3821, 3822, 382430 3918, 3922-3926 4010, 4011, 4013-4016 42 4303, 4304 4419-4421 46 4812-4823 49 5608, 5609 57 5805, 5807, 5810 59 61 62 6301-6308 64-66 6702, 6704 6813, 6815 6903, 6909-6914 7009-7015, 7017, 7018, 7020 710122, 710239, 710391, 7104, 7113-7118 7308-7311, 7315, 7316, 7318-7326 7412, 7415-7419 7508 7609-7613, 7615, 7616 7806 7907 8007 810199, 810299, 8103, 810490, 810590, 810890, 8109, 8112, 8113 82-88 8901-8907 90-97 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 15 декабря 2023 г. N 851-п "О внесении изменения в постановление от... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.