Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент", утвержденную постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 апреля 2019 г. N 78 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 12 апреля, N 05002004068; 6 августа, N 05002004490; 17 октября, N 05002004759; 19 ноября, N 05002004908; 27 декабря, N 05002005156; 2020, 3 февраля, N 05002005272; 5 марта, N 05002005356; 28 октября, N 05002006154; 29 декабря, N 05002006561; 2021, 25 февраля, N 05002006819; 15 октября, N 05002007809; 24 декабря, N 05002008223; 2022, 6 мая, N 05002008877; 25 ноября, N 05002010100; 2023, 28 февраля, N 05002010712, 13 июля, N 05002011611).
2. Признать утратившими силу:
абзац третий пункта 1 постановления Правительства Республики Дагестан от 1 августа 2019 г. N 183 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" и утверждении Порядка предоставления субсидий бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 6 августа, N 05002004490), а также Порядок предоставления субсидий бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент", утвержденный указанным постановлением Правительства Республики Дагестан;
постановление Правительства Республики Дагестан от 3 октября 2019 г. N 236 "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 9 октября, N 05002004722);
постановление Правительства Республики Дагестан от 27 января 2020 г. N 6 "О внесении изменения в пункт 1 Порядка предоставления субсидий бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 30 января, N 05002005260);
постановление Правительства Республики Дагестан от 4 августа 2020 г. N 162 "О внесении изменений в Порядок предоставления субсидий бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2020, 6 августа, N 05002005821).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года.
Председатель Правительства |
А. Абдулмуслимов |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 14 декабря 2023 г. N 496
Изменения,
которые вносятся в государственную программу Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент"
Изложить государственную программу Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" в следующей редакции:
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 11 апреля 2019 г. N 78
(в редакции
постановления Правительства
Республики Дагестан
от 14 декабря 2023 г. N 496)
Государственная программа
Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент"
Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент"
1. Оценка текущего состояния и основные проблемы социально-экономического развития г. Дербента
Дербент - один из древнейших городов мира, возраст которого как поселения исчисляется в 5000 лет. Дербент, являясь самым южным городом Российской Федерации, находится на западном побережье Каспийского моря в 121 км к юго-востоку от административного центра (столицы) Республики Дагестан - города Махачкалы.
Город расположен в субтропической климатической зоне с умеренно континентальным климатом. Преобладающий рельеф местности - низменный, приморский и предгорный. На местный климат влияет Каспийское море, благодаря чему осень в этой зоне долгая и теплая. Для данной местности характерны мягкая зима, довольно поздний весенний период и жаркое, засушливое лето.
Дербент - крупный туристический центр Республики Дагестана и Северного Кавказа, который ежегодно посещает до 300 тыс. туристов. Необходимо отметить уникальность главных исторических памятников Дербента - древних военно-оборонительных конструкций, которые по своей монументальности, грандиозности, инженерным и архитектурно-художественным качествам являются единственными в мире среди дошедших до наших дней древних фортификационных сооружений. В 2003 году архитектурный ансамбль "Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента" включен в перечень лучших архитектурных памятников мира Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 Дербентский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
Площадь городского округа достигает 3,3 тыс. гектаров. Численность постоянного населения городского округа "город Дербент" составляет 126,1 тыс. человек. При этом отмечается устойчивая динамика роста численности населения города, обеспечиваемая за счет его естественного прироста. Дербент уникален и по своему национальному составу. На его территории компактно проживают представители более 13 национальностей.
Инженерная инфраструктура
В г. Дербенте по состоянию на 2023 год построены и введены в эксплуатацию северные очистные сооружения канализации мощностью 25 тыс. куб. м в сутки. В связи с активным развитием города, промышленности и туристического потока, а также реализацией масштабного инвестиционного проекта мкр-на "Южный" и комплексного развития территории мкр-на "Аваин", на территории которых планируется строительство 500 тыс. кв. м жилья и других объектов, проектная мощность построенных очистных сооружений в перспективе не будет способна в полной мере очищать образуемые в г. Дербенте канализационные стоки.
Практически полностью отсутствует система водоотведения в отдельных микрорайонах города ("Аэропорт", "Аваин-2", "Аваин-3", "Аваин-4"), за исключением улично-дорожной сети.
Водоснабжение г. Дербента базируется на подземных водах Уллучаевского, Дербентского месторождений и Азадоглинского участка Присамурского месторождения и осуществляется 32 насосными станциями, расположенными по всей территории города. Обеспеченность населения города питьевой водой на 1 чел. в месяц составляет 6 куб. м, доля обеспеченности услугами централизованного водоснабжения - 80 проц., горячее водоснабжение отсутствует в связи с почасовой подачей холодной воды.
Потребность в воде г. Дербента с учетом проживающего населения и действующих промышленных и других предприятий и организаций составляет более 75 тыс. куб. м в сутки, при этом фактически поставляется 25 тыс. куб. м в сутки.
Протяженность водопроводных сетей, согласно генеральному плану городского округа, составляет 292 км, в том числе:
общая протяженность городских водопроводных уличных и внутриквартальных сетей - 212 км;
протяженность магистральных водоводов - 80 км.
В настоящее время в г. Дербенте имеется 11 источников теплоснабжения, 9 из которых заменены в период 2021 - 2022 годов на современные блочно-модульные котельные. Также в период 2023 - 2024 годов подлежат замене 2 источника теплоснабжения. Протяженность паровых, тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) на конец 2022 года составила 37 км, из них нуждаются в замене 3,5 км.
Уличное освещение города осуществляется от 40 трансформаторных подстанций. Протяженность централизованных сетей уличного освещения составляет 106 км, они проходят по 109 улицам (3 000 светильников). В настоящее время на 66 улицах городского округа централизованное уличное освещение отсутствует.
Городское электроснабжение в настоящее время питается от трех подстанций общей мощностью 80,3 МВт; протяженность электрических сетей города составляет 372 километра. Вместе с тем ввиду значительного износа сетей снижена надежность работы системы электроснабжения населения.
Основным направлением развития городской среды г. Дербента является обеспечение населения объектами инженерной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение). В период 2019 - 2023 годов капитально отремонтированы и реконструированы порядка 40 км инженерных сетей. Данные меры позволили улучшить обеспечение граждан коммунальными услугами, но не решить проблему в целом.
Основным проблемным вопросом является необходимость строительства новых сетей водоснабжения. Сложившаяся ситуация в сфере водоснабжения и водоотведения препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития городского округа.
Строящиеся многоэтажные жилые дома оснащаются централизованными инженерными сетями. При этом подключение инженерных сетей многоквартирных домов осуществляется к изношенным и перегруженным городским сетям. Частные домовладения оснащаются септиками и выгребными ямами, так как отсутствует возможность их подключения к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, владельцы которых пользуются водой из индивидуальных скважин, что, в свою очередь, усугубляет экологическую обстановку в городе.
Реализация государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" (далее - Программа) позволит обеспечить рост темпов строительства инженерных сетей в городском округе "город Дербент", ослабить социальную напряженность в обществе, будет способствовать повышению уровня жизни населения.
Социальная инфраструктура
Важной составляющей повышения качества жизни населения является создание дополнительных мест в сети муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений дополнительного образования г. Дербента, реализующих основные общеобразовательные программы.
В период 2019 - 2023 годов в г. Дербенте проведен комплекс мероприятий по капитальному ремонту и строительству объектов дошкольного и среднего образования, в частности:
капитально отремонтированы и оснащены оборудованием 12 детских садов и 14 школ;
построены детские сады на 60,140 и 200 мест и средняя общеобразовательная школа на 804 места. Ведется строительство еще 2 садов на 120 и 250 мест и 1 школа на 1224 места.
В настоящее время в городе Дербенте около 60 проц. детей дошкольного возраста охвачено всеми формами дошкольного образования.
В нетиповых (приспособленных) помещениях располагаются 12 дошкольных образовательных учреждений. Требуется реконструкция 4 дошкольных учреждений. Сверх установленной нормы детские дошкольные учреждения посещает 701 ребенок, еще 2920 детей
дополнительно состоят на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения.
Кроме того, в сфере дошкольного образования осуществляют свою деятельность негосударственные организации, предоставляющие услуги по школьному, дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми.
В целом остается острой потребность в дошкольных образовательных учреждениях. Администрацией городского округа "город Дербент" спроектированы и получены положительные заключения государственной экспертизы на строительство 3 объектов дошкольного образования, продолжается проектирование 2 объектов.
Вместе с тем в связи с низкими темпами строительства общеобразовательных школ наметилась устойчивая тенденция увеличения доли обучающихся, занимающихся во вторую смену. Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений составляет 19 625 человек, из них 11 798 обучаются в первую смену, 7627 (38,9 проц.) учатся во вторую смену. При этом проектная мощность общеобразовательных школ составляет 14 486 человек. Средняя наполняемость классов в 2023 году составила 26 учащихся.
В нетиповых (приспособленных) помещениях располагаются 8 общеобразовательных учреждений, реконструкция требуется в 2 учреждениях. В настоящее время администрацией городского округа "город Дербент" ведется проектирование строительства школы на 1200 мест.
В муниципальном образовании функционируют 104 спортивных сооружения и 8 спортивных школ. Общая площадь спортивных сооружений в настоящее время составляет 88 460 кв. метров. В городе имеется 1 открытый стадион "Нарын-Кала" вместимостью 2 000 мест, при этом отсутствуют плавательные бассейны, количество детских игровых площадок недостаточно для этого муниципального образования, особенно у школ в отдаленных от центра районах, слабая материально-техническая база. Начато строительство современного Дворца спорта для проведения спортивных мероприятий международного уровня.
Программой также предусмотрены мероприятия по увеличению количества детей, занимающихся спортом и физической культурой, посещающих творческие и досуговые кружки.
Дорожное хозяйство
Сеть автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 259 км и обеспечивает перевозки промышленных и сельскохозяйственных грузов на юге Республики Дагестан. Доля протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет 56 процентов.
За период 2019 - 2023 годов в г. Дербенте капитально отремонтировано и реконструировано более 40 км улично-дорожной сети. Принятые меры частично улучшили транспортную логистику города (сократилось время нахождения участников дорожного движения в пути), но не позволяют полностью решить проблемы в дорожной сфере города.
Все еще недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям для экономики и населения, является одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития.
Устойчивое функционирование автомобильных дорог общего пользования местного значения, повышение их транспортно-эксплуатационного состояния является гарантией социально-экономического развития города, улучшает доступ населения к объектам социальной инфраструктуры, позволяет добиться конечной цели - повышения стандартов качества жизни.
Проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог на территории г. Дербента должны обеспечивать безопасность дорожного движения, соответствовать требованиям технических регламентов и других нормативных документов. В настоящее время администрацией города спроектировано и получено положительное заключение экспертизы по 15 улицам. Ведется проектирование еще 56 улиц, по которым также не определены источники финансирования строительных работ.
Сложившаяся ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в г. Дербенте, определяемая высоким уровнем аварийности и тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), детского дорожно-транспортного травматизма, продолжающимся ухудшением условий дорожного движения за счет образования заторов, низким уровнем безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению.
Создание объектов туристического притяжения
Несмотря на значительный туристический потенциал г. Дербента, обусловленный наличием уникальных исторических памятников федерального значения, включенных в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, существует ряд факторов, препятствующих его развитию. В их числе - недостаточное развитие туристской инфраструктуры: гостиниц эконом-класса, тематических парков, стоянок автотранспорта, пунктов проката прогулочного транспорта, досуговых и спортивных центров, туристических маршрутов и навигации; дефицит квалифицированных кадров, который влечет за собой невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года (разработан брендбук города, мобильное приложение для упрощения туристической навигации, реализованы 3 этапа маршрута "Туристическая миля", включающего в себя маршруты вдоль благоустроенных общественных пространств).
Создание информационных систем, баз данных и системы управления базами данных
Включение г. Дербента в число пилотных городов в рамках федерального проекта "Умный город" позволило частично сформировать эффективную систему управления городским хозяйством, создать безопасные и комфортные условия для жизни горожан, увеличить сервисную составляющую городской среды. В период 2019 - 2023 годов в г. Дербенте внедрен ряд сегментов "умного" города: установлены 113 рубежей контроля безопасности населения и муниципальной инфраструктуры и 8 пунктов оповещения населения и мониторинга, 9 современных "умных" остановочных павильонов. В рамках реализации проекта "Безопасный город" ведется строительство Единого центра оперативного реагирования (ЕЦОР).
Обоснование применения программно-целевого метода
Утверждение Программы обусловлено необходимостью комплексного подхода для повышения качества жизни, в том числе в сфере строительства, развития объектов инженерной, социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства и информатизации.
Программа разработана на основе программно-целевого метода. Предусмотренная система задач и мероприятий в комплексе наиболее полно охватывает весь диапазон приоритетных направлений социально-экономического развития и в максимальной степени способствует достижению целей и конечных результатов Программы.
Существенным моментом в рамках реализации Программы является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения и негативно сказаться на ее результатах.
Риски, связанные с реализацией Программы, можно подразделить на внутренние, которые относятся к сфере компетенции ответственного исполнителя Программы, и внешние, наступление или ненаступление которых не зависит от действий ответственного исполнителя Программы.
К внутренним рискам относятся:
несвоевременная разработка, согласование и принятие документов, обеспечивающих выполнение мероприятий Программы;
неэффективная организация и управление процессом реализации мероприятий Программы;
низкая эффективность использования бюджетных средств в рамках Программы;
необоснованное перераспределение средств в ходе исполнения программных мероприятий;
отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации программных мероприятий;
неполное выполнение мероприятий Программы.
К внешним рискам можно отнести следующие:
возникновение дестабилизирующих общественных процессов (пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций, вызванное этическими, моральными, культурными и религиозными причинами);
возможность снижения темпов экономического роста, ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, усиление инфляции;
финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования мероприятий Программы, вызванные возникновением бюджетного дефицита.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития городского округа "город Дербент"
Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 12 октября 2022 г. N 70.
Главная стратегическая цель развития города Дербента - рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности города с учетом следующих приоритетов:
решение накопившихся инфраструктурных проблем г. Дербента, создание инфраструктурной обеспеченности территорий с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики;
обеспечение высоких стандартов благосостояния человека посредством реализации возможностей получения качественного образования и медицинской помощи;
создание и развитие механизмов государственно-частного взаимодействия, в том числе в сфере инновационных проектов;
развитие транспортной системы для повышения качества жизни населения города и туристов;
развитие человеческого капитала.
Решение поставленных в Программе задач также будет способствовать развитию туристско-рекреационного комплекса, так как отрасль туризма напрямую зависит от уровня развития здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры.
Основной целью реализации Программы является создание благоприятных условий для устойчивого территориального развития города посредством совершенствования системы благоустройства, охраны и использования объектов историко-культурного наследия, сохранения и улучшения окружающей природной среды, а также организации разработки и актуализации документов территориального планирования и градостроительного развития территории городского округа "город Дербент".
3. Взаимосвязь со стратегическими приоритетами Республики Дагестан, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Программа в соответствии с системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение задач, определяемых Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года.
Реализация Программы оказывает влияние на достижение стратегических целей, предусматривающих сохранение населения, здоровье и благополучие людей, формирование городской, культурной и образовательной среды, развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, развитие туризма.
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
создание комфортных условий для проживания граждан и для развития человеческого потенциала, улучшения внешнего облика г. Дербента и сохранение его исторического наследия;
развитие транспортной и инфраструктурной среды путем реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети, приведение в нормативное состояние дорожного полотна, а также строительство новых железнодорожных путей;
решение жилищных проблем граждан и приведение инфраструктуры города в нормативное состояние, обеспечение гарантированного режима их функционирования путем строительства и обновления систем водоснабжения и водоотведения г. Дербента;
развитие образовательных учреждений всех уровней, а также обеспечение их необходимым современным технологическим оборудованием;
повышение культурного уровня и культурных запросов населения, развитие и дальнейшая интеграция г. Дербента в общероссийское и мировое культурное пространство;
ведение здорового образа жизни, систематического занятия физической культурой и спортом, повышения уровня двигательной активности и физической подготовленности;
развитие туристического потенциала города путем создания туристического центра и сохранения объектов культурного наследия;
повышение качества оказания медицинской помощи населению, улучшение сферы профилактической направленности здравоохранения и расширение доступности оказания высокотехнологической медицинской помощи;
объединение в единую систему комплекса систем управления и мониторинга города, обеспечивающую жизнь и деятельность населения всесторонней защитой от потенциальных внешних угроз (природных, техногенных, социально-биологических, экологических и криминальных).
4. Задачи государственного управления Программой, способы их эффективного решения
Для достижения цели "Повышение инвестиционной привлекательности за счет увеличения объема инвестиций (за исключением бюджетных инвестиций) до 111 077,97 млн рублей, повышение качества жизни граждан путем Модернизации социальных и инженерных инфраструктур (обновление жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение водой до 100 проц. жителей г. Дербента, обновление более 50 проц. дорожной инфраструктуры, улучшение условий получения образования в общеобразовательных и дошкольных учреждениях до 65 проц.)" предусматриваются задачи - развитие сетей автомобильных дорог общего пользования местного значения, комплексное развитие инженерной инфраструктуры и жилищно-коммунального комплекса, модернизация существующих и создание дополнительных мест в сети муниципальных образовательных организаций, создание условий для участия населения в культурно-досуговых мероприятиях и развитие культурной среды, создание условий для занятий физической культурой и повышение доступности и качества оказания медицинской помощи в городском округе "город Дербент".
Для достижения цели "Устойчивое развитие парков отдыха, повышение их социальной, рекреационно-туристической значимости и экологической эффективности, создание максимально благоприятных условий для саморазвития подрастающего поколения в 27 благоустроенных общественных пространствах" предусматривается задача - создание современной комфортной городской среды для жизни в городском округе "город Дербент".
Для достижения цели "Создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в городском округе "город Дербент" до 480 000 туристов в год" предусматривается задача - создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в городском округе "город Дербент".
Для достижения цели "Цифровизация городского хозяйства" предусматривается задача - повышение качества административного управления городского округа "город Дербент".
Для достижения цели "Обеспечение проектной и градостроительной документации" предусматривается задача - обеспечение разработки проектной и градостроительной документации.
Порядок предоставления субсидий бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" приведен в приложении к настоящей Программе.
Приложение
к государственной программе
Республики Дагестан
"Комплексное территориальное
развитие муниципального
образования "городской округ
"город Дербент"
Порядок
предоставления субсидий бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент"
1. Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального образования "городской округ "город Дербент" (далее соответственно - муниципальное образование, получатель субсидий) на реализацию мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" (далее соответственно - государственная программа Республики Дагестан, мероприятия) осуществляется в целях создания благоприятных условий для устойчивого территориального развития муниципального образования посредством совершенствования системы благоустройства, охраны и использования объектов историко-культурного наследия в рамках полномочий муниципального образования, сохранения и улучшения окружающей природной среды, а также организации разработки и актуализации документов территориального планирования и градостроительного развития территории муниципального образования.
2. Субсидии предоставляются Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан (далее - Министерство), являющимся главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета Республики Дагестан, бюджету муниципального образования в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в республиканском бюджете Республики Дагестан на соответствующий финансовый год и плановый период.
3. Для предоставления субсидий муниципальное образование должно соответствовать следующим условиям:
а) наличие муниципальной программы, утверждающей перечень мероприятий, на софинансирование которых предоставляются субсидии, в которой должен быть указан объем средств местного бюджета, предусмотренный на их финансирование, и сроки их реализации;
б) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из республиканского бюджета Республики Дагестан. Доля расходов бюджета муниципального образования на исполнение расходного обязательства должна составлять не менее 1 процента.
4. Расчет размера субсидий производится в соответствии со следующей формулой:
V суб=V тг+V пп1+V пп2,
где:
V суб - размер субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального образования для софинансирования мероприятий на текущий финансовый год и плановый период;
V тг - размер субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального образования для софинансирования мероприятий на текущий финансовый год;
V пп1 - размер субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального образования для софинансирования мероприятий на год, следующий за текущим финансовым годом, на реализацию мероприятий;
V пп2 - размер субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального образования для софинансирования мероприятий на год, следующий через год после текущего финансового года, на реализацию мероприятий.
Размер субсидий на соответствующий год устанавливается в соответствии со следующей формулой:
,
где:
V i - размер субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального образования для софинансирования мероприятий на соответствующий год;
C i - совокупный объем финансирования мероприятия государственной программы Республики Дагестан, предусмотренный в бюджете Республики Дагестан на соответствующий год;
X i - уровень финансирования мероприятий из бюджета муниципального образования.
5. Заявка муниципального образования на предоставление субсидий (далее - заявка) направляется в Министерство по форме согласно приложению к настоящему Порядку в срок с 15 января по 15 декабря года предоставления субсидий.
Для получения субсидий с заявкой должны быть представлены следующие документы:
а) пояснительная записка в произвольной форме;
б) выписка из бюджета муниципального образования, содержащая информацию о наличии бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из республиканского бюджета Республики Дагестан;
в) заверенная органом местного самоуправления муниципального образования копия муниципальной программы;
г) копии проектно-сметной документации и положительных заключений государственной экспертизы по объекту и достоверности определения сметной стоимости (при необходимости).
6. Предоставление субсидий осуществляется на основании Соглашения о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования на реализацию мероприятий, заключаемого между Министерством и муниципальным образованием по типовой форме, утвержденной Министерством финансов Республики Дагестан (далее - Соглашение).
7. В Соглашении предусматриваются:
а) размер предоставляемых субсидий, порядок, условия и сроки их перечисления бюджету муниципального образования, а также объем бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципального образования;
б) уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, предусмотренных в местном бюджете, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;
в) значения показателей результативности (результаты) использования субсидий, которые должны соответствовать целевым показателям (индикаторам) государственной программы Республики Дагестан, а также обязательства муниципального образования по их достижению;
г) обязательства муниципального образования по согласованию с Министерством муниципальной программы (подпрограммы), софинансируемой за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, и внесение в нее изменений, которые влекут изменение объемов финансирования, и (или) показателей результативности (результатов) муниципальной программы (подпрограммы), и (или) изменение состава мероприятий указанной программы (подпрограммы), на реализацию которой предоставляются субсидии;
д) реквизиты муниципального правового акта, устанавливающего расходное обязательство, в целях софинансирования которого предоставляются субсидии;
е) сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидий и об исполнении графика выполнения мероприятий;
ж) порядок осуществления контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных Соглашением;
з) порядок возврата не использованных муниципальным образованием остатков субсидий;
и) обязательства муниципального образования по возврату субсидий в республиканский бюджет Республики Дагестан в соответствии с пунктом 18 настоящего Порядка;
к) ответственность сторон за нарушение условий Соглашения;
л) условие о вступлении в силу Соглашения.
8. Целевым показателем результативности использования субсидий является достижение следующих показателей:
а) количество благоустроенных парков и общественных пространств;
б) количество построенных и введенных в эксплуатацию очистных сооружений;
в) объем построенных резервуаров для обеспечения подачи воды;
г) количество построенных и введенных в эксплуатацию учреждений образования;
д) количество учреждений образования, в которых проведен капитальный ремонт / реконструкция;
е) количество построенных и введенных в эксплуатацию административных зданий;
ж) количество построенных и введенных в эксплуатацию учреждений культуры;
з) доля реконструированных инженерных сетей в общем объеме инженерных сетей города;
и) количество построенных резервных источников электроэнергии;
к) количество построенных и введенных в эксплуатацию спортивных сооружений;
л) количество спортивных сооружений, в которых проведен капитальный ремонт / реконструкция;
м) количество обустроенных пришкольных игровых площадок;
н) количество построенных дорог;
о) количество туристов, посетивших город в год;
п) количество созданных рабочих мест.
9. Внесение в Соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидий, а также увеличение сроков реализации предусмотренных Соглашением мероприятий, не допускается в течение всего периода действия Соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидий оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственной программы Республики Дагестан, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидий.
10. Министерство в течение 5 рабочих дней со дня приема заявки рассматривает представленные муниципальным образованием документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, по результатам которого выносит одно из следующих решений:
а) о предоставлении субсидий;
б) об отказе в предоставлении субсидий.
11. Основаниями для отказа в предоставлении субсидий являются:
а) непредставление необходимых документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
б) представление заведомо недостоверных или ложных сведений в документах, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
в) представление получателем субсидий документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка, по истечении срока, установленного абзацем первым пункта 5 настоящего Порядка;
г) несоответствие представленных документов требованиям, предъявляемым к ним законодательством Российской Федерации.
12. В случае вынесения решения об отказе в предоставлении субсидий муниципальное образование вправе подать заявку повторно после устранения выявленных несоответствий и (или) нарушений, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "г" пункта 11 настоящего Порядка.
13. О принятом решении, указанном в пункте 10 настоящего Порядка, Министерство уведомляет муниципальное образование в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
14. Министерство в случае принятия решения о предоставлении субсидий в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения заключает с получателем субсидий Соглашение.
15. Перечисление субсидий осуществляется Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан в порядке, установленном Федеральным казначейством, на счета Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет муниципального образования.
Муниципальное образование представляет в Министерство отчеты о:
а) расходах местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, не позднее 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были получены субсидии;
б) достижении значений показателей результативности (результатов) использования й# не позднее 30 января года, следующего за годом предоставления субсидий.
16. Контроль за соблюдением муниципальным образованием условий, целей и порядка предоставления субсидий осуществляют Министерство, уполномоченный орган государственного финансового контроля в установленном законодательством порядке.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство документов, сведений и целевое использование субсидий возлагается на муниципальное образование.
17. Неиспользованные субсидий подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Дагестан в соответствии с бюджетным законодательством.
18. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидий допущены нарушения обязательств, предусмотренных настоящим Порядком и Соглашением, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидий в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, к муниципальному образованию применяется мера ответственности в виде возврата в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидий, средств из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан в объеме, определенном в соответствии с пунктом 19 настоящего Порядка.
19. Объем средств, подлежащих возврату из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан, рассчитывается по формуле:
V возврата=V субсидииkm/n0,1,
где:
V возврата - объем средств, подлежащих возврату из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан;
V субсидии - размер субсидий, предоставленных местному бюджету в отчетном финансовом году;
k - коэффициент возврата субсидий;
m - количество показателей результативности (результатов) использования субсидий, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности (результата) использования субсидий, имеет положительное значение;
n - общее количество показателей результативности (результатов) использования субсидий, установленных Соглашением.
20. При расчете объема средств, подлежащих возврату из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан, в размере субсидий, предоставленных местному бюджету в отчетном финансовом году (V субсидии ), не учитывается размер остатка субсидий, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.
21. Коэффициент возврата субсидий рассчитывается по формуле:
k=SUMD i/m,
где:
k - коэффициент возврата субсидий;
D i - индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результативности использования субсидий;
m - количество показателей результативности (результатов) использования субсидий, по которым индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности (результата) использования субсидий, имеет положительное значение.
22. При расчете коэффициента возврата субсидий (k) используются только положительные значения индекса, отражающего уровень недостижения значения i-го показателя результативности (результата) использования субсидий (D i ).
23. Индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности (результата) использования субсидий, определяется:
а) для показателей результативности (результатов) использования субсидий, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидий, по формуле:
D i=1-T i/S i,
где:
D i - индекс, отражающий уровень недостижения значения i-го показателя результативности (результата) использования субсидий;
T i - фактически достигнутое значение i-го показателя результативности (результата) использования субсидий на отчетную дату;
S i - плановое значение i-го показателя результативности (результата) использования субсидий, установленное Соглашением;
б) для показателей результативности (результатов) использования субсидий, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидий, по формуле:
D i=1-S i/T i.
24. Министерство при наличии основания для применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 18 настоящего Порядка, при условии отсутствия основания для освобождения муниципального образования от применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 27 настоящего Порядка, в срок не позднее 30-го рабочего дня после первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности (результатов) использования субсидий в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, направляет в орган местного самоуправления муниципального образования, допустившего нарушения, требование о возврате средств из местного бюджета в республиканский бюджет Республики Дагестан, с указанием объема средств, подлежащих возврату, и срока их возврата в соответствии с пунктами 18 и 19 настоящего Порядка.
25. Получатель субсидий в течение 10 рабочих дней с момента получения письменного уведомления обязан произвести возврат средств в доход республиканского бюджета Республики Дагестан.
26. В случае отказа от добровольного возврата средств их возврат осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
27. Основанием для освобождения муниципального образования от применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 18 настоящего Порядка, является документально подтвержденное наступление одного из следующих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств:
а) установление регионального и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное правовым актом Главы Республики Дагестан и (или) органа местного самоуправления;
б) установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное правовым актом Главы Республики Дагестан или уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан;
в) аномальные погодные условия, подтвержденные справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
г) наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидий решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных Соглашением в соответствии с подпунктом "в" пункта 7 настоящего Порядка.
28. Орган местного самоуправления муниципального образования, для освобождения от применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 18 настоящего Порядка, в срок не позднее 10 февраля года, следующего за годом предоставления субсидий, представляет в Министерство:
а) обращение, подписанное главой муниципального образования;
б) документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, предусмотренных подпунктом "а" (в случае установления местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию), подпунктами "в" - "г" пункта 27 настоящего Порядка;
в) информацию о принимаемых мерах по устранению нарушения обязательств.
29. Министерство в срок не позднее 10 марта года, следующего за годом предоставления субсидий:
а) рассматривает документы, предусмотренные пунктом 28 настоящего Порядка;
б) запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, предусмотренных подпунктом "а" (в случае установления регионального уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию), подпунктом "б" пункта 27 настоящего Порядка;
в) подготавливает и направляет в Министерство финансов Республики Дагестан заключение о причинах неисполнения муниципальным образованием обязательств и наличии основания для освобождения муниципального образования от применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 18 настоящего Порядка, с приложением документов, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта и пунктом 28 настоящего Порядка (далее соответственно - заключение, документы).
30. Министерство финансов Республики Дагестан в срок не позднее 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидий:
а) рассматривает заключение и документы в порядке, установленном Министерством финансов Республики Дагестан;
б) подготавливает и вносит в Правительство Республики Дагестан предложение об освобождении муниципального образования от применения меры ответственности, предусмотренной пунктом 18 настоящего Порядка, и проект распоряжения Правительства Республики Дагестан об освобождении от применения указанной меры ответственности.
31. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий предоставления субсидий к муниципальным образованиям применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
32. Контроль за целевым использованием субсидий и соблюдением муниципальным образованием условий предоставления субсидий осуществляется Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля Республики Дагестан.
Приложение
к Порядку предоставления субсидий
бюджету муниципального образования
"городской округ "город Дербент"
на реализацию мероприятий государственной
программы Республики Дагестан "Комплексное
территориальное развитие муниципального
образования "городской округ "город Дербент"
Форма
ЗАЯВКА
_________________________________________________________________________
(наименование муниципального образования Республики Дагестан)
на предоставление субсидий
п/п |
Наименование объектов, мероприятий |
Муниципальная программа муниципального образования Республики Дагестан (наименование и дата утверждения) |
Показатели эффективности |
Размер субсидий, руб. |
|
|
|
|
|
Размер финансирования ______________________________________________
в объеме __________________ проц. предусмотрен в расходах по статье
бюджета муниципального образования.
Приложение: на ______ л. в 1 экз.
_________________________________________________________________________
(глава муниципального образования Республики Дагестан) печать (подпись)"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 декабря 2023 г. N 496 "О внесении изменений в государственную программу Республики Дагестан "Комплексное территориальное развитие муниципального образования "городской округ "город Дербент" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Республики Дагестан"
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 20 декабря 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 декабря 2023 г. N 0500202312210007