г. Краснодар |
|
07 апреля 2022 г. |
Дело N А32-27045/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от истца - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Крохмаль Д.А. (доверенность от 27.12.2021), от ответчика - индивидуального предпринимателя Мадикова Александра Николаевича (ИНН 235504695958, ОГРНИП 304236535900020) - Филь С.С. (доверенность от 28.11.2021), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А32-27045/2021, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю Мадикову Александру Николаевичу (далее - предприниматель) с исковым заявлением, в котором просило:
- расторгнуть договор от 13.11.2014 N 14-04а-013 аренды лесного участка;
- обязать возвратить министерству по акту приема-передачи лесной участок площадью 10 918,40 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Небугское участковое лесничество, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства;
- в случае неисполнения решения о возврате лесного участка в установленный срок, взыскать с предпринимателя в пользу министерства 10 тыс. рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения.
Иск основан на положениях статей 308.3, 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс). Требования мотивированы существенными нарушениями предпринимателем условий договора от 13.11.2014 N 14-04а-013 аренды лесного участка. Арендатор использовал лесной участок с нарушениями проекта освоения, правил противопожарного обустройства лесных участков, внесения арендных платежей, мероприятий по охране лесов от незаконных рубок леса и объема заготовки ликвидной древесины. В связи с допущенными существенными нарушениями арендатор неоднократно привлекался к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.
Суды установили, что между министерством (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор от 13.11.2014 N 14-04а-013 аренды лесного участка для целей заготовки древесины, сроком на 10 лет. Договор зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. По условиям договора (пункты 1.1, 1.2) арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 10 918,40 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Небугское участковое лесничество. Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 13.11.2014 (приложение N 7 к договору). Пунктом 1.5 договора и приложением N 3 предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для заготовки древесины в среднегодовых объемах - 6 213 тыс. куб. м. Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором (пункт 3.4.1). Арендатор обязан осуществлять мероприятия по охране лесов от незаконных рубок леса и их своевременному выявлению; при обнаружении незаконной рубки уведомить арендодателя в день ее обнаружения (пункт 3.4.8). В пункте 8.6 договора стороны предусмотрели следующие существенные условия: объемы использования лесов, установленные проектом освоения лесов; своевременное внесение арендной платы; представление отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; разработка проекта освоения лесов в установленный договором срок; соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации. Схема расположения и границы лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, план лесного участка и сведения об участке, предоставленном для заготовки древесины, отражены в соответствующих приложениях к договору. Лесной участок осваивается предпринимателем на основании подготовленного в 2019 году и прошедшего положительную государственную экспертизу проекта освоения лесов, копия которого представлена в материалы дела. В рамках осуществления установленных полномочий в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства на территории лесного фонда Российской Федерации государственными лесными инспекторами государственного казенного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" (далее - учреждение) проведен натурный осмотр спорного лесного участка. По результатам проверки, зафиксированным в акте от 30.11.2020 N 3, установлено, что земельный участок осваивается в нарушении проекта освоения лесов. Министерство направило предпринимателю претензию от 15.12.2020 N 202-06.3-10-34607/20 с требованием устранить выявленные нарушения и предложением расторгнуть договор аренды. Ссылаясь на неисполнение предпринимателем требований, содержащихся в претензии, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались статьями 309, 310, 450, 606, 610, 614, 619 Гражданского кодекса, статьями 22, 46, 74.1 Земельного кодекса, статьями 3, 71, 74.1 Лесного кодекса. Учтены судами также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление от 24.03.2005 N 11) и в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" (далее - информационное письмо N 14). Суды признали, что допущенные предпринимателем нарушения договорных обязательств не могут служить основанием для удовлетворения требования министерства о досрочном расторжении договора аренды лесного участка. Довод арендодателя о нарушении арендатором пункта 3.4.8 договора, выразившемся в непроведении мероприятий по охране лесов от незаконных рубок леса и их своевременному выявлению, неуведомлении министерства об указанных незаконных действиях (рубок), судебными инстанциями отклонен. Министерство не доказало, что выявленные факты незаконных рубок лесов имели место в результате действий предпринимателя. Вместе с тем именно в результате осуществления арендатором мероприятий по охране лесов от незаконных рубок леса и их своевременному выявлению установлен факт незаконной рубки третьими лицами, что подтверждается представленным в дело постановлением о возбуждении уголовного дела от 19.04.2018. Кроме того, незаконные рубки имели место в 2018 году, соответствующие акты составлены в марте и в ноябре 2018 года, однако с иском о расторжении договора аренды министерство обратилось лишь в 2021 году. На протяжении трех лет министерство, обладая информацией о незаконных рубках, продолжало получать арендные платежи, принимать лесные декларации и не рассматривало незаконные рубки в 2018 году как основание для расторжения договора аренды. Принимая арендные платежи и взаимодействуя с арендатором по иным вопросам исполнения договора, министерство тем самым позволило предпринимателю полагать, что договор аренды является действующим и что незаконные рубки не рассматриваются им как основание расторжения договора. В этой связи арендодатель не может ссылаться на указанные нарушения договора другой стороной, если после таких нарушений арендодатель подтвердил своими действиями сохранение договора, в том числе посредством регулярного на протяжении многих периодов получения арендных платежей, отчетов арендатора, иной документации, которую арендатор должен предоставлять в рамках договора аренды. Суды также не приняли довод министерства о фактах лесных пожаров в качестве основания для расторжения договора, установив, что пожары произошли предположительно по вине населения, при этом, пожары локализованы, ущерб лесным насаждением не нанесен. Привлечение арендатора к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, правил заготовки древесины не может являться в настоящее время основанием для расторжения договора аренды, поскольку административные штрафы предпринимателем полностью оплачены. Судебные инстанции не приняли также доводы министерства о невыполнении предпринимателем в полном объеме противопожарных мероприятий и непринятии им мер к воспроизводству лесов, создающих угрозу причинения вреда всему Туапсинскому району в качестве оснований для расторжения договора. Все выявленные недочеты арендатором своевременно устранены, требования административных органов выполнены. Противопожарные мероприятия в соответствии с планом их проведения на момент рассмотрения спора выполнены в полном объеме, пожаров в рассматриваемый период не возникало. В соответствии с актом от 30.11.2020 учреждения о создании комиссии по проверке информации о возможных нарушениях лесного законодательства арендатором лесного участка по договору аренды, по состоянию на момент осмотра противопожарные минерализованные полосы устроены (ширина соответствует нормативам), за ними проведен уход в объеме 5,6 км, реконструкция (эксплуатация) лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, проведена в объеме 1,5 км (ширина земляного полотна соответствует нормативам, обеспечен проезд лесопожарной техники и иных видов автотранспорта для перевозки противопожарных грузов и оборудования), противопожарные аншлаги в наличии. Относительно воспроизводства лесов в акте отражено, что по результатам осмотра 06.11.2020 арендатору даны рекомендации расчистить заросший участок делянки от сорной растительности, разровнять земляной вал, произвести дополнение по всей площади выдела сеянцами дуба. По результатам осмотра представителями комиссии 28.11.2020 подтверждено, что арендатором осуществлено дополнение лесных культур и ликвидирован вал из поверхностного слоя почвы. Расположение делянок соответствует материалам отвода, делянки пройдены рубкой, рубки деревьев за пределами делянок не обнаружены. Довод министерства о том, что предпринимателем систематически нарушались установленные договором аренды и запланированные в проекте освоения лесов объемы работ по использованию лесных участков в части заготовки ликвидной древесины, также не принят судами в качестве основания для расторжения договора аренды лесного участка. Из представленных в материалы дела актов осмотра лесосеки не следует, что арендатором допущены отступления от показателей, предусмотренных лесной декларацией. Такие отступления при сопоставлении заявленных показателей с фактическими вырубками в соответствующей таблице не отражены, в графе "особые отметки" указано только на факты захламления лесного участка (делянки) порубочными остатками. Предпринимателем сданы в министерство отчеты об использовании лесов по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 21.08.2017 N 451 (отчеты за январь - декабрь 2019 года, за январь - декабрь 2018 года), отражающие показатели использования лесов для заготовки древесины. Как указало само министерство, в 2020 году такие показатели арендатором выполнены в объеме - 100%. Таким образом, по состоянию на момент рассмотрения искового заявления отставание по показателям заготовки древесины предпринимателем устранено. При этом арендатор не лишен возможности заготовить в 2021 году дополнительный объем древесины за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за 2018 и 2019 годы, учитывая, что план заготовки на 2020 год выполнен в полном объеме. Суды отклонили также довод министерства о систематическом нарушении предпринимателем условий договора аренды в части внесения арендных платежей. По состоянию на дату направления претензии от 15.12.2020 N 202-06.3-10-34607/20 за арендатором имелась задолженность за ноябрь 2020 года в размере 176 тыс. рублей, которая полностью погашена. Кроме того, для расторжения договора необходимо нарушение, как минимум, за два подряд периода внесения арендной платы, однако данное обстоятельство министерством не доказано. О данных нарушениях министерство заявило как об основаниях для расторжения договора аренды только в иске по данному делу, предъявленном в июне 2021 года. До этого на протяжении нескольких лет арендодатель сохранял договорные отношения и получал арендные платежи, не настаивая при этом на расторжении договора, по сути, сделав выбор в пользу его сохранения. Не установив достаточных оснований для досрочного расторжения долгосрочного договора аренды лесного участка по требованию арендодателя, судебные инстанции отказали ему в удовлетворении искового заявления.
Министерство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Предпринимателем после заключения договора аренды и принятия в пользование лесного участка неоднократно и существенно нарушались его условия. Так, с 2018 года на землях лесного фонда Туапсинского лесничества, находящихся в аренде у ответчика, выявлено 3 незаконные рубки. При этом мероприятия по охране лесов от незаконных рубок леса и их своевременному выявлению арендатором не проводились, министерство об указанных незаконных действиях не уведомлялось. Кроме этого, на территории указанного лесного участка зарегистрировано 6 лесных пожаров общей площадью 72,6 га, что также свидетельствует о ненадлежащем исполнении предпринимателем договора аренды. Постановления о привлечении арендатора к административной ответственности являются доказательствами вины предпринимателя в нарушении требований пожарной безопасности, которым также не выполнены противопожарные мероприятия. При этом деятельность ответчика негативно воздействует на лесной фонд, как на площади, предоставленной в рамках договора аренды, так и за ее пределами, создавая угрозу причинения вреда всему Туапсинскому лесничеству. Предпринимателем также систематически нарушались условия договора аренды в части нарушения объемов заготовки ликвидной древесины и внесения арендных платежей за пользование лесным участком. Допущенные нарушения являются существенными и влекут досрочное расторжение договора аренды по требованию министерства.
Предприниматель в отзыве указал на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Все доводы кассационной жалобы министерства полностью повторяют доводы искового заявления апелляционной жалобы, которые были проверены судами при разрешении спора. Не установив достаточных оснований для досрочного расторжения долгосрочного договора аренды лесного участка по требованию арендодателя, судебные инстанции обоснованно отказали министерству в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании представитель министерства поддерживал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель предпринимателя возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между министерством (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор от 13.11.2014 N 14-04а-013 аренды лесного участка для целей заготовки древесины, сроком на 10 лет. Договор зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. По условиям договора (пункты 1.1, 1.2) арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, площадью 10 918,40 га, расположенный по адресу: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Небугское участковое лесничество. Пунктом 1.5 договора и приложением N 3 к нему предусмотрено, что лесной участок передается арендатору для заготовки древесины в среднегодовых объемах - 6 213 тыс. куб. м. Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором (пункт 3.4.1). Арендатор обязан осуществлять мероприятия по охране лесов от незаконных рубок леса и их своевременному выявлению; при обнаружении незаконной рубки уведомить арендодателя в день ее обнаружения (пункт 3.4.8). В пункте 8.6 договора стороны предусмотрели следующие существенные условия: объемы использования лесов, установленные проектом освоения лесов; своевременное внесение арендной платы; представление отчетов по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов; разработка проекта освоения лесов в установленный договором срок; соответствие фактического использования лесного участка проекту освоения лесов и лесной декларации. Схема расположения и границы лесного участка, характеристика лесного участка и его насаждений, план лесного участка и сведения об участке, предоставленном для заготовки древесины, отражены в соответствующих приложениях к договору аренды.
Лесной участок передан предпринимателю по акту приема-передачи от 13.11.2014 (приложение N 7 к договору).
Лесной участок осваивается предпринимателем на основании подготовленного в 2019 году и прошедшего положительную государственную экспертизу проекта освоения лесов, копия которого представлена в материалы дела.
В рамках осуществления установленных полномочий в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства на территории лесного фонда Российской Федерации государственными лесными инспекторами учреждения проведен натурный осмотр спорного лесного участка. По результатам проверки, зафиксированным в акте от 30.11.2020 N 3, установлено, что земельный участок осваивается в нарушении проекта освоения лесов.
Министерство направило предпринимателю претензию от 15.12.2020 N 202-06.3-10-34607/20 с требованием устранить выявленные нарушения и предложением расторгнуть договор аренды.
Ссылаясь на неисполнение предпринимателем требований, содержащихся в претензии, министерство обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о досрочном расторжении договора от 13.11.2014 N 14-04а-013, возврате лесного участка и взыскании судебной неустойки.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном данным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
К основным принципам лесного законодательства относятся: использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; платность использования лесов (пункты 8,9 и 11 статьи 1 Лесного кодекса).
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
Согласно части 4 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом.
Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества (пункт 1 статьи 615 Гражданского кодекса).
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом (часть 4 статьи 72 Лесного кодекса).
На основании части 1 статьи 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом, Земельным кодексом и данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. Стороны своим соглашением вправе прекратить обязательство и определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства (пункты 2, 3 статьи 407 Гражданского кодекса).
Расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1 статьи 450 Гражданского кодекса).
По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса).
Как предусмотрено статьей 619 Гражданского кодекса, по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями; существенно ухудшает имущество.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
В пункте 23 постановления от 24.03.2005 N 11 даны разъяснения по применению арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, которым необходимо руководствоваться следующим. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса, статьями 450 и 619 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
В пункте 8 информационного письма N 14 также указано, что требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в суд.
Судебная практика при разрешении подобных споров исходит из того, что право арендодателя заявить требование о расторжении договора не влечет обязанность арбитражного суда в любом случае удовлетворить заявленный иск без учета (исследования) обстоятельств, подтверждающих существенность допущенных арендатором нарушений. Формальное наличие условий, предусмотренных статьей 619 Гражданского кодекса, с учетом обстоятельств конкретного дела, может быть признано недостаточным правовым основанием для удовлетворения требования арендодателя о расторжении договора, если допущенные нарушения (их последствия) устранены арендатором в разумный срок.
Исследовав представленные сторонами в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных министерством. Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора установили, что часть нарушений, на которые указывает арендодатель в обоснование требований о расторжении договора и возврате лесного участка, не имеет какой-либо связи с действиями арендатора по использованию данного участка. Ряд допущенных арендатором (выявленных арендодателем и административными органами) нарушений договора аренды своевременно устранен предпринимателем, что подтверждено материалами дела. Не установив достаточных оснований для досрочного расторжения долгосрочного (на 10 лет) договора аренды лесного участка по требованию арендодателя, судебные инстанции отказали ему в удовлетворении искового заявления.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы министерства о наличии оснований для расторжения договора аренды от 13.11.2014 N 14-04а-013 и возврата лесного участка в связи с допущенными предпринимателем существенными нарушениями его условий подлежат отклонению судом округа. Приведенные министерством в жалобе доводы не опровергают по существу вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии достаточных оснований для досрочного расторжения долгосрочного (на 10 лет) договора. Податель жалобы не учитывает, что расторжение долгосрочного договора аренды является крайней мерой, применяемой к недобросовестному арендатору в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны, а сохранение обязательственных отношений становится нецелесообразным и невыгодным (обременительным) для другой стороны договора аренды. Между тем, материалы дела подтверждают, что выявленные арендодателем нарушения договора от 13.11.2014 N 14-04а-013 (их последствия) устранены арендатором в разумный срок. Часть нарушений, которые приводит министерство в обоснование требований о расторжении договора и возврате лесного участка, не имеет отношения к действиям предпринимателя по исполнению договорных обязательств (использованию арендуемого им участка). Данные обстоятельства, установленные судебными инстанциями при разрешении спора, и послужили основанием к отказу в удовлетворении исковых требований арендодателя.
Суд округа не усматривает противоречий между выводами о применении норм права и установленными судами при рассмотрении дела фактическими обстоятельствами, либо неправильного определения ими характера спорного материального правоотношения. Исполнена судебными инстанциями и обязанность по определению обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора. Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке (часть 3 статьи 288 Кодекса), не выявлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), также не установлено. С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2021 по делу N А32-27045/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 23 постановления от 24.03.2005 N 11 даны разъяснения по применению арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, которым необходимо руководствоваться следующим. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса, статьями 450 и 619 Гражданского кодекса, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка. Арендодатель должен представить суду доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора. Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка. Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
В пункте 8 информационного письма N 14 также указано, что требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в суд.
Судебная практика при разрешении подобных споров исходит из того, что право арендодателя заявить требование о расторжении договора не влечет обязанность арбитражного суда в любом случае удовлетворить заявленный иск без учета (исследования) обстоятельств, подтверждающих существенность допущенных арендатором нарушений. Формальное наличие условий, предусмотренных статьей 619 Гражданского кодекса, с учетом обстоятельств конкретного дела, может быть признано недостаточным правовым основанием для удовлетворения требования арендодателя о расторжении договора, если допущенные нарушения (их последствия) устранены арендатором в разумный срок."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2022 г. N Ф08-595/22 по делу N А32-27045/2021