Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации города
от 19.12.2023 N 1882
Муниципальная программа
"Развитие предпринимательства и туризма в городе Барнауле"
Паспорт
муниципальной программы "Развитие предпринимательства и туризма в городе Барнауле" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Барнаула (далее - КРППРиВТ) |
Соисполнители Программы |
|
Участники Программы |
Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Барнаула (далее - КЭРиИД); отдел по развитию туризма администрации города Барнаула (далее - ОРТ); комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - КСАиРГ); комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - КЗРиЗ); комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - КУМС) |
Подпрограммы Программы |
|
Программно-целевые инструменты Программы |
|
Цель Программы |
Создание благоприятных условий для развития предпринимательства и туризма в городском округе - городе Барнауле Алтайского края (далее - город Барнаул) |
Задачи Программы |
Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) и самозанятым гражданам финансовой, информационной, консультационной и имущественной поддержки; создание условий для обеспечения жителей города Барнаула доступными услугами предприятий потребительского рынка (далее - ППР); развитие кадрового потенциала и создание рабочих мест; привлечение инвестиционных ресурсов в город Барнаул; создание условий для устойчивого развития туризма в городе Барнауле |
Индикаторы Программы |
Темп роста налоговых платежей, уплаченных с доходов СМСП; численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей; количество СМСП, получивших поддержку в рамках реализации мероприятий Программы, в том числе: выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций; доля выполненных требований разделов Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в городе Барнауле; оборот розничной торговли крупных и средних организаций в расчете на душу населения; обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 человек населения; обеспеченность населения нестационарными торговыми объектами (торговыми павильонами и киосками) по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции; число трудоустроенных граждан, с которыми легализованы трудовые отношения; численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, специализированных средствах размещения (далее - коллективные средства размещения); количество проведенных событийных мероприятий, направленных на продвижение города Барнаула |
Сроки и этапы реализации Программы |
2024-2030 годы |
Объемы финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников в 2024-2030 годах составляет 58608,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Барнаула: в 2024 году - 8151,8 тыс. рублей; в 2025 году - 8151,8 тыс. рублей; в 2026 году - 8151,8 тыс. рублей; в 2027 году - 8335,3 тыс. рублей; в 2028 году - 8467,2 тыс. рублей; в 2029 году - 8604,2 тыс. рублей; в 2030 году - 8746,8 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период. Объемы финансирования могут быть увеличены за счет привлечения субсидий из федерального и краевого бюджетов, выделяемых на финансирование мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. Финансирование Программы является расходным обязательством городского округа - города Барнаула Алтайского края |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В результате реализации мероприятий Программы к 2030 году ожидается: темп роста налоговых платежей, уплаченных с доходов СМСП, составит 118,7%; численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит 142300 человек; количество СМСП, получивших поддержку в рамках реализации мероприятий Программы, составит 670 ед., в том числе выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций - 124 ед.; доля выполненных требований разделов Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в городе Барнауле составит 100% в год; оборот розничной торговли крупных и средних организаций в расчете на душу населения составит не менее 500,0 тыс. рублей; обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 человек населения составит не менее 1860,0 кв. м; обеспеченность населения нестационарными торговыми объектами (торговыми павильонами и киосками) по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции составит не менее 9,0 ед. на 10000 человек; число трудоустроенных граждан, с которыми легализованы трудовые отношения, составит 28500 человек; численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, превысит 253,7 тыс. человек; количество проведенных событийных мероприятий, направленных на продвижение города Барнаула, составит не менее 1 ед. в год |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
СМСП - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для развития малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения.
Нормативной правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативные правовые акты:
федеральные законы:
от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
законы Алтайского края:
от 17.11.2008 N 110-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае";
от 03.04.2014 N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае";
от 11.08.2016 N 63-ЗС "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в собственности Алтайского края, муниципальной собственности или земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и расположенного на территории Алтайского края, в аренду без проведения торгов";
от 06.09.2021 N 86-ЗС "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года";
постановление Администрации Алтайского края от 17.12.2013 N 653 "Об утверждении Регламента сопровождения инвестиционных проектов на территории Алтайского края по принципу "одного окна";
постановления Правительства Алтайского края:
от 06.10.2016 N 333 "Об утверждении порядка рассмотрения документов, обосновывающих соответствие объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, установленным законом Алтайского края, в целях предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов";
от 23.03.2020 N 125 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие туризма в Алтайском крае";
решения Барнаульской городской Думы:
от 28.09.2005 N 199 "Об утверждении Положения об инвестиционной деятельности города Барнаула";
от 31.08.2012 N 784 "Об утверждении Положения о создании условий для обеспечения жителей городского округа - города Барнаула Алтайского края услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания";
от 19.12.2013 N 234 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года";
постановления администрации города:
от 05.08.2011 N 2310 "Об инвестиционном уполномоченном в администрации города Барнаула";
от 30.11.2017 N 2382 "О проектной деятельности в администрации города Барнаула";
от 09.01.2018 N 3 "О Совете по экономическому развитию и приоритетным проектам при главе города Барнаула".
Программа определяет систему мер, направленных на достижение целей муниципальной политики в области создания благоприятных условий для развития предпринимательства и туризма в городе Барнауле.
Малый и средний бизнес является одним из ключевых элементов экономики города Барнаула, так как играет значительную роль в решении экономических и социальных задач, способствует формированию конкурентной среды, обеспечивает занятость и экономическую самостоятельность населения, стабильность налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Развитие СМСП города Барнаула в течение последних лет характеризуется рядом позитивных тенденций. Наблюдается положительная динамика поступления налогов на совокупный доход в бюджет города. Темп роста к прошлому году составил в 2020 году - 103,0%, в 2021 году - 128,7%, в 2022 году - 117,5%.
На начало 2023 года по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Барнауле ведут деятельность более 38000 СМСП, что составляет около 52,0% от общего количества СМСП Алтайского края и около 1,0% от общего количества СМСП России.
За 2020-2022 годы количество работников, занятых на средних предприятиях, увеличилось на 9,4%. Стабилизация деятельности организаций города Барнаула, увеличение урбанизации на территории Алтайского края обеспечивает ежегодный рост численности человек, занятых в экономике города Барнаула. В структуре занятости по видам экономической деятельности основную долю составляют организации производственной сферы - 59,0%, оптовая и розничная торговля - 26,0%.
За период реализации Программы на средних предприятиях заработная плата выросла на 35,4% и составила 50379 рублей.
Созданы бизнес-сообществом новые рабочие места. Всего за период 2020-2022 годов создано более 10000 рабочих мест, что позволило достичь рекордно низкого уровня безработицы - 0,2% по отношению к численности трудоспособного населения.
На фоне положительной динамики в сфере занятости населения остается актуальным вопрос нехватки кадров рабочих профессий на предприятиях города Барнаула. Потребность в рабочих профессиях составляет более 70,0% вакансий, заявленных в службу занятости. Не представляется возможным трудоустроить имеющихся безработных, так как их профессиональный состав не в полной мере отвечает потребностям рынка труда.
На 01.01.2023 хозяйственную деятельность осуществляют 38767 субъектов (средние предприятия - 86, малый бизнес - 1323, микробизнес - 17645, крестьянско-фермерские хозяйства - 76 и индивидуальные предприниматели - 19637).
Таким образом, в структуре предпринимательства города Барнаула доля малого бизнеса (с учетом микропредприятий) составляет 48,9%, среднего бизнеса - 0,2%, крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей - 50,9%.
Отраслевая структура предпринимательства в городе Барнауле является оптимальной за счет равного распределения сфер производства, торговли и услуг, что, в свою очередь, предопределяет динамичное развитие экономики города Барнаула в целом.
В рамках имущественной поддержки СМСП ведется перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", утвержденный постановлением администрации города от 13.04.2023 N 499 (далее - Перечень муниципального имущества).
По состоянию на 01.01.2023 в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки СМСП, включено 29 объектов недвижимого имущества площадью 2843,7 кв. метра, один имущественный комплекс, земельный участок площадью 3979,0 кв. метра, 24 объекта движимого имущества. В Реестре СМСП - получателей имущественной поддержки значится 31 СМСП, с которыми заключено 54 договора аренды.
Преимущественным правом на приобретение арендуемого муниципального имущества в рассрочку в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за 2020-2022 годы в городе Барнауле воспользовались 38 СМСП. Сумма сделок от реализации муниципального имущества составила 70,9 млн рублей.
В целях поддержки СМСП в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в 2022-2023 годах не проводилась индексация ежемесячного размера платежа по договору аренды муниципального имущества, заключенному с СМСП. Данная мера позволила СМСП не увеличивать расходы по аренде муниципального имущества на 2,8 млн рублей и использовать эти средства для собственного развития.
Предпринимательство представлено во всех сферах экономики города Барнаула и имеет большой удельный вес в следующих видах деятельности: оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий, предметов личного пользования - 33,9%, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 22,8%, обрабатывающие производства - 16,7%, строительство - 9,6%, транспорт и связь - 5,6%.
В сфере потребительского рынка города Барнаула занято более 50,0% предпринимателей (торговля, общественное питание и бытовое обслуживание). Потребительский рынок города Барнаула - это активно развивающаяся сфера экономики. Он находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных (региональных) товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из задач экономической политики города Барнаула. Сеть ППР города Барнаула постоянно увеличивается, появляются новые федеральные и региональные торговые сети, предприятия общественного питания. Отрасль характеризуется высокой инвестиционной активностью.
Средства вкладываются в строительство и реконструкцию объектов, перепрофилирование действующих предприятий, с учетом спроса населения, оснащение их современным оборудованием, внедрение новых прогрессивных технологий. По состоянию на 01.01.2023 в городе Барнауле осуществляют деятельность три рынка, 12 постоянно действующих ярмарок, 224 предприятия оптовой торговли, работают 2992 стационарных предприятия розничной торговли, 962 предприятия общественного питания, 2338 предприятий бытового обслуживания.
Обеспеченность торговыми площадями увеличилась за 2020-2022 годы на 8,7% и составила на 01.01.2023 1552,3 кв. м на 1000 жителей, обеспеченность услугами предприятий общественного питания увеличилась на 3,2% и составила 67,9 посадочных мест на 1000 жителей, в бытовом обслуживании - на 2,0%, что составило 13,3 рабочих места на 1000 жителей.
Большое значение для города Барнаула имеет работа по повышению инвестиционной привлекательности, так как благодаря инвестициям обновляются основные фонды, появляются рабочие места и, как следствие, растет благосостояние граждан, увеличиваются поступления в бюджет, что позволяет решать многие социальные задачи.
Основным показателем инвестиционной активности является динамика инвестиций в основной капитал. За период реализации муниципальной программы "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2025 годы" отмечается рост инвестиций крупных и средних предприятий. Исключением является лишь 2021 год, что обусловлено общей экономической ситуацией в стране и регионе. На 01.01.2023 объем инвестиций в абсолютном выражении составил 34,4 млрд рублей (на 7,0% больше, чем в 2021 году), почти достигнув значения показателя 2020 года. Однако, при этом индекс физического объема инвестиций составил 93,3%. Сложившийся факт превысил значения, прогнозируемые с учетом текущего положения экономики.
Во многом такая положительная тенденция обеспечена за счет работы, которая проводится в городе Барнауле в направлении поддержки бизнеса, создания необходимой предпринимательской и инвестиционной инфраструктуры, привлекательных условий для инвестиционной деятельности. В предыдущие периоды достигнуты определенные результаты:
создана система позиционирования города Барнаула как развивающегося промышленного города, привлекательного для потенциальных инвесторов, включающая мероприятия по сбору, актуализации, аккумуляции и продвижению информации об успехах и потенциале города Барнаула;
сформирован инвестиционный профиль города Барнаула;
оказывается консультационная и информационная поддержка инвесторов;
в рамках работы инвестиционного уполномоченного в администрации города Барнаула ведется индивидуальная работа с инвесторами по принципу "одного окна", что позволяет сократить барьеры, возникающие при взаимодействии инвесторов и органов власти при реализации инвестиционных проектов;
создан Инвестиционный портал города Барнаула, основными разделами которого являются "Земельные участки", "Инвестиционные площадки", "Поддержка инвесторов", "Сопровождение инвестора", "Интерактивная карта";
осуществляется распространение информации об инвестиционной привлекательности города Барнаула и его потенциале, в том числе путем продвижения Инвестиционного портала города Барнаула, распространения печатной продукции ("Барнаул. Справочник инвестора", "Барнаул - инвестору");
сформирован и регулярно обновляется перечень свободных инвестиционных площадок, который публикуется на Инвестиционном портале города Барнаула и в информационном бюллетене "Предприниматель Барнаула";
несмотря на общее положение экономики в последние годы, с учетом новых внешних вызовов удалось избежать резкого падения индекса физического объема инвестиций.
В целях стимулирования инвестиционной активности в городе Барнауле применяют новые механизмы взаимодействия власти и бизнеса в рамках муниципально-частного партнерства. Муниципальным проектным офисом ведется работа по сопровождению реализации инвестиционных проектов на территории города Барнаула в рамках осуществления функций инвестиционного уполномоченного в администрации города Барнаула. Реализуются положения Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Алтайского края.
Рост инвестиционной активности ограничивает высокая стоимость электроэнергии в связи с отсутствием крупных электростанций в регионе. Также негативно влияет низкая обеспеченность инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой. Значительные расходы на выполнение технических условий по подключению к инженерным сетям делают инвестиционные проекты менее эффективными, а территорию города Барнаула - менее привлекательной для инвесторов. Кроме того, освоение новых промышленных площадок и микрорайонов жилищной застройки требует комплексного развития транспортной и коммунальной инфраструктуры.
С целью дальнейшего роста объема инвестиций в основной капитал и улучшения инвестиционной привлекательности города Барнаула необходимо решение следующих проблем:
длительность процедур по получению в аренду земельных участков и подготовке градостроительной документации;
наличие барьеров, связанных с порядком подключения к инженерным сетям;
малое количество инженерно-подготовленных инвестиционных площадок.
Благодаря реализации мероприятий Программы в части инвестиционной деятельности планируется:
обеспечить доступность информации об инвестиционном потенциале города Барнаула для максимально широкого круга потенциальных инвесторов, в том числе о наличии свободных земельных участков для реализации инвестиционных проектов;
обеспечить целенаправленное распространение позитивной информации об инвестиционном имидже города и его конкурентных преимуществах;
совершенствовать систему индивидуальной работы с потенциальными инвесторами, в том числе по подбору инвестиционных площадок, удовлетворяющих требования инвесторов;
сохранить положительную динамику притока инвестиций в основной капитал.
В современных условиях сфера туризма является одним из приоритетных направлений развития экономики. Она тесно связана с большим количеством смежных отраслей и обладает мультипликативным эффектом как с точки зрения создания рабочих мест, так и поступления налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В условиях меняющейся конкурентной среды, роста численности внутренних поездок растет конкуренция между городами и регионами России.
В силу своего географического расположения, наличия большого количества исторических, культурных достопримечательностей, рекреационных ресурсов город Барнаул имеет значительный туристический потенциал.
На территории города Барнаула расположен уникальный памятник промышленной архитектуры - "Комплекс сооружений сереброплавильного завода", около 400 объектов культурного наследия федерального и регионального значения, 100 коллективных средств размещения, широко развита сеть музейного и экскурсионного обслуживания. Запущены аккаунты "Барнаул Туризм" в социальных сетях "Вконтакте", "Одноклассники", мессенджере "Телеграмм", туристический портал города Барнаула с сервисом "Карта гостя", реализуются проекты, направленные на создание и развитие доступной туристской среды.
Основной задачей города Барнаула в современных условиях является развитие следующих приоритетных направлений:
продвижение туристического бренда;
проведение событийных мероприятий;
создание комфортной городской среды для жителей и туристов;
организация экскурсионной деятельности.
Программой предусмотрена реализация мероприятий, направленных на развитие туризма в городе Барнауле, в том числе за счет формирования конкурентоспособного туристического продукта, развития инфраструктуры, обеспечения качественных и доступных туристских услуг на территории города Барнаула.
На современном этапе развития экономики города Барнаула для предпринимательства основное значение приобретают эффективность ведения бизнеса, активизация производственной и инновационной деятельности, развитие человеческого потенциала и обеспечение устойчивого положения предприятий и их продукции на конкурентном рынке, как местном, так и межрегиональном и международном.
Среди основных проблем, препятствующих развитию предпринимательства в городе Барнауле, в настоящий период можно назвать следующие:
дефицит квалифицированных кадров на рынке труда;
несовершенство системы налогообложения;
высокие затраты на электроэнергию и транспортные расходы;
недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления;
нехватка свободных земельных участков для строительства новых объектов капитального строительства;
недостаточная производственно-хозяйственная кооперация между малым, средним и крупным бизнесом;
сложность прохождения разрешительных процедур при реализации инвестиционных проектов;
отсутствие у субъекта предпринимательства свободных денежных средств на реализацию инвестиционных проектов;
жители города Барнаула осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность.
Указанные проблемы в значительной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, необходимо обеспечить комплексный подход к их решению как на региональном, так и на муниципальном уровне, а также посредством межведомственного взаимодействия.
Для реализации потенциала СМСП должны быть сформированы условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики. Необходимо обеспечить механизмы, при которых поддержка малого предпринимательства становится инструментом, обеспечивающим решение наиболее важных в текущей и стратегической перспективе проблем, способствующие устойчивости бизнеса в условиях агрессивной и нестабильной внешней среды.
Реализация потенциала развития СМСП города Барнаула невозможна без организации эффективного межведомственного сотрудничества между органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, субъектами предпринимательства.
В целях развития СМСП в городе Барнауле, становления его как высокотехнологичного, инновационного, социально ориентированного и конкурентоспособного сектора экономики Алтайского края и города Барнаула необходима дальнейшая реализация мероприятий, направленных на оказание СМСП муниципальной поддержки.
Комплексная реализация мероприятий Программы будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства на территории города Барнаула, позволит проводить целенаправленную муниципальную политику в области поддержки предпринимательства и инвестиционной привлекательности города Барнаула, использование программного подхода позволит объединить усилия всех заинтересованных лиц.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы, цель и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Программы
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, целью государственной политики в данной сфере является развитие малого и среднего бизнеса как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Приоритеты региональной политики определены Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года, утвержденной законом Алтайского края от 06.09.2021 N 86-ЗС.
Стратегическими целями являются:
обеспечение занятости населения;
развитие самозанятости;
рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Муниципальная политика в сфере развития предпринимательства, туризма, потребительского рынка, уровня и качества жизни населения, повышения инвестиционной привлекательности города Барнаула определена Стратегией социально-экономического развития города Барнаула до 2025 года, утвержденной решением Барнаульской городской Думы от 19.12.2013 N 234.
Стратегическими целями в развитии вышеназванных сфер в городе Барнауле являются:
развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса и обеспечение ее доступности;
изменение отраслевой структуры СМСП за счет развития его производственной составляющей;
модернизация основных производственных фондов предприятий;
развитие производства пищевых продуктов (молочных, мясных, растительных масел, продуктов зернопереработки, плодово-ягодных культур, производства БАДов из натурального сырья) и детских товаров;
развитие предприятий по производству энергосберегающих товаров и изделий, широкое внедрение энергосберегающих технологий;
создание условий для развития внутреннего и въездного туризма, в том числе культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного и школьного;
создание инфраструктуры для развития конгрессно-делового и событийного туризма;
восстановление исторической части города Барнаула;
развитие гостиничного сервиса;
повышение качества услуг, оказываемых в сфере потребительского рынка;
создание условий для развития дистанционного способа продаж;
развитие рынка труда и содействие занятости населения;
повышение доходов населения относительно стоимости жизни;
повышение уровня благоустройства и инфраструктурное развитие города Барнаула;
привлечение средств частных инвесторов в сферы производства, оказания медицинских услуг, гостиничного сервиса, торговли и общепита.
Развитие обозначенных приоритетов и стратегических целей требует постоянного совершенствования существующих механизмов поддержки субъектов предпринимательства.
2.2. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для развития предпринимательства и туризма в городе Барнауле.
Достижение поставленной цели возможно при условии выполнения следующих задач:
предоставление СМСП и самозанятым гражданам финансовой, информационной, консультационной и имущественной поддержки;
создание условий для обеспечения жителей города Барнаула доступными услугами ППР;
развитие кадрового потенциала и создание рабочих мест;
привлечение инвестиционных ресурсов в город Барнаул;
создание условий для устойчивого развития туризма в городе Барнауле.
2.3. Конечные результаты реализации Программы
В результате реализации мероприятий Программы к 2030 году ожидается:
темп роста налоговых платежей, уплаченных с доходов СМСП, составит 118,7%;
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит 142300 человек;
количество СМСП, получивших поддержку в рамках реализации мероприятий Программы, составит 670 ед., в том числе выставочно-ярмарочных мероприятий, конференций - 124 ед.;
доля выполненных требований разделов Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в городе Барнауле составит 100% в год;
оборот розничной торговли крупных и средних организаций в расчете на душу населения составит не менее 500,0 тыс. рублей;
обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 человек населения составит не менее 1860,0 кв. м;
обеспеченность населения нестационарными торговыми объектами (торговыми павильонами и киосками) по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции составит не менее 9,0 ед. на 10000 человек;
число трудоустроенных граждан, с которыми легализованы трудовые отношения, составит 28500 человек;
численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, превысит 253,7 тыс. человек;
количество проведенных событийных мероприятий, направленных на продвижение города Барнаула, составит не менее 1 ед. в год.
2.4. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в течение 2024-2030 годов. При выполнении мероприятий Программы не предусматривается их деление на этапы.
3. Обобщенная характеристика мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы, указанный в приложении 2 к Программе, определен исходя из необходимости достижения ее целей, решения основных задач и сгруппирован в рамках реализуемых задач.
4. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Выполнение программных мероприятий за счет средств, ежегодно предусматриваемых в бюджете города Барнаула, позволит участвовать в краевых конкурсах на право софинансирования мероприятий Программы из краевого и федерального бюджетов.
Общий объем финансирования Программы за счет всех источников в 2024-2030 годах составляет 58608,9 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета города Барнаула:
в 2024 году - 8151,8 тыс. рублей;
в 2025 году - 8151,8 тыс. рублей;
в 2026 году - 8151,8 тыс. рублей;
в 2027 году - 8335,3 тыс. рублей;
в 2028 году - 8467,2 тыс. рублей;
в 2029 году - 8604,2 тыс. рублей;
в 2030 году - 8746,8 тыс. рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с решением о бюджете города на очередной финансовый год и на плановый период.
Объемы финансирования могут быть увеличены за счет привлечения субсидий из федерального и краевого бюджетов, выделяемых на финансирование мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Финансирование Программы является расходным обязательством города Барнаула.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, приведен в приложении 3 к Программе.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
Основными рисками при реализации Программы являются:
финансовый риск - недостаток средств бюджета города Барнаула для обеспечения реализации мероприятий Программы;
административный риск - неэффективная организация и управление процессами реализации Программы;
изменение федерального, регионального законодательства в сфере предпринимательской деятельности;
снижение интереса инвесторов к городу Барнаулу;
возникновение новых факторов, отрицательно влияющих на инвестиционную деятельность;
снижение туристского потока.
С целью минимизации влияния рисков на достижение цели и запланированных результатов в процессе реализации Программы возможно принятие следующих общих мер:
ежегодная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов;
определение приоритетов на первоочередное финансирование мероприятий Программы;
проведение ежеквартального мониторинга эффективности реализации мероприятий Программы;
продвижение инвестиционных возможностей города Барнаула, в том числе посредством распространения печатной продукции, информации о преимуществах города Барнаула в электронном виде в сети "Интернет", участия города Барнаула в рейтингах инвестиционной привлекательности;
адресная работа с каждым потенциальным инвестором;
проведение информационной кампании и продвижение туристического потенциала города Барнаула;
продвижение туристских продуктов города Барнаула в электронных и печатных средствах массовой информации;
организация и проведение мероприятий, в том числе событийных, направленных на привлечение туристов на территорию города Барнаула;
участие в международных туристических выставках.
Принятие общих мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем и участниками Программы в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
6. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности муниципальной программы, утвержденной постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ".
7. Механизм реализации Программы
Ответственный исполнитель Программы - КРППРиВТ:
обеспечивает разработку плана реализации мероприятий Программы, плана реализации индикаторов Программы, утверждает их муниципальным нормативным правовым актом;
организует реализацию Программы, принимает решение о внесении изменений в Программу в соответствии с установленными Порядком требованиями и несет ответственность за достижение индикаторов Программы, конечных результатов ее реализации, за эффективность расходования бюджетных средств, предусмотренных Программой;
предоставляет в КЭРиИД сведения, необходимые для проведения мониторинга;
проводит оценку эффективности Программы в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных Программ, утвержденной постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635;
запрашивает у участников Программы информацию, необходимую для разработки плана реализации мероприятий Программы и плана реализации индикаторов Программы, подготовки ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" автоматизированной информационной системы "Социально-экономическое развитие города Барнаула" (далее - АИС), проведения оценки эффективности Программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности Программы;
вносит ежеквартальные отчеты по Программе в модуль "Муниципальные программы" АИС;
несет ответственность за своевременность и полноту предоставления ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" АИС в КЭРиИД;
обеспечивает обязательную государственную регистрацию Программы в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Участники Программы:
осуществляют реализацию мероприятий Программы в рамках своей компетенции, а также несут ответственность за их исполнение;
предоставляют при разработке плана реализации мероприятий Программы и плана реализации индикаторов Программы предложения в части мероприятий ответственному исполнителю;
предоставляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов по Программе в модуле "Муниципальные программы" АИС в соответствии с планом реализации мероприятий Программы и планом реализации индикаторов Программы;
несут ответственность за своевременность и полноту предоставления ответственному исполнителю информации, необходимой для проведения оценки эффективности Программы и подготовки ежеквартальных отчетов в модуле "Муниципальные программы" АИС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.