г. Краснодар |
|
11 апреля 2022 г. |
Дело N А63-2303/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем веб-конференции, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Виал"" (ИНН 9102177780, ОГРН 1159102078387) - Керимовой Т.Э.к. (доверенность от 27.12.2021), от ответчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Ставропольская краевая клиническая больница" (ИНН 2633001171, ОГРН 1022601995833) - Языковой Е.Ф. (доверенность от 01.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Ставропольская краевая клиническая больница" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А63-2303/2021, установил следующее.
ООО "Торговый дом "Виал"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ГБУ здравоохранения Ставропольского края "Ставропольская краевая клиническая больница" (далее - учреждение) о взыскании 17 351 рубля 71 копейки неосновательного обогащения, 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением от 27.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2021, исковые требования удовлетворены, с учреждения в пользу общества взыскано 17 351 рубль 71 копейка неосновательного обогащения и 2 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суды не учли, что на поставщике лежит обязанность обосновать и подтвердить факт наступления обстоятельств непреодолимой силы. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что пандемия и ограничительные меры повлияли на невозможность своевременной поставки.
В отзыве на жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Суды установили и из материалов дела следует, что 09.10.2019 учреждение (заказчик) и общество (поставщик) заключили государственный контракт N 01212000047190010610001 на поставку лекарственного препарата "Эртапенем" для обеспечения нужд Ставропольского края (далее - контракт).
Поставка товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в следующем порядке: поставщик доставляет товар заказчику (учреждению) по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Семашко, 1 (пункт 1.4 контракта).
Цена контракта составляет 2 169 658 рублей 40 копеек, в том числе НДС 10% - 197 241 рубль 67 копеек (пункт 2.2 контракта). Срок поставки - 2020 год.
Поставщик производит доставку товара отдельными партиями в течение 5 (пяти) дней со дня получения заявки от заказчика и в течение 24 часов в случае экстренной необходимости, своими силами и средствами по адресу: 355030. Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Семашко, 1, склад учреждения.
Период поставок - не позднее 20.12.2020.
Заявка подается почтовым отправлением или электронной почтой или посредством факсимильной связи. В случае если заявка направляется посредством факсимильной связи, она считается полученной со дня ее направления поставщику. При подаче экстренной заявки она именуется "Экстренная заявка" (пункт 5.1 контракта).
Оплата контракта осуществляется по факту поставки всего товара, предусмотренного спецификацией, в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком товарной накладной, счета и (или) счета-фактуры и на основании подписанного акта приема-передачи (пункт 9.5 контракта).
На основании пункта 10.1 контракта поставщик при заключении контракта должен предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта в размере 10% начальной (максимальной) цены контракта. В случае если предложенная поставщиком цена контракта снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, обеспечение исполнения контракта предоставляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется поставщиком самостоятельно (пункт 10.2 контракта).
Согласно пункту 10.5 контракта обеспечение исполнения контракта распространяется на обязательства по возврату аванса (при наличии), уплате неустоек в виде штрафов, пени, предусмотренных контрактом, убытков, понесенных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств по контракту.
В пунктах 11.4.1 и 11.4.2 контракта стороны установили, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. Заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня следующего после истечения установленного контрактом исполнения обязательств в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.
10 января 2020 года заказчик по электронной почте на указанный поставщиком в реквизитах раздела 17 контракта электронный адрес (torgdomvial@mail.ru) направил заявку N 27 на поставку товара на сумму 267 033 рубля 60 копеек.
В установленный срок до 16.01.2020 товар по заявке учреждения не поставлен.
Общество поставило товар 20.01.2020; данный факт подтвержден товарной накладной от 15.01.2020 N 356.
В связи с нарушением срока поставки товара по указанной заявке учреждение направило обществу претензию от 12.03.2020 N 01-16/931 об уплате 278 рублей 16 копеек неустойки с 16.01.2020 по 20.01.2020.
Общество в письме от 05.06.2020 N 0506-4 ответило, что начисленную пеню признает и просит ее списать согласно Правилам N 783 по факту исполнения обязательств по контракту в полном объеме, поскольку неустойка составляет менее 5% от цены контракта.
09 апреля 2020 года заказчик по средствам электронной почты направил экстренную заявку на поставку товара N 255 на сумму 1 502 072 рубля.
В указанный срок до 15.04.2020 товар не поставлен, в связи с чем 29.04.2020 заказчик посредством электронной почты направил экстренную заявку на поставку товара от 29.04.2020 N 295 на сумму 1 502 072 рубля.
Заказчик также направлял экстренные заявки на поставку товара 18.05.2020 N 304, 01.06.2020 N 317 и 10.06.2020 N 338.
Товар был поставлен обществом 10.06.2020; данный факт подтвержден товарной накладной N 5100, то есть с просрочкой на 62 дня, что не отрицается поставщиком.
В связи с просрочкой исполнения обязательств учреждение направило обществу претензию от 17.06.2020 N 01-16/2426 с требованием в течение десяти дней с момента ее получения оплатить 17 073 рубля 55 копеек неустойки с 15.04.2020 по 15.06.2020.
Общество в письме от 19.06.2020 N 1906/2, направленном на электронную почту учреждения, ответило, что начисленную пеню признает и просит списать неустойку согласно Правилам N 783 по факту исполнения обязательств по контракту в полном объёме, поскольку неустойка составляет менее 5% от цены контракта.
Содержащиеся в письме и ответе на претензию от 12.03.2020 просьбы о списании неустойки, начисленной в связи с несвоевременным исполнением обязательств по контракту, оставлены без удовлетворения.
22 июня 2020 года учреждение в адрес АО КБ "Модульбанк" (далее - банк) направило требование от 18.06.2020 об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии N 01-16/2464, так как банк являлся гарантом перед учреждением (бенефициаром по банковской гарантии от 02.10.2019 N 198852 ВБЦ-19).
Банк осуществил выплату в пользу бенефициара (учреждения) в сумме 17 351 рубль 71 копейка; данный факт подтвержден платежным поручением от 06.07.2020 N 309.
06 июля 2020 года общество перечислило банку 17 351 рубль 71 копку в счет погашения задолженности по банковской гарантии от 02.10.2019 N 198852 ВБЦ-19; данный факт подтвержден платежным поручением N 852.
Полагая, что учреждение неправоверно не списало начисленную по условиям контракта неустойку и выставило требование о ее погашении банку, общество 19.10.2020 на электронную почту ответчика направило претензию от 15.10.2020 N 1510-18 со ссылкой на Правила N 783 и статью 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) с требованием в течение семи дней с момента получения претензии возвратить 17 531 рубль 71 копейку как неосновательное обогащение.
02 ноября 2020 года учреждение в ответе на претензию (исх. N 01- 16/5179) отказало обществу в списании суммы пеней, начисленной поставщику за ненадлежащее исполнение условий контракта со ссылкой на то, что Правила N 783 не распространяются на отношения сторон (общество не доказало, что пандемия и ограничительные меры повлияли на невозможность своевременной поставки товара и являются обстоятельствами непреодолимой силы).
В связи с неисполнением учреждением в добровольном порядке претензии о возврате денежных средств, общество обратилось с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 506 Гражданского кодекса по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 525 Гражданского кодекса поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено правилами названного Кодекса.
Согласно статье 526 Гражданского кодекса по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (часть 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Суды установили и сторонами не оспаривается, что общество допустило просрочку исполнения обязательств по поставке товара.
В письмах от 05.06.2020 N 0506-4 и от 19.06.2020 N 1906/2 общество указало, что начисленную пеню признает и согласно Правилам N 783 просит списать указанную сумму неустойки по факту исполнения обязательств по контракту в полном объеме, поскольку неустойка составляет менее 5% от цены контракта.
Частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б) в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 3 Правил установлено, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке:
а) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта;
б) если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до 01.01.2021, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" данного пункта;
в) если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 5 Правил при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015, 2016 или 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом;
б) в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 3 Правил, в дополнение к документам, указанным в подпункте "а" данного пункта, - информация администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика, автономного учреждения или юридического лица (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также автономным учреждением в случаях осуществления им закупок в соответствии с частью 4 или юридического лица в случаях осуществления им закупок в соответствии с частями 4 (1) и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ;
в) в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 3 Правил, - исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, истолковав по правилам статьи 431 Гражданского кодекса условия контракта, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принимая во внимание предусмотренные контрактом обязанности сторон и требования к его исполнению, установив, что общество исполнило контракт в полном объеме в 2020 году, размер предъявленной к взысканию неустойки не превышает 5% от цены контракта, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии правовых оснований для списания неустойки.
Аргумент заявителя о том, что общество не представило доказательств, подтверждающих, что пандемия и ограничительные меры повлияли на невозможность своевременной поставки, не обоснован.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242).
В материалы дела общество представило письмо от 09.03.2021 ООО "Джодас Экспоим", являющегося держателем регистрационного удостоверения от 22.04.2019 N ЛП-005483 поставляемого лекарственного препарата. В письме указано, что ООО "Джодас Экспоим" не смогло обеспечить продажу лекарственного препарата в связи с его отсутствием на складах и закрытыми границами иностранных государств для его экспорта. Реализация товара обществу стала возможной только в июне 2020 года. ООО "Джодас Экспоим" просило учесть изложенные обстоятельства объективными, не зависящими от общества обстоятельствами.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены. Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2021 по делу N А63-2303/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 305-ЭС18-5712).
Суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2022 г. N Ф08-2046/22 по делу N А63-2303/2021