Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Кировской области
от 15.12.2023 N 684-п
Государственная программа
Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей"
Стратегические приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации Государственной программы
Согласно статистическим данным на 01.01.2023 на территории Кировской области проживает 97 тысяч детей в возрасте от 7 до 13 лет и 246 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет, что делает молодежную политику одним из приоритетных направлений работы Правительства Кировской области.
Целенаправленное включение молодых людей в решение социально-экономических задач региона осуществляется через непосредственную подготовку молодежных проектов, участие в работе общественных организаций и объединений, реализацию инициатив за счет грантовых средств, участие в системе молодежного самоуправления, интеграцию молодых граждан в социокультурные отношения.
В регионе действуют отделения общероссийских молодежных организаций, региональные и местные организации, значительное количество неформальных объединений по интересам. В их деятельность на постоянной основе вовлечены порядка 96 тысяч молодых людей. В целях реализации государственной политики в интересах детей и молодежи в 2022 году создано новое Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи "Движение первых".
Основным механизмом системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи, создания комфортных условий для самореализации является Всероссийская форумная кампания и грантовые конкурсы различного уровня, участие в проектах платформы "Россия - страна возможностей". В регионе функционирует проектный офис по поддержке молодежных инициатив, работа которого направлена на организацию и проведение обучающих семинаров, оказание консультационной и методической поддержки по вопросам социального проектирования. Благодаря этому в регион привлекаются дополнительные финансовые ресурсы в виде грантов. Так, в 2022 году на реализацию 140 молодежных инициатив удалось привлечь почти 146 миллионов рублей, в 2021 году поддержку получили 144 проекта на общую сумму 121 миллион рублей.
С целью создания условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, внедрения технологии "социального лифта" на территории региона сформированы молодежные советы при главах всех муниципальных образований Кировской области, молодежный совет при Губернаторе Кировской области, представители общественных организаций и объединений включены в общественные советы органов исполнительной власти и местного самоуправления муниципальных образований Кировской области. Помимо советов молодежи, на территории региона осуществляют свою деятельность 288 органов ученического самоуправления и 393 органа студенческого самоуправления, Молодежное правительство Кировской области и Молодежный парламент Кировской области.
В регионе создан 21 муниципальный добровольческий центр, деятельность которых направлена на развитие и поддержку волонтерства, благотворительности и гражданских инициатив. Благодаря реализации ключевых мероприятий сферы добровольчества в 2022 году численность граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность, составила 82 451 человек, что на 9 785 человек больше, чем в 2021 году. В общероссийскую акцию взаимопомощи #МыВместе, начиная с 2020 года, включились более 2,5 тысяч волонтеров. С февраля 2022 года штабами "МыВместе" обеспечивается постоянное оказание помощи семьям военнослужащих, сбор гуманитарной и иной помощи, проведение отдельных мероприятий для военнослужащих и их семей, помощь пунктам набора граждан для службы по контракту.
Вместе с тем в молодежной среде существует комплекс проблем, сдерживающий ее развитие и приводящий к снижению интеллектуального и экономического потенциала Кировской области.
Одной из проблем при работе с молодежью является недостаточное кадровое обеспечение органов и учреждений, участвующих в реализации молодежной политики. Зачастую специалист по делам молодежи в администрациях муниципальных образований Кировской области совмещает работу по другим направлениям (спорт, туризм, культура и т.п.), что не позволяет эффективно реализовывать государственные задачи в полном объеме. Кроме того, значительное количество специалистов не имеют профильного образования или профессиональной подготовки. Так, в 2022 году штатная численность специалистов по молодежной политике на региональном и муниципальном уровне составила 225 человек. Доля специалистов с профильным образованием - 66%. Решением проблемы станет реализация комплекса мер, направленных на формирование профессионального сообщества в сфере молодежной политики, создание стабильного и соответствующего задачам молодежной политики кадрового состава, создание условий для обеспечения социальных и экономических гарантий для работников указанной сферы.
Также одной из ключевых проблем сферы молодежной политики является недостаточно развитая инфраструктура для работы с молодежью. Следует отметить, что мероприятия для молодежи проводятся на площадках различных организаций (дома культуры, образовательные организации, библиотеки, площади и пр.), что не позволяет создать постоянные точки притяжения молодых людей. В связи с отсутствием площадок для самореализации молодежи возникают проблемы криминогенного и антисоциального характера, и нередко молодежь начинает выражать свое мнение, используя деструктивные способы самовыражения, в том числе незаконные.
Поэтому одной из перспективных задач является создание современных творческих пространств, коворкингов, молодежных центров по принципу "третье место", которые могут открываться в виде отдельных помещений в домах культуры, библиотеках, домах творчества и др., а также оборудование прилегающих территорий для проведения на них молодежных проектов и мероприятий.
Повышается медиаграмотность молодых людей, поэтому важно осуществлять поиск новых способов коммуникации с молодежью, которым она будет оказывать высокую степень доверия. В частности, социологическое исследование, проведенное министерством молодежной политики Кировской области в 2022 году (далее - социологическое исследование), показало, что очень небольшая доля молодежи смотрит телевизор - 17%, слушает радио - 5% и читает газеты - 4%. Жизнь в цифровой сфере протекает в социальных сетях (71%), мессенджерах (28%), новостных порталах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (28%).
Для информирования молодежи о самореализации используются группы в социальных сетях, каналы в мессенджерах, сайты министерства молодежной политики Кировской области и Правительства Кировской области. Кроме того, проводятся очные презентации проектов и мероприятий, участие в теле- и радиоэфирах. Несмотря на высокий уровень информационного охвата в социальных сетях (952 тысячи единиц в 2022 году), существует потребность в улучшении качества подаваемого контента, необходимо учитывать не только особенность восприятия молодежи ("картинка" - красиво, современно, удобно, неформальное общение, простой и понятный язык), но и наполнение контента информацией, формирующей осознанное и уважительное отношение к традиционным ценностям Российской Федерации (семья, дети, мораль, справедливость, культура и др.).
В результате решения проблем, связанных с кадровым обеспечением сферы молодежной политики, развитием инфраструктуры для работы с молодежью и информационным обеспечением сферы, будут созданы все необходимые условия для реализации проектов и программ, направленных на воспитание самостоятельной, идейной, ответственной молодежи.
По данным социологического исследования, основными формами занятости молодежи являются обучение (47%) и работа (49%). При этом досуг молодежи достаточно разнообразен: спорт (32%), творчество (31%), активность в семейной жизни (25%), профессиональное развитие (21%), общественная жизнь (18%). Кроме того, 16% отдают предпочтение добровольчеству, а 7% - науке.
Реализация мероприятий, проводимых с молодежью, должна строиться на основе ее интересов и ключевых запросов, выявленных у молодых людей по результатам опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения: сильное социальное государство; дальнейшее развитие добровольчества; обеспечение возможностей для получения качественного образования; помощь в трудоустройстве; поддержка семьи и помощь в приобретении собственного жилья; помощь в сохранении здоровья; модернизация коммуникаций; обеспечение безопасной среды для жизни; создание комфортных условий для самореализации.
Также одним из основных направлений реализации молодежной политики является организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи. Данное направление на протяжении нескольких лет входит в систему национальных приоритетов Российской Федерации. Развитие сферы детского отдыха и оздоровления способствует социализации детей и молодежи, развитию их способностей, личностному и профессиональному самоопределению, а также культурному, образовательному и физическому развитию и оздоровлению.
Всего в 2022 году на территории Кировской области функционировали 468 организаций отдыха детей и их оздоровления (22 загородные стационарные организации отдыха и оздоровления, 444 учреждения с дневным пребыванием детей, 2 санаторно-курортные организации).
По итогам оздоровительной кампании 2022 года общий охват детей различными формами отдыха и оздоровления составил 58 036 несовершеннолетних. Кроме того, для 193 детей Кировской области был организован отдых в Краснодарском крае и Республике Крым.
Общее количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, которые были охвачены организованными формами отдыха и оздоровления, в 2022 году составило 17 170 несовершеннолетних (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья).
В то же время приоритетным остается развитие содержания реализуемых программ и проектов в организациях детей организациях отдыха детей и их оздоровления с учетом национальных целей и задач воспитания.
Особое внимание необходимо уделить ценностному содержанию воспитания на основе базовых российских конституционных ценностей (гражданских, общенациональных) и духовно-нравственной культуры многонационального народа России через систему воспитательных мероприятий и событий, формирования и развития детского коллектива.
В системе детского отдыха ключевым вопросом всегда выступает наличие профессионалов рядом с детьми в детском лагере - вожатых, педагогических сотрудников, врачей, поваров, обслуживающих служб, способных не только сопровождать детей, но и быть им наставниками и вдохновителями. Ежегодно в период оздоровительной кампании задействовано около 7 тысяч человек, из них почти 5 тысяч вожатых и педагогических работников, около 600 человек медицинского персонала. Развитие кадровой политики в отношении специалистов, задействованных в организации отдыха и оздоровления детей, продолжение развития профессионального сообщества организаторов детского отдыха в регионе, система подготовки квалифицированных кадров для сферы детского отдыха - все это позволит улучшить качество и увеличить количество тематик и профилей программ.
В то же время существует ключевая проблема сферы организации отдыха и оздоровления детей - устаревшая и не отвечающая современным требованиям материально-техническая база загородных лагерей отдыха и оздоровления детей в Кировской области. Большинство зданий построено в 60 - 70 годы XX века в деревянном исполнении, в связи с этим отсутствует возможность функционирования организаций детского отдыха и оздоровления в течение всего календарного года.
Решение проблемы по модернизации материально-технической базы позволит улучшить качественное функционирование детских оздоровительных организаций, создать новые места в детских загородных стационарных лагерях, увеличить охваты детей организованными формами отдыха.
Также одной из проблем является информационное сопровождение развития сферы детского отдыха, что включает в себя информированность родителей (законных представителей) о системе детского отдыха в регионе, нормативных требованиях к организации детского отдыха. Здесь необходимо создание единого информационного портала, содержащего исчерпывающую информацию о сфере детского отдыха в регионе.
Для решения вышеуказанных проблем в сфере молодежной политики и отдыха и оздоровления детей необходимо применение качественно новых подходов к совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах Кировской области.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Стратегические приоритетные направления государственной молодежной политики определены Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 28.04.2021 N 76 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2035 года".
Реализация Государственной программы направлена на достижение национальной цели Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов".
Целями Государственной программы являются:
увеличение доли молодых людей, вовлеченных в реализацию молодежной политики, к 2030 году до 80,5%;
формирование эффективной системы работы организаций отдыха и оздоровления детей.
3. Задачи государственной политики в сфере реализации Государственной программы
Для достижения целей Государственной программы должны быть решены следующие задачи:
реализация востребованных и актуальных проектов и программ по направлениям молодежной политики;
актуализация содержания программ детского отдыха в соответствии со стратегией развития воспитания в Российской Федерации и обеспечение их реализации;
обеспечение сферы молодежной политики и отдыха и оздоровления детей квалифицированными кадрами;
формирование современной и востребованной инфраструктуры сферы молодежной политики и отдыха и оздоровления детей;
обеспечение предоставления полной и доступной информации о возможностях для детей и молодежи в сфере молодежной политики и отдыха и оздоровления детей.
В результате реализации Государственной программы увеличится объем, разнообразие, доступность и качество предоставления услуг для детей и молодежи.
4. Предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета в рамках реализации Государственной программы
В рамках реализации Государственной программы планируется предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на выполнение расходных обязательств муниципальных образований Кировской области, в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований Кировской области по вопросам местного значения.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на оплату стоимости питания детей в лагерях, организованных муниципальными учреждениями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, с дневным пребыванием представлен в приложении N 1.
Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из областного бюджета на создание и развитие молодежных пространств представлен в приложении N 2.
Паспорт
государственной программы Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей"
1. Основные положения
Куратор Государственной программы |
Шумайлова С.В., заместитель Председателя Правительства Кировской области |
Ответственный исполнитель Государственной программы |
Барминов Г.А., министр молодежной политики Кировской области |
Соисполнитель Государственной программы |
Рысева О.А., министр образования Кировской области; Шулятьева О.Ю., министр социального развития Кировской области; Видякина Е.Э., министр здравоохранения Кировской области; Сулик С.В., министр спорта и туризма Кировской области |
Период реализации Государственной программы |
2024 - 2030 годы |
Цели Государственной программы |
увеличение доли молодых людей, вовлеченных в реализацию молодежной политики, к 2030 году до 80,5% |
формирование эффективной системы работы организаций отдыха и оздоровления детей | |
Направления (подпрограммы) Государственной программы |
молодежная политика |
отдых и оздоровление детей | |
Объемы финансового обеспечения за весь период реализации |
3 428 911,5 тыс. рублей |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации / государственными программами Российской Федерации |
национальная цель развития Российской Федерации "Возможности для самореализации и развития талантов" (показатели "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся", "Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов") / государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" |
2. Показатели Государственной программы
N п/п |
Наименование показателя |
Уровень показателя |
Признак возрастания/ убывания |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Базовое значение |
Значение показателя по годам |
Документ |
Ответственный за достижение показателя |
Связь с показателями национальных целей |
|||||||
значение |
год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
Цель "Увеличение доли молодых людей, вовлеченных в реализацию молодежной политики, к 2030 году до 80,5%" | ||||||||||||||||
1 |
Доля молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих на территории Кировской области, получивших услуги в рамках реализации молодежных программ (проектов), от общей численности молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих на территории Кировской области |
ГП |
возрастание |
% |
77,0 |
2023 |
77,5 |
78,0 |
78,5 |
79,0 |
79,5 |
80,0 |
80,5 |
|
министерство молодежной политики Кировской области |
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся |
2 |
Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью |
ВДЛ |
возрастание |
% |
7,3 |
2023 |
8,3 |
9,3 |
10,3 |
11,3 |
12,3 |
13,3 |
15,0 |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р; Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" |
министерство молодежной политики Кировской области |
увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов |
Цель "Формирование эффективной системы работы организаций отдыха и оздоровления детей" | ||||||||||||||||
1 |
Доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в организациях отдыха и оздоровления детей Кировской области в отчетном году, от общего числа детей школьного возраста, проживающих на территории Кировской области |
ГП |
возрастание |
% |
34,7 |
2023 |
35,0 |
35,5 |
36,0 |
36,5 |
37,0 |
37,5 |
38,0 |
|
министерство молодежной политики Кировской области |
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся |
3. Структура Государственной программы
N п/п |
Задачи структурного элемента |
Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента |
Связь с показателями |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Направление 1 "Молодежная политика" |
|||
1.1 |
Региональный проект "Развитие социальной активности в Кировской области" (куратор - Шумайлова С.В., заместитель Председателя Правительства Кировской области) |
|||
|
Ответственный за реализацию - министерство молодежной политики Кировской области |
Срок реализации - 2024 год |
||
|
Создание условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) |
создана возможность для самореализации граждан, снижен уровень безработицы и улучшено экономическое благосостояние общества за счет привлечения добровольцев (волонтеров) к реализации различных проектов и программ федерального и регионального уровней, увеличено число мероприятий в сфере добровольчества (волонтерства) |
доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью |
|
1.2 |
Региональный проект "Развитие системы поддержки молодежи" (куратор - Шумайлова С.В., заместитель Председателя Правительства Кировской области) |
|||
|
Ответственный за реализацию - министерство молодежной политики Кировской области |
Срок реализации - 2024 год |
||
|
Создание условий для эффективной самореализации молодежи, в том числе развитие инфраструктуры |
создана благоприятная среда для общения, обмена опытом и развития социальных навыков молодых людей, снижен уровень преступности среди молодежи, сформировано патриотически настроенное поколение, привлечены талантливые специалисты по работе с молодежью на местах |
доля молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих на территории Кировской области, получивших услуги в рамках реализации молодежных программ (проектов), от общей численности молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих на территории Кировской области |
|
1.3 |
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование молодежной политики Кировской области" |
|||
|
Ответственный за реализацию - министерство молодежной политики Кировской области |
- |
||
|
Создание условий для вовлечения молодежи в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития Кировской области |
увеличен объем, разнообразие, доступность и качество предоставления государственных услуг для молодежи, обеспечена профилактика асоциальных явлений в молодежной среде. Повышена социальная активность молодежи |
доля молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих на территории Кировской области, получивших услуги в рамках реализации молодежных программ (проектов), от общей численности молодых граждан в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих на территории Кировской области |
|
2 |
Направление 2 "Отдых и оздоровление детей" |
|||
|
Комплекс процессных мероприятий "Совершенствование отдыха и оздоровления детей" |
|||
|
Ответственный за реализацию - министерство молодежной политики Кировской области |
- |
||
|
Создание условий для эффективного функционирования системы детского отдыха и оздоровления |
сохранена и развита материально-техническая база загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления. В загородных детских лагерях созданы условия, отвечающие современным требованиям комплексной безопасности детского отдыха. Обеспечен отдых и оздоровление детей в организациях отдыха и оздоровления |
доля детей школьного возраста, получивших услугу отдыха и оздоровления в организациях отдыха и оздоровления детей Кировской области в отчетном году, от общего числа детей школьного возраста, проживающих на территории Кировской области |
4. Финансовое обеспечение Государственной программы
Наименование государственной программы, источник финансового обеспечения |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||||||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
Всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Государственная программа Кировской области "Реализация молодежной политики и организация отдыха и оздоровления детей" - всего |
557 845,9 |
541 122,0 |
541 494,4 |
447 112,3 |
447 112,3 |
447 112,3 |
447 112,3 |
3 428 911,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
8 904,5 |
64 764,6 |
63 796,9 |
|
|
|
|
137 466,0 |
областной бюджет |
548 616,6 |
476 032,6 |
477 372,7 |
446 787,5 |
446 787,5 |
446 787,5 |
446 787,5 |
3 289 171,9 |
местные бюджеты |
324,8 |
324,8 |
324,8 |
324,8 |
324,8 |
324,8 |
324,8 |
2 273,6 |
внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
|
|
Объем налоговых расходов Кировской области (справочно) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Нераспределенный резерв (бюджет Кировской области) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.