Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу
Министерства тарифного
регулирования и энергетики
Пермского края
от 20.12.2023 N 46-07-02-7
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2024 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее - Министерство по тарифам Пермского края, Министерство) регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2024 год (далее - Программа) разработана в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.
Программа представляет собой указанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению контролируемым лицом обязательных требований, и направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
I. Анализ текущего состояния осуществления контроля, описание текущего развития профилактической деятельности Министерства по тарифам Пермского края, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
Программа реализуется по следующему виду контроля (надзора):
- региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Контролируемыми лицами в рамках Программы являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулируемые виды деятельности.
Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Министерством по тарифам Пермского края мероприятий по контролю в рамках регионального государственного контроля (далее - Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования), утверждаются приказом Министерства. Данные Перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, размещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" и поддерживаются в актуальном состоянии.
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход.
Министерство по тарифам Пермского края является органом исполнительной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края.
Объектом регионального государственного контроля (надзора) является регулируемая деятельность контролируемых лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является соблюдение организациями, осуществляющими обращение с твердыми коммунальными отходами, обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, регулируемых на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании тарифов, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, раздельного учета доходов и расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, правильности применения регулируемых тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, использования инвестиционных ресурсов, учтенных при установлении тарифов, соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- без взаимодействия с контролируемым лицом:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- при взаимодействии с контролируемым лицом:
- документарная проверка;
- выездная проверка.
Контрольно-надзорная деятельность Министерства осуществляется посредством проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, путем организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии с законодательством, регулирующим осуществление государственного контроля (надзора), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
В 2023 году с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" плановые документарные проверки контролируемых лиц, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами не проводились.
В ходе осуществления мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в сфере в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В целях профилактики нарушений обязательных требований, Министерством осуществляются мероприятия:
- по размещению на официальном сайте Министерства по тарифам Пермского края https://mtre.permkrai.ru для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
- по информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством проведения публичных мероприятий по разъяснительной работе при непосредственном обращении и иными способами;
- по обобщению практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора) и размещению на официальном сайте Министерства соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
- по разработке и утверждению руководств по соблюдению обязательных требований с разъяснением критериев правомерного поведения, новых требований нормативных правовых актов, а также необходимых для реализации таких нормативных правовых актов организационных, технических мероприятий;
- по объявлению предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
В ходе проведения контрольных мероприятий одной из основных причин выявляемых нарушений является недостаточная осведомленность об обязательных требованиях законодательства в соответствующей регулируемой сфере деятельности контролируемых лиц. Первопричиной данной проблемы выступает не только незнание действующих норм законодательства, но и неверное их понимание, применение на практике.
II. Цели и задачи реализации программы профилактики рисков причинения вреда
Профилактика нарушений обязательных требований законодательства и иных нормативных правовых актов - это системно организованная деятельность Министерства по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности при проведении мероприятий по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- разъяснение контролируемым лицам обязательных требований.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
- выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
- создание условий для изменения ценностного отношения контролируемых лиц к рисковому поведению, формирование позитивной ответственности за свое поведение, поддержание мотивации к добросовестному поведению;
- формирование одинакового понимания обязательных требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и необходимых мерах по их исполнению;
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерство при разработке и утверждении настоящей программы профилактики рисков причинения вреда учитывает категории риска, к которым отнесены объекты контроля.
Министерство при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
При осуществлении Министерством регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрены следующие профилактические мероприятия согласно плану мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на 2024 год.
План
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в сфере регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) на 2024 год
N п/п |
Наименование мероприятия |
Периодичность проведения мероприятия |
Ответственное структурное подразделение Министерства |
1 |
Информирование |
В течение года (по мере необходимости) |
Административно-правовой отдел управления правового обеспечения |
2 |
Обобщение правоприменительной практики |
Не менее 1 раза в год |
Административно-правовой отдел управления правового обеспечения |
3 |
Объявление предостережения |
В течение года (по мере необходимости) |
Административно-правовой отдел управления правового обеспечения |
4 |
Консультирование |
В течение года (по мере необходимости) |
Административно-правовой отдел управления правового обеспечения |
5 |
Профилактический визит |
В течение года |
Административно-правовой отдел управления правового обеспечения |
Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся Министерством только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Информирование
Информирование осуществляется посредством: размещения сведений: на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" (https://mtre.permkrai.ru), в средствах массовой информации и в иных формах.
Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии следующие информацию и документы:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
6) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
7) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий);
8) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;
9) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
10) сведения о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
11) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
12) доклады о государственном контроле (надзоре);
13) иные сведения (при необходимости), предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
Подразделения и (или) должностные лица Министерства, ответственные за реализацию информирования: административно-правовой отдел управления правового обеспечения.
Контактные данные ответственного подразделения и (или) должностных лиц Министерства размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mtre.permkrai.ru/o-ministerstve/obshchaya-informatsiya/telefonnyy-spravochnik?sphrase_id=489243).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики осуществляется посредством: подготовки не реже 1 раза в год доклада о правоприменительной практике в срок до 1 марта и утверждения его приказом Министерства ежегодно до 12 марта года, следующего за отчетным.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, подлежит размещению на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mtre.permkrai.ru) в срок не позднее 3 дней со дня его утверждения.
Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Порядок осуществления публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике:
1. Уведомление контролируемых лиц, а также заинтересованных лиц о проведении публичного обсуждения проекта доклада размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mtre.permkrai.ru) не позднее чем за две недели до проведения мероприятия.
2. Уведомление должно включать в себя информацию о дате, времени и месте проведения публичного обсуждения, сведения о контактных лицах, адрес электронной почты для направления вопросов (обращений), замечаний и комментариев.
3. К уведомлению прилагается проект доклада.
4. Ответы на вопросы (обращения), замечания и комментарии даются в обобщенном виде при проведении самих публичных обсуждений. Если ответ на вопрос (обращение), замечание или комментарий не может быть дан до начала публичного мероприятия, он дается на следующем публичном мероприятии.
Подразделения и (или) должностные лица Министерства, ответственные за обобщение правоприменительной практики: административно-правовой отдел управления правового обеспечения.
Контактные данные ответственных подразделений и (или) должностных лиц Министерства размещены на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://mtre.permkrai.ru/o-ministerstve/obshchaya-informatsiya/telefonnyy-spravochnik?sphrase_id=489243).
3. Объявление предостережения
Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - Предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований в следующих случаях:
- при наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований;
- при отсутствии подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Министерство использует типовую форму Предостережения, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом".
Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ (статьи 21, 49).
Предостережение должно содержать следующую информацию:
- указание на соответствующие обязательные требования и предусматривающий их нормативный правовой акт;
- информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований;
- предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований.
Предостережение не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения Предостережения подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения. Порядок подачи и рассмотрения возражений в отношении Предостережения установлен Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий и в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.12.2021 N 1014-п, которое размещено на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Главная/Контрольно-надзорная деятельность/ Региональный контроль/Нормативно-правовое регулирование https://mtre.permkrai.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/regionalnyy-kontrol/normativno-pravovoe-regulirovanie/normativno-pravovoe-regulirovanie).
Министерство осуществляет учет объявленных Предостережений и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Подразделения и (или)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.