Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля,
описание текущего уровня развития профилактической деятельности органа муниципального контроля, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
1. Настоящая программа разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2021 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля.
2. Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
12) требований к безопасной эксплуатации и техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также требований к содержанию относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме вентиляционных и дымовых каналов.
3. Под контролируемыми лицами при осуществлении муниципального контроля понимаются граждане и организации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, указанные в статье 31 Федерального закона N 248-ФЗ, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат муниципальному контролю.
4. Объектами муниципального контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).
5. Исполнение муниципального жилищного контроля осуществляется в соответствии с:
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности";
- Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года";
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491;
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
- Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354;
- Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416;
- Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170;
- приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.05.2021 N 292-пр "Об утверждении правил пользования жилыми помещениями";
- Уставом муниципального образования городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- решением Думы города от 23.09.2021 N 814-VIДГ "О Положении о муниципальном жилищном контроле";
- постановлением Администрации города от 18.07.2023 N 3586 "Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда и признании утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов".
6. В 2023 году Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры трижды отказала в согласовании проведения внеплановых контрольных мероприятий в связи с отсутствием сведений, подтверждающих непосредственную угрозу причинения вреда, определенного пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля".
Обратила внимание, что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").
Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2023 году не установлено.
В связи с чем, в 2023 году плановые и внеплановые проверки не проводились при осуществлении муниципального контроля в отношении контролируемых лиц.
За девять месяцев 2023 года проведены следующие профилактические мероприятия:
- мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами осуществлялись в формате выездного обследования - 141;
- по итогам мероприятий объявлено предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований - 157;
- мониторинг, актуализация размещенных на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального жилищного контроля - 12;
- обобщение правоприменительной практики в форме доклада о правоприменительной практике - 1;
- информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере жилищного законодательства в отношении муниципального жилищного фонда;
- консультирование по вопросам, связанным с исполнением обязательных требований и осуществлением муниципального контроля - 60;
- проведение профилактического визита в форме профилактической беседы в режиме видео-конференц-связи в отношении 15 контролируемых лиц.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований способствует к побуждению контролируемых лиц к добросовестности, повышению ответственности контролируемых лиц, снижению количества выявляемых нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Мероприятия профилактики в сфере муниципального жилищного контроля направлены на предотвращение нарушений обязательных требований, что позволяет юридическим лицам принять неотложные меры для исключения административной ответственности, а также снижает количество жалоб граждан на качество услуг управляющих организаций.
Общее количество проведенных профилактических мероприятий за девять месяцев 2023 года составило 230, что на 6% превышает показатель аналогичного периода в 2022 году (показатель 2022 равен 216).
Целевыми (индикативными) показателями качества программы выступают:
Показатель |
Базовое значение за 9 месяцев 2022 |
Период |
за 9 месяцев 2023 | ||
Снижение количества нарушений законодательства, допущенных подконтрольными субъектами, выявленных при проведении проверок (показатель рассчитывается как отношение количества нарушений законодательства, выявленных в ходе контрольных мероприятий, к количеству нарушений, выявленных в ходе проведения контрольных мероприятий за предыдущий год) |
114 - 100% |
157 - 137% |
Количество проведенных профилактических мероприятий (показатель рассчитывается из необходимости организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в соответствии со статьей 45 Федерального закона N 248-ФЗ) |
216 |
230 |
Доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель рассчитывается как отношение количества контролируемых лиц, в отношении которых были проведены профилактические мероприятия, к общему количеству контролируемых лиц) |
39 - 100% |
24 - 61% |
Таким образом, в 2023 году наблюдается рост количества нарушений законодательства, выявленных в ходе контрольных мероприятий, к количеству нарушений, выявленных за аналогичный период предыдущего года. Это обусловлено перераспределением многоквартирных домов между управляющими организациями, в связи с процедурой ликвидации ООО "УК ДЕЗ ЦЖР" и реорганизацией в форме разделения ООО УК "Сервис-3" и создания новой компании ООО УК "Сургутсервис".
Показатель "Количество проведенных профилактических мероприятий" в 2023 году выполнен на 1,06 ед. (230). Невыполнение показателя на 0,94 ед. обусловлено снижением количества предоставленных консультаций в виду повышения юридической грамотности контролируемых лиц, а также своевременно проведенного обобщения правоприменительной практики.
Показатель "Доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия" снижен по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в виду эффективного взаимодействия контрольного органа с контролируемыми лицами направленного на предотвращение возможных нарушений обязательных требований. Целевой показатель качества программы достигнут.
Качественные показатели качества программы выполнены в полном объеме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.