Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕН
постановлением Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 20 декабря 2023 г. N 143/1105-8
Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации, и иных связанных с ними документов, и проведения выборки подписных листов
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и с учетом положений постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 22 ноября 2023 года N 138/1056-8 "О Перечне и формах документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации" (далее - постановление ЦИК России от 22 ноября 2023 года N 138/1056-8), от 6 декабря 2023 года N 139/1069-8 "О Положении о Рабочей группе по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации".
1.2. В случае если в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не ранее 27 декабря 2023 года и не позднее 18 часов по московскому времени 31 января 2024 года кандидатом либо уполномоченным им лицом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата (далее - уполномоченный представитель политической партии), представляются:
1.2.1. Пронумерованные и сброшюрованные в папки по субъектам Российской Федерации (не более 100 листов в одной папке) и иностранным государствам, на территориях которых осуществлялся сбор подписей избирателей, подписные листы с подписями избирателей в количестве:
не менее 300 тысяч и не более 315 тысяч - в поддержку самовыдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации, а если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей;
не менее 100 тысяч и не более 105 тысяч - в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации политической партией, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации, а если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.
Форма подписного листа установлена приложениями 1 и 2 к Федеральному закону.
1.2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (приложения N 23, N 23.1 к постановлению ЦИК России от 22 ноября 2023 года N 138/1056-8).
1.2.3. Список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (приложения N 24, N 24.1 к постановлению ЦИК России от 22 ноября 2023 года N 138/1056-8).
1.2.4. Документы, подтверждающие оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.
1.3. Прием документов, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, осуществляется Рабочей группой по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями политических партий в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации (далее - Рабочая группа).
1.4. При проведении выборки и при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат или его доверенное лицо (далее - кандидат), уполномоченный представитель по финансовым вопросам, уполномоченный представитель политической партии, а также иные лица, направленные кандидатом, политической партией, выдвинувшей кандидата, группой избирателей, созданной для поддержки самовыдвижения кандидата.
1.5. Кандидаты, уполномоченные представители политических партий, представившие установленное количество подписей избирателей, извещаются о проведении выборки и проверки подписных листов.
Извещения о проведении выборки и проверки подписных листов фиксируются в Журнале извещений кандидата, уполномоченного представителя политической партии, выдвинувшей кандидата, о проведении выборки и проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации (форма журнала приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку).
Присутствие кандидатов, уполномоченных представителей политических партий, иных лиц, указанных в пункте 1.4 настоящего Порядка, фиксируется в Журнале учета присутствия кандидата, представителей кандидата, уполномоченных представителей политических партий, выдвинувших кандидатов, при приеме, выборке и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации (форма журнала приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
1.6. Для обеспечения прохода в помещение, где осуществляется прием, выборка и проверка подписных листов, кандидаты, уполномоченные представители политических партий заблаговременно сообщают в Рабочую группу сведения о лицах, которые будут присутствовать при проведении процедур приема, выборки и проверки подписных листов (примерная форма уведомления приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку).
1.7. По окончании рабочего дня помещение, где осуществляется процедура проверки подписных листов, должно быть опечатано. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать лица, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка.
2. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
2.1. Рабочая группа осуществляет прием документов, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, после приема иных избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, и получения указания руководителя Рабочей группы.
2.2. Протокол об итогах сбора подписей избирателей регистрируется в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации для регистрации входящих документов. Подписные листы и список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, регистрируются как приложение к указанному протоколу. Данные протокола об итогах сбора подписей избирателей вводятся в ГАС "Выборы".
2.3. При приеме документов проверяется соответствие количества представленных подписных листов и подписей количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей.
При выявлении нарушения нумерации подписных листов необходимые изменения вносятся кандидатом, уполномоченным представителем политической партии с обязательным заверением своей подписью внесенных изменений в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3), при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
В случае выявления превышения максимально допустимого количества представленных подписей избирателей кандидату, уполномоченному представителю политической партии предлагается самостоятельно исключить необходимое количество подписей. Если кандидат, уполномоченный представитель политической партии отказывается от этого права, Рабочая группа принимает максимально разрешенное количество подписей, при этом отсчет производится последовательно, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа первой папки до достижения установленного количества.
После завершения указанной проверки каждая папка с подписными листами заверяется штампом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (форма оттиска приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку).
2.4. При необходимости по результатам проверки, указанной в пункте 2.3 настоящего Порядка, кандидатом, уполномоченным представителем политической партии уточняется протокол об итогах сбора подписей избирателей. С использованием ГАС "Выборы" формируется новый протокол об итогах сбора подписей избирателей с пометкой "Уточненный" по той же форме, что и первоначальный протокол, который подписывается кандидатом, уполномоченным представителем политической партии и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей избирателей.
3. Порядок проведения случайной выборки подписных листов
3.1. Подписные листы для выборочной проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей отбираются посредством случайной выборки подписных листов, которая проводится непосредственно после выдачи кандидату, уполномоченному представителю политической партии документа, подтверждающего прием представленных для регистрации документов, в том числе подписных листов с подписями избирателей.
3.2. Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей, а в случае если составлялся уточненный протокол, - его данные.
3.3. Единицей случайной выборки является папка с подписными листами.
3.4. В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 38 Федерального закона количество отбираемых для первоначальной проверки подписей избирателей составляет 60 тысяч подписей и является одинаковым для всех кандидатов на должность Президента Российской Федерации.
3.5. Если общее количество подписей избирателей, представленных кандидатом, уполномоченным представителем политической партии, меньше количества подписей избирателей, необходимого для регистрации, то выборка и дальнейшая проверка не проводятся.
3.6. Случайная выборка осуществляется путем обращения к соответствующей функции ГАС "Выборы", использующей генератор случайных чисел.
3.7. Программа, реализующая указанную функцию, случайным образом отбирает номера папок с подписными листами и последовательно суммирует количество подписей избирателей, содержащихся в выбранных папках с подписными листами, до достижения установленного количества - 60 тысяч подписей. Если в последней выбранной папке содержится большее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленного количества, к проверке должны отбираться подписи избирателей, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первой подписи избирателя первого подписного листа последовательно до достижения установленного количества.
3.8. Результаты случайной выборки оформляются протоколом случайной выборки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации (далее - протокол случайной выборки) (форма протокола приведена в приложении N 5 к настоящему Порядку). Протокол случайной выборки формируется после завершения отбора папок с подписными листами посредством ГАС "Выборы". Указанный протокол изготавливается на бумажном носителе в двух экземплярах и подписывается руководителем Рабочей группы либо членом Рабочей группы и кандидатом, уполномоченным представителем политической партии, присутствовавшим при проведении случайной выборки, и регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Один экземпляр протокола случайной выборки передается кандидату, уполномоченному представителю политической партии, подписавшему указанный протокол, второй остается в Рабочей группе и используется вместе с другими материалами для подготовки проекта решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
В случае если кандидат, уполномоченный представитель политической партии, присутствовавший при проведении случайной выборки, отказался подписать протокол случайной выборки, информация об этом указывается в данном протоколе.
3.9. В случае если в соответствии с пунктом 15 статьи 38 Федерального закона требуется проведение дополнительной проверки подписей избирателей, отбор подписных листов производится в вышеуказанном порядке. При этом отбор производится из числа папок с подписными листами, которые не были отобраны для первоначальной проверки. Количество подписей избирателей, отбираемых для дополнительной проверки, составляет 30 тысяч подписей избирателей, что является одинаковым для всех кандидатов на должность Президента Российской Федерации. Других дополнительных проверок не производится, и процедура случайной выборки более не повторяется.
3.10. Отобранные папки с подписными листами отделяются от остальных и передаются в Рабочую группу.
3.11. Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно.
4. Порядок проверки подписных листов
4.1. Процедура проверки подписных листов.
4.1.1. В ходе проверки подписных листов проверяется соблюдение порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверность содержащихся в них сведений об избирателях и о лицах, осуществлявших сбор подписей, а также достоверность подписей избирателей, лиц, осуществлявших сбор подписей, кандидатов, выдвинувшихся в порядке самовыдвижения, и их доверенных лиц, уполномоченных представителей политических партий.
4.1.2. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений с использованием кодов нарушений (таблица кодов нарушений приведена в приложении N 6 к настоящему Порядку).
4.1.3. Подпись избирателя признается проверяющим недействительной при обнаружении нарушений, указанных в пункте 8 статьи 38 Федерального закона (код нарушений 1), подпунктах 1, 2, 4, 5, 7-9, 11-14 пункта 11 статьи 38 Федерального закона (коды нарушений 3-5, 7-12, 15, 16, 19-22, 25-28, 31, 34-37, 39-45).
4.1.4. Подпись признается проверяющим недостоверной (недействительной) при установлении нарушений, указанных в пункте 10 статьи 38 Федерального закона (код нарушений 2), подпунктах 6, 8 и 10 пункта 11 статьи 38 Федерального закона (коды нарушений 13, 14, 17, 18, 23, 24, 29, 30, 32, 33, 38), на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона заключение эксперта излагается в письменной форме в ведомости проверки подписных листов или ином документе. Заключение эксперта может служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
При необходимости эксперты могут использовать сведения, имеющиеся в информационных базах данных соответствующих государственных органов.
4.1.5. Данные об избирателе проверяются с использованием подсистемы "Регистр избирателей, участников референдума" ГАС "Выборы" (далее - Регистр) на предмет достоверности указанных в подписных листах сведений.
При выявлении расхождений между персональными данными избирателя, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных об избирателе в МВД России или в территориальный орган МВД России (через соответствующую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации) направляется запрос, подписанный руководителем Рабочей группы, в целях получения официальной справки о достоверности сведений, содержащихся в подписном листе. Запрос направляется по форме, указанной в приложениях N 7 и N 8 к Протоколу N 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 2 сентября 2016 года N 08/14295-2016/1/8913 (с учетом изменений, внесенных Протоколом N 3 от 8 мая 2020 года).
Запросы в МВД России направляются нарочным, запросы в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - посредством ГАС "Выборы".
Подпись признается проверяющим недействительной при установлении нарушений, указанных в подпункте 3 пункта 11 статьи 38 Федерального закона (код нарушений 6), на основании официальной справки МВД России либо заключения эксперта, привлеченного к проверке.
4.1.6. При проверке подписных листов может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основании оцифрованных записей, содержащихся в подписных листах, автоматизированные запросы к Регистру, а также формирующее группы схожих почерков для дальнейшего анализа экспертами-почерковедами.
4.1.7. Данные о лицах, содержащиеся в списке лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, используются при проверке подписных листов, а именно: сведения в подписных листах должны соответствовать сведениям, указанным в списке, удостоверенном нотариусом. Кроме того, эксперты-почерковеды могут использовать при исследовании подписных листов содержащиеся в указанном списке выполненные собственноручно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, фамилию, имя, отчество и подпись.
4.1.8. Внесение дополнений и уточнений в список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, пунктом 20 статьи 38 Федерального закона не предусмотрено.
4.2. Оформление результатов проверки.
4.2.1. Результаты проверки подписных листов заносятся в ведомости проверки подписных листов (форма ведомости проверки подписных листов приведена в приложении N 7 к настоящему Порядку), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными (в виде кодов нарушений) с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а при выбраковке подписного листа в целом - количество подписей на подписном листе (в соответствии с таблицей кодов нарушений).
Ведомость проверки подписных листов составляется на каждую проверяемую папку и может быть составлена на одном или нескольких листах.
Каждый лист ведомости проверки подписных листов подписывается проверяющим и (или) экспертом (экспертами) в случае, если недостоверной и (или) недействительной подпись (подписи) признавалась (признавались) на основании его (их) заключения (заключений).
4.2.2. После окончания проверки подписных листов Рабочая группа рассматривает ведомости проверки подписных листов, заключения экспертов, справки МВД России о достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и иные документы, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными и (или) недействительными.
4.2.3. По результатам рассмотрения и обобщения информации, содержащейся в документах, указанных в пункте 4.2.2 настоящего Порядка, составляется итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации (далее - Итоговый протокол) (форма Итогового протокола приведена в приложении N 8 к настоящему Порядку).
Итоговый протокол подписывается членом Рабочей группы и руководителем Рабочей группы, а в случае его отсутствия - заместителем руководителя Рабочей группы. Подписанный протокол регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его копия выдается кандидату, уполномоченному представителю политической партии.
В Итоговом протоколе указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом, уполномоченным представителем политической партии.
4.2.4. В случае если при проверке первоначально отобранных подписных листов доля недостоверных и (или) недействительных подписей составит пять и более процентов от числа отобранных для проверки, формируется протокол итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность Президента Российской Федерации (далее - Протокол итогов) (форма Протокола итогов приведена в приложении N 9 к настоящему Порядку). Протокол итогов подписывается членом Рабочей группы и руководителем Рабочей группы, а в случае его отсутствия - заместителем руководителя Рабочей группы. Подписанный Протокол итогов регистрируется как исходящий документ в порядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его копия выдается кандидату, уполномоченному представителю политической партии.
В Протоколе итогов указывается дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом, уполномоченным представителем политической партии.
После регистрации Протокола итогов и выдачи его копии кандидату, уполномоченному представителю политической партии руководитель Рабочей группы дает указание о проведении дополнительной случайной выборки и проверки.
Если по результатам проверки первоначально отобранных подписных листов количества представленных достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, оказалось недостаточно для регистрации кандидата, то дополнительная случайная выборка и проверка не проводятся, и составляется Итоговый протокол.
4.2.5. Копия Итогового протокола заверяется руководителем Рабочей группы, а в случае его отсутствия - заместителем руководителя Рабочей группы, с проставлением печати Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (форма заверительной надписи приведена в приложении N 10 к настоящему Порядку) и передается кандидату, уполномоченному представителю политической партии не менее чем за двое суток до дня заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации.
После получения копии Итогового протокола кандидат, уполномоченный представитель политической партии может представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной и (или) недействительной. Также кандидат, уполномоченный представитель политической партии может ознакомиться с подписными листами, представленными данным кандидатом, уполномоченным представителем политической партии.
4.2.6. Если после проведения дополнительной проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо если после проведения дополнительной проверки суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило пять и более процентов от общего количества подписей избирателей, отобранных для проверки, кандидату, уполномоченному представителю политической партии по его письменному заявлению одновременно с заверенной копией Итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы, а в случае его отсутствия - заместителем руководителя Рабочей группы, копии ведомостей проверки подписных листов, в которых изложены основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными (форма заверительной надписи приведена в приложении N 10 к настоящему Порядку).
4.2.7. По результатам рассмотрения письменных возражений, указанных в пункте 4.2.5 настоящего Порядка, составляется справка о результатах рассмотрения возражений.
4.2.8. Итоговый протокол прилагается к решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации. Внесение изменений в протокол после принятия соответствующего решения не допускается.
4.2.9. Повторная проверка подписных листов после принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть осуществлена только Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 84 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
5. Хранение подписных листов и иных документов
5.1. После завершения проверки подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, сообщения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации хранятся в специально оборудованном помещении Рабочей группы отдельно по каждому кандидату.
Протоколы об итогах сбора подписей избирателей (в том числе уточненные), списки лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей (на бумажных носителях), протоколы случайной выборки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки, хранятся в помещении Рабочей группы.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов несет заместитель руководителя Рабочей группы.
5.2. Члены Рабочей группы в течение десяти дней со дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации передают на временное хранение в архив Центральной избирательной комиссии Российской Федерации документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Порядка. Подготовку документов и их передачу в архив организует руководитель Рабочей группы.
Указанные документы хранятся в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов. По истечении указанного срока хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.