г. Краснодар |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А61-2727/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Алексеева Р.А. и Ташу А.Х., при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия - Алания (протокол судебного заседания ведет помощник судьи Королькова Н.Н.), от истца - акционерного общества "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090) - Кокоевой Н.Ж. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие ответчика - администрации местного самоуправления города Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087), третьих лиц: публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", общества с ограниченной ответственностью "Жилье 2010", общества с ограниченной ответственностью "СУ-1", общества с ограниченной ответственностью "Просвет", Кавказского управления Ростехнадзора по Республике Северная Осетия-Алания, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации местного самоуправления города Владикавказа на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А61-2727/2019, установил следующее.
АО "Севкавказэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - ответчик, администрация) о взыскании 4 390 026 рублей 94 копеек стоимости потерь в электрических сетях с 01.03.2018 по 14.01.2019 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ПАО "Россети Северный Кавказ" (далее - компания), ООО "Жилье 2010", ООО "СУ-1", ООО "Просвет", Кавказское управление Ростехнадзора по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление).
Решением от 16.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.01.2022, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суды не приняли во внимание, что спорные объекты электросетевого хозяйства не были подключены к сетям сетевой организации в порядке, предусмотренном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Энергоустановки допущены в эксплуатацию за пределами спорного периода (24.07.2019). В рамках надлежащего технологического присоединения энергоустановки администрации, расположенные в квартале ул. Московская, пр. Доватора, ул. Х. Мамсурова, ул. Барбашова г. Владикавказа, до фактической подачи на них напряжения и мощности должны были получить разрешение управления на допуск их в эксплуатацию. Акт об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства администрации, расположенных в названном квартале улиц г. Владикавказа, по точкам присоединения от Ф-23 и Ф-32, ТП-5 ПС Юго-Западная в материалы дела не представлен. Суды не учли результаты экспертизы акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556, из которой следует, что подпись на четвертом листе акта в строке "Начальник управления по строительству администрации" выполнена не Беслекоевым З.А., а другим лицом, что свидетельствует о возможной фальсификации акта. Из актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 06.11.2012 N 07/362 и от 29.03.2014 N 07/931 следует, что ранее электроснабжение 18 микрорайона осуществлялось от иной точки поставки - РП-ТП-10. Выдача ответчиком разрешений на ввод в эксплуатацию многоквартирных домов в названном микрорайоне в период технологического присоединения к РП-ТП-5 не имеет значения для настоящего дела. Суды не учли, что представленный в материалы дела расчет исковых требований основан на показаниях приборов учета, снятых в одностороннем порядке, без уведомления администрации; приборы учета устанавливались без ведома администрации в одностороннем порядке и до осуществления технологического присоединения. Поэтому расчет истца не обоснован и не подтверждает объем перетока электроэнергии в сети ответчика.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, администрация является собственником объектов электросетевого хозяйства в микрорайоне 18 г. Владикавказа, к которым подключены многоквартирные жилые дома (МКД).
Сети администрации подключены к Ф-23 и Ф-32 ПС Юго-Западная, принадлежащих компании, на границе балансовой принадлежности их сетей установлены приборы учета.
С 01.03.2018 по 14.01.2019 общество поставляло в МКД электроэнергию. Объем потерь электроэнергии в сетях администрации по данным общества составил 975 667 кВт/ч на сумму 4 390 026 рублей 94 копейки.
В связи с неисполнением администрацией обязательств по оплате стоимости потерь электрической энергии общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 26, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пунктами 128, 129 и 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами N 861, оценив представленные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу том, что лицом, обязанным оплачивать стоимость потерь является администрация, в собственности которой в спорный период находились объекты электросетевого хозяйства. При этом отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях. Данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства действующим законодательством.
Суды исходили из того, что объекты электросетевого хозяйства администрации фактически присоединены к сетям компании на основании договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям от 28.08.2010 N 407/2010 и акта о выполнении технических условий от 03.07.2017 N 257/2017.
Объем фактических потерь электрической энергии общество определило в соответствии с положениями пункта 50 Правил N 861 как разницу между объемом электроэнергии, поставленным в электрическую сеть администрации, и объемом электрической энергии, вышедшем из ее электрической сети.
Администрация каких-либо доказательств, опровергающих достоверность расчета общества, не представила (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод администрации о том, что спорные объекты электросетевого хозяйства фактически не были присоединены к электрическим сетям сетевой организации, и энергоснабжение МКД осуществлялось от иного питающего центра, минуя электрические сети и трансформаторные подстанции администрации, документально не подтвержден.
Ссылка ответчика на доследственную экспертизу, согласно которой подпись на четвертом листе акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 выполнена не Беслекоевым З.А. (начальник управления по строительству администрации), а иным неустановленным лицом, не принята апелляционным судом, поскольку указанное исследование проведено за рамками рассмотрения настоящего спора, а утверждение о возможной фальсификации акта о выполнении технических условий от 03.05.2018 N 556 носит предположительный характер.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, сделаны при правильном применении норм права.
Доводы заявителя жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а указывают на несогласие с судебной оценкой доказательств, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 16.11.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2022 по делу N А61-2727/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая спор, руководствуясь статьями 26, 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), пунктами 128, 129 и 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, Правилами N 861, оценив представленные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу том, что лицом, обязанным оплачивать стоимость потерь является администрация, в собственности которой в спорный период находились объекты электросетевого хозяйства. При этом отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях. Данная обязанность возложена на собственников и иных владельцев сетевого хозяйства действующим законодательством.
...
Объем фактических потерь электрической энергии общество определило в соответствии с положениями пункта 50 Правил N 861 как разницу между объемом электроэнергии, поставленным в электрическую сеть администрации, и объемом электрической энергии, вышедшем из ее электрической сети."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2022 г. N Ф08-2444/22 по делу N А61-2727/2019