г. Краснодар |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А53-30428/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании взыскателя - государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" (ИКЮЛ 51020281, ОГРН 1219900104654), должника - общества с ограниченной ответственностью "Рубин" (ИНН 6162081340, ОГРН 1196196021174), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Донецкая железная дорога" на определение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2022 по делу N А53-30428/2021, установил следующее.
Государственное унитарное предприятие Донецкой народной Республики "Донецкая железная дорога" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ООО "Рубин" (далее - общество) о признании и приведении в исполнение решения Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 29.03.2021 по делу N 5/200/458/2021.
Определением от 31.01.2022 в удовлетворении заявления предприятию отказано по мотиву отсутствия между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой международного договора, регулирующего порядок исполнения в Российской Федерации решений судов Донецкой Народной Республики, а также договоров о взаимной правовой помощи, регулирующих вопросы взаимного исполнения решений. Указом Президента Российской Федерации от 18.02.2017 N 74 "О признании документов, выданных гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" (далее - Указ от 18.02.2017 N 74) временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений в Российской Федерации признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях. Указ от 18.02.2017 N 74 содержит исчерпывающий список временно признанных Российской Федерацией документов.
В кассационной жалобе и дополнениях предприятие просит определение от 31.01.2022 отменить, заявление удовлетворить, указав, что признание и приведение в исполнение решения от 29.03.2021 по делу N 5/200/458/2021 установлено Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 20.03.1992 "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности", ратифицированным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.10.1992 N 3620-1, Соглашением Правительств государств - участников стран СНГ от 06.03.1998 "О порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества", Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Кроме того, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.08.1960 ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций от 10.06.1958 "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений". Указом от 18.02.2017 N 74 и Указом Президента Российской Федерации от 15.11.2021 N 657 "Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины" (далее - Указ от 15.11.2021 N 657) на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений принят ряд мер, необходимых для реализации данных указов. Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2022 N 71 "О Признании Донецкой Народной Республики" Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести переговоры с Донецкой стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном порядке предложение о его подписании. Более того, принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации Федеральный закон от 22.02.2022 N 150-ФЗ "О ратификации договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" (далее - Закон от 22.02.2022 N 150-ФЗ), который предусматривает сотрудничество по широкому спектру направлений в политической, экономической, социальной, военной, гуманитарной сферах.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
Участвующие в деле лица явку в суд кассационной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом в силу статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в отсутствие взыскателя и должника в соответствии с частью 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе с дополнениями, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что обжалуемое определение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, предприятие обратилось в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с иском к обществу о взыскании 6 919 999 рублей 80 копеек задолженности по договору от 30.09.2019 N Д/Т-19179/НЮдох и 69 199 рублей 99 копеек штрафа вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по оплате услуг транспортной экспедиции.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 29.03.2021 по делу N 5/200-458/2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме: с общества в пользу предприятия взыскано 6 919 999 рублей 80 копеек задолженности по договору транспортной экспедиции от 30.09.2019 N Д/Т-19179/НЮдох за период с июня 2019 года по апрель 2020 года, 69 199 рублей 99 копеек штрафа, а также 50 тыс. рублей судебного сбора (вступило в законную силу 16.04.2021).
19 апреля 2021 года взыскателю выданы приказы N 1, 2 о принудительном исполнении судебного акта (л. д. 13, 14).
Ссылаясь не исполнение должником судебного решения от 29.03.2021 по делу N 5/200-458/2021, предприятие обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании и приведении в исполнение судебного акта Арбитражного суда Донецкой Народной Республики.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.
В целях придания судебному акту иностранного суда статуса законного и исполнимого на территории государства исполнения международные договоры и национальное законодательство предусматривают процедуру легализации таких актов, направленную на придание такому акту юридической силы в государстве исполнения.
Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений осуществляется по правилам, установленным в главе 31 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 241 Кодекса решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 243 Кодекса при рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения, предусмотренных статьей 244 Кодекса, путем исследования представленных в арбитражный суд доказательств, обоснования заявленных требований и возражений, а также разъяснений иностранного суда или третейского суда, принявших решение, если арбитражный суд истребует такие разъяснения.
На основании части 1 статьи 244 Кодекса арбитражный суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда полностью или в части в случае, если: решение по закону государства, на территории которого оно принято, не вступило в законную силу (пункт 1); сторона, против которой принято решение, не была своевременно и надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела или по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения (пункт 2); рассмотрение дела в соответствии с международным договором Российской Федерации или федеральным законом относится к исключительной компетенции суда в Российской Федерации (пункт 3); имеется вступившее в законную силу решение суда в Российской Федерации, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (пункт 4); на рассмотрении суда в Российской Федерации находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или суд в Российской Федерации первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям (пункт 5); истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен арбитражным судом (пункт 6); исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Российской Федерации (пункт 7).
Приведенные в части 1 статьи 244 Кодекса основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
В пункте 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 96 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" разъяснено, что арбитражный суд при рассмотрении вопроса об извещении стороны, против которой принято решение, проверяет, не была ли она лишена возможности защиты в связи с отсутствием фактического и своевременного извещения о времени и месте рассмотрения дела, и отказывает в признании и приведении в исполнение иностранного арбитражного решения, если это право было нарушено.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал на отсутствие между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой на момент вынесения определения от 31.01.2022 договора, регулирующего порядок исполнения в Российской Федерации решений судов Донецкой Народной Республики, а также договоров о взаимной правовой помощи, регулирующих вопросы взаимного исполнения решений. Указом от 18.02.2017 N 74 временно, на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений в Российской Федерации признаются действительными документы, удостоверяющие личность, документы об образовании и (или) о квалификации, свидетельства о рождении, заключении (расторжении) брака, перемене имени, о смерти, свидетельства о регистрации транспортных средств, регистрационные знаки транспортных средств, выданные соответствующими органами (организациями), фактически действующими на территориях указанных районов, гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на этих территориях (данный акт содержит исчерпывающий список временно признанных Российской Федерацией документов).
Суд кассационной инстанции считает необходимым указать следующее.
Указами от 18.02.2017 N 74 и от 15.11.2021 N 657 на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений принят ряд мер, направленных на оказание поддержки Российской Федерацией ДНР, в том числе в экономической сфере. Указом от 21.02.2022 N 71 Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести переговоры с Донецкой стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном порядке предложение о его подписании. Законом от 22.02.2022 N 150-ФЗ ратифицирован договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, подписанный 21.02.2022 в городе Москве, устанавливающий международно-правовую основу для развития межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой в соответствии с принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения и защиты прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения международных обязательств, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права. Договором предусмотрено, что стороны тесно сотрудничают в области внешней политики, укрепления мира, защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, а также прилагают скоординированные усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы сторон.
В этой связи отказ в признании и приведении в исполнение решения Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 29.03.2021 по делу N 5/200-458/2021 по формальным основаниям недопустим. В то же время, поскольку заявление предприятия по существу не рассмотрено, наличие (отсутствие) оснований для отказа в признании и приведении в исполнение судебного решения, не проверено, коллегия окружного суда считает обжалуемое определение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит рассмотреть заявление взыскателя по существу, дать оценку всем доводам сторон, проверить наличие установленных процессуальным законом оснований (статья 244 Кодекса) к отказу в приведении в исполнение решения Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 29.03.2021 по делу N 5/200/458/2021, после чего вынести законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 31.01.2022 по делу N А53-30428/2021 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указами от 18.02.2017 N 74 и от 15.11.2021 N 657 на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений принят ряд мер, направленных на оказание поддержки Российской Федерацией ДНР, в том числе в экономической сфере. Указом от 21.02.2022 N 71 Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести переговоры с Донецкой стороной о подготовке проекта договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и представить в установленном порядке предложение о его подписании. Законом от 22.02.2022 N 150-ФЗ ратифицирован договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой, подписанный 21.02.2022 в городе Москве, устанавливающий международно-правовую основу для развития межгосударственных отношений между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой в соответствии с принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправия и невмешательства во внутренние дела, соблюдения и защиты прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения международных обязательств, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права. Договором предусмотрено, что стороны тесно сотрудничают в области внешней политики, укрепления мира, защиты суверенитета, территориальной целостности и обеспечения безопасности Российской Федерации и Донецкой Народной Республики, а также прилагают скоординированные усилия для содействия урегулированию региональных конфликтов и иных ситуаций, затрагивающих интересы сторон."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2022 г. N Ф08-2898/22 по делу N А53-30428/2021
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2898/2022