Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
экономического развития и торговли
Республики Марий Эл
от 18 марта 2015 г. N 65
(в редакции приказа Министерства
промышленности, экономического
развития и торговли
Республики Марий Эл
от 30 марта 2023 г. N 69)
Дополнительные и обосновывающие материалы
государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы"
Методика оценки эффективности реализации Государственной программы
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится с учетом следующих составляющих:
а) оценка степени достижения целей и решения задач Государственной программы;
б) оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу;
в) оценка степени реализации основных мероприятий, ведомственных целевых программ и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации (далее - оценка степени реализации мероприятий);
г) оценка степени соответствия запланированному уровню расходов;
д) оценка эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
е) оценка эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу.
Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу, оценки степени реализации мероприятий, оценки степени соответствия запланированному уровню расходов и оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации Государственной программы, которая определяется с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу.
Оценка степени реализации мероприятий
Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СР м=М в/М,
где:
СР м - степень реализации мероприятий;
М в - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Расчет степени реализации мероприятий осуществляется на уровне основных мероприятий подпрограмм и (или) ведомственных целевых программ.
Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95 процентов от запланированного и не хуже значения показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию.
В случае если для определения результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений данных показателей (индикаторов) к запланированным значениям данных показателей (индикаторов), выраженное в процентах;
мероприятие, предусматривающее разработку или принятие нормативных правовых актов Республики Марий Эл, считается выполненным в случае разработки или принятия нормативного правового акта Республики Марий Эл в установленные сроки;
мероприятие, предусматривающее строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, считается выполненным в случае окончания строительства или реконструкции объектов капитального строительства в установленные сроки;
мероприятие, предусматривающее достижение качественного результата, считается выполненным в случае его достижения (проводится экспертная оценка).
Оценка степени соответствия запланированному уровню расходов
Степень соответствия запланированному уровню расходов оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
СС уз=З ф/З п,
где:
СС уз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
З ф - фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
З п - плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
В составе показателя "степень соответствия запланированному уровню расходов" учитываются расходы из всех источников финансирования.
В качестве плановых расходов из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующей подпрограммы в соответствии со сводной бюджетной росписью на отчетный год по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В качестве плановых расходов из средств иных источников используются данные по объемам расходов, предусмотренных за счет соответствующих источников на реализацию подпрограммы в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности реализации государственной программы редакцией государственной программы.
Оценка эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл
Эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по следующей формуле:
Э ис=СР м/СС уз,
где:
Э ис - эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
СР м - степень реализации мероприятий, полностью или частично финансируемых из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл;
СС уз - степень соответствия запланированному уровню расходов из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.
Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу
Для оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм, входящих в Государственную программу, определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СД п/ппз=ЗП п/пф/ЗП п/пп;
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СД п/ппз=ЗП п/пп/ЗП п/пф,
где:
СД п/ппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
ЗП п/пф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗП п/пп - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
В случае, если подпрограммой установлено целевое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы (далее - показатель (индикатор), равное нулю, при фактическом значении показателя (индикатора), равном нулю, степень достижения планового значения показателя (индикатора) принимается равной 1. При фактическом значении показателя (индикатора), не равном нулю, соответствующий показатель (индикатор) считается недостигнутым, степень достижения планового значения показателя (индикатора) принимается равной 0.
Степень достижения целей и решения задач подпрограммы, входящей в Государственную программу (далее - степень реализации подпрограммы), рассчитывается по формуле:
,
где:
СР п/п - степень реализации подпрограммы;
СД п/ппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если СД п/ппз больше 1, значение СД п/ппз принимается равным 1.
Оценка эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу
Эффективность реализации подпрограммы, входящей в Государственную программу (далее - подпрограмма), оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по следующей формуле:
ЭР п/п=СР п/пЭ ис,
где:
ЭР п/п - эффективность реализации подпрограммы;
СР п/п - степень реализации подпрограммы;
Э ис - эффективность использования средств республиканского бюджета Республики Марий Эл (либо, по решению ответственного исполнителя, - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы).
В случае, если на реализацию подпрограммы бюджетные ассигнования из республиканского бюджета Республики Марий Эл на отчетный финансовый год не предусматривались, эффективность реализации подпрограммы принимается равной степени реализации подпрограммы.
Эффективность реализации подпрограммы признается высокой в случае, если значение ЭР п/п составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы признается средней в случае, если значение ЭР п/п составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной в случае, если значение ЭР п/п составляет не менее 0,7.
Эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной в случае, если значение ЭР п/п составляет менее 0,7.
Оценка степени достижения целей и решения задач Государственной программы
Для оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СД гппз=ЗП гпф/ЗП гпп;
для показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СД гппз=ЗП гпп/ЗП гпф,
где:
СД гппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
ЗП гпф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗП гпп - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы.
В случае, если Государственной программой установлено целевое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, равное нулю, при фактическом значении соответствующего показателя (индикатора), равном нулю, степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, принимается равной 1. При фактическом значении показателя, характеризующего цели и задачи Государственной программы, не равном нулю, соответствующий показатель (индикатор) считается недостигнутым, степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы, принимается равной 0.
Степень достижения целей и решения задач Государственной программы (далее - степень реализации Государственной программы) рассчитывается по формуле:
,
где:
СР гп - степень реализации Государственной программы;
СД гппз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи Государственной программы;
М - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи Государственной программы.
При использовании данной формулы в случае, если СД гппз больше 1, значение СД гппз принимается равным 1.
Оценка эффективности реализации Государственной программы
Эффективность реализации Государственной программы оценивается с учетом оценки степени достижения целей и решения задач Государственной программы и оценки эффективности реализации подпрограмм, входящих в Государственную программу, по следующей формуле:
,
где:
ЭР гп - эффективность реализации Государственной программы;
СР гп - степень реализации Государственной программы;
ЭР п/п - эффективность реализации подпрограммы;
k j - коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей и задач Государственной программы;
j - количество подпрограмм.
Коэффициенты значимости подпрограмм Государственной программы:
"Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл" - 0,34;
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл" - 0,33;
"Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Марий Эл" - 0,33.
Эффективность реализации Государственной программы признается высокой в случае, если значение ЭР гп составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации Государственной программы признается средней в случае, если значение ЭР гп составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной в случае, если значение ЭР гп составляет не менее 0,7.
Эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной в случае, если значение ЭР гп составляет менее 0,7.
Подпрограмма
"Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы"
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Подпрограмма "Управление топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл" разработана с целью надежного обеспечения потребностей растущей экономики в топливе и энергии. Топливно-энергетический комплекс является важнейшей составляющей экономики Республики Марий Эл, обеспечивающей жизнедеятельность всех ее отраслей, и во многом определяет формирование основных экономических показателей развития Республики Марий Эл.
Энергетика Республики Марий Эл развивается в рамках Единой энергетической системы Российской Федерации и обеспечивает электрической энергией потребителей Республики Марий Эл и транзиты в соседние регионы.
На территории Республики Марий Эл основными предприятиями топливно-энергетического комплекса являются: муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" (далее - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ - 1"), Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - Йошкар-Олинская ТЭЦ - 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс"), теплоэлектроцентраль акционерного общества "Марийский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - ТЭЦ АО "МЦБК"), общество с ограниченной ответственностью "Марикоммунэнерго" (далее - ООО "Марикоммунэнерго"), публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" (далее - ПАО "ТНС энерго Марий Эл"), филиал "Мариэнерго" публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (далее - филиал "Мариэнерго" ПАО "Россети Центр и Приволжье"), филиал акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистем Нижегородской области, Республики Марий Эл и Чувашской Республики - Чувашии" (далее - филиал АО "СО ЕЭС" Нижегородское РДУ).
Крупными участниками теплового рынка являются: Йошкар-Олинская ТЭЦ - 2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс", МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ - 1", ООО "Марийская Теплосетевая Компания", ООО "Марикоммунэнерго".
Электроэнергетика
В настоящее время хозяйственную деятельность в энергосистеме Республики Марий Эл осуществляют организации по профильным видам деятельности:
в качестве производителей электрической энергии - МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", филиал "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс", ТЭЦ АО "МЦБК";
в качестве сетевых компаний - филиал публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" - Магистральные электрические сети Волги (далее - филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Волги), филиал "Мариэнерго" ПАО "Россети Центр и Приволжье", МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", акционерное общество "Энергия", общество с ограниченной ответственностью "Волжская сетевая компания", общество с ограниченной ответственностью "Йошкар-Олинская Электросетевая Компания", филиал "Волго-Вятский" акционерного общества "Оборонэнерго";
в качестве сбытовых компаний - ПАО "ТНС энерго Марий Эл";
в качестве субъекта оперативно-диспетчерского управления - АО "СО ЕЭС" Нижегородское РДУ.
В настоящее время республиканские ресурсы электрической энергии формируются за счет покупки электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности и собственной выработки электрической энергии на Йошкар-Олинской ТЭЦ-2 филиала "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс", ТЭЦ АО "МЦБК", МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1".
Установленная мощность основных электростанций на территории Республики Марий Эл на 1 января 2023 г. составляет 252,0 МВт.
Марийская энергосистема является дефицитной по электрической мощности. Недостаток собственных генерирующих мощностей покрывается за счет электрической мощности, получаемой из единой энергетической системы Российской Федерации.
Потребление электрической энергии в значительной мере зависит от потребления газокомпрессорных и нефтеперекачивающих станций магистральных газо- и нефтепроводов, расположенных на территории Республики Марий Эл.
Структура потребления электроэнергии экономикой Республики Марий Эл в 2012 - 2022 годах представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
(млн. кВт. ч)
Показатели |
Годы |
||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Потреблено всего |
3131,3 |
3117,5 |
2585,0 |
2588,1 |
2642,0 |
2778,3 |
2612,8 |
2660,9 |
2900,5 |
2768,1 |
2457,3 |
Потери в электросетях общего пользования |
337,5 |
308,7 |
311,7 |
300,1 |
293,3 |
291,7 |
260,2 |
248,8 |
234,0 |
221,4 |
228,5 |
Потреблено организациями следующих видов экономической деятельности: |
|
||||||||||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
92,7 |
107,4 |
120,9 |
153,4 |
173,5 |
146,8 |
172,3 |
163,1 |
170,8 |
175,6 |
142,6 |
Добыча полезных ископаемых |
3,9 |
6,7 |
5,5 |
3,1 |
3,1 |
2,7 |
2,9 |
2,7 |
2,3 |
2,5 |
2,3 |
Обрабатывающие производства |
537,5 |
551,8 |
535,7 |
608,4 |
609,4 |
584,0 |
618,6 |
595,6 |
621,6 |
578,1 |
479,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
259,1 |
254,8 |
239,6 |
226,0 |
224,8 |
276,5 |
297,8 |
237,5 |
228,7 |
214,6 |
142,5 |
Строительство |
31,4 |
33,8 |
31,7 |
33,6 |
30,2 |
26,6 |
29,5 |
25,0 |
23,1 |
23,9 |
24,5 |
Транспорт и связь |
1118,7 |
1010,4 |
996,6 |
411,5 |
370,6 |
436,2 |
458,2 |
427,0 |
476,3 |
730,0 |
206,5 |
Предоставление прочих коммунальных, персональных и социальных услуг |
113,2 |
100,9 |
82,9 |
24,6 |
21,3 |
20,9 |
23,6 |
23,1 |
- |
- |
- |
Прочие виды |
247,6 |
261,5 |
537,9 |
512,5 |
550,9 |
552,7 |
432,7 |
319,7 |
332,7 |
357,5 |
616,7 |
Потреблено населением |
444,6 |
466,5 |
258,0 |
299,8 |
304,2 |
302,3 |
451,0 |
558,9 |
556,6 |
584,3 |
614,5 |
В 2022 году потребление электроэнергии на территории Республики Марий Эл составило 2 457,3 млн. кВт.ч, что ниже уровня 2021 года на 11,2 процентов.
Теплоэнергетика
Крупными участниками теплового рынка республики являются: МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", филиал "Марий Эл и Чувашии" ПАО "Т Плюс" и ООО "Марикоммунэнерго".
Общий объем теплового рынка в Республике Марий Эл достаточно высок. Большинство котельных имеют мощности, обеспечивающие не только текущее потребление, но и возможность перспективного присоединения новых потребителей тепла.
Уровень потребления тепловой энергии остается практически неизменным, незначительные колебания вызваны сезонными особенностями.
Динамика потребления тепловой энергии представлена в таблице N 2.
Таблица N 2
Наименование показателя |
Годы |
||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Потребление теплоэнергии, тыс. Гкал |
4840,6 |
4929,8 |
4867,3 |
4660,0 |
4657,7 |
4649,2 |
4591,7 |
4475,5 |
4414,0 |
4740,0 |
4593,3 |
Абсолютный прирост теплопотребления, тыс. Гкал |
-53,7 |
89,2 |
-62,5 |
-207,3 |
-2,3 |
-8,5 |
-57,5 |
-116,2 |
-61,5 |
326,0 |
-146,7 |
Среднегодовые темпы прироста, процентов |
98,9 |
101,8 |
98,7 |
95,7 |
99,9 |
99,8 |
98,8 |
97,5 |
98,6 |
107,4 |
96,9 |
Газ
Через территорию республики проходят газопроводы Уренгой - Ужгород, Ямбург - Тула, Пермь - Нижний Новгород и нефтепровод Сургут - Полоцк.
Ежегодное потребление природного газа республикой составляет 1,2 млрд. куб. м. Поставку природного газа потребителям Республики Марий Эл осуществляет ООО "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола". Общий уровень газификации населения республики природным газом, рассчитанный по методике Минэнерго России, по оперативным данным на 1 января 2023 года составляет 84%.
Одной из задач инфраструктурного развития Республики Марий Эл является повышение уровня газификации природным газом жилищного фонда на территории Республики Марий Эл.
В целях повышения уровня газификации республики природным газом осуществляется строительство межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов в рамках республиканской программы "Газификация и газоснабжение в Республике Марий Эл", утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 сентября 2022 года N 417. В рамках реализации республиканской программы газификации в 2022 году построено 63,6 км газовых сетей.
По состоянию на 1 января 2023 г. на территории Республики Марий Эл расположена 21 газораспределительная станция, протяженность существующих межпоселковых и распределительных газопроводов составляет 6 702,8 км, в том числе в сельской местности - 4 743,6 км.
Обслуживание объектов газового хозяйства на территории Республики Марий Эл осуществляет ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола".
II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Показатели, ожидаемые конечные результаты и сроки реализации подпрограммы
Развитие топливно-энергетического комплекса направлено на снижение энергоемкости производства и в целом затрат общества на свое энергообеспечение, уменьшение вредного воздействия на окружающую среду и реализацию концепции устойчивого развития на основе совершенствования производительных сил, повышения эффективности использования топлива и энергии.
Основной целью подпрограммы является перспективное развитие топливно-энергетического комплекса Республики Марий Эл.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
реконструкция и техническое перевооружение генерирующих мощностей и сетевого оборудования энергетического комплекса.
Подпрограмма реализуется в 2013 - 2025 годах.
III. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач:
1. Участие в управлении топливно-энергетическим комплексом Республики Марий Эл:
разработка и ежегодная корректировка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Республики Марий Эл на пятилетний период;
утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
2. Участие в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл в области электроэнергетики:
прогноз потребности в трудовых ресурсах топливно-энергетического комплекса Республики Марий Эл;
составление ежегодного топливно-энергетического баланса Республики Марий Эл.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
IV. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления ими
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений подпрограммы на республиканском уровне;
2) организационные риски, связанные с неэффективностью управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы или задержке в их выполнении;
3) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
К мерам управления рисками относится разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации программных положений и мероприятий.
Подпрограмма
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы"
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача - снизить к 2020 году энергоемкость валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 г. за счет рационального использования энергии и энергетических ресурсов.
Целью энергетической политики Правительства Республики Марий Эл является максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов для устойчивого роста экономики и качества жизни населения республики.
Вопросы экологии и дефицита топливно-энергетических ресурсов обуславливают необходимость разрабатывать и внедрять технологии использования альтернативных топливных ресурсов и возобновляемых источников энергии.
Для выполнения задач по энергосбережению и повышению энергетической эффективности необходимо принятие следующих мер:
установление запретов на использование энергорасточительных технологий;
экономическое стимулирование повышения эффективности использования природного газа;
введение маркировки энергопотребляющих оборудования и машин по уровню (классу) энергетической эффективности при установлении обязательности такой маркировки;
стимулирование использования организациями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также экологических и энергоэффективных технологий;
развитие автоматизированных систем коммерческого учета электрической и тепловой энергии розничного рынка;
внедрение специальных мер повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства.
Энергосбережение в государственном секторе
Основными направлениями в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе являются:
внедрение автоматизированных систем учета и регулирования;
создание системы финансирования энергосберегающих программ и проектов с привлечением бюджетных и внебюджетных средств;
использование светодиодных светильников в системе освещения;
введение системы материального поощрения за экономию энергоресурсов;
внедрение различных форм инвестирования в энергосбережение.
Основными механизмами энергосберегающих мероприятий являются:
стимулирование государственных организаций Республики Марий Эл к заключению энергосервисных договоров;
использование сэкономленных в результате энергосбережения бюджетных средств на капитальный и текущий ремонт, закупку технологического оборудования, компьютерной техники, инвентаря.
Энергосбережение в жилищном фонде
Занимая второе место по величине конечного потребления энергии в республике, жилищный фонд обладает самым большим потенциалом энергосбережения.
Быстрый рост стоимости жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) в городах и населенных пунктах волнует большинство жителей. Учитывая, что стоимость энергоресурсов в России все больше приближается к мировым ценам, расходы на оплату ЖКУ занимают все большую долю в бюджете среднестатистической российской семьи.
Решение проблемы повышения стоимости услуг - в экономии ресурсов, а установка приборов учета тепла, воды, газа и электроэнергии это инструмент превращения экономии ресурсов в экономию средств на их оплату. Первостепенную важность приобретает энергосбережение в жилищном фонде как инструмент снижения стоимости услуг.
В области энергосбережения и повышения энергетической эффективности жилищного фонда предусматривается осуществить следующие мероприятия:
организационные:
установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, включая годовой расход тепловой и электрической энергии на один квадратный метр, в том числе мероприятия, направленные на сбор и анализ информации об энергопотреблении жилых домов;
ранжирование многоквартирных домов по уровню энергетической эффективности, выявление многоквартирных домов, требующих реализации первоочередных мер по повышению энергетической эффективности, сопоставление уровней энергетической эффективности с российскими и зарубежными аналогами и оценка на этой основе потенциала энергосбережения в квартале (районе, микрорайоне);
энергосбережение и повышение энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
повышение уровня оснащенности общедомовыми и поквартирными приборами учета используемых энергетических ресурсов и воды, в том числе информирование потребителей о требованиях по оснащению приборами учета, автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы, внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов;
распространение информации об установленных законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, информирование жителей о возможных типовых решениях повышения энергетической эффективности и энергосбережения (использование энергосберегающих ламп, приборов учета, более экономичных бытовых приборов, утепление), пропаганду реализации мер, направленных на снижение пикового потребления электрической энергии населением;
разработка региональных стандартов на проектирование, применение и эксплуатацию систем учета энергетических ресурсов;
содействие привлечению частных инвестиций, в том числе в рамках реализации энергосервисных договоров;
технические и технологические:
строительство многоквартирных домов в соответствии с установленными законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиями энергетической эффективности;
повышение энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов;
утепление многоквартирных домов, квартир и площадей мест общего пользования в многоквартирных домах, не подлежащих капитальному ремонту, а также внедрение систем регулирования потребления энергетических ресурсов;
модернизация и реконструкция многоквартирных домов с применением энергосберегающих технологий и снижение на этой основе затрат на оказание ЖКУ населению, повышение тепловой защиты многоквартирных домов при капитальном ремонте;
размещение на фасадах многоквартирных домов указателей классов их энергетической эффективности;
повышение энергетической эффективности систем освещения, включая мероприятия по установке датчиков движения и замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в многоквартирных домах;
замена отопительных котлов в многоквартирных домах с индивидуальными системами отопления на энергоэффективные котлы, внедрение конденсационных котлов при использовании природного газа;
оборудование многоквартирных домов системами регулирования потребления тепловой энергии;
повышение эффективности использования и сокращение потерь воды;
автоматизация потребления тепловой энергии многоквартирными домами (автоматизация тепловых пунктов, пофасадное регулирование);
тепловая изоляция трубопроводов и повышение энергетической эффективности оборудования тепловых пунктов, разводящих трубопроводов отопления и горячего водоснабжения;
восстановление (внедрение) циркуляционных систем горячего водоснабжения, проведение гидравлической регулировки, автоматической (ручной) балансировки распределительных систем отопления и стояков;
установка частотного регулирования приводов насосов в системах горячего водоснабжения;
замена электрических сетей для снижения потерь электрической энергии.
Энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры
В рамках реализации подпрограммы предусматривается осуществить следующие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры:
организационные:
анализ договоров электро-, тепло-, газо- и водоснабжения жилых многоквартирных домов на предмет выявления положений договоров, препятствующих реализации мер по повышению энергетической эффективности;
оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях;
переход на когенерацию электрической и тепловой энергии;
оптимизация режимов работы энергоисточников, количества котельных и их установленной мощности с учетом корректировок схем энергоснабжения, местных условий и видов топлива;
технические и технологические мероприятия:
разработка технико-экономических обоснований на внедрение энергосберегающих технологий в целях привлечения внебюджетного финансирования;
использование установок совместной выработки тепловой и электрической энергии на базе газотурбинных установок с котлом-утилизатором, газотурбинных установок, газопоршневых установок;
модернизация котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия;
замена тепловых сетей с использованием энергоэффективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей при восстановлении разрушенной тепловой изоляции;
использование телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения;
установка регулируемого привода в системах водоснабжения и водоотведения;
внедрение частотно-регулируемого привода электродвигателей тягодутьевых машин и насосного оборудования, работающего с переменной нагрузкой;
сокращение потерь воды, внедрение систем оборотного водоснабжения;
повышение энергетической эффективности объектов наружного освещения и рекламы, в том числе направленных на замену светильников уличного освещения на энергоэффективные, неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, замену кабельных линий, установку светодиодных ламп;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организация постановки в установленном порядке бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Энергосбережение в организациях реального сектора экономики
Одной из основных причин низкого уровня эффективности использования ТЭР в промышленности является значительная доля энергетических затрат в себестоимости продукции.
В конечном итоге это влечет за собой вынужденное снижение объемов производства и рост энергоемкости продукции. Последствиями неэффективности режимов энергопотребления в промышленности являются:
значительные потери электроэнергии на выработке сжатого воздуха;
неэффективное использование котельных установок;
высокие потери в системах водоснабжения вследствие нерационального использования воды на промышленных циклах хозяйственного назначения и существующего принципа "хвостовой" водоочистки;
высокий уровень потерь теплоносителей вследствие несовершенства теплофикационных систем и наличия "выбросов в атмосферу";
значительный уровень потерь электроэнергии в осветительных установках.
Энергосбережение в сфере промышленного производства направлено в первую очередь на снижение энергоемкости и себестоимости выпускаемой продукции. Это достигается за счет введения на предприятиях систем энергетического менеджмента, предусматривающих организацию управления издержками при производстве продукции, основанную на учете затрат по местам их возникновения.
Первоочередным мероприятием по энергосбережению на предприятиях является создание автоматизированных систем учета электроэнергии.
В процессе эксплуатации автоматизированных систем учета и диспетчерского управления потреблением электрической энергии решаются следующие задачи:
сокращение размеров платежей за электроэнергию в результате обоснованного снижения заявленного максимума нагрузки;
приведение электропотребления технологических цехов к заданным суточным лимитам;
минимизация материальных и финансовых потерь от ограничений объектов потребления, производимых энергосистемой;
уменьшение потерь активной мощности и электроэнергии за счет выбора рационального состава работающего силового электрооборудования.
Важной задачей является создание автоматизированных систем учета и контроля за потреблением других видов энергетических ресурсов: газа, тепловой энергии, пара, воды. Это достигается за счет оснащения объектов энергетического хозяйства датчиками первичной информации; организации контрольных точек сбора и предварительной обработки информации; создания пунктов управления с развитыми локальными вычислительными сетями, центрального и локальных диспетчерских пунктов; интеграции автоматизированной системы диспетчерского управления энергетическим хозяйством в автоматизированной системе управления предприятием.
Значительная часть энергоресурсов тратится на отопление офисных и производственных помещений. Поэтому технологии энергосбережения неэффективны без снижения непродуктивных потерь тепла. Мероприятия по энергосбережению в данном случае включают в себя повышение эффективности работы центральных тепловых пунктов с заменой устаревшего оборудования, использование долговечных теплоизоляционных материалов при прокладке тепловых сетей.
В Республике Марий Эл действует механизм государственной поддержки инвестиционных проектов, в рамках которого предусмотрена государственная поддержка предприятиям, внедряющим новые технологии и оборудование, способным в кратчайшие сроки снизить потребление энергии и мощности.
Серьезные возможности энергосбережения заложены в тесном сотрудничестве энергосбытовых организаций с промышленными предприятиями. Одной из мер, предлагаемых в данном направлении, является пропаганда использования энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
Энергосбережение в транспортном комплексе
Основной целью реализации мероприятий энергосбережения в области транспортного комплекса являются:
снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов;
увеличение количества транспортных средств, отвечающих требованиям законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.
Основными направлениями энергосберегающей политики в транспортном комплексе являются:
мероприятия по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива: природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
планирование работы транспорта и транспортных процессов (развитие системы логистики) в городских поселениях;
строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Показатели, ожидаемые конечные результаты и сроки реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
1. Энергетическая безопасность:
полное и надежное обеспечение населения, объектов бюджетно-социальной сферы и организаций всех форм собственности энергоресурсами по доступным ценам;
снижение рисков и недопущение кризисных ситуаций в обеспечении всеми видами энергии.
2. Энергетическая эффективность экономики:
снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления;
применение энергосберегающих технологий и оборудования во всех секторах социально-экономической жизни;
максимально полное и эффективное использование местных топливо-энергетических ресурсов, включая возобновляемые источники энергии.
3. Экономическая (бюджетная) эффективность энергетики:
реконструкция, модернизация и техническое перевооружение действующих мощностей топливно-энергетического комплекса;
расширение практики взаимодействия государства и частного бизнеса;
стимулирование проведения энергосберегающих мероприятий населением и хозяйствующими субъектами.
4. Экологическая безопасность энергетики:
минимизация техногенного воздействия топливо - энергетического комплекса на окружающую среду и здоровье граждан;
внедрение инновационных технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления ТЭР, приводящих к сокращению вредных выбросов в окружающую среду и техногенного влияния на климат.
Основными целями подпрограммы являются:
повышение энергоэффективности экономики Республики Марий Эл;
снижение энергоемкости валового регионального продукта;
максимально эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и научно-технического потенциала для повышения качества жизни населения республики;
Основными задачами подпрограммы являются:
создание нормативной правовой базы, обеспечение организационных и экономических условий для реализации энергосберегающих мероприятий;
внедрение передовых энергосберегающих технологий;
снижение расходов на потребляемые энергоресурсы;
установка приборов потребителям ТЭР и их стимулирование к экономии энергоресурсов;
обеспечение энергетической эффективности зданий, сооружений организаций и жилищного фонда;
привлечение инвестиций в энергосбережение;
информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено государственное регулирование в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности путем установления:
запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей;
обязанности по учету используемых энергетических ресурсов;
требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;
обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд;
требований к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
основ функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обязанности распространения информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
обязанности реализации информационных программ и образовательных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Подпрограмма реализуется в 2013 - 2025 годах.
III. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач:
1. Энергосбережение в государственном секторе:
проведение технических мероприятий в государственных организациях Республики Марий Эл по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах электро-, тепло-, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
ремонт зданий и сооружений по энергосберегающим проектам;
замена ламп на энергосберегающие (светодиодные) в государственных организациях Республики Марий Эл;
метрологическое обеспечение измерений приборов учета потребления энергоресурсов в государственных организациях Республики Марий Эл;
популяризация заключения энергосервисного договора (контракта);
дополнительное профессиональное образование и подготовка специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на базе кафедры "Энергообеспечение предприятий" ФГБОУ ВО "ПГТУ" (бакалавры и магистры по направлению "Теплоэнергетика и теплотехника", профили "Промышленная теплоэнергетика", "Технология производства электрической и тепловой энергии");
субсидии на реализацию мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
2. Энергосбережение в жилищном фонде:
проведение технических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде и личном потреблении населением энергетических ресурсов;
проведение энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
оснащение объектов абонентов приборами учета тепловой энергии и индивидуальными тепловыми пунктами;
оснащение приборами учета используемых энергетических ресурсов в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных приборов учета, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
реализация комплекса мер, направленных на внедрение энергетического сервиса в многоквартирных домах;
формирование и проведение выставок в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
3. Энергосбережение в системах коммунальной инфраструктуры:
реконструкция, строительство и модернизация сетей электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, установка приборов учета, установка энергосберегающего оборудования и светильников;
выявление бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организация постановки в установленном порядке бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признание права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
4. Энергосбережение в организациях реального сектора экономики:
реализация организациями реального сектора экономики энергосберегающих мероприятий, в том числе: модернизация системы освещения с применением энергосберегающих ламп; модернизация технологического оборудования на современное и эффективное; оптимизация системы отопления в производственных помещениях; применение технических мер по снижению теплопотерь через ограждающие конструкции производственных зданий и сооружений; внедрение системы автоматического контроля и учета энергетических ресурсов; реконструкция инженерных коммуникаций организаций (сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения);
оказание содействия промышленным организациям, осуществляющим деятельность в Республике Марий Эл, в организации производства высокоэффективного оборудования (светодиоды, приборы учета энергетических ресурсов и другие).
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в транспортном комплексе:
мероприятия по замещению бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, альтернативными видами моторного топлива: природным газом, газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электрической энергией, иными альтернативными видами моторного топлива с учетом доступности использования, близости расположения к источникам природного газа, газовых смесей, электрической энергии, иных альтернативных видов моторного топлива и экономической целесообразности такого замещения;
популяризация использования транспортных средств с автономным источником электрического питания.
Срок реализации данного мероприятия на 2018 - 2025 годы.
6. Информационное обеспечение мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
размещение на официальных сайтах органов исполнительной власти Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе информирование потребителей энергетических ресурсов о проводимых мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
составление и трансляция тематических радио- и телепередач, информационно-просветительских программ и публикаций о мероприятиях в сфере энергосбережения;
информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Срок реализации данного мероприятия распространяется на весь период реализации Государственной программы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
IV. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления ими
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений подпрограммы на республиканском уровне;
2) организационные риски, связанные с неэффективностью управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, с невыполнением ряда мероприятий подпрограммы или задержкой в их выполнении;
3) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
К мерам управления рисками относится разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации программных положений и мероприятий".
Подпрограмма
"Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2013 - 2025 годы"
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы
В условиях нарастающего дефицита добычи нефти и постоянно растущих цен на жидкое топливо, актуальной становится проблема перевода автотранспорта на альтернативные виды топлива.
Наибольшее практическое применение нашли два вида газового моторного топлива: природный компримированный газ (метан) и сжиженный нефтяной газ (пропан-бутановая смесь). В виду ограниченности ресурсов сжиженного газа, природный газ является наиболее перспективным.
КПГ получают на АГНКС путем компримирования (сжатия) до давления 20 МПа природного газа, поступающего по газопроводам низкого давления. После сжатия газ заправляется в газовые баллоны автотранспорта.
Природный газ в качестве моторного топлива имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами топлива.
Прежде всего, стоимость 1 куб. м сжатого природного газа в 2,5 - 3,0 раза меньше, чем стоимость 1 л бензина или дизельного топлива (1 куб. м КПГ эквивалентен 1 л бензина).
В таблице 1 приведены цены на моторное топливо в Республике Марий Эл по состоянию на 24 марта 2023 года.
Таблица 1
Средние потребительские цены на моторное топливо в Республике Марий Эл по состоянию на 24 марта 2023 года
Вид моторного топлива |
Средняя цена, рублей |
Дизельное топливо (л) |
55,75 |
Бензин А-92 (л) |
46,54 |
Бензин А-95 (л) |
49,69 |
Бензин А-98 (л) |
60,60 |
СУГ (кг) |
16,19 |
Метан (куб. м) |
19,99 |
Кроме того, газ увеличивает ресурс работы двигателя в 1,5 раза, свечей зажигания на 40 - 50 процентов, увеличивает ресурс работы масла в 2,0 - 2,5 раза, а межремонтный пробег в 1,5 - 2,0 раза.
При возникновении аварийных ситуаций заправленные метаном автомобили менее пожаро- и взрывоопасны, чем оснащенный бензиновыми двигателями транспорт. Нижний предел самовоспламенения метана 540°С, пропанобутановой смеси - 465°С, бензина - 270°С дизельного топлива - 240°С. Он почти в два раза легче воздуха, при утечке устремляется вверх и достаточно быстро растворяется в атмосфере.
Использование природного газа в виде топлива позволяет существенно сократить количество вредных выбросов в атмосферу.
Концентрация загрязняющих веществ в выхлопных газах при использовании метана в пять раз меньше, чем у бензина. Замена бензина природным газом обеспечивает снижение выброса окиси углерода в 2 - 3 раза, углеводорода - в 2 раза, оксида азота - в 1,5 раза, в составе метана примесей серы не содержится.
Учитывая ежегодное увеличение автомобильного парка в Республике Марий Эл, расширение использования природного газа как высококачественного моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками может стать эффективной мерой по повышению экономической эффективности эксплуатации транспортных средств и снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.
По состоянию на 1 января 2023 года потребление КПГ на территории Республики Марий Эл осуществляется с одной АГНКС, расположенной на 8-ом км автодороги "Йошкар-Ола - Зеленодольск", которая принадлежит обществу с ограниченной ответственностью "АСТРА Торг" и 2 топливозаправочных пунктов, находящихся на территории Волжского и Моркинского линейно-производственных управлений магистральных газопроводов (ЛПУМГ) (являются структурными подразделениями ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород"). Объем потребления природного газа в качестве моторного топлива за 2022 год составил 2462,0 тыс. куб. м
Протяженность региональных дорог Республики Марий Эл составляет 2 864 км, дорог местного значения - 5 421 км, федеральных - 394 км. Среднесуточная интенсивность движения на автомобильных дорогах федерального и регионального значения представлена в таблице 2.
Таблица 2
Автомобильные дороги федерального и регионального значения, проходящие по территории Республики Марий Эл, с высокой интенсивностью движения
N |
Наименование автомобильной дороги |
Среднесуточная интенсивность движения, автомобилей/сутки |
1 |
2 |
3 |
1. |
А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск М-7 "Волга" (на 95 км) |
17240 |
2. |
Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров - Сыктывкар (на 135 км) |
13973 |
3. |
Р-176 "Вятка" Йошкар-Ола восточный обход г. Йошкар-Ола (на 47 км) |
7599 |
4. |
Кокшайск - Красногорский (на 2 км) |
4151 |
5. |
Йошкар-Ола - Санчурск (на 10 км) |
2712 |
6. |
Йошкар-Ола - Уржум (на 45 км) |
6040 |
Наибольший потенциал использования КПГ в качестве моторного топлива выявлен:
1) в городах, где расположены крупные промышленные предприятия, в том числе предприятия жилищно-коммунального хозяйства (г. Йошкар-Ола, г. Волжск).
2) в муниципальных районах, где протекают основные грузовые и пассажирские транспортные потоки (Волжский муниципальный район, Медведевский муниципальный район).
Общий объем парка транспортных средств, зарегистрированных в Республике Марий Эл на 1 января 2023 г., по данным УГИБДД МВД по Республике Марий Эл, насчитывает 253,492 тыс. единиц, в том числе легковых автомашин - 178,945 тыс. шт., грузовых - 23,940 тыс. шт., автобусов - 2,923 тыс. шт., прочего транспорта - 47,684 тыс. шт. Количество транспортных средств, использующих КПГ составляет 261 единицу.
II. Приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере реализации подпрограммы. Показатели, ожидаемые конечные результаты и сроки реализации подпрограммы
Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Марий Эл планируется по следующим направлениям:
максимальная загрузка действующей на территории республики АГНКС;
строительство новых АГНКС;
предоставление субсидий организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Марий Эл, по оказанию юридическим и физическим лицам мероприятий по переводу автомобильной техники на использование КПГ.
Исходя из установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р уровня использования природного газа в качестве моторного топлива, ключевыми потребителями КПГ могут являться:
государственный и муниципальный транспорт;
транспорт жилищно-коммунального и дорожного хозяйства;
частные перевозчики.
Основной целью подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива" является расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в целях повышения энергетической эффективности экономики Республики Марий Эл.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях приведены в приложении N 1 к Государственной программе.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
доведение числа АГНКС до 6 единиц;
перевод транспортных средств на газомоторное топливо не менее 211 единиц;
увеличение объема потребления природного газа в качестве моторного топлива до 2 600 тыс. куб.м. в год.
Подпрограмма реализуется в 2020 - 2025 годах.
III. Основные мероприятия подпрограммы
Основные мероприятия подпрограммы направлены на реализацию поставленных целей и задач:
1. Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций:
реконструкция существующих заправочных комплексов;
предоставление субсидий организациям и физическим лицам, осуществляющим строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и реконструкцию существующих заправочных комплексов.
Срок реализации данного мероприятия 2020 - 2025 гг.
2. Переоборудование транспортных средств для использования компримированного природного газа:
предоставление субсидий организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Марий Эл, по оказанию юридическим и физическим лицам мероприятий по переводу автомобильной техники на использование компримированного природного газа;
популяризация использования природного газа (метана) в качестве моторного топлива.
Срок реализации данного мероприятия 2020 - 2025 гг.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к Государственной программе.
IV. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления ими
К рискам реализации подпрограммы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители подпрограммы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений подпрограммы на республиканском уровне;
2) организационные риски, связанные с неэффективностью управления реализацией подпрограммы, в том числе отдельных ее исполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных подпрограммой, невыполнению ряда мероприятий подпрограммы или задержке в их выполнении;
3) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике Республики Марий Эл и с природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, которые могут привести к ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф.
К мерам управления рисками относится разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации программных положений и мероприятий.".
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 30 марта 2023 г. N 69 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.