г. Краснодар |
|
27 апреля 2022 г. |
Дело N А32-40914/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Алексеева Р.А. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1052303701922) - Сокрутиной Д.А. (доверенность от 29.12.2021), в отсутствие ответчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар "Средняя общеобразовательная школа N 78 имени Героя Российской Федерации Николая Николаевича Шмелева" (ИНН 2311028838, ОГРН 1032306436568), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А32-40914/2021, установил следующее.
ООО "Краснодар Водоканал" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к МБОУ МО город Краснодар "Средняя общеобразовательная школа N 78 имени Героя Российской Федерации Николая Николаевича Шмелева" (далее - учреждение) о взыскании 322 056 рублей 44 копеек платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ, с 01.02.2021 по 31.07.2021 и 16 439 рублей 52 копеек неустойки с 11.03.2021 по 19.08.2021.
Решением от 26.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, у истца отсутствовала физическая возможность отбора проб сточных вод с объекта абонента, приложением N 5 к контракту и какими-либо другими соглашениями между сторонами контрольные канализационные колодцы (места отбора проб сточных вод) не установлены, в связи с чем у общества имелись основания произвести расчет платы по формуле, установленной пунктом 203 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), без проведения отбора проб. Наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644, является достаточным для расчета платы в упрощенном порядке, без отбора проб. Ссылка суда апелляционной инстанции на схему границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за сети водопровода от 13.11.2009 несостоятельна, так как указанная схема является приложением N 1 к контракту 2009 года и прекратила свое действие вместе с контрактом 2009 года. Ответчик несвоевременно представил отзыв на исковое заявление, в связи с чем суду первой инстанции надлежало рассмотреть дело по имеющимся доказательствам, истец не имел возможности с ним ознакомиться. Суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в приобщении дополнений к апелляционной жалобе, представленных за 5 дней, и одновременно рассмотрел доводы ответчика, представленные за 3 дня до судебного заседания. Заявитель также указывает, что суд первой инстанции неверно сослался на дело N А03-20406/2018, поскольку в настоящем споре истец просит взыскать задолженность за другой вид платы.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 28.12.2020 общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждение (абонент) заключили муниципальный контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 3870 (далее - контракт), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную (питьевую) воду установленного качества в сроки и порядке, которые определены контрактом, соблюдать в соответствии с контрактом режим потребления холодной воды, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
В соответствии с пунктом 3.9 контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Истец произвел расчет и выставил ответчику счета для внесения платы за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ, с 01.02.2021 по 31.07.2021 в размере 322 056 рублей 44 копеек. Расчет произведен со ссылкой на положения пункта 203 Правил N 644.
Поскольку учреждение не произвело оплату задолженности, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Нормативы состава сточных вод - это устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации). При этом Правилами N 644 определяется, в том числе, порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов (пункт 13.1 статьи 2, подпункт 8.2 пункта 11 статьи 7 Закона о водоснабжении).
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении).
Абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Требования истца направлены на взыскание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, что следует не только из содержания искового заявления, но и расчета исковых требований, основанного на пункте 203 Правил N 644.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В силу пункта 203 Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого
из условий): среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 названных Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых
по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств,
не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод
в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; для отбора сбрасываемых
с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле: Пнорм. сост. = 2 Т
Qпр1.
Как разъяснено в письме Минстроя России от 06.06.2021 N 23350-ИФ/04, в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 расчет платы может производиться организациями, осуществляющими водоотведение, в том числе без результатов контроля состава и свойств сточных вод, при наличии любого из условий, предусмотренных пунктом 203 Правил N 644:
- среднесуточный объем сточных вод с объекта абонента составляет менее 30 куб. м при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644;
- отсутствие физической возможности отбора проб сточных вод с конкретного объекта абонента (абзацы третий - пятый пункта 203 Правил N 644).
При этом взимание платы в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 возможно только в отношении тех объектов абонентов, на которые распространяются нормативы состава сточных вод.
Согласно пункту 167 Правил N 644 нормативы состава сточных вод распространяются в отношении объектов абонентов: при среднесуточном сбросе с объекта абонента более 30 куб. м - вне зависимости от вида осуществляемой на объекте деятельности; при среднесуточном сбросе с объекта абонента менее 30 куб. м - при условии использования объекта абонента в целях осуществления видов деятельности, указанных в абзаце четвертом пункта 167 Правил N 644.
Суды установили, что среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта ответчика составляет более 30 куб. м, среднесуточные объемы сбросов сточных вод подтверждаются актами, представленными истцом в материалы дела.
При этом истцом отбор проб сточных вод, анализ контрольных проб сточных вод не производились, на отсутствие технической возможности проведения отбора проб и их анализа общество не ссылалось.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что общество не подтвердило документально отсутствие у учреждения для отбора сбрасываемых сточных вод контрольного канализационного колодца или иного канализационного колодца, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
Суд апелляционной инстанции отклонил довод истца о том, что у него отсутствовала физическая возможность отбора проб сточных вод с объекта абонента, приложением N 5 к контракту и какими-либо другими соглашениями между сторонами контрольные канализационные колодцы (места отбора проб сточных вод) не установлены.
Учреждение в материалы дела представило схему границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за сети водопровода (канализации, сетей энергоснабжения), утвержденную сторонами 13.11.2009, в которой отражены выпускные колодцы (посредством них ответчик производит сброс сточных вод в канализационные сети истца).
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства того, что данная схема утратила свою актуальность, как и доказательства того, что в указанные выпускные колодцы подсоединены и осуществляют сброс сточных вод иные абоненты истца, помимо учреждения, что делает невозможным для общества производить отбор проб сточных вод, сбрасываемых исключительно ответчиком.
Суды также установили, что учреждение не может быть отнесено к категории абонентов, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644, поскольку сама по себе организация питания обучающихся учреждением не тождественна деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности, а представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на обеспечение детей питанием. То есть питание организуется для внутреннего потребления как и у любого бытового потребителя.
Таким образом, правовые основания для взыскания с учреждения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, отсутствуют.
Довод ответчика о необоснованном непринятии судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств не принимается судом округа, поскольку истец не обосновал невозможность их представления в суд первой инстанции.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2022 по делу N А32-40914/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлены доказательства того, что данная схема утратила свою актуальность, как и доказательства того, что в указанные выпускные колодцы подсоединены и осуществляют сброс сточных вод иные абоненты истца, помимо учреждения, что делает невозможным для общества производить отбор проб сточных вод, сбрасываемых исключительно ответчиком.
Суды также установили, что учреждение не может быть отнесено к категории абонентов, указанных в абзаце втором пункта 203 Правил N 644, поскольку сама по себе организация питания обучающихся учреждением не тождественна деятельности по производству пищевых продуктов как самостоятельному виду экономической деятельности, а представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на обеспечение детей питанием. То есть питание организуется для внутреннего потребления как и у любого бытового потребителя.
Таким образом, правовые основания для взыскания с учреждения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, предусмотренной пунктом 203 Правил N 644, отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2022 г. N Ф08-3161/22 по делу N А32-40914/2021