Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия
молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года
(утв. постановлением КМ РТ от 4 февраля 2016 г. N 63 (в редакции постановления КМ РТ от 21 декабря 2023 г. N 1655))
I. Основные положения
На современном этапе сфера молодежной политики включает в себя целый комплекс социальных, экономических, политических вопросов, проблем демографии, семейной и жилищной политики, образования, воспитания, науки, спорта и психологии.
Развитие молодежной политики происходит исходя из целей общества и государства. Молодежь как социальная группа имеет стратегическое значение для будущего страны, она фактически наследует достигнутый уровень развития, реализуя свои собственные, государственные и социальные интересы, сама становится генератором будущих ценностей, субъектом наращивания экономического, культурного и социального капитала.
Для Татарстана - региона, который ставит масштабные и амбициозные задачи, необходима и важна максимальная включенность молодого поколения в основные процессы политического развития, укрепления прочности демократических институтов, ускорения экономического роста, внедрения инновационных технологий, реализации социально значимых инициатив. Решение указанных стратегических приоритетов возможно лишь с целеустремленной, умеющей самостоятельно думать, стремящейся самосовершенствоваться, проявляющей интерес к передовым технологиям молодежью, которой под силу нестандартные решения, умение действовать, брать на себя ответственность за настоящее и будущее.
Обеспечить эффективность молодежной политики в соответствии с высокими современными стандартами возможно лишь при условии внедрения инновационных инструментов ее реализации и создания сбалансированной экосистемы отрасли. Основным механизмом активизации процесса перехода к указанной модели должна стать Стратегия молодежной политики в Республике Татарстан до 2030 года (далее - Стратегия).
Актуальность Стратегии обусловлена наличием ряда факторов, определяющих результативность современной молодежной политики, в числе которых:
возрастающие требования ко всем категориям молодежи и к сфере молодежной политики как к важному социальному институту, который должен становиться все более эффективным;
сложность и противоречивость динамично изменяющейся социокультурной молодежной среды в современных условиях, особенности ее функционирования и тенденции развития;
объективная потребность совершенствования сферы молодежной политики в соответствии с новыми глобальными вызовами времени, динамикой мировых процессов;
новые возможности развития сферы молодежной политики, открывающиеся в результате оптимального использования имеющегося кадрового, инновационного, инфраструктурного потенциала и положительного опыта Республики Татарстан, а также интеграции различных субъектов экономической, социокультурной жизни Республики Татарстан, принимающих на себя ответственность за решение практических проблем молодежи;
необходимость усиления участия общественных институтов и бизнес-сообщества в решении задач сферы молодежной политики.
Стратегия как основной программный документ в сфере региональной молодежной политики, определяющий общий вектор и приоритетные направления развития сферы работы с молодежью в Республике Татарстан на период до 2030 года, исходит из основополагающих федеральных нормативных правовых актов и республиканских нормативных правовых актов, в первую очередь Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 489-ФЗ), распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, законов Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан" и от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года".
В рамках Стратегии на основе анализа деятельности по приоритетным направлениям молодежной политики, данных социологических исследований, итогов рейтинга муниципальных образований, мнения экспертов раскрыты проблемы отрасли и отдельных категорий молодежи, отражены механизмы, обозначены приоритетные направления, цели, задачи, меры молодежной политики, изложены индикаторы оценки и спрогнозированы ожидаемые результаты.
Стратегия служит основой для организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, связанных с реализацией молодежной политики в Республике Татарстан.
II. О состоянии молодежной политики в Республике Татарстан
На современном этапе молодежная политика представляет собой системную деятельность государства, организаций, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий для реализации потенциала молодого поколения, обеспечения гарантий его прав и свобод, а также на оказание социальной поддержки различных категорий молодежи. Став одним из приоритетных направлений социальной политики в Республике Татарстан, молодежная политика сегодня носит системный и стабильный характер. Благодаря слаженной работе основных государственных и общественных институтов эффективно пройдены этапы становления молодежной сферы и многое сделано для молодежи.
В Республике Татарстан созданы и продолжают формироваться благоприятные стартовые условия для молодежи с различными индивидуальными потребностями. Каждый молодой человек имеет реальную возможность стать востребованным и успешным.
Свое становление молодежная политика в Республике Татарстан начала в 1993 году с принятия Закона Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан".
Была создана структура на республиканском уровне - Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, проделана работа по развитию законодательства, по выбору приоритетных направлений молодежной политики.
Пройденный 30-летний период реализации молодежной политики в Татарстане характеризуется устойчивостью процесса ее институционализации, развитием законодательства, укреплением структуры органов государственной власти с введением вертикального управления.
Опыт Татарстана сегодня получает высокую оценку на федеральном уровне: в рейтинге регионов Республика Татарстан занимает лидирующие позиции в сфере молодежной политики, молодежь активно интегрируется в федеральную повестку.
Отрасль молодежной политики с каждым годом расширяется как за счет инфраструктурных проектов, так и за счет реализации профильных государственных программ, повышения вовлеченности молодежи и ее интереса к реализации социальных проектов, активной включенности учреждений молодежной политики и общественных организаций, чья деятельность за прошедшие годы структурировалась и на их основе возникли знаковые узнаваемые в Республике Татарстан и за ее пределами события и движения: фестивальное движение "Созвездие - Йолдызлык" и фестиваль "Наше время - Безнен заман"; молодежное движение "Сэлэт"; проект "URAM" и фестиваль креативных индустрий "Город - RE'ACTOR"; Региональная молодежная общественная организация "Лига студентов Республики Татарстан" и Республиканская премия для обучающихся по образовательным программам высшего образования "Студент года Республики Татарстан"; Региональная Общественная Молодежная Организация "Объединение "Отечество" Республики Татарстан, Республиканский центр молодежных (студенческих) формирований по охране общественного порядка "Форпост", студенческие трудовые отряды и другие.
Приоритетные направления молодежной политики, в соответствии с которыми строится работа с молодежью на основе постоянного изучения и мониторинга ее социального самочувствия, определены в нормативных правовых актах федерального и регионального уровней.
Принятый в 2020 году Федеральный закон N 489-ФЗ определил основные понятия сферы молодежной политики, четкие полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отрасли, установил возрастные границы молодежи от 14 до 35 лет, направления реализации молодежной политики и формы участия молодежи, механизмы информационного обеспечения и мониторинга ее реализации.
В Республике Татарстан сформирована нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере молодежной политики, направленная на создание условий для реализации прав молодежи по различным аспектам жизнедеятельности; имея высокий уровень преемственности с федеральными нормативными правовыми актами, она одновременно развивает и сохраняет сложившиеся региональные особенности.
В законодательном регулировании молодежной политики наиболее значимыми являются:
Законы Республики Татарстан:
от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежной политике в Республике Татарстан";
от 21 октября 1999 года N 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий";
от 7 апреля 2006 года N 29-ЗРТ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан отдельными государственными полномочиями Республики Татарстан в области государственной молодежной политики";
от 30 июня 2018 года N 48-ЗРТ "О регулировании отдельных вопросов в сфере добровольчества (волонтерства) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.08.2022 N 778 "О координации деятельности в сфере молодежной политики в Республике Татарстан" и другие.
Основные принципы реализации молодежной политики в Республике Татарстан находятся в единой повестке с федеральными установками:
сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений и интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций;
укрепление механизмов правового регулирования и единства молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;
признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации молодежной политики и обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики;
повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации молодежной политики.
В настоящее время государственное управление в сфере молодежной политики в Республике Татарстан осуществляет Министерство по делам молодежи Республики Татарстан.
В 45 муниципальных образованиях Республики Татарстан полномочия в сфере молодежной политики реализуют 13 отделов (управлений) по делам молодежи, 17 отделов (управлений) по делам молодежи и спорту, 15 отделов (управлений) по делам молодежи, спорту и туризму. Полномочия органов местного самоуправления в Республике Татарстан в сфере молодежной политики в части разработки и реализации мер по обеспечению прав и законных интересов молодежи по основным направлениям молодежной политики, организации и проведению мероприятий по работе с молодежью, осуществлению мониторинга ее реализации закреплены Федеральным законом N 489-ФЗ.
Инфраструктура молодежной политики представлена 384 учреждениями молодежной политики и их структурными подразделениями: молодежные центры, молодежные (подростковые) клубы по месту жительства, центры психолого-педагогической помощи детям и молодежи, центры экстренной психологической помощи по телефону для детей и молодежи, молодежные (студенческие) формирования по охране общественного порядка, студенческие трудовые отряды, центры содействия молодежи, центры военно-патриотической работы и подготовки допризывной молодежи, центры организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков и оздоровительно-досуговые учреждения (лагеря).
Исходя из особенностей отрасли в молодежной политике укрепилась межведомственная координация деятельности по всему спектру молодежных проблем. Как на республиканском, так и на муниципальном уровне органы по делам молодежи тесно взаимодействуют с органами здравоохранения, образования, культуры, труда и занятости, социальной защиты, внутренних дел и другими, по отдельным направлениям действуют межведомственные советы по вопросам развития деятельности студенческих трудовых отрядов, развитию добровольчества (волонтерства), обеспечению взаимодействия республиканских органов исполнительной власти и Молодежного правительства Республики Татарстан, экспертный совет системы психологической помощи населению, советы при Раисе Республики Татарстан по поддержке республиканского фестивального движения "Созвездие - Йолдызлык" и взаимодействию с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи "Движение первых".
Выработан и успешно применяется важнейший инструмент в решении молодежных проблем - реализация государственных программ. В настоящее время с учетом новых социально-экономических условий, приоритетности проблем молодежи ведется работа над их актуализацией. Проблемы молодежи, перспективы развития молодежной политики нашли отражение в:
Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива", утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 9 октября 2012 года N УП-862 "О Концепции развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Республики Татарстан "Перспектива";
государственной программе "Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Республике Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 N 764 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2025 годы";
государственной программе "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2013 N 1006 "Об утверждении государственной программы "Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан";
государственной программе "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2026 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2014 N 943 "Об утверждении государственной программы "Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2026 годы";
государственной программе "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 N 158 "Об утверждении государственной программы "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан на 2019-2025 годы".
Правительством Республики Татарстан утверждаются перечни мероприятий по строительству и модернизации учреждений инфраструктуры детского отдыха, центров психолого-педагогической помощи, молодежных центров и подростковых клубов по месту жительства. С 2015 по 2022 год модернизировано 338 учреждений молодежной политики на общую сумму 7651 млн. рублей.
Кадровый состав сферы молодежной политики состоит из более 3,5 тысячи сотрудников - руководителей и специалистов Министерства по делам молодежи Республики Татарстан, соответствующих управлений и отделов муниципальных образований, республиканских подведомственных учреждений, подростковых клубов, молодежных центров, детских оздоровительных лагерей, социальных молодежных служб, из них 3008 специалистов на муниципальном уровне и 589 - на региональном. На протяжении нескольких лет, несмотря на нестабильность кадрового состава, в целом наблюдается положительная динамика увеличения численности работников отрасли, в первую очередь за счет введения в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов. Профессионально-квалификационная потребность восполняется сложившейся системой подготовки кадров: на базе образовательных организаций высшего образования Республики Татарстан осуществляется обучение по направлениям "Специалист по работе с молодежью" и "Государственное и муниципальное управление"; для работников отрасли с целью повышения профессиональной компетентности организованы курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Ключевыми мерами для повышения мотивации и стимулирования профессионального роста стало учреждение Указом Раиса Республики Татарстан почетного звания "Заслуженный работник сферы молодежной политики Республики Татарстан", присвоение работникам отрасли квалификационных категорий по итогам аттестации, а также проведение Республиканского конкурса специалистов учреждений молодежной политики.
Во взаимодействии с ведущими учеными Республики Татарстан и учеными Российской Федерации осуществляется научное обеспечение молодежной политики. Министерством по делам молодежи Республики Татарстан совместно с государственным бюджетным учреждением "Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ "Навигатор" проводятся социологические исследования, результаты которых отражают роль молодежи в реформирующемся обществе, ценностные ориентации и политические предпочтения, этнокультурные процессы в молодежной среде, приобщение к спорту и здоровому образу жизни, проблемы студенческой, сельской и рабочей молодежи. При Министерстве по делам молодежи Республики Татарстан действует научно-методический совет, с участием которого формируются научно-методические основы реализации молодежной политики, обеспечивается научно-методическое сопровождение мероприятий молодежной политики, включая исследования, участие в подготовке ежегодного аналитического доклада, научно-практических мероприятий.
Таким образом, в Республике Татарстан эффективно реализуется и продолжает развиваться самостоятельное направление внутренней политики государства по отношению к молодому поколению, требующее высокой степени адаптации к динамике общественной и экономической жизни.
III. Проблемы молодежи и глобальные вызовы развития молодежной политики в Республике Татарстан
Документы стратегического планирования Российской Федерации и Республики Татарстан, внешние и внутренние экономические и политические факторы заставляют обращать внимание на те социальные вызовы, которые фактически определяют приоритеты для развития молодежной политики в настоящее время и на перспективу ближайших 10 - 15 лет и создания качественно иной среды для формирования и воспитания молодежи.
1. Усиление негативных тенденций в демографическом развитии.
Для ближайшего десятилетия характерно значительное старение населения во всех регионах России, будет увеличиваться численность населения старше трудоспособного возраста. Сокращение численности населения в основном будет связано с категорией молодежи, граждан в возрасте 20-40 лет. Сокращение численности молодежи вследствие демографических процессов затронет все без исключения субъекты Российской Федерации, но будет неравномерным. В Республике Татарстан к 2030 году удельный вес населения в возрасте 14-30 лет будет составлять 18,44 процента. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, на 1 января 2015 года доля молодежи (14-30 лет) составляла 24,27 процента от населения, на начало 2023 года доля молодежи (14-35 лет) составляет 26 процентов.
Социально-демографическую группу "молодежь" составляют школьники и студенты организаций среднего профессионального образования 14-17 лет - более 155 тыс. человек; молодежь 18-24 лет, большая часть которых студенты, - 265 тыс. человек; молодежь в возрасте 25-35 лет - работающая молодежь, молодые семьи - более 650 тыс. человек.
2. Психологическое состояние в подростковой и молодежной среде, повышение угрозы правонарушений и антиобщественных действий, связанных с деструктивным поведением молодежи.
Нарастание негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов повышает риски роста социальной напряженности в обществе. Для молодого поколения характерны еще не сложившаяся система ценностей, стихийность формирования мировоззрения, типичная для любого информационного общества неустойчивость социальных отношений, некритичное восприятие предлагаемых образцов поведения, повышенная агрессивность. Основой для противодействия всем формам деструктивного поведения являются устойчивые, сформированные духовно-нравственные ценности.
Согласно данным информационной системы "Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан" количество указанной категории населения ежегодно увеличивается: если в 2020 году на межведомственном социальном патронировании состояли 1280 семей и 1589 несовершеннолетних, проживающих в этих семьях, то в 2023 году - 1695 семей и 2721 несовершеннолетний, соответственно, из них в возрасте от 14 до 18 лет 765 подростков состояли на учете в базе данных информационной системы "Учет и мониторинг семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении в Республике Татарстан" и 1007 подростков - в комиссии по делам несовершеннолетних. Средний показатель систематического охвата подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в Республике Татарстан, составляет 39 процентов, а подростков, находящихся в социально-опасном положении, - 43 процента.
Остается актуальным вопрос профилактики правонарушений среди молодежи, преступность продолжает оставаться существенным явлением в молодежной среде. Динамика совершаемых молодежью правонарушений повторяет динамику общей преступности, от общего количества преступивших закон число совершенных молодыми людьми в возрасте 14-29 лет правонарушений составляет около 28 процентов, при этом из них практически 50 процентов приходится на возрастную группу 18-24 года. Как несовершеннолетние, так и молодежь вовлечены в широкий круг совершаемых правонарушений, среди которых наибольшее количество составляют преступления с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации (с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средств мобильной связи), против собственности и связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, одновременно снижается уровень преступлений среди молодежи против здоровья населения и общественной нравственности.
О нарастающей тревожности среди молодежи свидетельствует ежегодная статистика - увеличение обращений на телефоны доверия и высокий уровень спроса на психолого-педагогическую поддержку. В целом такая динамика свидетельствует о том, что современные подростки и молодежь позитивно воспринимают психологическую помощь и необходимо использовать любые возможности укрепления с их стороны доверия к взрослым и институтам принятия решений.
3. Занятость и трудоустройство молодежи.
Одним из вызовов развития молодежи остается вопрос ее трудоустройства. По данным Федеральной службы государственной статистики, уровень занятости молодежи на конец 2022 года составлял 688850 человек - 34 процента от всех занятых в экономике, или 64 процента от всей молодежи Республики Татарстан.
Численность безработной молодежи, состоящей на учете в центрах занятости, составляет 38,7 процента от общего числа зарегистрированных. Однако в общей численности молодежи число безработных составляет только 1 процент. Ежегодно данный показатель остается фактически неизменным (исключая 2020 год). Тем не менее среди молодежи многие предпочитают официально не трудоустраиваться или обходиться разовыми заработками.
Достаточно стабильной является статистика трудоустройства молодежи: из граждан в возрасте 14-35 лет, обратившихся за поиском работы в 2022 году, трудоустроен 71 процент; с 2019 года (исключая 2020 год) показатель остается практически неизменным. В сравнении с другими возрастными группами уровень трудоустройства среди молодежи выше, так как связан с желанием заработать и возможностью самореализоваться.
В целях выработки системных мер для обеспечения предприятий приоритетных отраслей промышленности Республики Татарстан, приоритетных территорий и агломераций квалифицированными кадрами важно выработать механизмы привлечения и закрепления молодых специалистов, молодых ученых приоритетных отраслей и специальностей, создать условия для комфортного проживания и самореализации.
4. Проблемы молодых семей.
Анализ ситуации подтверждает необходимость государственной поддержки института молодой семьи. При этом речь идет, прежде всего, о создании благоприятного пространства для функционирования семьи и условий для самореализации ее интересов.
Устойчивая мировоззренческая позиция и ценностные ориентации, в том числе на крепкую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни, формируются в возрасте 20-25 лет.
По статистическим данным, ежегодно в Республике Татарстан распадаются более 50 процентов семей, наибольшее количество разводов приходится на возраст от 30 до 35 лет.
Для молодых семей наиболее актуальны два блока проблем.
Первый - социально-экономический, включающий проблемы материальной обеспеченности, жилья и трудоустройства молодых супругов. Вопрос приобретения собственного жилья - один из главных при создании семьи, планировании и рождении ребенка.
В Республике Татарстан в сфере молодежной политики действуют программы государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий в формате безвозмездных субсидий, беспроцентной рассрочки, а также льготной ипотеки в системе социальной ипотеки Государственного жилищного фонда при Раисе Республики Татарстан. В каждом муниципальном районе Республики Татарстан действуют муниципальные программы государственной поддержки молодых семей в приобретении собственного жилья на условиях софинансирования из средств республиканского и федерального бюджетов в формате выделения безвозмездных субсидий в размере 30-35 процентов от стоимости жилья. На сегодняшний день за время действия программ более чем 15 тысячам молодых семей Татарстана оказана государственная поддержка в решении жилищных проблем.
Согласно аналитическому докладу "О положении молодежи в Республике Татарстан по данным социологических исследований" (2022 год) удовлетворенность жильем и жилищными условиями среди молодежи в Республике Татарстан за последние годы заметно возросла - с 53 процентов в 2017 году до 65 процентов в 2022 году. Несмотря на общую позитивную динамику, степень удовлетворенности молодежи своими жилищными условиями сильно снижается по мере взросления: среди молодежи 14-19 лет доля удовлетворенных составляет 82,2 процента, среди молодежи в возрасте 30-35 лет - 50 процентов.
Причиной этого становится второй блок проблем - социально-психологический, приводящий к росту семейного неблагополучия (увеличению числа разводов, к которым часто приводят проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к семейной жизни - смене ролей, стереотипов и стилей поведения, вопросы раздела имущества), разочарованию условиями самостоятельной жизни в связи с высокой степенью неготовности (психологической, экономической, бытовой) к самостоятельной жизни, ухудшению материального положения молодых семей и снижению жизненного уровня населения в целом в связи с невостребованностью молодых специалистов без опыта работы на рынке труда либо низкой зарплатой.
Исследования современной молодой семьи показывают необходимость пристального внимания к проблемам семейного воспитания, вопросам стабильности молодой семьи и к работе с семьями группы риска, обеспечения психологической поддержки, помощи и сопровождения молодежи, в том числе молодых семей.
5. Особенности современного воспитания молодого поколения, формирование гражданского патриотизма.
В современных условиях воспитание играет решающую роль в формировании творческой, интеллектуальной, духовной, нравственно и физически развитой, ответственной за результаты своей деятельности личности, а усиление патриотического воспитания становится ответом на внутренние и внешние вызовы. В соответствии с новыми общественными тенденциями для формирования современной системы воспитания личности молодого человека важно решение актуальных вопросов по созданию условий для его развития и организации эффективного взаимодействия всех субъектов социализации молодежи.
Современные социологические исследования показывают, что ценностные ориентации претерпевают существенные изменения, современные дети и молодежь больше ценят индивидуализацию, свободу выбора, эмансипацию от традиций, в том числе благодаря увеличению социально-экономической мобильности молодежи, которая, обладая значительным потенциалом освоения всего инновационного, сегодня дает больше возможностей для развития своих навыков и талантов и помогает быстрее преодолеть социальные барьеры.
Несмотря на то что Республика Татарстан является лидером в Российской Федерации по патриотическому воспитанию молодежи и подготовке граждан к военной службе (ежегодный охват мероприятиями патриотической направленности составляет около 150 тыс. человек, действуют четыре центра военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки, 153 военно-патриотических клуба в 38 муниципальных образованиях Республики Татарстан с охватом своей деятельностью 14083 подростков в возрасте 10-16 лет), добровольческому движению (в волонтерское сообщество Республики Татарстан включены 138165 волонтеров и 1247 добровольческих объединений), одновременно фиксируется недостаточная вовлеченность общества в вопросы развития гражданского патриотизма; отсутствие понимания важности участия в жизни общества приводит к тому, что не только дети и молодежь, но и взрослые, их родители, мало интересуются гражданскими и патриотическими вопросами, духовно-нравственными ценностями; отсутствие межпоколенного взаимодействия и передачи ценностей, негативное влияние среды и медиа часто приводят к распространению негативных ценностей и идей, которые противоречат гражданско-патриотическому развитию и духовно-нравственным основам.
Особенности современной жизни - быстрое развитие технологий, неограниченный доступ к информации и социальным сетям, ускорение ритма жизни - требуют вовлечения в процессы воспитания всех социальных институтов (семья, школа - колледж - вуз, профессиональное сообщество), внедрения новых и адаптации традиционных методов и форм осуществления реализации молодежной политики, которые также должны быть более динамичными и актуальными, соответствовать текущим трендам и быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям.
6. Сохранение сельского населения.
Республика Татарстан является высокоурбанизированной территорией, городская молодежь в возрасте от 14 до 35 лет составляет 78 процентов от общего числа молодежи, сельская молодежь - 22 процента.
По статистике, молодежь составляет немногим более 25 процентов и среди городского, и среди сельского населения, с каждым годом становится очевидной отрицательная динамика - снижение количества молодежи на селе, с течением времени становится больше тех, кто хотел бы сменить место жительства внутри Татарстана (6,3 процента в 2018 году и 11,1 процента в 2022 году). Среди причин внутренней миграции респонденты называют поиск профессиональной перспективы (56,3 процента), получение образования (48,1 процента), неудовлетворенность своей нынешней жизнью (38,8 процента), поиск более коммуникабельной среды и культурной среды (30,5 процента).
В молодежной среде сельской местности особенно очевидными становятся тенденции к общему снижению уровня жизни, ограниченность доступности инфраструктуры и, как следствие, невозможность в полной мере самореализации в творческой, общественной, профессиональной сферах жизнедеятельности.
Тем не менее молодое население сельской местности является наиболее стабильным по своему составу - 81,7 процента сельской молодежи не планируют никуда уезжать. Важным сдерживающим фактором в развитии миграции молодежи выступает неготовность к переезду, молодежь испытывает тревогу, сталкиваясь с материальными и жизненными трудностями на новом месте, а также этнические и патриотические мотивы - для жителей сел определенную роль играет чувство "малой родины", продолжение семейных традиций, соблюдение традиционных устоев, поддержка ближайшего окружения.
Разные муниципальные органы власти по-разному демонстрируют свою приверженность к укреплению основ молодежной политики. На муниципальном уровне особое значение приобретает политика "реальных дел". Роль субъектов молодежной политики, ресурсное обеспечение муниципальных программ развития, повышение вовлеченности и информирования молодежи гораздо выше в малых городах и селах. Отдаленность населенного пункта, проблема несоответствия количественного состава работников органов по делам молодежи и учреждений молодежной политики объему и характеру решаемых ими задач, масштабы и темпы социальных перемен снижают возможности системного включения молодежи в мероприятия молодежной политики.
В результате проведенного SWOT-анализа выявлены сильные и слабые стороны сферы молодежной политики в Республике Татарстан, ее возможности и угрозы:
1. Сильные стороны сферы молодежной политики в Республике Татарстан (S):
высокий уровень внимания Правительства Республики Татарстан к молодежи, молодежной политике и стабильное бюджетное финансирование сферы;
утверждение, пролонгация и успешная реализация молодежных программ;
позитивная социализация молодежи;
консолидация усилий различных организаций в реализации молодежной политики;
рост востребованности молодежи экономикой и инновациями;
развитие инфраструктуры и сети учреждений для молодежи;
формирование системы мотивации руководителей и специалистов сферы;
привлечение и успешная реализация международных проектов на территории Татарстана, развитие международного молодежного сотрудничества;
развитие системы эффективного партнерства Правительства Республики Татарстан и общественного детского и молодежного движений;
поддержка молодежных инициатив, опора на общественные организации в реализации молодежной политики;
единая система мониторинга деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление молодежной политикой.
2. Слабые стороны сферы молодежной политики в Республике Татарстан (W):
объективное неравенство молодежи в возможностях профессиональной творческой, общественной самореализации ввиду социальных и финансовых условий;
недостаточность событийных пространств в сельской местности, инфраструктуры, обеспечивающей досуговую занятость различных категорий молодежи с учетом их интересов;
недостаточное количество руководителей новой формации;
дефицит трудовых ресурсов, текучесть кадров в сфере молодежной политики;
ограниченность охвата молодежи государственными и муниципальными услугами в сфере молодежной политики;
ограниченные бюджетные ресурсы на реализацию молодежной политики на муниципальном уровне;
отсутствие межмуниципальной кооперации.
3. Возможности сферы молодежной политики в Республике Татарстан (O):
внедрение новых форм и методов контроля качества реализации приоритетных направлений молодежной политики;
интеграция в федеральную повестку, привлечение федеральных средств для развития инфраструктуры, реализации программ и проектов молодежных общественных объединений, образовательных организаций и физических лиц;
привлекательность Татарстана для молодежи других регионов России, миграционный приток талантливой активной молодежи за счет стабильного социально-экономического развития Республики Татарстан;
создание и развитие в Республике Татарстан инновационной инфраструктуры для молодежи;
заинтересованность бизнес-сообщества во взаимодействии с молодежью;
внедрение информационно-коммуникационных технологий, цифровизация сферы молодежной политики;
активность и инициативность молодежи.
4. Угрозы в сфере молодежной политики Республики Татарстан (T):
снижение численности населения Татарстана в возрасте 14-35 лет;
рост врожденных заболеваний у детей, связанный с распространением вредных привычек (наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма);
влияние на количество молодого населения процессов внутренней и внешней миграции;
снижение приоритета семейных ценностей;
нарастающая тревожность среди молодежи, высокий уровень спроса на оказание психологической помощи;
увеличение количества разводов среди молодежи;
сокращение ресурсного обеспечения, оптимизация финансовых средств на реализацию молодежной политики;
завышенные ожидания молодежи.
IV. Цель и приоритетные задачи Стратегии
Цель Стратегии - внедрение механизмов активного и всестороннего включения молодежи в развитие и повышение конкурентоспособности Республики Татарстан через создание инновационной модели молодежной политики, направленной на сохранение, формирование и накопление человеческого капитала молодого поколения.
Задачи Стратегии:
1. Создание условий для управления социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности Республики Татарстан, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения.
2. Формирование современной системы ценностей, гражданского патриотизма, развитие патриотического воспитания с учетом многонациональной основы Республики Татарстан, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, развитие и модернизация системы патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан.
3. Развитие механизмов комплексного развития и повышение качества жизни молодого поколения, оказание психолого-педагогической поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, усиление профилактической работы с целью предупреждения проявлений деструктивного поведения подростков и молодежи.
4. Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан, сохранение сельского населения, нивелирование угроз повышения внутренней миграции.
5. Создание благоприятных условий для молодых семей, межведомственная консолидация усилий, направленных на развитие ценностей семейной культуры, всестороннюю поддержку молодых семей в улучшении жилищных условий, реализации их репродуктивных функций и профессиональной самореализации.
6. Формирование экосистемы молодежной политики с внедрением цифровых технологий, мониторинг эффективности ее реализации, укрепление механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации и молодежью.
7. Внедрение механизмов, направленных на совершенствование и повышение эффективности сферы молодежной политики на муниципальном уровне, совершенствование кадрового потенциала.
V. Действия и меры по реализации задач Стратегии
1. Создание условий для управления социальным развитием молодежи, использование ее созидательного потенциала в укреплении конкурентоспособности Республики Татарстан, обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения через:
формирование системы выявления, а также поддержку одаренных детей и молодежи, создание условий для развития их интеллектуального и творческого потенциала;
вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержку молодых деятелей искусства, а также талантливой молодежи, занимающейся современными видами творчества;
создание и поддержку проектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений;
создание условий для развития эффективных моделей трудовой активности учащейся и студенческой молодежи, в том числе через систему вторичной занятости и студенческих трудовых отрядов, развитие инновационного потенциала и предпринимательской активности молодого поколения;
создание условий для молодежных общественных организаций, движений для развития лидерских качеств молодежи и поддержки молодежных инициатив, социально значимых проектов, инициированных молодежью и молодежными общественными организациями;
развитие общественно-государственной системы воспитания молодежи, обеспечивающей ее социализацию;
повышение эффективности молодежной политики, реализуемой в отношении работающей молодежи в организациях Республики Татарстан, создание условий для повышения социальной и экономической активности работающей молодежи Республики Татарстан;
формирование условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального;
совершенствование профориентационной работы среди молодежи;
обеспечение равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;
развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах;
развитие межрегионального и международного молодежного сотрудничества и обмена в целях интеграции молодежи Республики Татарстан в мировое сообщество, через поддержку участия молодежи и молодежных объединений в международных структурах, в работе международных проектов и мероприятий; активное вовлечение молодежи в процесс развития пространства стран БРИКС, Организации исламского сотрудничества; содействие в реализации программ молодежного обмена.
2. Формирование современной системы ценностей, гражданского патриотизма, развитие патриотического воспитания с учетом многонациональной основы Республики Татарстан, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, развитие и модернизация системы патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан через:
формирование общественно-политической активности и гражданской компетентности молодого поколения;
развитие системы гражданско-патриотического воспитания, национального самосознания и толерантности;
системную поддержку программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление межэтнической толерантности, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;
вовлечение молодежи в активную работу поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений;
совершенствование инфраструктуры патриотического воспитания и дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в области развития системы патриотического воспитания;
подготовку граждан к военной службе, осуществление деятельности по формированию у детей и молодежи гражданской идентичности, патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества, военно-профессиональное ориентирование молодежи;
совершенствование направлений и форм работы по патриотическому воспитанию молодежи и повышение качества патриотического воспитания;
привлечение детей к участию в общественной жизни, содействие развитию молодежных общественных объединений, патриотическое воспитание, формирование гражданственности и сохранение национальной идентичности молодежи, профилактику проявлений идей экстремизма и терроризма в молодежной среде;
дальнейшее развитие молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;
разработку и внедрение проектов и мероприятий гражданско-патриотической тематики;
реализацию просветительских и иных программ, проектов и мероприятий, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде.
3. Развитие механизмов комплексного развития и повышение качества жизни молодого поколения, оказание психолого-педагогической поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, усиление профилактической работы с целью предупреждения проявлений деструктивного поведения подростков и молодежи через:
профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в рамках организации отдыха детей и молодежи;
улучшение жизнедеятельности и решение проблем неблагополучия детей;
формирование эффективной комплексной социальной защиты и интеграцию в общество подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
формирование и реализацию системы профилактики негативных социальных явлений в молодежной среде;
организацию работы с детьми и подростками в учреждениях по месту жительства;
дальнейшее развитие моделей адресной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
применение инновационных форм и методов работы с молодежью, направленных на снижение уровня девиантного поведения, правонарушений и преступности;
формирование общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости молодежи к проявлениям террористической и экстремистской идеологии;
внедрение механизмов по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, профилактике и предотвращению конфликтов на социальной, этнической и конфессиональной почве;
вовлечение молодежи в популяризацию здорового образа жизни, создание положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни, внедрение механизмов в совершенствование деятельности по формированию у молодого поколения отрицательного отношения к употреблению алкоголя, табачных изделий, наркотиков и прочих токсикологических веществ;
дальнейшее развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи.
4. Создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан, сохранение сельского населения, нивелирование угроз повышения внутренней миграции через:
информационное обеспечение сельской молодежи;
повышение социальной активности сельской молодежи;
повышение экономической активности сельской молодежи;
развитие механизмов обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности;
духовное, физическое и творческое развитие сельской молодежи;
продолжение целенаправленной и системной поддержки молодежных программ и проектов, направленных на развитие созидательной деятельности сельской молодежи.
5. Создание благоприятных условий для молодых семей, межведомственная консолидация усилий, направленных на развитие ценностей семейной культуры, всестороннюю поддержку молодых семей в улучшении жилищных условий, реализации их репродуктивных функций и профессиональной самореализации через:
воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;
формирование образа благополучной молодой семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для населения системы ценностей;
создание условий для стимулирования рождения второго и последующих детей, а также для развития семейных форм воспитания;
обеспечение взаимодействия государства и организаций разных форм собственности в целях формирования социальной инфраструктуры для детей младшего возраста, а также обеспечение доступности вариативных форм присмотра и ухода, учитывающих различные потребности молодых семей;
развитие системы информирования молодежи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям;
развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодежи в решении жилищных проблем, обеспечивающей возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей;
развитие системы льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях;
развитие проектов и школ для молодых семей на базе молодежной инфраструктуры и клубов по месту жительства.
6. Формирование экосистемы молодежной политики с внедрением цифровых технологий, мониторинг эффективности ее реализации, укрепление механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации и молодежью через:
совершенствование нормативного правового обеспечения молодежной политики в соответствии с государственной политикой Российской Федерации и стратегией развития Республики Татарстан;
утверждение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений сферы молодежной политики;
разработку и реализацию программ подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки кадров, занятых в сфере молодежной политики на региональном и муниципальном уровнях, освоение позитивного и инновационного опыта по работе с молодежью, разработку современных управленческих технологий работы с молодежью;
внедрение механизмов, направленных на улучшение научно-методического обеспечения молодежной политики;
создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам;
организацию на современной технологической основе информационной поддержки реализации молодежной политики, развитие цифровых инструментов и информационно-аналитических систем, обеспечивающих обработку и анализ данных регионального и муниципального уровней, включенность в федеральные информационные системы;
функционирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики;
создание условий для интерактивного взаимодействия государственных органов власти с молодежью в глобальных информационных сетях.
7. Внедрение механизмов, направленных на совершенствование и повышение эффективности сферы молодежной политики на муниципальном уровне через:
разработку и реализацию муниципальных программ по ключевым направлениям молодежной политики;
реализацию программ, направленных на строительство, модернизацию, расширение инфраструктуры и оснащение современным оборудованием учреждений молодежной политики с учетом актуальных потребностей и интересов молодежи;
расширение перечня предоставляемых услуг на базе муниципальных учреждений молодежной политики, внедрение механизмов повышения их доступности и качества;
внедрение мер по совершенствованию координации проводимых в Республике Татарстан мероприятий и конкурсов для молодежи, в том числе грантовых, использование имеющегося опыта наработок во всех направлениях работы с молодежью;
трансформацию содержательного наполнения событий и мероприятий, проводимых на базе учреждений молодежной политики;
создание условий для развития молодежи на базе молодежных центров Республики Татарстан;
увеличение кадрового ресурса и стабилизацию его состава, повышение профессиональной компетентности управленческих кадров и специалистов по работе с молодежью.
VI. Основные механизмы реализации Стратегии
При реализации приоритетных проектов в сфере молодежной политики на основе Стратегии будут задействованы следующие механизмы:
1. Правовые:
внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
совершенствование законодательства Республики Татарстан в сфере реализации молодежной политики и работы с молодежью;
разработка и анализ государственных программ по реализации молодежной политики, а также иных программ с учетом требований и запросов общества и государства, внесение предложений в соответствующие федеральные программы;
развитие механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам реализации молодежной политики;
развитие системы вовлечения в реализацию молодежной политики бизнес-сообщества, общественных объединений и граждан;
создание условий для самореализации молодежи Республики Татарстан, стимулирование трудовой и образовательной мобильности молодежи.
2. Организационные:
создание и активизация деятельности консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам молодежной политики;
подготовка ежегодного доклада о положении молодежи в Республике Татарстан и реализации молодежной политики;
разработка комплексных планов реализации молодежной политики и мониторинг их эффективности;
финансирование реализации молодежной политики за счет средств федерального, республиканского и муниципальных бюджетов, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников;
грантовая поддержка и проектный подход к осуществлению социально значимых инициатив молодежи.
3. Информационные:
размещение информации о реализации молодежной политики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации;
развитие государственных и муниципальных информационно-аналитических систем, в том числе баз данных, социально-экспертных сетей и систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также реализацию обратной связи молодых граждан с органами государственной власти и управления.
4. Аналитические и научно-методические:
расширение практики системных научных исследований по проблемам молодежи, проведение научно-аналитических исследований по вопросам положения молодежи на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
проведение общероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических, учебно-методических конференций и семинаров по вопросам реализации молодежной политики;
определение и регулярная оптимизация перечня статистических, социологических и иных показателей положения молодежи и реализации молодежной политики, а также обеспечение систематического сбора соответствующих данных;
развитие системы мониторинга и оценки качества реализации программ и проектов в сфере молодежной политики на всех уровнях управления;
формирование системы общественного контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации молодежной политики.
5. Социальные:
развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности;
развитие форм и методов социальной работы с молодежью, способствующих улучшению положения различных категорий молодежи;
дальнейшее внедрение и развитие грантового и программного механизмов в реализации социально значимых инициатив молодежи;
совершенствование комплекса мер государственной поддержки детей и молодежи, оставшихся без попечения родителей, для развития инклюзивной среды для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
совершенствование условий для осуществления образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях Республики Татарстан;
формирование у молодежи путем широкой информационно-разъяснительной работы осознанного отношения к труду, а также понимания у молодежи значимости страхового стажа и официального трудоустройства.
VII. Основные этапы реализации Стратегии
Стратегия реализуется в следующие этапы:
I этап - проведение мониторинга социального самочувствия, направленности интересов основных категорий молодежи, ее мотиваций и представлений о собственных перспективах;
II этап - разработка нормативных правовых актов и методических материалов, обеспечивающих реализацию плана мероприятий Стратегии и приоритетных проектов в сфере молодежной политики;
III этап - реализация приоритетных направлений в рамках государственных программ и проектов в сфере молодежной политики; корректировка целей и задач Стратегии (по необходимости);
IV этап - оценка эффективности реализации Стратегии, анализ состояния, проблем системы молодежной политики и формирование перспектив ее дальнейшего развития.
VIII. Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии
Оценка и контроль эффективности реализации Стратегии осуществляются на основе следующих индикаторов и показателей:
I группа индикаторов:
динамика доли молодежи от удельного веса населения Республики Татарстан;
динамика внешней и внутренней миграционной активности молодежи в Республике Татарстан;
динамика численности обучающейся молодежи от общей доли молодежи Республики Татарстан;
динамика численности молодежи, занятой в экономике Республики Татарстан, от общей доли молодежи Республики Татарстан;
II группа индикаторов:
количество учреждений молодежной политики (вновь построенных, модернизированных, прошедших капитальный ремонт ежегодно);
охват молодежи услугами учреждений молодежной политики (ежегодно);
объем финансирования сферы молодежной политики (ежегодно);
объем федеральных финансовых средств, полученных молодежью Республики Татарстан, при участии в грантовых конкурсах;
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия по программам поддержки молодых семей в приобретении жилья;
охват детей и молодежи профильными формами летнего отдыха и оздоровления;
общая численность граждан, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность;
численность молодежи, задействованной в мероприятиях по воспитанию гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации;
численность молодежи, задействованной в мероприятиях по вовлечению молодежи в творческую деятельность;
численность молодежи, участвующей в движении студенческих трудовых отрядов;
охват детей и молодежи занятостью в подростковых клубах по месту жительства;
численность детей и молодежи, участвующих в работе детских и молодежных общественных организаций;
III группа индикаторов:
в целях осуществления объективной оценки хода и результатов Стратегии будут учитываться соответствующие показатели анализа данных мониторинга реализации молодежной политики, проводимого Федеральным агентством по делам молодежи (Росмолодежь), и муниципальных образований Республики Татарстан в рамках разработанной методики "Оценка эффективности реализации молодежной политики в муниципальных образованиях Республики Татарстан".
IX. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В результате реализации Стратегии будет обеспечено к 2030 году достижение следующих результатов:
внедрение механизмов активного и всестороннего включения молодежи в развитие и повышение конкурентоспособности Республики Татарстан;
воспитание и развитие молодежи, развитие и модернизация системы патриотического воспитания молодежи Республики Татарстан;
развитие механизмов комплексного развития и повышения качества жизни молодого поколения, расширение мер психолого-педагогической поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; сокращение числа подростков и молодежи с асоциальным поведением;
создание условий для повышения социальной и экономической активности сельской молодежи Республики Татарстан, улучшение качества инфраструктуры и ее доступности в малых городах и сельской местности и расширение услуг в сфере молодежной политики;
создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на развитие ценностей семейной культуры, инструментов поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий, реализации их репродуктивных функций и профессиональной самореализации;
формирование экосистемы молодежной политики с внедрением цифровых технологий, мониторинга эффективности ее реализации;
внедрение механизмов, направленных на совершенствование и повышение эффективности сферы молодежной политики на муниципальном уровне;
популяризация инновационного опыта Республики Татарстан в сфере молодежной политики на федеральном и международном уровнях;
повышение уровня профессиональных компетенций руководителей и специалистов сферы молодежной политики;
усиление межотраслевого и межведомственного конструктивного сотрудничества в интересах молодежи;
повышение уровня доверия молодежи к институтам принятия решений.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2023 г. N 1655 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.