г. Краснодар |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А53-32274/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия Аксайского городского поселения "Аксайское кладбище" (ИНН 6102025044, ОГРН 1076102000424)- Мацукина О.Н. (директор, паспорт), в отсутствии в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области (ИНН 6166059867, ОГРН 1076166000129), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия Аксайского городского поселения "Аксайское кладбище" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2022 по делу N А53-32274/2021, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие Аксайского городского поселения "Аксайское кладбище" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 19.07.2021 о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 200 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.01.2022, в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 02.07.2021 специалистом Каменского межрайонного отдела управления лесного хозяйства министерства на основании планового рейдового задания от 31.05.2021 N 89 составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории (лесного участка) об осмотре квартала 87 выдела 3 Атаманского (пригородного) участкового лесничества Шахтинского лесничества Ростовской области.
Согласно указанному акту земельный участок с кадастровым номером N 61:02:0120110:571 используется предприятием. Данный земельный участок граничит с землями лесного фонда, а именно кварталом 87 выдела 3 Атаманского (пригородного) участкового лесничества Шахтинского лесничества Ростовской области.
В ходе осмотра установлено, что в границах земель лесного фонда расположена часть здания из металлического профиля, используемого предприятием. Осуществлено ограждение части лесного участка государственного лесного фонда металлическим забором (профилем), за которым находятся грузовые автомашины; наблюдается слив жидкости, имеющей запах, с территории, которая используется предприятием. Площадь лесного участка, самовольно занятого предприятием в отсутствие специальных разрешений, составила 334 м2.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления министерством протокола об административном правонарушении от 05.06.2021 N 203 и вынесения постановления от 19.07.2021 N 203 о привлечении заявителя к административной ответственности по статьи 7.9 Кодекса в виде 200 000 рублей штрафа.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно статье 7.9 Кодекса самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
При вынесении судебных актов суды, надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, пришли к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления предприятием занятия и использования земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке необходимых разрешительных документов, и, как следствие, о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению предприятием требований действующего законодательства, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Довод предприятия о наличии правовых оснований для назначения административного штрафа в размере, ниже минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 Кодекса, изучен судами и правомерно отклонен на основании следующего
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Вместе с тем в данном случае, с учетом характера совершенного предприятием правонарушения, степени его общественной опасности, судебные инстанции не усмотрели правовых оснований для снижения размера штрафа.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.11.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2022 по делу N А53-32274/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При вынесении судебных актов суды, надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, пришли к обоснованному выводу о доказанности факта осуществления предприятием занятия и использования земельного участка в отсутствие оформленных в установленном порядке необходимых разрешительных документов, и, как следствие, о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 Кодекса.
...
Довод предприятия о наличии правовых оснований для назначения административного штрафа в размере, ниже минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 Кодекса, изучен судами и правомерно отклонен на основании следующего
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2022 г. N Ф08-3828/22 по делу N А53-32274/2021