Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
администрации
Губернатора и Правительства
Кировской области
от 20.12.2023 N 144
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2024 год
1. Анализ текущего состояния осуществления вида государственного контроля (надзора), описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2024 год (далее - Программа) разработана в рамках регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - региональный государственный надзор).
Региональный государственный надзор установлен подпунктом "б" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
С 01.10.2021 региональный государственный надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) и постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2021 N 497-П "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" (далее - постановление Правительства Кировской области от 21.09.2021 N 497-П).
Предметом регионального государственного надзора является соблюдение осуществляющими деятельность на территории Кировской области организациями и гражданами, за исключением организаций и граждан, деятельность которых подлежит федеральному государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - обязательные требования), установленных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кировской области.
Региональный государственный надзор осуществляется администрацией Губернатора и Правительства Кировской области (далее - надзорный орган).
1.2. В соответствии с нормами раздела 2 Положения о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 21.09.2021 N 497-П, по состоянию на 01.12.2023 на учет поставлено 98 объектов регионального государственного надзора, в том числе:
15 объектов среднего риска;
18 объектов умеренного риска;
65 объектов низкого риска.
1.3. В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336) плановые и внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году не проводились ввиду отсутствия оснований для их проведения.
1.4. Профилактическая работа в 2023 году осуществлялась в соответствии с Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2023 год (далее - Программа профилактики на 2023 год), утвержденной распоряжением администрации Губернатора и Правительства Кировской области от 19.12.2022 N 132 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на 2023 год", в форме проведения следующих видов профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
консультирование;
профилактический визит.
В рамках мероприятий по информированию управлением защиты населения и территорий администрации Губернатора и Правительства Кировской области (далее - управление защиты населения и территорий) обеспечены размещение на официальном информационном сайте Правительства Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, и их периодическое обновление.
В рамках обобщения правоприменительной практики принято распоряжение администрации Губернатора и Правительства Кировской области от 07.03.2023 N 33 "Об утверждении доклада о правоприменительной практике осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 2022 год". Доклад о правоприменительной практике осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций за 2022 год до его утверждения прошел процедуру публичного обсуждения в форме размещения на официальном сайте с указанием способов направления предложений и замечаний к проекту доклада, а также в форме мероприятия, проведенного 03.03.2023, с участием представителей контролируемых лиц посредством видео-конференц-связи.
Консультирования проводились по обращениям представителей контролируемых лиц, а также лиц, осуществляющих подготовку специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организаций.
Профилактические визиты в 2023 году проводились в соответствии с Программой профилактики на 2023 год. За истекший период 2023 года проведено 6 профилактических визитов. Все профилактические визиты являлись обязательными и проводились в отношении контролируемых лиц в связи с принятием решений об отнесении их деятельности к категории среднего риска. Отказов от проведения профилактических визитов в надзорный орган не поступало.
Профилактические мероприятия в виде объявления предостережения в 2023 году не проводились, поскольку в надзорный орган не поступали сведения о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.
В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 20.09.2023 N 481-П "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 21.09.2021 N 497-П "О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" в число профилактических мероприятий, осуществляемых в рамках регионального государственного надзора, включено самообследование. За истекший период информация о проведении самообследования контролируемыми лицами в надзорный орган не поступала.
1.5. На 2024 год проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках регионального государственного надзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 не предусмотрено. В связи с этим профилактическая деятельность является основным способом реализации контрольных (надзорных) полномочий.
Текущий уровень развития профилактической деятельности надзорного органа характеризуется как минимально необходимый. Надзорным органом выполняются все требования законодательства к осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем существует необходимость развития профилактической деятельности в следующих направлениях:
увеличение числа профилактических мероприятий, проведение которых инициируется надзорным органом (информирование, профилактические визиты);
развитие наиболее эффективных способов информирования контролируемых лиц;
внедрение практики проведения контролируемыми лицами самообследования.
1.6. Исходя из содержания обязательных требований основные негативные последствия, к которым может привести их невыполнение, связаны с неготовностью руководителей и работников контролируемых лиц к действиям в случае возникновения чрезвычайной ситуации (далее - ЧС), что может повлечь за собой увеличение негативных последствий ЧС (человеческих жертв, вреда здоровью граждан, ущерба окружающей среде, материальных потерь).
Таким образом, основными проблемами, на решение которых направлена настоящая Программа, являются:
низкий уровень информированности контролируемых лиц (их руководителей и работников) о содержании обязательных требований, возможных способах их соблюдения, а также об основных рисках возникновения ЧС, характерных для территорий, на которых осуществляется деятельность контролируемых лиц;
пренебрежительное отношение контролируемых лиц, их руководителей к соблюдению обязательных требований, нежелание тратить ресурсы на их соблюдение;
недостаточная квалификация работников контролируемых лиц, непосредственно отвечающих за решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
2. Цели и задачи реализации настоящей Программы
2.1. Целями реализации настоящей Программы являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение уровня информированности контролируемых лиц о способах соблюдения обязательных требований.
2.2. Задачами реализации настоящей Программы являются:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
повышение уровня информированности контролируемых лиц о содержании обязательных требований и возможных способах их соблюдения, а также об основных рисках возникновения ЧС, характерных для территорий, на которых осуществляется деятельность контролируемых лиц;
разъяснение контролируемым лицам, их руководителям и работникам важности соблюдения обязательных требований и рисков возникновения негативных последствий (как материальных, так и правовых) в случае несоблюдения обязательных требований;
мотивация к добросовестному соблюдению обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
поиск во взаимодействии с контролируемыми лицами оптимальных способов соблюдения обязательных требований.
3. Перечень видов профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
3.1. В 2024 году будут реализовываться следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
самообследование;
профилактический визит.
3.2. Информирование осуществляется посредством размещения сведений о региональном государственном надзоре и обязательных требованиях на официальном сайте, а также в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Управление защиты населения и территорий является структурным подразделением надзорного органа, ответственным за информирование, в том числе за размещение на официальном сайте сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, и их периодическое обновление в срок не позднее десяти рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
3.3. По итогам обобщения правоприменительной практики в 2023 году управление защиты населения и территорий в срок до 15.02.2024 обеспечивает подготовку проекта доклада о правоприменительной практике, его публичное обсуждение в срок с 15.02.2024 до 15.03.2024, а также последующую доработку указанного проекта доклада с учетом результатов публичного обсуждения.
Публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике осуществляется в форме его размещения в установленные для публичного обсуждения сроки на официальном сайте с указанием способов направления предложений и замечаний к указанному проекту доклада, а также в форме мероприятия с приглашением представителей контролируемых лиц для участия в очной форме либо посредством видео-конференц-связи. Доклад о правоприменительной практике утверждается распоряжением руководителя надзорного органа и размещается на официальном сайте не позднее 30.04.2024.
Должностным лицом, ответственным за проведение профилактического мероприятия, указанного в абзаце первом пункта 3.3 настоящей Программы, является должностное лицо управления защиты населения и территорий, в должностные обязанности которого в соответствии с его должностным регламентом входит подготовка доклада о правоприменительной практике.
3.4. Объявление предостережения осуществляется по мере необходимости в случае наличия у надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Управление защиты населения и территорий является структурным подразделением надзорного органа, ответственным за проведение объявления предостережения.
3.5. Консультирование осуществляется в устной форме при личном обращении или обращении посредством телефонной связи, видео-конференц-связи в случае, если обратившееся лицо не запрашивает получение письменного ответа, а также если на поступивший вопрос может быть дан исчерпывающий ответ в устной форме. В остальных случаях консультирование осуществляется в письменной форме.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
содержание обязательных требований и возможные способы их соблюдения;
права и обязанности должностных лиц надзорного органа и контролируемых лиц;
порядок проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе отдельных контрольных (надзорных) действий;
возможные виды ответственности контролируемых лиц за нарушение обязательных требований;
порядок досудебного обжалования решений (актов) надзорного органа, действий (бездействия) должностных лиц надзорного органа.
Должностным лицом, ответственным за проведение консультирования, в каждом конкретном случае является уполномоченное на осуществление регионального государственного надзора должностное лицо управления защиты населения и территорий, к которому поступило обращение.
3.6. Самообследование проводится в порядке, предусмотренном статьей 51 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информация о способах и процедуре самообследования в автоматизированном режиме, в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, размещается на официальном сайте.
Структурным подразделением надзорного органа, ответственным за проведение самообследования, является управление защиты населения и территорий.
3.7. Профилактические визиты могут проводиться в отношении объектов контроля всех категорий риска по согласованию с контролируемыми лицами в течение года. Конкретная дата проведения профилактического визита определяется решением руководителя надзорного органа. Срок проведения профилактического визита не может превышать одного рабочего дня.
О проведении профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом уполномоченный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
В ходе профилактического визита может осуществляться консультирование контролируемого лица.
При профилактическом визите (в том числе обязательном) контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
Контролируемое лицо вправе обратиться в надзорный орган с заявлением о проведении в отношении его профилактического визита.
Надзорный орган рассматривает заявление контролируемого лица в течение десяти рабочих дней с даты регистрации указанного заявления и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении с учетом материальных, финансовых и кадровых ресурсов надзорного органа, категории риска объекта контроля, о чем уведомляет контролируемое лицо.
Надзорный орган принимает решение об отказе в проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица по одному из следующих оснований:
от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления о проведении профилактического визита;
в течение двух месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица надзорным органом было принято решение об отказе в проведении профилактического визита в отношении данного контролируемого лица;
в течение шести месяцев до даты подачи заявления контролируемого лица проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;
заявление контролируемого лица содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц надзорного органа либо членов их семей.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению контролируемого лица надзорный орган в течение двадцати рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования, и обеспечивает включение такого профилактического визита в настоящую Программу.
Обязательные профилактические визиты подлежат проведению:
во II квартале 2024 года - в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена впервые к категории среднего или умеренного риска в III квартале 2023 года;
в III квартале 2024 года - в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена впервые к категории среднего или умеренного риска в IV квартале 2023 года;
в IV квартале 2024 года - в отношении контролируемых лиц, деятельность которых отнесена впервые к категории среднего или умеренного риска в первом полугодии 2024 года.
Конкретная дата проведения обязательного профилактического визита в пределах установленного пунктом 3.7 настоящей Программы периода определяется решением руководителя надзорного органа.
Управление защиты населения и территорий является структурным подразделением надзорного органа, ответственным за проведение профилактических визитов.
4. Показатели результативности и эффективности настоящей Программы
4.1. Основным показателем результативности и эффективности настоящей Программы является достижение по итогам 2024 года установленных Правительством Кировской области целевых значений ключевых показателей осуществления регионального государственного надзора.
4.2. Дополнительными показателями результативности и эффективности настоящей Программы являются:
доля реализованных профилактических мероприятий (за исключением объявления предостережения и консультирования), предусмотренных настоящей Программой, - 100%;
среднее количество проведенных профилактических мероприятий в отношении контролируемого лица, деятельность которого отнесена к категории среднего риска, - не менее 0,5 в 2024 году;
среднее количество проведенных профилактических мероприятий в отношении контролируемого лица, деятельность которого отнесена к категории умеренного риска, - не менее 0,5 в 2024 году.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Губернатора и Правительства Кировской области от 20 декабря 2023 г. N 144 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.