Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. N 2244 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 991"

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 991 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5379).

 

Председатель Правительства
Российской Федерации

М. Мишустин

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2023 г. N 2244

 

Изменения,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта

 

1. В подпункте "г" пункта 3 слова "статьей 4" заменить словами "разделами V, VIII".

2. Дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

"4 1. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель (заместитель руководителя) контролирующего органа;

б) руководитель (заместитель руководителя) территориального органа контролирующего органа (начальник (заместитель начальника) территориального управления).".

3. Пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Объектами государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:

а) в рамках пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре):

деятельность организаций-лицензиатов, осуществляющих деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам;

деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих:

деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;

погрузочно-разгрузочную деятельность на железнодорожном транспорте;

деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;

деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;

деятельность по эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

б) в рамках пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) - выполненные (оказанные) вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом);

в) в рамках пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона о государственном контроле (надзоре):

подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе железнодорожные пути, железнодорожные устройства электроснабжения, железнодорожные системы автоматики и телемеханики, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства), составные части подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав, их составные части, выпускаемые в обращение на таможенной территории Евразийского экономического союза в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011), "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011) и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011);

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и ее составные части подсистем и элементов составных частей подсистем, железнодорожный подвижной состав и его составные части, железнодорожные пути необщего пользования и его составные части подсистем и элементов составных частей подсистем.".

4. В пункте 9:

а) после абзаца семнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

"погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;";

б) абзац тридцать третий дополнить словами ", либо объекты контроля контролируемых лиц, в отношении которых в контролирующем органе отсутствует информация о допущенных в течение последних 5 лет нарушениях обязательных требований;";

абзацы тридцать четвертый и тридцать пятый изложить в следующей редакции:

"к категории вероятности 6 относятся объекты контроля контролируемых лиц, принявших декларацию о соблюдении обязательных требований и соответствующих критерию (критериям) добросовестности.

При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям вероятности наступления потенциальных негативных последствий, в случае принятия контролируемым лицом декларации о соблюдении обязательных требований и соответствия объекта контроля критерию (критериям) добросовестности объект контроля относят к категории вероятности 6.".

После абзаца тридцать пятого дополнить абзацем следующего содержания:

"При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям вероятности наступления потенциальных негативных последствий, и при отсутствии декларации о соблюдении обязательных требований и несоответствии объекта контроля критерию (критериям) добросовестности объект контроля относят к более высокой категории вероятности.".

5. Пункт 10 дополнить абзацем следующего содержания:

"меры стимулирования добросовестности.".

6. В абзаце пятнадцатом пункта 16 слово "календарный" заменить словом "рабочий".

7. Раздел V дополнить подразделом 6 следующего содержания:

 

"6. Меры стимулирования добросовестности

 

16 1. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контролирующий орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности) - присвоение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, предоставление контролируемому лицу права публично размещать указанную информацию в открытых источниках (в том числе в информационных и рекламных целях), снижение категории риска объекта контроля до низкой, исключающее проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Меры стимулирования добросовестности применяются к контролируемым лицам, принявшим декларацию о соблюдении обязательных требований и соответствующим критерию (критериям) добросовестности.

Оценка добросовестности контролируемых лиц, владельцев объектов контроля всех категорий риска, осуществляющих деятельность не менее 3 лет, проводится территориальным органом контролирующего органа, принявшим решение об отнесении объектов контроля контролируемого лица к одной из категорий риска, в том числе на основании поступления в контролирующий орган от контролируемого лица декларации о соблюдении обязательных требований и копий документов, подтверждающих соответствие контролируемого лица критерию (критериям) добросовестности, при условии заполнения в личном кабинете контролируемого лица, размещенного на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" и интегрированного с информационными системами контролирующего органа, опросной формы по виду и предмету осуществляемой деятельности.

Критериями добросовестности являются (если применимо к объекту контроля):

отсутствие в течение 2 лет до даты проведения оценки по причине действия (бездействия) владельца объекта контроля транспортных происшествий (крушений и аварий), допущенных на железнодорожном транспорте;

отсутствие в течение 1 года до даты проведения оценки фактов несвоевременного и недостоверного представления контролируемым лицом в контролирующий орган обязательной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта;

предоставление контролируемым лицом доступа контролирующему органу к своим информационным ресурсам в рамках соглашения об информационном взаимодействии;

наличие договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности.

При соответствии объекта контроля одному или нескольким критериям добросовестности такой объект контроля подлежит отнесению к категории низкого риска.

Декларация о соблюдении обязательных требований и копии документов, указанные в настоящем пункте, должны быть подписаны руководителем контролируемого лица.

Информирование контролируемых лиц о применении в отношении их мер стимулирования добросовестности осуществляется контролирующим органом посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о применении указанных мер.".

8. Абзацы первый - пятнадцатый пункта 18 заменить текстом следующего содержания:

"18. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом:

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом:

наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

выездное обследование.

Контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом могут проводиться на плановой и внеплановой основе путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

отбор проб (образцов);

испытание;

экспертиза.".

9. В пункте 20:

а) после абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:

"истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;";

б) в абзаце шестом слово "календарный" заменить словом "рабочий".

10. В абзаце четвертом пункта 22 слово "календарных" заменить словом "рабочих".

11. В абзаце десятом пункта 23 слово "календарных" заменить словом "рабочих".

12. Раздел VI дополнить подразделом 8 следующего содержания:

 

"8. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности)

 

24 1. Контролирующий орган при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в рамках осуществления государственного контроля (надзора) проводит сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контролирующего органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, данных, представляемых контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.".

 

Уточнены объекты федерального госконтроля (надзора) в области железнодорожного транспорта. Установлено, что решения о проведении контрольных мероприятий принимают:

- руководитель (заместитель руководителя) контролирующего органа;

- руководитель (заместитель руководителя) территориального органа (начальник (заместитель начальника) территориального управления).

Скорректированы нормы об отнесении той или иной деятельности к категории риска причинения вреда (ущерба). Например, к категории тяжести "В" относится в т. ч. погрузочно-разгрузочная деятельность на ж/д транспорте.

Прописаны меры стимулирования добросовестности. Речь идет, в частности, о присвоении контролируемому лицу репутационного статуса, о снижении категории риска объекта контроля до низкой, исключающей плановые проверки.

Закреплены положения о мониторинге безопасности.

 

Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. N 2244 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 991"

 

Вступает в силу с 30 декабря 2023 г.

 

Опубликование:

официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 22 декабря 2023 г. N 0001202312220071

Собрание законодательства Российской Федерации, 25 декабря 2023 г. N 52 ст. 9672