Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Магаданской области
от "22" декабря 2023 г. 901-пп
"Государственная программа Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области"
I. Стратегические приоритеты государственной программы Магаданской области "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Оценка текущего состояния сферы социально-экономического развития Магаданской области
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития Магаданской области.
Экономика Магаданской области стабильна и несмотря на введение экономических и политических санкций против России отличается устойчивым развитием и имеет положительную динамику роста по основным показателям.
По предварительной оценке, проведенной министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области, валовой региональный продукт (далее - ВРП) в 2022 году сложился в размере 304,6 млрд рублей, что в сопоставимой оценке превышает среднероссийские темпы и составляет 100,8% к уровню 2021 года. Объем ВРП в расчете на душу населения составил 2254,8 тыс. рублей, что также является одним из самых высоких показателей по России.
В структуре экономики Магаданской области основное место по вкладу в ВРП занимает добыча полезных ископаемых. В последние годы влияние этой отрасли на формирование объема ВРП усиливается: начиная с 2016 года добыче драгоценных металлов принадлежит 38-45% в валовом региональном продукте, в 2022 году - 55%.
В 2022 году индекс промышленного производства составил 100,2%.
Положительная динамика обусловлена развитием горнодобывающей промышленности, эксплуатацией месторождений золота и серебра, развитием минерально-сырьевой базы месторождений Приморское, Бургали.
За 2022 год добыча золота составила 51,4 тонны - на 1,3% ниже уровня 2021 года. Серебра добыто 745,9 т, что составило 110,0% к уровню добычи за предыдущий год.
На положительную динамику обрабатывающих производств прежде всего оказал влияние рост производства в следующих отраслях:
- производство химических веществ и химических продуктов (на 1,9% к 2021 году);
- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 2,2 раза);
- производство прочей неметаллической минеральной продукции (в 1,5 раза);
- ремонт и монтаж машин и оборудования (больше на 38,5%).
Индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2022 году составил 107,1%.
Организациями, зарегистрированными по виду деятельности "Рыболовство", в 2022 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 9627,1 млн рублей, что на 51,4% ниже уровня предыдущего года.
В 2022 году по отношению к прошлому году снизился объем производства рыбы морской свежей или охлажденной на 2,2%, ракообразных немороженых - на 9,2%.
В 2022 году объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составил 25,3 млрд рублей, или 93,8% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года. Динамика обусловлена высокой базой предыдущего года в связи с выполнением значительного объема работ по строительству дамбы на Усть-Среднеканской гидроэлектростанции, зимника и введением объектов на месторождении Наталкинское.
Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год сложился в размере 89,6 млрд рублей, что в сопоставимой оценке на 4,9% выше уровня соответствующего периода предыдущего года.
Динамика обеспечена вложениями в проекты по увеличению производственной мощности горно-обогатительного комбината "Павлик", строительство комплекса добычи и переработки руды на базе месторождения Тэутэджак, реконструкции и модернизации аэропортовой инфраструктуры международного аэропорта Магадан, строительство завода по переработке и рафинированию рыбного жира, создание туристско-рекреационного центра "Талая".
Около половины объема инвестиционных вложений крупных и средних организаций были направлены в область добычи полезных ископаемых - 48%, в сферу обеспечения электрической энергией - 16%, в транспортировку и хранение - 8%.
На строительство и реконструкцию зданий (кроме жилых), сооружений и на улучшение земель направлялось 41,3% инвестиций крупных и средних предприятий, 48,6% - в машины, оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, 7,5% - в объекты интеллектуальной собственности. По источникам финансирования 43,3% капитальных вложений поступили из собственных средств предприятий, доля привлеченных средств составила 56,7%.
По данным Дальневосточного таможенного управления, по итогам 2021 года внешнеторговый оборот Магаданской области составил 646,7 млн долларов США, что на 106,0 млн долларов США больше, чем в 2020 году (на 19,6%). Импорт составил 94,8 млн долларов США, экспорт - 551,8 млн долларов США.
Исходя из географического расположения региона одними из основных партнеров во внешнеэкономической деятельности являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В число приоритетных партнеров во внешней торговле входят также государства - участники Содружества Независимых Государств.
В 2022 году сальдированный финансовый результат организаций без учета субъектов малого предпринимательства сложился положительным и составил 50,5 млрд рублей. Доля прибыльных предприятий составила 56,1% от общего числа организаций.
Оборот розничной торговли в 2022 году сложился в сумме 46,5 млрд рублей и по сравнению с предыдущим годом в товарной массе увеличился на 1,6%. Населению предоставлено платных услуг на сумму 15,0 млрд рублей, или 97,3% к уровню 2021 года.
В 2022 году в консолидированный бюджет Магаданской области поступило доходов на сумму 53,9 млрд рублей (снижение на 6,5% к 2021 году). Доля налоговых и неналоговых доходов составила 70,7% или 38,1 млрд рублей.
На начало 2023 года в Магаданской области зарегистрировано 6 576 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 2 131 юридическое лицо, 4 445 индивидуальных предпринимателя. Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства за 2022 год составил более 66 млрд рублей, средняя численность работников - 26,2 тыс. человек.
По итогам 2022 года основная доля оборота приходилась на торговлю оптовую и розничную - 35%, транспортировку и хранение -20%, строительство - 16%, обрабатывающие производства - 5,2%.
Наибольшее количество организаций малого и среднего предпринимательства в 2022 году осуществляло деятельность в сфере транспортировки и хранения - 32% от общего числа действующих субъектов, в сфере оказания услуг населению - 16%, в сфере торговли - 10%, пищевой промышленности - 3%.
В целях стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в Магаданской области реализуется комплекс мер поддержки, включая консультационную, образовательную, финансовую, имущественную поддержку в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденного 24 сентября 2018 года протоколом N 12 заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. При этом основной задачей реализации указанных мер является сохранение числа малых и средних предприятий.
Настоящая государственная программа реализуется в сферах формирования благоприятной инвестиционной среды, развития малого и среднего предпринимательства, поддержки внешнеэкономической деятельности, повышения производительности труда и инновационной активности бизнеса.
Государственная программа реализуется в два этапа:
1 этап: 2020 - 2023 годы;
2 этап: 2024 - 2030 годы.
Формирование и реализация первого этапа государственной программы осуществлялись в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 26 февраля 2014 г. N 151-пп "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Магаданской области".
Формирование и реализация второго этапа государственной программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 08 августа 2022 г. N 665-пп "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Магаданской области".
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты государственной политики в сфере экономического развития Магаданской области, а также механизмы их достижения определены из долгосрочных приоритетов, закрепленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также Стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Магаданской области от 05 марта 2020 г. N 146-пп "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области до 2030 года".
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в рамках национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" установлены целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году, в том числе реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года; обеспечение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, к 2030 году не менее 25 млн человек; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года.
Осуществляемая в рамках государственной программы деятельность органов исполнительной власти Магаданской области в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, привлечения инвестиций в экономику региона, поддержки повышения производительности труда и внешнеэкономической деятельности, развития государственно-частного партнерства в Магаданской области окажет влияние на достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство".
Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р, определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона, обеспечивает взаимосвязь мероприятий национальных проектов (программ), государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы на территории Дальнего Востока, ресурсы для их реализации, а также формирует основу развития макрорегиона в 15-летней перспективе.
В Указе Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока" определены следующие цели социально-экономического развития Дальнего Востока:
- на период до 2024 года включительно:
превышение среднероссийских темпов роста показателей экономического развития, в том числе за счет увеличения объема накопленных частных инвестиций до 800 млрд рублей, создания не менее 200 предприятий на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток, а также не менее 30 тыс. новых рабочих мест;
- на период до 2035 года:
превышение среднероссийских показателей экономического развития.
Система целеполагания государственной программы гармонизирована с положениями Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 октября 2021 г. N 2765-р.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы взаимосвязана со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
4. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы в сфере социально-экономического развития Магаданской области и в сфере государственного управления
В целях преодоления актуальных вызовов, с которыми сталкивается экономика региона, а также достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития определены цели разработаны структура и система показателей государственной программы.
Целями государственной программы являются:
- обеспечение благоприятных условий для дальнейшего устойчивого и динамичного развития малого и среднего предпринимательства Магаданской области путем увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых;
- повышение производительности труда;
- стимулирование инвестиционной деятельности и улучшение делового климата;
- повышение вклада внешнеэкономической деятельности в социально-экономическое развитие Магаданской области.
Достижение цели государственной программы по обеспечению благоприятных условий для дальнейшего устойчивого и динамичного развития малого и среднего предпринимательства Магаданской области путем увеличения численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, обеспечивается путем решения следующих основных задач в рамках направления (подпрограммы) "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области":
- совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию предпринимательства;
- развитие государственно-частного партнерства;
- повышение инновационной активности бизнеса.
Задачи будут выполнены за счет достижения результатов и мероприятий (результатов) следующих региональных проектов и комплексов процессных мероприятий:
- создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
- создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
- акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства;
- системные меры по повышению производительности труда (Магаданская область);
- адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях;
- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- инновационное развитие Магаданской области.
Достижение цели государственной программы по повышению производительности труда обеспечивается путем решения следующей задачи в рамках направления (подпрограммы) "Производительность труда в Магаданской области":
- повышение производительности труда.
Задача будут выполнена за счет достижения результатов следующих региональных проектов:
- адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях;
- системные меры по повышению производительности труда (Магаданская область).
Достижение цели государственной программы по стимулированию инвестиционной деятельности и улучшение делового климата обеспечивается путем решения следующих задач в рамках направления (подпрограммы) "Формирование благоприятной инвестиционной среды в Магаданской области":
- обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал;
- создание благоприятной деловой среды.
Задачи будут выполнены за счет достижения результатов комплекса процессных мероприятий:
- продвижение инвестиционной привлекательности.
Достижение цели государственной программы по повышению вклада внешнеэкономической деятельности в социально-экономическое развитие Магаданской области обеспечивается путем решения следующей задачи в рамках направления (подпрограммы) "Развитие внешнеэкономической деятельности":
- развитие международных деловых контактов и расширение рынков сбыта региональной продукции.
Задача будет выполнена за счет достижения результатов и мероприятий (результатов) следующих региональных проектов и комплексов процессных мероприятий:
- системные меры развития международной кооперации и экспорта;
- обеспечение благоприятных условий экспортной деятельности в Магаданской области.
II. Правила предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований при реализации государственной программы
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Магаданской области, предоставляемых в рамках регионального проекта, не входящего в состав национального проекта, "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" приведен в приложении к государственной программе.
Приложение
к государственной программе
Магаданской области
"Экономическое развитие и
инновационная экономика
Магаданской области"
Порядок
предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Магаданской области, предоставляемых в рамках регионального проекта, не входящего в состав национального проекта, "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства"
В рамках регионального проекта, не входящего в состав национального проекта, "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" направления (подпрограммы) "Развитие малого и среднего предпринимательства в Магаданской области" реализуется задача по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований Магаданской области (далее - муниципальные образования), направленная на достижение следующей цели:
- реализация мероприятий поддержки развития малого и среднего предпринимательства.
Реализация задачи "Оказание финансовых мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий на реализацию мероприятий поддержки развития малого и среднего предпринимательства (далее - субсидии).
Устанавливаются следующие показатели регионального проекта, не входящего в состав национального проекта, являющиеся целевыми показателями результативности субсидии:
1) Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, единиц.
2) Создано (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) / Сохранено рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства, единиц.
Условием предоставления субсидии является заключение соглашения между министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области (далее - Министерство) и администрацией муниципального образования Магаданской области о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования (далее - Соглашение).
Субсидии, полученные муниципальными образованиями, должны быть использованы в срок до 31 декабря текущего финансового года.
Методика распределения субсидий между бюджетами муниципальных образований
Субсидия распределяется между муниципальными образованиями на конкурсной основе.
Конкурсный отбор осуществляется по следующим критериям:
- объем средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на финансирование мероприятий муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства (далее - муниципальная программа);
- количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в муниципальном образовании.
В случае если общий объем запрашиваемых средств по заявкам муниципальных образований не превышает объем средств, предусмотренных на эти цели законом Магаданской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, объем предоставляемой субсидии бюджету муниципального образования равен объему средств, указанному в заявке муниципального образования.
В случае если общий объем запрашиваемых средств по заявкам муниципальных образований превышает объем средств, предусмотренных на эти цели законом Магаданской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, объем предоставляемой субсидии бюджету муниципального образования определяется следующим образом:
расчетный размер субсидий, предоставляемых бюджету n-го муниципального образования, определяется по формуле:
N = М * (Мn / Мпз + Dкс / Dпз) /2,
где:
N - расчетный объем субсидии бюджету n-го муниципального образования, подавшего заявку на получение субсидии;
М - общий объем субсидий, распределяемый между бюджетами муниципальных образований, в соответствующем финансовом году;
Мn - средства муниципального бюджета n-го муниципального образования, подавшего заявку на получение субсидии, предусмотренные на реализацию мероприятий муниципальной программы;
Мпз - сумма средств бюджетов муниципальных образований, подавших заявки на получение субсидии, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальных программ;
Dкс - количество субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в n-м муниципальном образовании;
Dпз - общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, подавших заявки на получение субсидии.
Условие 1. Если N >= Nзi, то
Si=Nзi,
где:
i - муниципальное образование, удовлетворяющее условию 1;
Si - размер субсидии, предоставляемой i-му муниципальному образованию;
Nзi - объем запрашиваемой субсидии по заявке i-го муниципального образования.
Условие 2. Если N<Nзj, то
,
где:
j - муниципальное образование, удовлетворяющее условию 2;
Sj - размер субсидии, предоставляемой j-му муниципальному образованию;
Nзj - объем запрашиваемой субсидии по заявке j-го муниципального образования;
- общий объем субсидий, предоставляемых i-м муниципальным образованиям;
- общий объем запрашиваемой субсидии по заявкам j-х муниципальных образований.
Размер субсидии не может превышать заявленной муниципальным образованием суммы.
Заявки на получение субсидии принимаются Министерством в течение 20 дней с момента официального уведомления органов местного самоуправления о начале конкурсного отбора.
К заявке прилагаются следующие документы:
- заверенная в установленном порядке копия муниципальной программы, предусматривающая направление средств муниципального бюджета на реализацию мероприятий муниципальной программы (с указанием реквизитов акта органа местного самоуправления);
- выписка из решения о местном бюджете муниципального образования, содержащая сведения о денежных средствах, предусмотренных в бюджете муниципального образования на финансирование мероприятий муниципальной программы;
- пояснительная записка с указанием заявляемой суммы субсидии.
Рассмотрение заявок, представленных муниципальными образованиями, осуществляется комиссией по рассмотрению заявок на предоставление субсидий на поддержку муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства (далее - Комиссия), состав которой утверждается распоряжением губернатора Магаданской области.
Комиссия осуществляет рассмотрение заявок в течение 10 дней со дня окончания срока приема заявок и определяет соответствие предоставленных заявок условиям отбора муниципальных образований для предоставления субсидий.
По результатам рассмотрения заявок Комиссией Министерство в течение 5 дней принимает следующие решения:
1) о предоставлении субсидий;
2) об отказе в предоставлении субсидий.
Основания для отказа в предоставлении субсидий:
- представление документов, указанных в абзацах 33-35 настоящей Методики не в полном объеме;
- несоответствие мероприятий муниципальной программы целям предоставления субсидии;
- нарушение срока подачи заявки, указанного в абзаце тридцать первом настоящей Методики.
Решение об отказе в предоставлении субсидий оформляется в форме письма за подписью министра экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области и направляется в администрацию муниципального образования в течение 2 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании Соглашений в соответствии с типовой формой, утвержденной министерством финансов Магаданской области.
Заключение Соглашений осуществляется в течение 30 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Магаданской области о распределении субсидий.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Магаданской области об областном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства как получателя субсидии.
Органы местного самоуправления ежеквартально предоставляют отчет о расходовании субсидии и достижении установленных целевых значений показателей результативности предоставления субсидии. Порядок предоставления отчета, формы отчетности и сроки устанавливаются Соглашением.
Внесение изменений в распределение объемов субсидий между муниципальными образованиями на текущий финансовый год и плановый период осуществляется в случаях, установленных пунктом 4 статьи 13 Закона Магаданской области от 09 декабря 2015 г. N 1969-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Магаданской области". Изменения в распределение объемов субсидий утверждаются Правительством Магаданской области в форме постановления Правительства Магаданской области.
В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, установленных в Соглашении, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений целевых показателей результативности предоставления субсидии в соответствии с Соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в областной бюджет в срок до 01 июня года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле в соответствии с пунктом 10 Правил, устанавливающих общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Магаданской области, утвержденных постановлением Правительства Магаданской области от 09 декабря 2019 г. N 826-пп "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Магаданской области" (далее - Правила предоставления субсидии).
Муниципальные образования несут ответственность за нецелевое использование субсидии и за нарушение настоящего Порядка и (или) условий предоставления (расходования) субсидии в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход областного бюджета, и (или) субсидия использована не по целевому назначению, соответствующие средства взыскиваются в областной бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответственность за результативность, целевое использование субсидий, полноту и достоверность представляемых в Министерство сведений возлагается на администрацию муниципального образования.
".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Магаданской области от 22 декабря 2023 г. N 901-пп "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.