Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
Департамента труда и социальной
защиты населения города Москвы
от 20.12.2023 г. N 1086
Программа профилактики
рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере социального обслуживания на 2024 год
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере социального обслуживания на 2024 год (далее - Программа профилактики) разработана в соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2021 г. N 1498-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания" (далее - Положение о контроле).
В соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами Программы профилактики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, в срок до 1 октября 2023 г. в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Мэра Москвы и Правительства Москвы по адресу. www.mos.ru/dszn, официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент) https://dszn.ru в разделе "Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" - "Региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан" проект Программы профилактики размещен в целях ее общественного обсуждения.
В ноябре 2023 г. проект Программы профилактики направлен на рассмотрение и внесение предложений членам Общественного совета при Департаменте.
1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики
1.1. В соответствии с Положением о контроле предметом регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания является соблюдение поставщиками социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, включенных в установленном порядке в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы (далее - контролируемые лица), осуществляющих социальное обслуживание, требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания, исполнением решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий (далее - обязательные требования).
1.2. Контролируемые лица, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. N 829-ПП "О социальном обслуживании граждан в городе Москве" (далее - постановление N 829-ПП), в процессе своей деятельности обязаны соблюдать порядок предоставления гражданам социальных услуг в городе Москве и оказывать услуги в соответствии со стандартами социальных услуг, а также соблюдать требования по обеспечению доступности для инвалидов и иных маломобильных граждан объектов социальной инфраструктуры.
В случае выявления в ходе проверки нарушений, указывающих на наличие составов административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6, статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица Департамента уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.3. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 г. не осуществлялось.
В соответствии со статьями 74 и 75 Федерального закона N 248-ФЗ, пунктами 4.12 и 4.13 Положения о контроле Департаментом контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами проводились на основании заданий, утвержденных приказом от 1 декабря 2022 г. N 1266А "Об утверждении плана по выполнению заданий в целях реализации контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с поставщиками социальных услуг в 2023 году".
По состоянию на 1 ноября 2023 г. должностными лицами Департамента проведено 28 контрольных (надзорных) мероприятий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, выдано 21 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение), из них:
- 26 наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством проверки соответствия требованиям ст. 13 Федерального закона N 442-ФЗ сведений, размещенных контролируемым лицом на официальном сайте контролируемого лица, направлено 21 предостережение;
- 2 выездных обследований, направлена 1 рекомендация по соблюдению обязательных требований.
Проведено 13 профилактических визитов, направлено 5 предостережений, в ходе каждого визита контролируемые лица дополнительно были проконсультированы о соблюдении обязательных требований в части порядка предоставления социальных услуг получателям социальных услуг, в том числе стандартов социальных услуг, а также соблюдения требований, связанных с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Основными нарушениями обязательных требований контролируемыми лицами являются:
1. Отсутствие на сайте организации информации:
- о структуре и органах управления организации, об учредителе (учредителях);
- о персональном составе работников (с указанием с их согласия уровня образования, квалификации и опыта работы);
- о материально-техническом обеспечении предоставления социальных услуг;
- о порядке и условиях предоставления социальных услуг бесплатно и за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания с приложением образцов договоров о предоставлении социальных услуг бесплатно и за плату (отсутствие образцов договоров);
- о тарифах на социальные услуги по видам социальных услуг и формам социального обслуживания;
- об объеме предоставляемых социальных услуг за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и объеме предоставляемых социальных услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц;
- о финансово-хозяйственной деятельности (с приложением электронного образа плана финансово-хозяйственной деятельности).
2. Не соблюдение организациями социального обслуживания обязательных требований, связанных с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры:
- отсутствие паспорта доступности для инвалидов общественного здания (помещений), который необходимо составлять совместно с представителями общественного объединения инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории где расположен объект контроля;
- помещения не оборудованы носителями информации, необходимыми для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объекту и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе элементами в контрастном исполнении, не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
3. Нарушения обязательных требований, предъявляемых к контролируемым лицам, осуществляющим социальное обслуживание в стационарной форме для лиц старше 18 лет: для хранения технических средств реабилитации не предусмотрены отдельные помещения; отсутствие приемно-карантинного отделения для получателей социальных услуг; не соблюдаются нормативы обеспечения площадью жилых помещений; отсутствие надлежащего ухода; жилые комнаты частично оборудованы, столами, стульями, шкафами для хранения домашней одежды, белья, обуви; количество отделений в шкафах меньше количества спальных мест в некоторых комнатах проживающих.
Материалы по осуществлению контрольной (надзорной) деятельности в сфере социального обслуживания размещаются на официальном сайте Мэра Москвы и Правительства Москвы www.mos.ru/dszn, на официальном сайте Департамента https://dszn.ru на главных страницах в разделе /Деятельность/ "Осуществление Департаментом государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подраздел "Государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания граждан в городе Москве".
2. Цели и задачи реализации Программы профилактики
2.1. Целями Программы профилактики являются:
2.1.1. Устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.1.2. Создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
2.2. Задачами Программы профилактики являются:
2.2.1. Выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.
2.2.2. Создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
2.2.3. Формирование единого понимания обязательных требований у контролируемых лиц.
2.2.4. Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
3.1. В целях устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований, Департаментом в 2024 году запланировано проведение следующих профилактических мероприятий:
3.1.1. Информирование.
3.1.2. Обобщение правоприменительной практики.
3.1.3. Объявление предостережения.
3.1.4. Консультирование.
3.1.5. Профилактический визит - график профилактических визитов на 2024 год прилагается к Программе профилактики.
3.2. Информирование контролируемых лиц осуществляется структурными подразделениями Департамента посредством размещения и поддерживания в актуальном состоянии сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Мэра Москвы и Правительства Москвы www.mos.ru/dszn, официальном сайте Департамента https://dszn.ru, через личные кабинеты контролируемых лиц государственной информационной системы "Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль") и в иных формах.
В соответствии с приказом Департамента от 29 ноября 2022 г. N 1252 "О работе в Государственной информационной системе Цифровая платформа взаимодействия бизнеса и контрольных (надзорных) органов "Открытый контроль" Департаментом утвержден график проведения должностными лицами консультирования контролируемых лиц, подавших заявки через Государственную информационную систему "Открытый контроль" (далее - ГИС "Открытый контроль") по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
3.3. По итогам обобщения правоприменительной практики Департамент готовит доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания (далее - доклад о правоприменительной практике).
3.3.1. Доклад о правоприменительной практике утверждается Департаментом и размещается на официальном сайте Мэра Москвы и Правительства Москвы www.mos.ru/dszn, на официальном сайте Департамента https://dszn.ru и на ГИС "Открытый контроль" в срок не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения доклада.
3.3.2. Обобщение правоприменительной практики проводится Департаментом для решения следующих задач:
3.3.2.1. Обеспечение единообразных подходов контролируемых лиц и должностных лиц Департамента к соблюдению обязательных требований.
3.3.2.2. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений.
3.3.2.3. Анализа случаев причинения вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
3.3.2.4. Подготовки предложений об актуализации обязательных требований, а также предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, законодательство города Москвы о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания.
3.4. Консультирование контролируемых лиц структурными подразделениями Департамента осуществляется без взимания платы в письменной форме при письменном обращении, направленном посредством информационных систем, а также в устной форме по телефону, на личном приеме в приемной Департамента или в устной форме в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
3.4.1. Должностные лица Департамента осуществляют консультирование по следующим вопросам:
3.4.1.1. Профилактика рисков нарушения обязательных требований.
3.4.2.2. Соблюдение обязательных требований в сфере социального обслуживания.
3.4.1.3. Соблюдение обязательных требований, связанных с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
3.4.1.4. Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
3.4.1.5. Порядка обжалования решений Департамента при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
3.4.2. В ходе консультирования не предоставляется информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Департамента, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
3.5. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения им вреда, Департамент в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений о готовящихся нарушениях либо признаках нарушения обязательных требований направляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе подать в Департамент возражение в отношении указанного предостережения в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения им предостережения. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Департамент возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения.
Департамент рассматривает возражение и в срок не позднее 20 рабочих дней со дня получения возражения информирует об итогах рассмотрения контролируемое лицо.
При отсутствии возражений контролируемое лицо в срок не позднее 60 рабочих дней со дня получения предостережения направляет в Департамент уведомление об исполнении предостережения.
3.6. Профилактический визит проводится Департаментом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Проведение обязательных профилактических визитов осуществляется в отношении контролируемого лица, приступающего к деятельности по предоставлению социальных услуг не позднее чем в течение одного года с момента включения в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
График проведения профилактических визитов устанавливается настоящей Программой профилактики.
Профилактический визит проводится с предварительным информированием о визите контролируемого лица. Срок информирования о проведении профилактического визита не должен превышать 5 рабочих дней до даты его проведения. Обязательный профилактический визит осуществляется не реже чем один раз в год. Срок осуществления профилактического визита составляет один рабочий день.
Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить о своем отказе в письменной форме Департамент не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения на 2024 год
N |
Наименование мероприятия |
Способ осуществления мероприятия |
Срок проведения |
Ответственное структурное подразделение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований |
Информирование осуществляется: - посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Департамента в сети Интернет; - посредством направления информации по электронным адресам контролируемых лиц |
В течение года |
Структурные подразделения Департамента, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в рамках компетенции по направлениям деятельности |
2 |
Обобщение практики осуществления регионального государственного контроля (надзора) (доклад о правоприменительной практике), а также размещение его на официальном сайте Департамента |
|
Ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным |
Управление организации социального обслуживания на дому |
3 |
Оформление и выдача контролируемым лицам предостережения |
В случае выявления у контролируемого лица нарушений обязательных требований Департаментом направляется предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований |
По факту выявления нарушений обязательных требований |
Структурные подразделения Департамента, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в рамках компетенции по направлениям деятельности |
4 |
Консультирование контролируемых лиц |
Консультирование осуществляется по заявкам контролируемых лиц через ГИС "Открытый контроль", по телефону, в письменном обращении (в письменной форме), на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия) по вопросам: - профилактики рисков нарушения обязательных требований; - соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания; - соблюдения обязательных требований, связанных с созданием для инвалидов и иных маломобильных граждан условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры; - порядка осуществления регионального контроля; - порядка обжалования решений Департамента |
По мере обращения контролируемых лиц |
Структурные подразделения Департамента, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в рамках компетенции по направлениям деятельности |
5 |
Профилактический визит |
Профилактический визит проводится Департаментом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица |
В соответствии с прилагаемым графиком проведения профилактических визитов |
Структурные подразделения Департамента, ответственные за организацию и проведение профилактических мероприятий в рамках компетенции по направлениям деятельности |
4. Участники Программы профилактики
4.1. Управление организации социального обслуживания на дому Департамент - координатор Программы профилактики.
В обязанности координатора Программы профилактики входит координация работ по Департаменту за организацией исполнения мероприятий профилактики нарушений обязательных требований, участие в пределах компетенции в проведении мероприятий, предусмотренных настоящей Программой профилактики, а также подготовка внесения изменений в Программу профилактики, обобщение результатов контрольной (надзорной) деятельности с целью подготовки ежегодного доклада о результативности и эффективности Программы профилактики.
4.2. Участниками Программы профилактики являются:
4.2.1. Управление организации социального обслуживания на дому Департамента;
4.2.2. Управление организации стационарного социального обслуживания Департамента;
4.2.3. Управление опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних Департамента;
4.2.4. Управление по организации работы с семьями с детьми Департамента;
4.2.5. Управление по социальной интеграции лиц с ограничениями жизнедеятельности Департамента.
4.2.6. Отдел контроля за соблюдением требований доступности для инвалидов объектов и услуг ГБУ "Ресурсный центр для инвалидов" Департамента - профилактические мероприятия, в том числе профилактические визиты, проводятся при участии специалистов.
5. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики
5.1. Ожидаемым результатом реализации настоящей Программы профилактики является снижение количества нарушений обязательных требований при увеличении количества и качества профилактических мероприятий.
5.2. Целевыми показателями результативности профилактических мероприятий являются:
5.2.1. Результативность проведения мероприятий структурными подразделениями Департамента (РП).
Расчет осуществляется по формуле:
РП=ПМ 1/ПМ 2100%,
где:
ПМ 1 - количество поставщиков социальных услуг, в отношении которых выявлены нарушения в ходе мероприятий, в том числе с вынесением предостережения;
ПМ 2 - общее количество поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены мероприятия за отчетный период.
Показатель рассчитывается как соотношение количества поставщиков социальных услуг, в отношении которых выявлены нарушения в ходе мероприятий, в том числе с вынесением предостережения, к количеству поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены мероприятия за отчетный период, умноженное на 100%.
5.2.2. Эффективность проведения мероприятий структурными подразделениями (ЭП) Департамента определяется из расчета:
Расчет осуществляется по формуле:
ЭП=КП 1/КП 2100%,
где:
КП 1 - количество поставщиков социальных услуг, с которыми проведены мероприятия в отчетном периоде;
КП 2 - общее количество поставщиков социальных услуг.
Показатель определяется как соотношение количества поставщиков социальных услуг, с которыми проведены мероприятия в отчетном периоде, и общего количества поставщиков социальных услуг.
5.3. Согласно предварительным оценкам на 17.12.2023 определены следующие результаты эффективности мероприятий.
5.3.1. Результативность проведения мероприятий:
65%=26/40100
5.3.2. Эффективность проведения профилактических мероприятий:
79%=56 */71 **100
56 * - общее количество мероприятий с учетом проведенных контрольных (надзорных) мероприятия в виде направленных предостережений, рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
71 ** - количество поставщиков социальных услуг, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг на момент составления Программы профилактики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.