Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, описание текущего уровня развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа предусматривает комплекс профилактических мероприятий направленных на снижение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушением обязательных требований, установленных частью 3 статьи 110, 123.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в рамках осуществления в 2024 году Главным управлением регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, на территории Омской области.
Программа и информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, размещена в разделе "Профилактика обязательных требований" официального сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://gsn.omskportal.ru.
1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального контроля (надзора) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов
Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов (далее - государственный контроль за деятельностью ЖСК), в 1 полугодии 2023 года осуществлялся Главным управлением по 23 объектам в отношении 23 контролируемых лиц - ЖСК (добровольных объединений граждан и в установленных ЖК РФ и другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье).
Объектом государственного контроля за деятельностью ЖСК является деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования (далее - объект контроля).
При осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК объекты контроля подлежат к отнесению, в соответствии с критериями, утвержденными Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 24.11.2021 N 558-п, к одной из следующих категорий рисков:
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) низкий риск.
Государственный контроль за деятельностью ЖСК осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, посредством проведения профилактических мероприятий, документарных проверок при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле), наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее - наблюдение).
Наблюдение осуществляется без взаимодействия с контролируемым лицом и включает в себя:
1) анализ ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности контролируемого лица, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства контролируемым лицом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким лицом своих обязательств перед своими членами и иными лицами (далее - ежеквартальная отчетность);
2) анализ информации, размещаемой в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязанность по раскрытию которой возложена на контролируемое лицо в соответствии с обязательными требованиями.
Проверочные листы при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК не применяются.
Главное управление ведет перечень объектов контроля и обеспечивает размещение перечня объектов контроля на своем официальном сайте.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление) в 2023 году в рамках государственного контроля за деятельностью ЖСК внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по основаниям, указанным в данном пункте Постановления.
Показатели правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля за деятельностью ЖСК за первое полугодие 2023 года приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
N п/п |
Наименование показателя |
1 полугодие 2023 года |
1 |
Общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода, всего |
23 |
1.1 |
в том числе, со значительным риском |
11 |
1.2 |
в том числе, со средним риском |
0 |
1.3 |
в том числе, с низким риском |
12 |
1.2 |
Количество включенных в перечень объектов контроля, за отчетный период |
- |
2 |
Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода |
23 |
3 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период |
44 |
4 |
Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период |
1 |
5 |
Количество документарных проверок, проведенных за отчетный период |
1 |
5.1 |
- в том числе, по обращению |
- |
5.2 |
- в том числе, по исполнению предписания |
- |
5.3 |
- в том числе, по требование прокурора |
- |
6 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период |
1 |
7 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период |
43 |
7.1 |
- в том числе, анализ ежеквартальной отчетности |
43 |
7.2 |
- в том числе, анализ информации, размещаемой в единой информационной системе жилищного строительства (состав, порядок, способы, достоверность, полнота, сроки и периодичность размещения), обязанность по раскрытию которой возложена на контролируемое лицо в соответствии с обязательными требованиями |
|
8 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период; |
1 |
8.1 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период |
- |
9 |
Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия на конец отчетного периода |
1 |
10 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного надзора и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период |
0 |
11 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам осуществившим такие контрольные (надзорные) мероприятия, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных контрольных (надзорных) мероприятий) |
0 |
12 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) |
0 |
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности Главного управления
Приказом Главного управления от 19.12.2022 N 44-п утверждена "Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов, на 2023 год" (далее - Программа профилактики).
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения по региональному государственному контролю за деятельностью ЖСК (далее - Перечень профилактических мероприятий) представлен в приложении к Программе профилактики.
По итогам работы Главного управления за первое полугодие 2023 года мероприятия, предусмотренные Перечнем профилактических мероприятий, выполнены в установленные сроки, достигнутые значения отражены в таблице N 2.
В целях создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения, а также устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Главное управление осуществляет информирование контролируемых лиц посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона о контроле на официальном сайте Главного управления.
Таблица N 2
N п/п |
Наименование показателя |
1 полугодие 2023 года |
1 |
Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период |
1 |
2 |
Количество предостережений, объявленных за отчетный период |
33 |
3 |
Количество консультирований: в ходе личного приема, организованного в Главном управлении, а также по телефонам структурного подразделения Главного управления, уполномоченного на осуществление государственного контроля за деятельностью ЖСК, а также письменного консультирования |
5 |
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Главным управлением в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля за деятельностью ЖСК, устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определен перечень профилактических мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статей 45 - 47, 49, 50, 52 Федерального закона N 248-ФЗ и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
2) обобщение правоприменительной практики. По итогам обобщения правоприменительной практики Главное управление не реже одного раза в год
обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) осуществление консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей (Главное управление дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля за деятельностью ЖСК);
5) проведение профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
При осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению надзорных мероприятий.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности контролируемых лиц, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Проведение профилактических мероприятий в виде информирования, консультаций, объявления предостережений предполагает отсутствие мер административного воздействия, является мерой, способствующей снижению административных и финансовых издержек контролируемых лиц.
В 2023 году важное значение приобрело увеличение количества консультаций, рекомендаций по разъяснению обязательных требований.
Продолжение практики проведения профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля за деятельностью ЖСК в 2024 году позволит закрепить сложившийся положительный эффект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.