Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного строительного надзора, описание текущего развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на территории Омской области в рамках осуществления в 2024 году Главным управлением регионального государственного строительного надзора.
Программа и информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях размещена в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований" официального сайта Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://gsn.omskportal.ru.
1.1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного строительного надзора
В строительстве (реконструкции) объектов надзора участвуют контролируемые лица, в том числе:
- застройщики - физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках или на земельных участках иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика или которому в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" передали на основании соглашений свои функции застройщика) строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции;
- технические заказчики - юридические лица, которые уполномочены застройщиками и от имени застройщиков заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, сносе объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности;
- лица, осуществляющие строительство - юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), осуществляющие работы по договорам о строительстве, реконструкции, заключенным с застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения;
- лица, проводящие строительный контроль - лица, осуществляющие строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию зданий, сооружений, либо привлекаемыми ими на основании договоров индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля;
- специалисты по организации строительства - физические лица, которые имеют право осуществлять по трудовым договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, сносу объекта капитального строительства в должности главных инженеров проектов и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства.
Объектом регионального государственного строительного надзора является деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства - лица, проводящего строительный контроль (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.
Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Проверочные листы в рамках регионального государственного строительного надзора не применяются.
Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проводится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле).
Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле.
Главное управление ведет реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется государственный надзор (далее соответственно - реестр, объекты капитального строительства).
С 10 марта 2022 года, в связи с введением в отношении Российской Федерации, ее граждан либо юридических лиц политических, экономических, иных санкций положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 установлены особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона о контроле (далее - постановление N 336).
В целях поддержания достаточного уровня безопасности охраняемых законом ценностей согласно пункту 10 постановления N 336 предусмотрена возможность осуществления в 2023 году профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в отношении контролируемых лиц.
Показатели правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного строительного надзора за первое полугодие 2023 года приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
N |
Наименование показателя |
первое полугодие 2023 года |
1 |
2 |
3 |
1 |
Количество объектов капитального строительства на территории Омской области, при строительстве/реконструкции которых предусмотрен государственный строительный надзор, ед. |
418 |
1.1 |
Общее количество объектов капитального строительства, по которым осуществляется государственный строительный надзор, на конец отчетного периода, всего |
297 |
1.1.1 |
в том числе, многоквартирных домов |
146 |
1.1.2 |
в том числе, объектов соцкультбыта и промышленного назначения |
151 |
1.2 |
Количество включенных в реестр объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, за отчетный период |
17 |
1.2.1 |
в том числе, многоквартирных домов |
8 |
1.2.2 |
в том числе, объектов соцкультбыта и промышленного назначения |
9 |
2 |
Количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода |
425 |
2.1 |
в том числе, юридических лиц |
398 |
2.2 |
в том числе, индивидуальных предпринимателей |
10 |
2.3 |
в том числе, физических лиц |
17 |
3 |
Количество принятых решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий |
217 |
4 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период |
215 |
4.1 |
- в том числе, по программе |
210 |
4.2 |
- в том числе, по исполнению предписания |
- |
4.3 |
- в том числе, по обращению |
5 |
5 |
Количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период |
- |
6 |
Общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием, проведенных за отчетный период |
212 |
6.1 |
- в том числе, количество документарных проверок, проведенных за отчетный период |
- |
6.2 |
- в том числе, количество выездных проверок, проведенных за отчетный период |
211 |
6.3 |
- в том числе, количество инспекционных визитов, проведенных за отчетный период |
1 |
6.4 |
- в том числе, количество рейдовых осмотров, проведенных за отчетный период |
- |
6.5 |
- в том числе, количество выборочного контроля, проведенного за отчетный период |
- |
7 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных без взаимодействия, за отчетный период |
3 |
7.1 |
- в том числе, наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) |
- |
7.2 |
- в том числе, выездное обследование |
3 |
8 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период; |
4 |
8.1 |
Количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период |
3 |
9 |
Количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия на конец отчетного периода |
102 |
10 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период |
- |
11 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам, осуществившим такие контрольные (надзорные) мероприятия, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах общего числа проведенных контрольных (надзорных) мероприятий) |
- |
12 |
Количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в уполномоченные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах общего количества контрольных (надзорных) мероприятий, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований) |
- |
1.2. Описание текущего развития профилактической деятельности Главного управления
Приказом Главного управления от 19.12.2022 N 44-п "Об утверждении Программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления контрольной (надзорной) деятельности Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на 2023 год" утверждена "Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления Главным управлением государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области регионального государственного строительного надзора на 2023 год" (далее - Программа профилактики).
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения по региональному государственному строительному надзору (далее - Перечень профилактических мероприятий) представлен в приложении к Программе профилактики.
По итогам работы Главного управления за первое полугодие 2023 года мероприятия, предусмотренные Перечнем профилактических мероприятий, выполнены в установленные сроки, достигнутые значения отражены в таблице N 2.
В целях создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения, а также устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Главное управление осуществляет информирование контролируемых лиц посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона о контроле, на официальном сайте Главного управления.
Таблица N 2
N п/п |
Наименование показателя |
первое полугодие 2023 года |
1 |
Количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период |
22 |
2 |
Количество предостережений, объявленных за отчетный период |
10 |
3 |
Количество консультирований: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического визита, контрольного (надзорного) мероприятия в виде устных разъяснений (консультаций) контролируемым лицам и их представителям по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, а также письменного консультирования |
300 |
Информация о реализации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований Программы, размещается на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Профилактика нарушений обязательных требований".
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Главным управлением в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определен перечень профилактических мероприятий, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач и достижение поставленных целей Программы.
Программные мероприятия определены в соответствии с положениями статей 45 - 47, 49, 50, 52 Федерального закона N 248-ФЗ и включают в себя мероприятия по следующим направлениям:
1) информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах;
2) обобщение правоприменительной практики. По итогам обобщения правоприменительной практики Главное управление не реже одного раза в год обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики;
3) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
4) осуществление консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей (Главное управление дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора);
5) проведение инспектором профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
При осуществлении регионального государственного строительного надзора проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Основной проблемой, которая должна быть решена при реализации Программы, является низкий уровень правовой грамотности подконтрольных субъектов, который может привести к причинению вреда охраняемым законом ценностям.
Проведение профилактических мероприятий в виде информирования, консультаций, объявления предостережений предполагает отсутствие мер административного воздействия, является мерой, способствующей снижению административных и финансовых издержек контролируемых лиц.
В 2023 году важное значение приобрело увеличение количества консультаций, рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Продолжение практики проведения профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора в 2024 году позволит закрепить сложившийся положительный эффект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.