г. Краснодар |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А32-34785/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Драбо Т.Н. и Епифанова В.Е. при участии в судебном заседании от заявителя - администрации муниципального образования Мостовский район (ИНН 2342010887 ОГРН 1022304340992) - Маслова О.А. (доверенность от 25.04.2022), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375 ОГРН 1042304949752) - Хавириди А.В. (доверенность от 25.03.2022), рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Мостовский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 по делу N А32-34785/2021, установил следующее.
Администрация муниципального образования Мостовский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительным предостережения от 14.05.2021 N 03-3-17 о недопустимости нарушения требований земельного законодательства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы следующим. Выданное управлением предостережение не содержит властно-распорядительных предписаний, не устанавливает факт нарушения администрацией требований действующего законодательства, не препятствует администрации в осуществлении деятельности и не нарушает права представляемого ею публично-правового образования.
Администрация, обжаловав решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), привела следующие основания проверки законности судебных актов. Оспариваемым предостережением на администрацию возложена обязанность по разработке проекта рекультивации поврежденных земель и проведению на его основании самой рекультивации. Администрация не причастна к ухудшению качественного состояния обследованных управлением земель и не обязана обеспечивать их восстановление.
В отзыве на кассационную жалобу управление выразило мотивированное мнение об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в прокуратуру Мостовского района поступило обращение физического лица по факту нарушения природоохранного, земельного законодательства, которое переадресовано в управление. Управление 07.04.2021 осуществило обследование земель, расположенных в непосредственной близости от земельного участка площадью 2974 кв. м с кадастровым номером 23:20:1301004:54, расположенного по адресу: Краснодарский край, Мостовской район, станица Ярославская, пер. Чапаева, д. 14, относящегося к категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства (далее - земельный участок).
В результате обследования установлено, что на прилегающих к земельному участку землях, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах кадастрового квартала 23:20:1301004, в связи с отсутствием водоотвода наблюдается водная эрозия почвы как самих публичных земель, так и прилегающего к ним земельного участка. Управление вынесло администрации предостережение от 14.05.2021 N 03-3-17 о недопустимости нарушения требований земельного законодательства. В целях профилактики нарушений и обеспечения соблюдения обязательных требований земельного законодательства администрации предложено принять соответствующие исчерпывающие меры и представить в управление уведомление об исполнении предостережения. По мнению администрации, предостережение от 14.05.2021 N 03-3-17 не соответствует действующим нормативным положениям и нарушает права представляемого ею публично-правового образования.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения администрации в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении несоответствия этого решения нормативному правовому акту, в том числе закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных нормативных требований допускается объявление органом государственного (муниципального) контроля (надзора) предостережения о недопустимости нарушения названных требований. Такое предостережение объявляется при наличии сведений о готовящихся нарушениях или о наличии их признаков, полученных в ходе реализации контрольных мероприятий, либо содержащихся в поступивших обращениях (заявлениях). Предостережение может быть объявлено только в отсутствие подтвержденных данных о причинении выявленным нарушением вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о возникновении в связи с нарушением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо о создании угрозы указанных последствий (часть 5 статьи 8.2).
В предостережении указывается на соответствующие обязательные требования и информацию о конкретных действиях (бездействии), приведших или приводящих к выявленным нарушениям. Предостережение может содержать требование о предоставлении сведений о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных нормативных требований (часть 6 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее - Правила), которыми допускается включение в предостережение предложений о принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 4). По результатам рассмотрения предостережения в контролирующий орган могут быть поданы возражения (пункт 7) либо направлено уведомление об исполнении предостережения (пункт 11).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях охраны земель собственникам земельных участков вменены в обязанности проведение мероприятий по защите земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и других негативных воздействий (пункт 2 статьи 13), использование земельных участков способами, исключающими нанесение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв (статья 42).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, суды первой и апелляционной инстанций вправе были заключить о следующем.
Управление как контролирующий орган в целях профилактики нарушений обязательных требований статей 13, 42 Земельного кодекса вправе было объявить администрации, уполномоченной на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предостережения о недопустимости нарушения названных требований. Предостережение объявлено на основании сведений о наличии признаков таких нарушений, содержащихся в поступившем обращении физического лица и подтвержденных в ходе реализации контрольных мероприятий. Предостережение могло быть объявлено в отсутствие у управления подтвержденных данных о причинении выявленными нарушениями вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о возникновении в связи с нарушениями чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, о создании угрозы указанных последствий.
Оспариваемым предостережением для администрации не установлен запрет на определенное поведение (образ действий), не предоставлено право (не отказано в его предоставлении), не установлена какая-либо ответственность на случай продолжения ведения определенной деятельности, не разрешен иной вопрос в сфере публично-правового регулирования. Предостережением, содержащим предложение о принятии исчерпывающих мер в целях соблюдения требований земельного законодательства, не нарушены права и законные интересы администрации и представляемого ею публично-правового образования. При объявлении предостережения управление не вышло за пределы своей компетенции и не нарушило приведенные нормативные положения. Основания для удовлетворения требований администрации отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены в части на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2022 по делу N А32-34785/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление как контролирующий орган в целях профилактики нарушений обязательных требований статей 13, 42 Земельного кодекса вправе было объявить администрации, уполномоченной на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предостережения о недопустимости нарушения названных требований. Предостережение объявлено на основании сведений о наличии признаков таких нарушений, содержащихся в поступившем обращении физического лица и подтвержденных в ходе реализации контрольных мероприятий. Предостережение могло быть объявлено в отсутствие у управления подтвержденных данных о причинении выявленными нарушениями вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, о возникновении в связи с нарушениями чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, о создании угрозы указанных последствий.
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены в части на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2022 г. N Ф08-3317/22 по делу N А32-34785/2021