Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Костромской областной Думы
от 14 декабря 2023 года N 877
Обращение
Костромской областной Думы к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину о необходимости совершенствования федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемый Вячеслав Викторович!
За последнее время в ряд законодательных органов субъектов Российской Федерации поступили протесты Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на законы субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ).
Протесты поступили в 13 субъектов Российской Федерации, входящих в юрисдикцию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Суть протестов заключается в том, что, по мнению прокуратуры, у субъектов Российской Федерации нет полномочий по законодательному регулированию вопросов, связанных с реорганизацией и упразднением ООПТ регионального значения.
Следует отметить, что оспариваемые нормы действуют в большинстве субъектов Российской Федерации уже на протяжении 10 лет. Они были приняты в связи с отсутствием законодательного регулирования данных вопросов на федеральном уровне, на основании положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, предусматривающих полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы "Об охране окружающей среды" и "Об особо охраняемых природных территориях" предусматривают право субъектов Российской Федерации на создание ООПТ регионального значения, определяя, что они находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и региональных государственных учреждений, которые осуществляют управление и контроль за ООПТ регионального значения. Субъектам Российской Федерации предоставлено даже право на установление новых категорий ООПТ регионального значения.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не содержит запрета на проведение реорганизации и ликвидации ООПТ, более того, подзаконные акты, в частности приказ Минприроды России "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" прямо предусматривает возможность изменения площади, категории, уточнения границ, изменения установленного режима охраны, реорганизации ООПТ.
Имеющаяся судебная практика по данному вопросу, в том числе Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, говорит о наличии у субъектов Российской Федерации права по законодательному регулированию вопросов преобразования и ликвидации ООПТ регионального значения и на осуществление данных процедур.
Решения законодательных органов субъектов Российской Федерации по рассмотрению протестов прокуратуры разнятся, некоторые законодательные органы удовлетворяют протесты, другие отклоняют протесты, в ряде регионов созданы рабочие группы по рассмотрению указанных в протестах вопросов.
Вместе с тем, выполнение требований прокуратуры повлечет значительные трудности в реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере ООПТ, а именно, в невозможности принятия решений о преобразовании (изменение площади, границ, перевод в другую категорию) в случае объективной необходимости исходя из реального состояния объектов природы, в том числе и увеличения площади ООПТ, а также об упразднении ООПТ, например, в случае гибели памятника природы - дерева в результате пожара или иного стихийного бедствия.
По нашему мнению, корень проблемы связан с несовершенством действующего федерального законодательства, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" нуждается в существенном обновлении, в том числе, в части введения понятийного аппарата (преобразование, упразднение ООПТ), оснований и критериев осуществления данных процессов, четкой регламентации процедуры их проведения.
Убедительно просим Вас о содействии в решении данной проблемы в целях комплексного урегулирования данного вопроса на федеральном уровне, что будет способствовать эффективному развитию и сохранению особо охраняемых природных территорий на территории всей страны.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Костромской областной Думы от 14 декабря 2023 г. N 877 "Об обращении Костромской областной Думы к Председателю... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.