Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Анализ текущего состояния осуществления вида контроля
Россельхознадзор и его территориальные органы (далее - Служба) осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2022 N 1758 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (до 01.09.2023 - в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 994 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений").
Профилактические мероприятия при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений осуществляются в отношении следующих объектов государственного надзора:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области семеноводства, включающая ввоз в Российскую Федерацию, производство (выращивание), хранение, использование, транспортировку и реализацию семян сельскохозяйственных растений (посадочного материала), в том числе содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы;
б) результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования (семена, посевы сельскохозяйственных растений, документы о показателях сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений);
в) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) в пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
Объекты федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
- значительного риска;
- среднего риска;
- низкого риска.
Описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа
В 2022 году проведено 57 плановых проверок из 484 запланированных (в 2020 году - 178 из 1 163 запланированных, в 2021 году - 887 из 1107 запланированных) и 162 внеплановых мероприятия (2020 год - 784, 2021 год - 704).
Должностными лицами Россельхознадзора в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий на территории Российской Федерации выявлено 858 административных правонарушений в области семеноводства сельскохозяйственных растений (2020 год - 3 786, 2021 год - 4 423), составлено 432 протокола (2020 год - 3816, 2021 год - 4 349), выдано 890 предписаний об устранении нарушений (2020 год - 350, 2021 год - 555), 120 материалов направлены в суды (2020 год - 146, 2021 год - 190). Наложено административных штрафов на сумму более 1,25 млн руб. (в 2020 году - 5,9 млн руб., в 2021 году - более 4,7 млн руб.), взыскано более 1,18 млн руб. (в 2020 году - 3,6 млн руб., в 2021 году - более 4,1 млн руб.).
В целях усиления профилактики нарушения обязательных требований применяется такая мера, как предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. За 2021 год объявлено 3 750 предостережений (в 2020 году - 1 010, в 2021 году - 761).
За первое полугодие 2023 года с учетом установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" особенностей проведения контрольных (надзорных) мероприятий проведено 46 контрольных (надзорных) мероприятий.
Контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом проведено 3 761 (за 2021 год - 369, за 2022 год - 1 527), в том числе:
- в форме наблюдений за соблюдением обязательных требований - 1 748 (за 2021 год - 131, за 2022 год - 284);
- в форме выездных обследований - 2 062 (за 2021 год - 238, за 2022 год - 1 243).
В 2023 году в целях усиления профилактики нарушения обязательных требований проведено 30 746 (за 2021 год - 3 294, за 2022 год - 11 223) профилактических мероприятий, в том числе:
- объявлено предостережений - 4 832 (за 2021 год - 761, за 2022 год - 2 226);
- осуществлено консультирований - 16 975 (за 2021 год - 2457, за 2022 год - 4 457);
- проведено профилактических визитов - 5 419 (за 2021 год - 76, за 2022 год - 1 327).
Россельхознадзором и его территориальными управлениями в рамках реализации Программы в 2023 году регулярно публиковалась информация в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в средствах массовой информации (газеты, журналы, электронные/интернет-издания), размещались видеосюжеты на телевидении, осуществлялось участие представителей Службы и ее территориальных органов в форумах, совещаниях, в т.ч. освещаемых средствами массовой информации, проводилась работа с населением по вопросам соблюдения требований законодательства семеноводства сельскохозяйственных растений.
Информирование неопределенного круга поднадзорных субъектов о необходимости соблюдения требований законодательства в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, о результатах деятельности Россельхознадзора и его территориальных управлений, основных нарушениях, а также краткий обзор изменений требований законодательства посредством (публикаций в СМИ (газеты, журналы); публикаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в т.ч. на сайтах Россельхознадзора и его территориальных органов; выступлений на радио, телевидении, интервью) - 4 578.
Также территориальными управлениями Россельхознадзора проводится работа по размещению на сайтах ответов/разъяснений по часто задаваемым вопросам в сфере государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
Нормативно-правовые акты в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, в том числе принятые во исполнение Федерального закона от 30.12.2021 N 454-ФЗ "О семеноводстве", вступающего в силу с 01.09.2023, размещены на сайте Россельхознадзора (https://fsvps.gov.ru/ru/knf/semenovodstvo).
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Основными проблемами, которые являются причинами основной части нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, выявляемых Россельхознадзором, являются:
1) незнание поднадзорными субъектами законодательства Российской Федерации в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений;
2) недостаточная жесткость мер административного наказания, предусмотренных законодательством;
3) недостаточная урегулированность нормативных правовых актов в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений;
4) недостаточное знание инспекторским составом законодательства Российской Федерации в сфере федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
Возможными вариантами их решения могут быть соответственно:
1) активное проведение Россельхознадзором и его территориальными органами работы по разъяснению поднадзорным субъектам обязательных требований в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений;
2) внесение в Минсельхоз России предложений о необходимости разработки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона "О семеноводстве" и устраняющих правовые пробелы и двоякость толкования отдельных норм;
3) проведение дополнительных занятий с инспекторским составом, в том числе путем направления в центры дополнительного образования и повышения квалификации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.